Пособие от 29.04.2017
Автор: Овсейко С.

Оценочная деятельность: понятие и нормативное регулирование


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие оценочной деятельности

Объекты оценки

Исполнители оценки

Методы оценки

Проведение обязательной оценки

Экспертиза достоверности оценки

 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Объекты, не имеющие денежной оценки их стоимости и участвующие в хозяйственном обороте, нуждаются в такой оценке. Обычно подразумевают учетную оценку - стоимостную оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности. Виды учетной оценки определяются учетной политикой организации в соответствии с законодательством (п.4 ст.9 и ст.12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Между тем учетная оценка всегда вторична, поскольку используется для отражения сделки, а не ее совершения. Чаще всего при отчуждении или иной передаче активов стороны руководствуются не учетной, а рыночной стоимостью объекта, которую определяют субъекты, занимающиеся оценочной деятельностью.

В целях регулирования оценочной деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь», утвердивший Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь (далее - Указ, Положение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 147. Комментарий см. здесь.

Понятие оценочной деятельности

Под оценочной деятельностью понимается предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по проведению независимой оценки, экспертизы достоверности внутренней оценки и экспертизы достоверности независимой оценки.

Оценка может проводиться в случаях, установленных законодательством (обязательная оценка), либо быть инициативной (добровольной). Случаи, когда проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным, приведены в п.21 Положения.

Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой.

 

справочно

Справочно

Независимая оценка - оценка стоимости, проводимая исполнителями оценки на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных в Положении.

Внутренняя оценка - оценка стоимости, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе ИП, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки.

 

Оценка
   
 
   
Обязательная
 
Инициативная
   
 
   
   
Внутренняя
 
Независимая
 

 

События, с которыми чаще всего связано проведение оценки, - это заключение договора по поводу объекта оценки, реже - разрешение судом имущественного спора и т. п.

Сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными (подп.1.6 п.1 Указа).

Объекты оценки

Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности.

Указ не распространяется на:

• оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет (за исключением независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно);

• переоценку основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, за исключением переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке методом прямой оценки с привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оценочную деятельность;

• оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием (примечание 1);

• оценку государственного имущества в процессе приватизации (примечание 2), за исключением независимой оценки его рыночной стоимости, в том числе жилых помещений государственного жилищного фонда;

• оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей, за исключением независимой оценки оценочной стоимости недвижимых материальных историко-культурных ценностей, принадлежащих физическим лицам, для целей исчисления налога на недвижимость (примечание 3);

• оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них (примечание 4);

• оценку стоимости декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества (примечание 5);

• оценку имущества, описанного, арестованного, изъятого в порядке, определенном налоговым, таможенным, уголовно-, гражданско-, хозяйственно-процессуальным законодательством (примечание 6). К оценке в рамках судебно-экспертной деятельности Указ применяется с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 293-З «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь».

Исполнители оценки

Исполнитель оценки - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность (абзац 5 п.2 Положения).

Юридическое лицо, осуществляющее оценочную деятельность, должно иметь в штате не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы.

Требование к физическим лицам - наличие высшего экономического, юридического или технического образования. Свидетельство об аттестации оценщика выдается по результатам аттестационного экзамена сроком на 3 года с возможностью продления. Аттестующий орган осуществляет контроль за соблюдением оценщиками требований законодательства об оценочной деятельности (Положение о порядке проведения аттестации претендентов на получение свидетельства об аттестации оценщика, выдачи свидетельства об аттестации оценщика, внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока действия, аннулирования и прекращения его действия, выдачи его дубликата, учета выданных свидетельств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2007 № 148).

Оценочной деятельностью могут заниматься также риэлтерские организации, Белорусская торгово-промышленная палата (подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь», ст.14 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате»).

Независимая оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями (подп.1.5 п.1 Указа).

Лицензирование оценочной деятельности в Беларуси не предусмотрено, вместо него существует аттестация. Ей подвергаются не организации, занимающиеся оценочной деятельностью, а их работники (оценщики). Аттестующим органом в большинстве случаев является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь или Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (в случае с объектами интеллектуальной собственности).

Права и обязанности юридических лиц или ИП, осуществляющих оценочную деятельность, детально регламентированы в пп.27, 28 Положения. Среди прав обращает на себя внимание право привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством специалистов либо организации к выполнению отдельных работ, необходимых для проведения независимой оценки, а также право получать от третьих лиц (в том числе от государственных органов и иных организаций) информацию, необходимую для проведения независимой оценки. Среди обязанностей - обязанности соблюдать конфиденциальность, а также хранить заключения и отчеты об оценке на бумажных носителях не менее 5 лет.

Перечень документов, передаваемых оценщику, не зафиксирован Положением, он зависит от вида объекта оценки.

 

справочно

Справочно

Если речь идет о капитальных строениях, то перечень документов может включать: копии свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации капитального строения; документа, удостоверяющего имущественные права на земельный участок; техпаспорта (ведомости технических характеристик, паспорта изготовителя и др.); инвентарной карточки учета объекта основных средств; проектно-сметной документации по объекту оценки; договоров, подтверждающих приобретение и (или) аренду; справки о доходах и расходах по объекту оценки; о реконструкции, капитальном и (или) текущем ремонтах, произведенных на объекте оценки; о ставке, размере земельного налога и налоге на недвижимость, а также поправочных коэффициентах к ним; другие данные бухгалтерского учета и прочие документы по требованию оценщика.

Более сложна оценка предприятия как имущественного комплекса (бизнеса), для оценки которого дополнительно могут понадобиться следующие документы: общая информация о предприятии; учредительные документы, копия свидетельства о государственной регистрации; организационная структура; бизнес-план; сведения о численности работников предприятия (отчет по труду); балансы предприятия (обычно за несколько лет); пояснительные записки к годовым отчетам за этот период; отчет о затратах на производство продукции; перечень основных средств, ведомость их переоценки; перечень объектов непроизводственной сферы; расшифровка вложений во внеоборотные активы; перечень объектов незавершенного строительства с ведомостью переоценки; расшифровка по счету 04 «Нематериальные активы»; ставки налогов: на недвижимость и землю, на прибыль и т. д.; график погашения кредитов; расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, строк баланса 480 (целевое финансирование) и 150 (долгосрочные финансовые вложения); сведения о выпускаемой продукции (товарах, услугах); о производственных мощностях предприятия, уровне их загрузки, нормы расхода сырья и материалов; о поставщиках и покупателях; о ценах на внутреннем и внешнем рынках на потребляемое сырье и выпускаемую продукцию; о конкурентах; о программах по ресурсо- и энергосбережению; об акциях и долях в уставных фондах других юридических лиц и др.

 

Ответственность исполнителя за убытки, причиненные в результате осуществления оценочной деятельности, может быть гражданско-правовой (деликтной), за исключением случая представления заказчиком оценки или третьими лицами недостоверной информации, и административной (ст.12.41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена ст.13.25 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Пособие-навигатор см. здесь.

Методы оценки

Методы оценки стоимости объектов оценки определены пп.3, 4 Положения, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2007 № 562 «О методах оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий» (далее - постановление № 562).

 

справочно

Справочно

Под методом оценки понимается один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки (абзац 6 п.2 Положения).

 

Методы оценки:

рыночные:

а) сравнительный метод - сравнение и учет отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам;

б) доходный метод - расчет доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразование их в стоимость объекта оценки;

в) затратный метод - определение затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки за вычетом его износа, или на разнице активов и обязательств по балансу;

иные:

г) индексный метод - применение коэффициентов и (или) индексов к стоимости, принятой в качестве базы для определения оценочной стоимости объектов оценки, за исключением предприятий как имущественных комплексов, долей в уставных фондах юридических лиц, ценных бумаг;

д) метод балансового накопления активов - использует данные бухгалтерского учета на дату оценки и применяется для определения оценочной стоимости предприятий как имущественных комплексов, долей в уставных фондах юридических лиц, ценных бумаг;

е) метод кадастровой оценки - использование сведений, содержащихся в государственном земельном и градостроительном кадастрах.

Методы оценки применительно к объектам и сделкам

Объект гражданских прав Виды сделок и (или) иные юридически значимые действия Метод(ы) оценки
Предприятие как имущественный комплекс Аренда
«д»
Передача в доверительное управление
«д»
Возмездное отчуждение
«д» и (или) «а-в»
Мена
«д» и (или) «а-в»
Ипотека
«д» и (или) «а-в»
Концессия
«д» и (или) «а-в»
Объекты интеллектуальной собственности Возмездная передача имущественных прав, принадлежащих обладателю исключительных прав
«а-в»
В том числе передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности
«а-в»
Залог
«а-в»
Капитальные строения (здания, сооружения);
изолированные помещения;
машино-места;
объекты, не завершенные строительством
Безвозмездное отчуждение
«г»
Безвозмездная передача
«г»
в том числе по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
«г»
Безвозмездное пользование
«г»
Доверительное управление
«г»
Ипотека
«г» и (или) «а-в»
Возмездное отчуждение
«г» и (или) «а-в»
в том числе внесение в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица
«г» и (или) «а-в»
Мена
«г» и (или) «а-в»
Снос в связи с изъятием или временным занятием земельных участков (за исключением объектов, не завершенных строительством)
«а-в»
Наследование имущества
«г» и (или) «а-в»
Машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства; материалы и иное имущество Безвозмездное отчуждение
«г»
Безвозмездная передача
«г»
В том числе по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
«г»
Безвозмездное пользование
«г»
Доверительное управление
«г»
Залог
«г» и (или) «а-в»
Возмездное отчуждение
«г» и (или) «а-в»
в том числе внесение в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица
«г» и (или) «а-в»
Мена
«г» и (или) «а-в»
Наследование имущества
«г» и (или) «а-в»

 

При проведении независимой оценки в случае возможности выбора методов оценки исполнитель оценки должен использовать метод (методы) исходя из стоимости, определенной договором на проведение независимой оценки либо указанной в постановлении (определении) суда или другого органа.

Среди объектов гражданских прав в постановлении № 562 не упоминаются земельные участки. Для сделок с ними во многих случаях используется кадастровая стоимость земель (ст.31, 50, 51 Кодекса Республики Беларусь о земле, п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 № 345-З «Об ипотеке» (далее - Закон об ипотеке)). Кадастровая стоимость обычно выступает не в качестве цены сделки, а лишь в качестве нижнего предела для определения этой цены в договоре. Основное же назначение кадастровой стоимости - определение налоговой базы земельного налога (п.1 ст.195 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

О порядке определения налоговой базы для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году см. п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29.

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.240 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Оценку отдельных объектов регламентируют также государственные стандарты Республики Беларусь, приведенные в приложении 1 к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.01.2011 № 2, технические кодексы установившейся практики, утвержденные приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 25.08.2015 № 184, и аналогичные ТНПА по оценке других объектов.

Проведение обязательной оценки

Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным (п.21 Положения):

• при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги;

• при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;

• при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада;

• при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению;

• при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Среди иных случаев, предусмотренных законодательством, можно назвать лишь некоторые:

• при проведении аукциона (конкурса) по продаже имущества по решению суда оценка такого имущества для определения его начальной цены проводится организациями, которые имеют право на осуществление независимой оценки государственного имущества (подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 августа 2017 г. подп.1.3 п.1 Указа № 232 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 15.08.2017 № 287 исключен;

 

• оценочная стоимость помещения, приобретение которого финансируется согласно Указу Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

• продажа жилых помещений государственного жилищного фонда осуществляется по оценочной стоимости (но не выше рыночной стоимости), определенной индексным методом в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п.51 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563);

• в случае несогласия гражданина, осуществляющего приватизацию жилого помещения, с оценочной стоимостью приватизируемого жилого помещения, он вправе обратиться за проведением независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения в одну из государственных организаций, занимающихся оценочной деятельностью (подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 13.11.2014 № 524 «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 апреля 2020 г. указы № 563 и № 524 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 утратили силу. Комментарий см. здесь;

 

• при выходе или исключении юридического лица государственной формы собственности либо с долей государства в его уставном фонде из состава участников хозяйственного общества стоимость причитающейся ему доли в имуществе определяется в порядке, установленном для оценки стоимости государственного имущества при его отчуждении (продаже), а причитающаяся часть прибыли - по балансу, составленному на дату выхода (исключения) (подп.1.20 п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»);

• рыночная стоимость объектов, определенных в части шестой п.121 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», определяется рыночными методами оценки за счет лица, которому предоставляется земельный участок.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 марта 2018 г. согласно части восьмой п.125 Указа № 667 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463) определение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, аналогичном порядку определения стоимости объектов, не подлежащих сносу, с использованием рыночных методов оценки. Данная оценка выполняется за счет лица, которому предоставляется земельный участок;

 

• оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу, проводится только за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому предоставляется земельный участок (п.9 Положения о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 № 58);

• для установления рыночной стоимости предварительно оцененного арестованного недвижимого имущества судебный исполнитель привлекает государственную оценочную организацию. Сторона в исполнительном производстве вправе заявить ходатайство об участии в проведении оценки выбранного ею оценщика или представить заключение об оценке имущества. Выбор оценщика или оценочной организации производится судебным исполнителем с учетом соблюдения принципа процессуальной экономии (пп.70, 71 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 сентября 2017 г. Инструкция № 21 признана утратившей силу на основании постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2017 № 12.

С 16 мая 2017 г. действует Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67.

 

Необходимо учитывать, что нормы п.21 Положения прямого действия (правоустанавливающие), а не отсылочного, то есть они не нуждаются в подтверждении другими НПА. Другое дело, что такие НПА могут определять вид оценки (независимая или по умолчанию внутренняя).

Обязательная оценка, как правило, проводится до совершения соответствующих сделок. Причем нарушением, влекущим недействительность сделки, является не заключение сделки по цене, отличной от оценочной, а непроведение оценки. Это можно аргументировать положением п.1 ст.394 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), согласно которому расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. Основанием недействительности (ничтожности) сделки будет ее несоответствие требованиям законодательства (ст.169 ГК).

Случаи, когда обязательная оценка стоимости объекта оценки может быть только независимой, предусмотрены:

ст.44 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», в которой упоминается независимая оценка имущества должника, подлежащего продаже в процессе конкурсного производства. Оценка действительна в течение 12 месяцев с даты ее проведения;

ст.10 Закона об ипотеке, согласно которой независимая оценка обязательна, если того требует одна из сторон при заключении договора об ипотеке либо это предусмотрено законодательством.

В остальных случаях оценка может быть внутренней, однако постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 № 669 «О некоторых вопросах применения Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615» установлено, что:

• оценка имущества, передаваемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора), в том числе имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, является обязательной и может быть внутренней либо независимой;

• внутренняя оценка имущества, передаваемого в залог, проводится собственником этого имущества или лицом, которому это имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

• банк не может выступать в качестве исполнителя независимой оценки передаваемого ему в залог имущества (примечание 7).

В других случаях существует возможность выбора:

• согласно п.2 ст.471 ГК оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки;

подп.6.9 п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» предусматривает использование различных методов оценки при распоряжении государственным имуществом: рыночная стоимость, балансовая, сметная и др. При этом обязательность проведения независимой оценки данным Указом не установлена, следовательно, такая оценка может быть и внутренней.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом».

 

Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным выше. Объектом внутренней оценки может быть как уже существующие объекты оценки, принадлежащие юридическому лицу или ИП, так и те, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством, при наличии подтверждающих документов, позволяющих определить их стоимость (например, незавершенное строительство). По результатам составляется акт о внутренней оценке, который должен содержать применительно к юридическому лицу: наименование организации, проводившей внутреннюю оценку; цель; дату оценки; наименование объекта; метод оценки; расчет стоимости объекта оценки; результат внутренней оценки; подписи специалиста и руководителя (заместителя руководителя) юридического лица, проводившего внутреннюю оценку; иную информацию.

Независимая оценка проводится на основании договора либо постановления правоохранительных органов. Речь идет о разновидности договора возмездного оказания услуг, основные требования к содержанию которого перечислены в п.9 Положения. По результатам независимой оценки исполнитель составляет в двух экземплярах заключение и отчет об оценке (пп.10-14 Положения).

Непосредственным результатом независимой оценки считается итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке. Результат оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки (пп.15, 16 Положения).

 

внимание

Обратите внимание!

Случаи, когда вследствие конфликта интересов независимая оценка не может проводиться определенными лицами, приведены в п.17 Положения.

 

Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки.

Экспертиза достоверности оценки

Экспертиза достоверности оценки - это своего рода проверка проверки или оценка оценки, которая применяется как в отношении внутренней, так и независимой оценки. В первом случае проверка проводится на предмет соответствия законодательству, во втором - ТНПА и на предмет обоснованности результата оценки. В обоих случаях экспертиза достоверности оценки может быть обязательной или инициативной.

Обязательная экспертиза проводится в случаях, определенных п.24 Положения.

Порядок проведения экспертизы достоверности независимой оценки и внутренней оценки определен Положением о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173.

 

Примечание 1. Деятельность по оценке страхового риска и размера ущерба, оценке и осмотру движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества входит в объем правоспособности страховых организаций (п.27 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530). В некоторых случаях требуется аттестация такого оценщика (Положение о присвоении квалификационных категорий оценщикам и их аттестации для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденное приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 10.06.2014 № 15-од).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. следует руководствоваться Положением об аттестации оценщиков для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (прилагается), утвержденным приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 26.02.2019 № 5-од.

 

Примечание 2. См.: ст.13 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-ХII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества»; Инструкцию о порядке определения оценочной стоимости предприятия как имущественного комплекса государственного унитарного предприятия при приватизации, размера уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, стоимости имущества присоединяемого государственного унитарного предприятия к открытому акционерному обществу, утвержденную постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 04.01.2011 № 1.

Примечание 3. См. Указ Президента Республики Беларусь от 19.04.2007 № 190 «О порядке оценки стоимости культурных ценностей».

Примечание 4. См. Инструкцию о порядке установления и применения цен на драгоценные металлы (кроме драгоценных металлов при осуществлении банковских операций), принимаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и отпускаемые из него, а также на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими кредитно-финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц), утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.07.2011 № 54.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2020 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19.12.2019 № 80 изменено название Инструкции № 54: «Инструкция о порядке установления и применения цен на драгоценные металлы».

 

Примечание 5. См.: ст.6 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»; ст.27 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. Закон № 174-З утратил силу Законом от 31.12.2021 № 141-З. Следует руководствоваться ст.7 Закона № 141-З и НК. НК дополнен ст.731 «Камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица». Комментарий см. здесь.

 

Примечание 6. За исключением определения рыночной стоимости этого имущества экспертом-оценщиком в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2016 № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства».

Примечание 7. Пунктом 6 ст.109 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» предусмотрено, что определение стоимости предмета залога осуществляется с использованием рыночных методов оценки не ранее 2 месяцев, предшествующих дню обращения в таможенный орган с предложением о заключении договора о залоге имущества.

 

29.04.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук