Расчет от 26.03.2019
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

От чего зависит целесообразность перехода на УСН

Применяя общий порядок налогообложения, индивидуальные предприниматели имеют возможность выбирать определенный вариант исчисления налогов. Например, при расчете налоговой базы подоходного налога с физических лиц расходы могут быть определены в размере:

1) произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности;

2) 20 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности (п.36 ст.205 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).

Выводы о целесообразности перехода на УСН зависят также от вида выпускаемой продукции, структуры затрат в себестоимости этой продукции, других факторов и для различных индивидуальных предпринимателей могут быть диаметрально противоположными. В связи с этим принимать решение о целесообразности такого перехода следует, основываясь на конкретных числовых данных.

Для индивидуального предпринимателя, как и для юридического лица, лучший способ оценить, насколько выгодным может быть переход на УСН, - это выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:

• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, вместо которых при переходе на УСН уплачивается налог при УСН, с суммой налога при УСН;

• размера отпускных цен на производимую продукцию, величины рентабельности и дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, до и после планируемого перехода.

Индивидуальным предпринимателям, выпускающим продукцию, такое сопоставление удобно проводить на основе плановых калькуляций, так как они содержат все названные выше показатели.

Сравнение плановых калькуляций

В приведенной ниже таблице сравниваются плановые калькуляции, составляемые при общем порядке налогообложения и при УСН индивидуальным предпринимателем, осуществляющим выпуск продукции и не являющимся плательщиком НДС ни до, ни после перехода на УСН.

Условимся, что в рамках общего порядка налогообложения при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уменьшается этим индивидуальным предпринимателем на произведенные и документально подтвержденные расходы. Структура затрат выпускаемой продукции такова, что расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов на основании п.11, части первой п.14 ст.132 НК) составляют в полной себестоимости 60 %, а расходы, связанные с оплатой труда, - около 25 %.

Рассмотрим несколько вариантов калькуляций, составляемых при УСН, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).

 


Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при УСН индивидуальным предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость, использующим наемный труд и производящим продукцию

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняются неизменными (по сравнению с общим порядком налогообложения): величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Амортизационные отчисления
0,05
1. Амортизационные отчисления
0,05
0,05
0,05
2. Арендные платежи (без НДС)
0,50
2. Арендные платежи (без НДС)
0,50
0,50
0,50
3. Налог на добавленную стоимость по арендным платежам
0,10
3. Налог на добавленную стоимость по арендным платежам
0,10
0,10
0,10
4. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
4,00
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
4,00
4,00
4,00
5. Налог на добавленную стоимость по сырью, материалам, полуфабрикатам2
0,80
2. Налог на добавленную стоимость по сырью, материалам, полуфабрикатам2
0,80
0,80
0,80
6. Расходы на оплату труда
1,50
3. Расходы на оплату труда
1,50
1,50
1,50
7. Обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.6 × 34 %)3
0,51
4. Обязательные страховые взносы в ФСЗН (стр.6 × 34 %)
0,51
0,51
0,51
8. Экологический налог4
-
5. Экологический налог4
-
-
-
9. Земельный налог
0,03
6. Земельный налог
0,03
0,03
0,03
10. Налог на недвижимость
0,21
7. Налог на недвижимость5
-
-
-
11. Прочие расходы (без НДС)
0,25
8. Прочие расходы (без НДС)
0,25
0,25
0,25
12. Налог на добавленную стоимость по прочим расходам
0,05
12. Налог на добавленную стоимость по прочим расходам
0,05
0,05
0,05
13. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 12)
8,00
13. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 12)
7,79
7,79
7,79
14. Рентабельность
25 %
14. Рентабельность (100 % ×
 × стр.15 / стр.13)
21,57 %
25 % (стр.14 гр.2)
21,95 %
15. Доход (стр.13 × стр.14)
2,00
15. Доход
1,68 (стр.17)
1,95 (стр.13 ×
 × стр.14)
1,71 (стр.18 -
- стр.13)
16. Подоходный налог (стр.15 ×
 × 16 %)6
0,32
16. -
-
-
-
17. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя
(стр.15 - стр.16)
1,68
17. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.15)
1,68
(стр.17 гр.2)
1,95
1,71
18. Цена без оборотных налогов (стр.13 + стр.15)
10,00
18. Цена без налога при УСН (стр.13 + стр.15)
9,47
9,74
9,50 (стр.20 -
- стр.19)
19. -
-
19. Налог при УСН
(стр.18  × 5 % /
/ (100 % - 5 %))
0,50
0,51
0,50
(стр.20 × 5 %)
20. Отпускная цена (стр.18)
10,00
20. Отпускная цена с налогом при УСН
(стр.18 + стр.19)
9,97
10,25
10,00
(стр.20 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Индивидуальные предприниматели, не признаваемые плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, относят на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы НДС:

- уплаченные ими при ввозе товаров;

- предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- уплаченные ими в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (часть первая п.14 ст.132 НК).

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, могут без их отражения на счетах учета налога на добавленную стоимость относиться плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.11 ст.132 НК).

3 Суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН, самостоятельно уплачиваемые индивидуальным предпринимателем из своего дохода, в сравнении не отражены, так как величина этих взносов не зависит от применяемой индивидуальным предпринимателем системы налогообложения (не меняется при переходе на УСН). Особенности уплаты индивидуальными предпринимателями этих страховых взносов изложены в п.7 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

4 В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствуют объекты обложения экологическим налогом (ст.247, подп.1.3.1 п.1 ст.326 НК).

5 В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя:

- нет капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, сданных в аренду (переданных в финансовую аренду (лизинг)), предоставленных в иное возмездное или безвозмездное пользование;

- общая площадь всех используемых в предпринимательской деятельности объектов обложения налогом на недвижимость не превышает 1 000 м2 (часть вторая подп.1.2.3 п.1 ст.326 НК).

6 Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности, установлена в размере 16 % (подп.3.1 п.3 ст.214 НК).

Анализ результатов сравнения

Общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на УСН на пятипроцентный налог при УСН, составляет 0,53 руб. (0,21 + 0,32). Доля этих налогов в выручке - 5,3 % (100 % × 0,53 / 10,00), то есть несколько выше, чем ставка налога при УСН (5 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход индивидуального предпринимателя на УСН можно считать выгодным.

Оценим преимущества и недостатки каждого из приведенных в таблице вариантов составления калькуляции при УСН.

Формирование отпускной цены при УСН по варианту 1 целесообразно в случае, если первостепенной задачей индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта, поскольку при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены на реализуемую продукцию (с 10,00 до 9,97 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 21,57 %), сохраняется та же величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, что и при общем порядке налогообложения (1,68 руб. с единицы продукции).

В случае применения варианта 2, когда неизменной сохраняется рентабельность выпускаемой продукции (актуально в случае установления государством в отношении данного вида продукции предельного уровня рентабельности), индивидуальный предприниматель получает максимально возможный доход: в сравнении с доходом при общем порядке налогообложения доход, остающийся в его распоряжении в случае перехода на УСН, возрастает на 16,07 % (100 % × 1,95 / 1,68 - 100 %). Отпускная цена при этом увеличивается на 2,5 % (100 % × 10,25 / 10,00 - 100 %).

Если же при переходе на УСН сохранить неизменной отпускную цену (см. вариант 3), то доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя, также увеличится, но незначительно - на 1,8 % (100 % × 1,71 / 1,68 - 100 %). Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда сложившаяся на рынке цена на выпускаемую продукцию устойчивая (в связи с большим количеством конкурентов или применяемым со стороны государства ценовым регулированием) и продать эту продукцию по более высокой цене весьма затруднительно, а по сниженной цене - нецелесообразно, так как индивидуальный предприниматель лишит себя части стабильного дохода.

 

внимание

Обратите внимание!

Все выводы о целесообразности перехода на УСН касаются только рассмотренной ситуации. При иных значениях (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно иным выводам о достоинствах и недостатках того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода индивидуального предпринимателя на УСН.

 

26.03.2019

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»

 

По этой теме также см.:

1. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.

2. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС, производящих продукцию.

3. Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС, выполняющих работы, оказывающих услуги.