Расчет от 24.05.2016
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Лучший способ выяснить целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, - это сравнить калькуляции, составляемые ими при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе при тех же числовых данных.

Условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (то есть у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом с физических лиц (далее - подоходный налог), путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

В рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

1) доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

2) уровень рентабельности (вариант 2);

3) тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
2 500
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
2 500
2 500
2 500
2. Амортизационные отчисления
600
2. Амортизационные отчисления
600
600
600
3. Арендные платежи (без НДС)
800
3. Арендные платежи (без НДС)
800
800
800
4. Экологический налог2
-
4. Экологический налог2
-
-
-
5. Земельный налог3
-
5. Земельный налог3
-
-
-
6. Налог на недвижимость
200
6. Налог на недвижимость4
-
-
-
7. Прочие расходы (без НДС)
200
7. Прочие расходы (без НДС)
200
200
200
8. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 7)
4 300
8. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 7)
4 300
4 300
4 300
9. Рентабельность5
1 000 %
9. Рентабельность (100 % х
х стр.10 / стр.8)5
841,6 %
1 000 %
(стр.9 гр.2)
967,0 %
10. Доход (стр.8 х стр.9)
43 000
10. Доход
36 189
(стр.12)
43 000
(стр.8 х стр.9)
41 581
(стр.13 - стр.8)
11. Подоходный налог ((стр.13 х (100 % - 10 %)) х
х 16 %)6
6 811
11. -
-
-
-
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10 -
- стр.11)
36 189
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10)
36 189
(стр.12 гр.2)
43 000
41 581
13. Тариф без оборотных налогов (стр.8 + стр.10)
47 300
13. Тариф без налога при УСН (стр.8 +
+ стр.10)
40 489
47 300
45 881
(стр.15 - стр.14)
14. -
14. Налог при УСН (стр.13 х 3 % /
/ (100 % - 3 %))
1 252
1 463
1 419
(стр.15 х 3 %)
15. Тариф без НДС (стр.13)
47 300
15. Тариф без НДС (стр.13 + стр.14)
41 741
48 763
47 300
(стр.17 - стр.16)
16. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в том числе:
9 460
16. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.15 х 20 %), в том числе:
8 348
9 753
9 460
(стр.17 х 20 % /
/ 120 %)
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((2 500 + 800 + 200) х 20 %)
700
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((2 500 + 800 + 200) х 20 %)
700
700
700
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
8 760
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - стр.16.1)
7 648
9 053
8 760
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16)
56 760
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 +
+ стр.16)7
50 089
58 516
56 760
(стр.17 гр.2)
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 6, 11, 16.2)
15 771
18. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.14 + стр.16.2)
8 900
10 516
10 179
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 /
/ стр.17)
27,79 %
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 /
/ стр.17)
17,77 %
17,97 %
17,93 %

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).

3 У индивидуального предпринимателя нет в собственности (распоряжении) земельных участков.

4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 000 м2 (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).

5 Большой размер рентабельности в данном случае объясняется тем, что у индивидуального предпринимателя, выполняющего работы, оказывающего услуги без привлечения наемных работников, в себестоимость не включается его собственная заработная плата, в сравнении с которой иные затраты, связанные с предпринимательской деятельностью, мизерны. Заработная плата такого индивидуального предпринимателя представляет собой доход, отраженный в стр.10 таблицы, с которого в бюджет удерживается подоходный налог (стр.11).

6 При исчислении подоходного налога применен профессиональный налоговый вычет в размере 10 % подлежащего обложению дохода. Ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (подп.4.1 п.4 ст.173 НК).

7 Отпускные цены приведены без округления.

 

Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на трехпроцентный налог при УСН и НДС, составляет 15 771 руб. (200 + 6 811 + 8 760), а доля этих налогов в выручке - 27,79 % (100 % х 15 771 / 56 760). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех трех рассмотренных вариантах существенно меньше (см. стр.18). Существенно меньше и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки) (стр.19).

Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных будет для индивидуального предпринимателя очень выгоден.

Проанализируем достоинства и недостатки каждого из трех приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.

При использовании варианта 1 (когда сохраняется размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов) тариф на оказываемые услуги самый низкий и составляет с учетом НДС 50 089 руб. По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 11,75 % (100 % х (56 760 - 50 089) / 56 760). Рентабельность снизилась на 158,4 % (до 841,6 %). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых им работ, оказываемых услуг, а не получение максимальной прибыли.

Максимальный доход (43 000 руб. с одной услуги) индивидуальный предприниматель получит при составлении калькуляции по варианту 2 (доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя, увеличится на 18,82 % (100 % х 43 000 / 36 189 - 100 %)). При этом уровень рентабельности сохранится неизменным. В этом случае применяемый тариф увеличится на 3,09 % (100 % х (58 516 - 56 760) / 56 760) по сравнению с тарифом при общем порядке налогообложения.

Вариант 3 (когда тариф не изменяется) оптимален в случае, если реализовать работу (услугу) по более высокому тарифу проблематично из-за существующей конкуренции на рынке этих работ (услуг) или установленного законодательством предельного максимального тарифа.

При составлении калькуляции по варианту 3, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с доходом при общем порядке налогообложения возрастает на 14,90 % (100 % х 41 581 / 36 189 - 100 %). При этом рентабельность снижается на 33 % (до 967 %).

 

Обратите внимание!

Все выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно другим заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

24.05.2016

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»