


Материал помещен в архив
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ: СЛУЧАИ И ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
Понятие и особенности отстранения от работы
Вопросы отстранения от работы урегулированы ст.49 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Из содержания норм ст.49 ТК можно сделать вывод о том, что отстранение от работы имеет ряд особенностей. В частности:
1) отстранение от работы производится только при наличии оснований, предусмотренных законодательством;
2) при наличии оснований, предусмотренных в пп.1-4 части второй ст.49 ТК, наниматель обязан отстранить работника от работы;
3) отстранение от работы производится на весь срок устранения причин, являющихся основанием для отстранения;
4) на период отстранения от работы приостанавливается исполнение работником и нанимателем предусмотренных трудовым договором обязанностей. Например, работник не исполняет должностные обязанности, предусмотренные трудовым договором, не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, не исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами нанимателя, а наниматель, как правило, не производит начисление заработной платы на период отстранения.
Трудовой кодекс не содержит определения правового термина «отстранение от работы».
Конституционный Суд РБ в своем решении от 02.11.2004 № П-111/2004 «О порядке выплаты ежемесячного государственного пособия в соответствии с частью третьей статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь при отстранении работника от должности» указал, что в соответствии с трудовым законодательством отстранение от работы - это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не является прекращением трудового договора с работником, а влечет запрещение (недопущение) исполнения своих трудовых обязанностей.
Отстранение от работы носит временный характер и отменяется после устранения причин, послуживших основанием для отстранения.
![]() |
Справочно На время отстранения от работы имеет место временное изменение содержания трудового правоотношения. При этом трудовое отношение между работником и нанимателем сохраняется. В то же время как в период отстранения, так и по завершении отстранения от работы трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК, например, по соглашению сторон, по требованию работника, по инициативе нанимателя. |
![]() |
Обратите внимание! Отстранение от работы не является мерой дисциплинарного взыскания. Поэтому при наличии оснований, в частности при появлении работника на работе в состоянии алкогольного опьянения, как отстранение от работы, так и дисциплинарное взыскание могут быть применены к такому работнику одновременно. |
Как следует из содержания ст.49 ТК, отстранить работника от работы наниматель:
1) обязан - по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (часть первая ст.49 ТК); по своей инициативе (в случаях, предусмотренных в части второй ст.49 ТК);
2) вправе - в случае совершения работником хищения имущества нанимателя (часть третья ст.49 ТК).
Отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого
Прокурор, его заместитель либо Председатель Следственного комитета РБ, Председатель Комитета государственной безопасности РБ или лица, исполняющие их обязанности, а также следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности (часть первая ст.131 Уголовно-процессуального кодекса РБ (далее - УПК)).
![]() |
Обратите внимание! В силу части первой ст.131 УПК отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, допускается только с согласия Президента РБ. |
В части второй ст.131 УПК разъяснено, что отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.
![]() |
Важно! Основанием для отстранения от должности по требованию лиц, указанных в части первой ст.131 УПК, является постановление прокурора или его заместителя, органа дознания или следствия, санкционированного прокурором или его заместителем, а также определение (постановление) суда. Например, при наличии достаточных оснований полагать, что, оставаясь в должности, подозреваемый будет препятствовать предварительному расследованию уголовного дела и необходимости в этой связи отстранения его от должности, следователь выносит оформленное в соответствии со ст.131 УПК постановление. Данное постановление, санкционированное прокурором или его заместителем, направляется нанимателю и подлежит немедленному исполнению. При этом иные документы этих лиц, например запросы, письма и т.д., не могут служить основанием для отстранения работника от должности. |
Пример приказа об отстранении от работы во исполнение постановления следователя
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 7-л
г.Минск
Об отстранении от работы
Во исполнение постановления следователя Х. областного управления внутренних дел о временном отстранении от должности подозреваемого от 13.02.2012
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, главного бухгалтера, от работы 14.02.2012 с выплатой в установленном порядке ежемесячного государственного пособия (ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь, ст.131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
Основание: |
постановление следователя Х. областного управления внутренних дел о временном отстранении от должности подозреваемого от 13.02.2012. |
Директор предприятия Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
Выплата пособия на время отстранения
Согласно нормативным предписаниям части третьей ст.131 УПК временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью.
В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается.
Совет Министров РБ в постановлении от 17.01.2008 № 58 «О некоторых вопросах выплаты ежемесячного государственного пособия подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненным от должности органом, ведущим уголовный процесс» (далее - постановление № 58) установил, что:
• подозреваемому или обвиняемому из числа работников, военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета РБ, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, временно отстраненным от должности прокурором или его заместителем, а также органом дознания, следователем с санкции прокурора или его заместителя на основании постановления либо постановлением судьи, определением суда (далее - орган, ведущий уголовный процесс) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности и не занимающимся иной оплачиваемой деятельностью (далее - подозреваемый или обвиняемый), выплачивается ежемесячное государственное пособие (далее - пособие);
• пособие подозреваемому или обвиняемому выплачивается в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленном на дату выплаты пособия, исчисленном пропорционально времени их отстранения от должности, на основании приказа нанимателя, командира (начальника), имеющего право назначения на воинскую должность, Председателя Следственного комитета РБ или другого должностного лица Следственного комитета РБ согласно компетенции, определяемой Председателем Следственного комитета РБ, начальника органа внутренних дел, органа финансовых расследований (кроме межрайонного отдела), начальника, которому предоставлено право приема на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям (далее - наниматель), со дня отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии с постановлением (определением) органа, ведущего уголовный процесс, о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. При этом день, с которого подозреваемый или обвиняемый являются отстраненными от должности, определяется постановлением (определением) органа, ведущего уголовный процесс;
• наниматель ежемесячно направляет органу, ведущему уголовный процесс, требование на выплату пособия подозреваемому или обвиняемому по установленной форме.
Орган, ведущий уголовный процесс, в течение 3 банковских дней со дня получения требования на выплату пособия подозреваемому или обвиняемому представляет в управление государственного казначейства территориального органа Министерства финансов РБ платежное поручение с приложением данного требования для перечисления средств на текущий (расчетный) банковский счет нанимателя.
После перечисления средств на текущий (расчетный) банковский счет наниматель выплачивает пособие подозреваемому или обвиняемому в сроки, установленные для выплаты заработной платы, денежного довольствия;
• пособие подозреваемому или обвиняемому не выплачивается за период их нахождения в отпуске независимо от вида отпуска;
• в случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу выплата нанимателем пособия приостанавливается с даты, указанной в постановлении (определении) органа, ведущего уголовный процесс, о применении в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, и возобновляется с даты, указанной в постановлении (определении) органа, ведущего уголовный процесс, об отмене применения в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно подп.1.6 п.1 постановления № 58 выплата пособия прекращается нанимателем в случаях:
1) вынесения органом, ведущим уголовный процесс, постановления (определения) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности;
2) увольнения подозреваемого или обвиняемого.
Датой прекращения выплаты пособия подозреваемому или обвиняемому является соответственно дата вынесения органом, ведущим уголовный процесс, постановления (определения) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности либо дата увольнения подозреваемого или обвиняемого.
В соответствии с подп.1.7 п.1 постановления № 58 при прекращении уголовного дела за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, отсутствием в деянии состава преступления, недоказанностью участия в совершении преступления либо при вынесении оправдательного приговора за весь период временного отстранения от должности подозреваемому или обвиняемому производятся выплаты в соответствии с законодательными актами.
Отмена отстранения от работы
В соответствии с частью четвертой ст.131 УПК временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, либо постановлением Председателя Следственного комитета РБ, Председателя Комитета государственной безопасности РБ или лиц, исполняющих их обязанности, либо постановлением следователя с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость.
Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, отменяется только с согласия Президента РБ, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту их работы (службы).
Отстранение от работы по требованию органов внутренних дел
В соответствии с положениями ст.25 Закона РБ от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право останавливать транспортные средства и отстранять от управления ими лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами, запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, требовать от соответствующих организаций устранения неисправностей дорог, приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением технических требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме того, Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1851, закрепляет право государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ для выполнения возложенных задач и функций отстранять от управления транспортными средствами, самоходными машинами лиц, которые не имеют права управления этими транспортными средствами, самоходными машинами, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (подп.11.12 п.11).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2012 г. в подп.11.12 п.11 Положения № 1851 на основании постановления Совета Министров РБ от 18.10.2012 № 947 внесено дополнение. |
Физическое лицо, управляющее транспортным средством, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения от управления транспортным средством (ст.8.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Отстранение руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом
Хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности.
В частности, согласно ст.34 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» в процессе защитного периода по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, содержащему достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства, хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2013 г. взамен Закона № 423-З принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Меры по обеспечению требований кредиторов изложены в ст.40 Закона № 415-З. |
![]() |
Справочно Хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности, которое является обязательным для органа (руководителя), которому предоставлено право приема (избрания, назначения) на должность такого руководителя. |
Определение хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке, в т.ч. руководителем должника.
Пример приказа об отстранении от работы по определению хозяйственного суда
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 7-л
г.Минск
Об отстранении от работы
В соответствии с приказом Председателя концерна «БелХ» от 13.02.2012 № 65-л об отстранении Иванова Ивана Ивановича, директора РУП «Торги», от занимаемой должности, принятым во исполнение определения областного хозяйственного суда Н-кой области,
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, директора РУП «Торги», от работы 14.02.2012 на срок, установленный хозяйственным судом (ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Основание: |
приказ Председателя концерна «БелХ» от 13.02.2012 № 65-л об отстранении Иванова И.И. от занимаемой должности директора РУП «Торги». |
Заместитель директора предприятия Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
Отстранение от работы на объектах строительства
Органы государственного строительного надзора наделены правом на отстранение от работы на объектах строительства, которое закреплено в Законе РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
В частности, согласно ст.36 названного Закона органы государственного строительного надзора в соответствии с законодательными актами, регулирующими порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности, вносят заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, представления об отстранении от работы на объектах строительства должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством.
Согласно подп.6.7 п.6 Положения об органах государственного строительного надзора Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.11.1999 № 1860, государственные строительные инспекторы при реализации своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением участниками строительной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов, утвержденной проектной документации, имеют право вносить заказчикам, застройщикам, подрядчикам, разработчикам проектной документации, организациям, выпускающим строительную продукцию, представления об отстранении от работы на объектах строительства должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством.
Пример приказа об отстранении от работы на объекте строительства
Строительное управление № 123
(СУ № 123)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 7-л
г.Минск
Об отстранении от работы
Согласно ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь и на основании представления инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Н-ской области Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 13.02.2012 № 65 за систематическое необеспечение выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, старшего производителя работ участка собственного строительства, 14.02.2012 от работы без сохранения заработной платы.
Основание: |
представление инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Н-ской области Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 13.02.2012 № 65. |
Заместитель директора Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
Отстранение от работы носителя инфекционного заболевания
Правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения урегулированы Законом РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (далее - Закон № 340-З).
В ст.22 Закона № 340-З закреплено положение о том, что если физические лица, указанные в Законе, могут быть источником инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты, эти физические лица подлежат отстранению от работы в порядке, определенном законодательством о труде.
Законодатель, закрепляя в ст.31 Закона № 340-З для организаций и индивидуальных предпринимателей обязанности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, наряду с другими установил им и такую обязанность, как выполнять предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Согласно п.2 Инструкции о порядке отстранения и допуска к работе (учебе) больных туберкулезом, утвержденной приказом Минздрава РБ от 08.07.2003 № 122, при обнаружении активных легочных (независимо от наличия или отсутствия бактериовыделения) и внелегочных форм (с наличием свищей, бактериоурии или туберкулезной волчанки лица и рук) туберкулеза у лиц, предусмотренных законодательством, такие лица временно отстраняются от работы (учебы) руководителями организаций.
Положения п.3 данной Инструкции определяют, что основанием для отстранения является медицинское заключение врачебно-консультативной комиссии территориальной районной больницы (городского, областного противотуберкулезного диспансера) совместно с главным врачом (эпидемиологом) территориального центра гигиены и эпидемиологии.
Пример приказа об отстранении от работы носителя инфекционного заболевания
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
24.02.2012 № 15-л
г.Минск
Об отстранении от работы
Согласно ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь во исполнение предписания главного санитарного врача Н-ской области от 23.02.2012 № 12345
ОТСТРАНИТЬ:
СМИРНОВУ Софью Станиславовну, помощника воспитателя детского дошкольного учреждения № 4, 24.02.2012 от работы без сохранения заработной платы.
Основание: |
1. Предписание от 23.02.2012 № 12345. 2. Предложение о переводе на работу вахтером от 23.02.2012 № 15. 3. Заявление Смирновой С.С. об отказе на перевод вахтером от 23.02.2012. |
Директор предприятия Подпись И.И.Иванов
Визы
С приказом ознакомлена Подпись С.С.Смирнова
24.02.2012
Отстранение от работы работников Минского метрополитена и железнодорожного транспорта
Возможность отстранения от работы некоторых категорий работников с особым характером труда при совершении ими определенных проступков предусмотрена положениями о дисциплине, действующими в Минском метрополитене и на железнодорожном транспорте.
В частности, согласно п.12 Положения о дисциплине работников Минского метрополитена, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 30.09.1994 № 100, за совершение дисциплинарного проступка к работнику метрополитена могут применяться следующие дисциплинарные взыскания (кроме предусмотренных законодательством о труде):
• в случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа отстраняются от работы и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения;
• за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности вверенного имущества и денежных средств - освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой метрополитена или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);
• за грубое нарушение работником дисциплины, приведшее к крушению или аварии поездов, в результате чего причинен вред жизни и здоровью людей, необеспечение сохранности вверенного имущества и денежных средств и их хищение - увольнение.
Нормы п.16 данного Положения уточняют, что работник метрополитена, совершивший проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, отстраняется от работы в день (смену) его совершения должностным лицом, выполняющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. Уведомление должно содержать информацию о причинах и обстоятельствах, вызвавших это отстранение.
Согласно п.15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.09.1993 № 656, в случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание, указанное в абзаце 4 п.14 указанного Положения.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 июля 2015 г. Положение № 656 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2015 № 486 изложено в новой редакции. В соответствии с п.7 названного Положения дисциплинарное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами железнодорожного транспорта на срок от 3 месяцев до 1 года может быть применено к машинисту локомотива, моторвагонного подвижного состава, машинисту (водителю) специального подвижного состава в случае совершения ими дисциплинарного проступка, который создал угрозу крушения или аварии, причинения вреда жизни или здоровью людей. При этом данные работники могут быть переведены с их согласия на другую работу, не связанную с управлением транспортным средством железнодорожного транспорта, а в случае их несогласия с переводом могут быть уволены в соответствии с п.7 ст.44 ТК. |
Работник, совершивший проступок угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, отстраняется от работы на этот рабочий день (смену) должностным лицом, выполняющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. В уведомлении должны быть подробно изложены причины и обстоятельства, вызвавшие это отстранение.
Пример приказа об отстранении от работы работника железнодорожного транспорта
Транспортное республиканское
унитарное предприятие
«Н-ское отделение Белорусской
железной дороги»
ПРИКАЗ
24.02.2012 № 15-л
г.Минск
Об отстранении от работы
Согласно ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь за проезд запрещающего сигнала, повлекшего аварию,
ОТСТРАНИТЬ:
СМИРНОВА Сергея Станиславовича, машиниста мотор-вагонного состава, 24.02.2012 без сохранения заработной платы.
Основание: |
1. Докладная записка дежурного по отделению дороги от 24.02.2012. 2. Акт о ликвидации последствий аварии от 24.02.2012. |
Начальник предприятия Подпись И.И.Иванов
Визы
С приказом ознакомлен Подпись С.С.Смирнов
24.02.2012
Отстранение от должности прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, должностного лица таможенного органа
Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на 2 месяца (ст.55 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», далее - Закон № 220-З).
Отстранение от должности производится по распоряжению Генерального прокурора РБ или прокурора, назначившего на должность прокурорского работника, совершившего дисциплинарный проступок, если иное не предусмотрено УПК.
Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора РБ, прокуроров областей, г.Минска и приравненных к ним прокуроров производится с согласия Президента РБ.
За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата (денежное довольствие), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
При этом нормы Закона № 220-З предоставляют прокурорскому работнику право на обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания, об освобождении или отстранении от должности, о переводе на другую должность, о лишении классного чина или об увольнении из органов прокуратуры.
Нормативными предписаниями Положения о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 10.11.2011 № 518, установлены порядок и условия отстранения от исполнения служебных обязанностей и временного отстранения от должности сотрудников Следственного комитета РБ.
Согласно п.28 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утвержденного Указом Президента РБ от 21.04.2008 № 228, должностное лицо таможенного органа в случае нарушения им служебной дисциплины, в результате которого исполнение служебных обязанностей невозможно, может быть отстранено от исполнения служебных обязанностей на срок до 2 месяцев.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2014 г. следует руководствоваться п.35 Положения № 228 в редакции Указа Президента РБ от 13.11.2014 № 530. |
Отстранение от исполнения служебных обязанностей должностных лиц таможенных органов производится руководителем таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность.
Отстранение от исполнения служебных обязанностей должностных лиц таможенных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, осуществляется в порядке, установленном Президентом РБ.
В случае привлечения должностного лица таможенного органа в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу оно может быть временно отстранено от должности в порядке, предусмотренном УПК.
Отстранение от должности персонала гражданской авиации
Положение о дисциплине авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2001 № 1122, также устанавливает основания для отстранения от работы.
Так, согласно п.13 данного Положения работник, совершивший дисциплинарный проступок, угрожающий безопасности полетов, жизни и здоровью людей, по требованию должностных лиц, выполняющих контрольно-инспекторские функции в гражданской авиации, отстраняется от работы на этот рабочий день (рейс, смену).
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется.
Отстранения от работы, применяемые в условиях технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест
Ликвидация аварий должна проводиться с ведома и при оперативном участии дежурного диспетчера (п.4.9 Типовой инструкции по эксплуатации насосных станций, являющейся приложением 4 к Правилам технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, утвержденным приказом Минжилкомхоза РБ от 06.04.1994 № 23).
Во время ликвидации аварии старший по смене независимо от присутствия лиц высшей администрации (если старший по должности не принял руководство работами на себя) несет полную ответственность за ликвидацию аварий и за безопасные методы работы, единолично принимая решения и осуществляя необходимые мероприятия. В случае неправильных действий старшего по смене и дежурного диспетчера лица высшей технической администрации (главный инженер, старший диспетчер) обязаны вмешаться в ход ликвидации аварии (вплоть до отстранения диспетчера или старшего по смене), принимая тем самым на себя ответственность за дальнейший ход ликвидации аварии и за безопасность персонала.
Отстранения от работы, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом РБ от 24.06.2002 № 117-З «О чрезвычайном положении» (далее - Закон № 117-З) на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные вышеназванным Законом № 117-З ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Согласно ст.12 Закона № 117-З в случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, предусмотренных данным Законом, в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РБ о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие чрезвычайные меры и временные ограничения:
• временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;
• введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
• использование материальных ценностей государственного и (или) мобилизационного материальных резервов, мобилизация ресурсов организаций, изменение режима их работы, переориентация организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
• отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
• отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими предусмотренных Законом № 117-З мер и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
• привлечение в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Отстранение от работы главных государственных ветеринарных инспекторов областей, городов и районов
Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ наделен государственно-властными полномочиями и осуществляет государственный контроль и надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, семеноводства, карантина и защиты растений.
Согласно п.7 Положения о Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 05.05.2010 № 236, данный Департамент в целях выполнения возложенных на него задач имеет право требовать отстранения от работы главных государственных ветеринарных инспекторов областей, городов и районов в случае нарушения или ненадлежащего исполнения ими лично или подчиненными им должностными лицами законодательства в области ветеринарной деятельности.
Отстранение от работы, применяемое в связи с необеспечением либо нарушением установленного законодательством порядка расчетов за мясо-молочную продукцию
Постановление Совета Министров РБ от 28.02.2005 № 221 «О дополнительных мерах по обеспечению расчетов за мясную и молочную продукцию и внесении дополнений и изменения в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» принято в целях обеспечения своевременных расчетов между юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными организациями и иными юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, а также предотвращения возникновения задолженности по данным расчетам.
В качестве такой меры в подп.1.2 п.1 данного постановления предусмотрено, что при необеспечении либо нарушении установленного законодательством порядка расчетов за мясо-молочную продукцию отстраняются нанимателем от работы на срок до 2 месяцев:
• руководители местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня - по требованию Совета Министров РБ в установленном порядке;
• руководители, работники заготовительных и перерабатывающих мясо-молочную продукцию организаций независимо от форм собственности - по требованию Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ;
• руководители, работники организаций, осуществляющих розничную торговлю мясо-молочной продукцией, независимо от форм собственности - по требованию Министерства торговли РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. согласно абзацу 4 подп.1.2 п.1 постановления № 221 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 12.01.2017 № 22) руководители, работники организаций, осуществляющих розничную торговлю мясо-молочной продукцией, независимо от форм собственности по требованию Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ отстраняются от работы при нарушении установленного законодательством порядка расчетов. |
Отстранение руководителя банка или небанковской кредитно-финансовой организации от занимаемой должности
Отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются банковским законодательством, устанавливающим права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.
Согласно ст.34 Банковского кодекса РБ (далее - БК) Национальный банк РБ (далее - Нацбанк) осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за ней.
В ст.134 БК определены меры воздействия, применяемые Нацбанком, в частности, положения части второй данной статьи определяют, что в случае невыполнения банком или небанковской кредитно-финансовой организацией предписания об устранении нарушений, наличия убытков по результатам деятельности банка или небанковской кредитно-финансовой организации за год, а также если указанные в ст.97 БК нарушения либо другие действия банка или небанковской кредитно-финансовой организации привели к созданию положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка или небанковской кредитно-финансовой организации либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов, Нацбанк вправе потребовать отстранения руководителя банка или небанковской кредитно-финансовой организации от занимаемой должности.
Отстранение от работы со средствами защиты растений лиц, не имеющих специальной подготовки или нарушающих требования по обращению со средствами защиты растений
Положения ст.29 Закона РБ от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений» наделяют должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за безопасным обращением со средствами защиты растений, широкими полномочиями. В частности, эти должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2017 г. следует руководствоваться ст.29 «Полномочия государственного учреждения "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений"» Закона РБ от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» в редакции Закона РБ от 18.07.2016 № 398-З. |
• беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать подкарантинные объекты, места, связанные с обращением со средствами защиты растений;
• проводить отбор образцов и (или) проб растительной продукции и средств защиты растений;
• получать безвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для осуществления государственного контроля в области защиты растений;
• получать объяснения по фактам нарушения законодательства о защите растений;
• по результатам проверок составлять акты, выдавать в пределах предоставленных им прав обязательные для исполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства о защите растений;
• приостанавливать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области защиты растений на объектах, на которых она осуществляется с нарушением законодательства о защите растений, до устранения указанных в предписании нарушений;
• в случае неисполнения предписаний по устранению допущенных нарушений законодательства о защите растений вносить в соответствующий государственный орган, осуществляющий государственный контроль в области защиты растений, предложения о прекращении деятельности в области защиты растений;
• представлять в установленном порядке материалы о проведенных проверках в соответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство о защите растений.
Кроме того, указанные должностные лица имеют право вносить представления нанимателю об отстранении от работы со средствами защиты растений лиц, не имеющих специальной подготовки или нарушающих требования по обращению со средствами защиты растений (часть третья ст.29 вышеназванного Закона № 77-З).
Особенности отстранения от работы работника, совершившего хищение имущества нанимателя
Работника, задержанного по месту работы в момент совершения кражи, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (часть третья ст.49 ТК).
Из содержания приведенной нормы следует, что:
• наниматель вправе (но не обязан) отстранить от работы работника в случае совершения им хищения имущества;
• наниматель может отстранить работника от работы только на период до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
• отстранить от работы можно за хищение имущества только нанимателя.
![]() |
Важно! Хищение имущества работников, иных граждан, находящихся на территории нанимателя, не является основанием для отстранения работника от работы. |
Пример приказа об отстранении от работы работника, совершившего хищение имущества нанимателя
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 7-л
г.Минск
Об отстранении от работы
В соответствии с частью третьей ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, грузчика торгового склада, 14.02.2012 от работы до вступления в законную силу приговора суда.
Основание: |
1. Докладная записка начальника торгового склада Петрова П.П. от 13.02.2012. 2. Акт о задержании Иванова И.И. работниками Советского отдела (г.Минска) Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь на проходной с похищенным имуществом от 13.02.2012. |
Директор предприятия Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
Наниматель не вправе самостоятельно устанавливать факт хищения имущества, даже при всей его очевидности. Поэтому нанимателю следует помнить, что, принимая решение об отстранении работника от работы по нормам части третьей ст.49 ТК, он несет риск ответственности за такое решение, поскольку исходит он из известных ему конкретных обстоятельств совершения хищения имущества и только предполагаемой вины работника в этом.
Если вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания, будет установлено отсутствие вины работника в совершении хищения, наниматель обязан будет выплатить работнику заработную плату за весь период отстранения от работы.
Отстранение от работы работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда
Пункт 5 ст.53 ТК закрепляет положение о том, что для работников устанавливаются, наряду с другими, обязанности соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользованию средствами индивидуальной защиты.
Основные обязанности работников, закрепленные в ст.53 ТК, развиваются в других статьях ТК и иных нормативных правовых актах. В частности, согласно п.4 ст.232 ТК работник обязан проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
На реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон № 356-З), который регулирует общественные отношения в области охраны труда.
В ст.15 Закона № 356-З закреплены обязанности работающего в области охраны труда, в т.ч. проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Нормы ст.19 Закона № 356-З, обеспечивая надлежащее исполнение работниками обязанностей по охране труда, закрепляют положение о том, что подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктаж, повышение квалификации и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда осуществляются в порядке, определяемом Правительством РБ или уполномоченным им органом. Во исполнение данных нормативных предписаний постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 утверждена Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее - Инструкция № 175). Согласно п.3 Инструкции № 175 работодатели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам (наниматели), обеспечивают обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Обязанности работающего в области охраны труда изложены в ст.19, требования к обучению, стажировке, инструктажу и проверке знаний по вопросам охраны труда - в ст.25 новой редакции Закона. С 12 февраля 2014 г. следует руководствоваться Инструкцией № 175 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.12.2013 № 131. |
В соответствии с п.11 Инструкции № 175 лица, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, созданных в порядке, установленном законодательством (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), проходят повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более 1 месяца со дня ее проведения.
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством, а именно: работник должен быть отстранен от работы и в дальнейшем следует решить вопрос о соответствии его занимаемой должности или выполняемой работе.
Пример приказа об отстранении от работы работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 7-л
г.Минск
Об отстранении от работы
Иванова И.И.
В связи с неявкой без уважительной причины на заседание комиссии по проверке знаний по охране труда
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, мастера деревообрабатывающего цеха, 14.02.2012 от работы без сохранения заработной платы (часть третья ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Основание: |
1. Докладная записка председателя комиссии по проверке знаний по охране труда от 13.02.2012. 2. График работы комиссии по проверке знаний от 20.01.2012 (с подписью Иванова И.И. об ознакомлении). |
Директор предприятия Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
![]() |
Обратите внимание! Проверка знаний по вопросам охраны труда лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу. |
Отстранение от работы работника, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью
По вопросу средств индивидуальной защиты в законодательстве установлена взаимная обязанность сторон трудового договора.
При организации труда работников наниматель обязан обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами (п.8 ст.55 ТК).
Нормы п.5 ст.53 ТК обязывают работника соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Согласно ст.22 Закона № 356-З обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется по нормам и в порядке, определяемым Правительством РБ или уполномоченным им органом. Аналогичные нормы содержит п.1) части первой ст.230 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Нормы обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами регулируются ст.28 новой редакции Закона № 356-З. |
Обеспечение иных категорий работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в соответствии с законодательством.
Во исполнение нормативных предписаний ст.22 Закона № 356-З постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 утверждена Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее - Инструкция № 209).
Нормами пп.54, 55 Инструкции № 209 закреплена обязанность работников использовать и правильно применять предоставленные им средства индивидуальной защиты, а также нанимателя - не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты.
Пример приказа об отстранении от работы работника, не использующего требуемые средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 15-л
г.Минск
Об отстранении от работы
В связи с неиспользованием при выполнении работы на высоте пояса предохранительного (страховочная привязь), а также ботинок сварщика
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, газосварщика, 14.02.2012 с 14 ч 00 мин от работы до устранения нарушения без сохранения заработной платы (ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Основание: |
1. Докладная записка бригадира от 14.02.2012. 2. Объяснительная записка Иванова И.И. от 14.02.2012. |
Директор предприятия Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
Положения п.60 Инструкции № 209 устанавливают ответственность нанимателя за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организацию контроля за правильностью их применения работниками.
Отстранение от работы работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (п.4) части второй ст.49 ТК).
В соответствии со ст.26 Закона № 340-З обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении некоторых категорий работающих. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работающих определяется Министерством здравоохранения РБ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РБ.
На реализацию данной обязанности нанимателя направлены нормы ст.228 ТК, других нормативных правовых актов. В частности, Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47, устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц (далее - медосмотры), поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.
Согласно п.6 данной Инструкции медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся с целью:
• определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;
• предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
• динамического наблюдения за состоянием здоровья;
• своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
• профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.
Обязанность работника проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры закреплена в п.4 ст.232 ТК.
Если работник в установленном порядке не прошел медосмотр, то наниматель обязан его отстранить от работы на весь период до его прохождения.
Пример приказа об отстранении работника, не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
Республиканское унитарное
предприятие «Торги»
(РУП «Торги»)
ПРИКАЗ
14.02.2012 № 15-л
г.Минск
Об отстранении от работы
В связи с отказом без уважительной причины от прохождения обязательного медицинского осмотра 13.02.2012
ОТСТРАНИТЬ:
ИВАНОВА Ивана Ивановича, газосварщика, 14.02.2012 от работы на срок до прохождения обязательного медицинского осмотра без сохранения заработной платы (ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Основание: |
1. Докладная записка бригадира от 14.02.2012. 2. Объяснительная записка Иванова И.И. от 14.02.2012. 3. Приказ об очередности и порядке прохождения обязательного медицинского осмотра от 20.01.2012 № 15-л (с подписью Иванова И.И. об ознакомлении). |
Директор предприятия Подпись П.П.Петров
Визы
С приказом ознакомлен Подпись И.И.Иванов
14.02.2012
![]() |
Важно! В том случае, если работник прошел медосмотр, но признан непригодным выполнять работу по трудовой функции, предусмотренной трудовым договором, и нуждается в предоставлении другой работы, то, отстраняя такого работника от работы, наниматель обязан решить вопрос о переводе, с согласия работника, на другую имеющуюся работу, которую работник по состоянию здоровья может выполнять. При отказе работника от перевода либо отсутствии соответствующей работы, на которую его можно перевести, работник подлежит увольнению по п.2 ст.42 ТК. |
Ответственность нанимателя, связанная с принятием решения об отстранении работника от работы
Приведенный выше анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что правом требовать от нанимателей отстранения работников от работы наделено достаточно большое количество государственных органов и их должностных лиц.
![]() |
Обратите внимание! При принятии решения об отстранении работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов, предусмотренных законодательством, нанимателю необходимо, получив такое требование, убедиться в том, что это требование предъявлено органом (должностным лицом), наделенным таким полномочием в соответствии с законодательством, и выражено в надлежащей форме. |
Согласно ст.49 ТК за период отстранения от работы заработная плата не начисляется, за исключением отстранения от работы работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине.
Напомним, что на период отстранения от работы работник лишен возможности трудоустроиться на другую работу.
К гарантиям правовой защищенности работника от необоснованных решений нанимателя об отстранении от работы как по своей инициативе, так и по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, относится возможность работника обжаловать такие решения.
В случаях прекращения трудового договора без законного основания, а также незаконного перевода, перемещения, изменения существенных условий труда либо отстранения от работы орган, рассматривающий трудовой спор, восстанавливает работника на прежней работе, на прежнем рабочем месте, прежние существенные условия труда (часть первая ст.243 ТК).
В случаях незаконного отстранения от работы, например если наниматель отстранил работника от работы по основанию, не предусмотренному в ст.49 ТК, орган, рассматривающий трудовой спор, восстанавливает работника на прежней работе, на прежнем рабочем месте. Неправомерным будет отстранение и тогда, когда оно произведено по требованию, предъявленному государственным органом (должностным лицом), не наделенным таким полномочием в соответствии с законодательством, либо выражено в ненадлежащей форме.
В соответствии со ст.244 ТК наниматель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения (а после и увольнения) работника от работы.
Уполномоченным должностным лицам нанимателя, которые в соответствии с законодательством наделены правом по отстранению работников от работы, следует помнить, что отстранение без достаточных оснований влечет за собой дисциплинарную и материальную ответственность.
Статья 49 ТК обязывает нанимателя выполнить выраженное в надлежащей форме требование уполномоченных государственных органов, предусмотренных законодательством, отстранить работника от работы. За неисполнение данной обязанности уполномоченные должностные лица нанимателя, которые в соответствии с законодательством наделены правом по отстранению работников от работы, несут установленную законодательством ответственность.
![]() |
Пример Директор сельскохозяйственного производственного кооператива (далее - СПК), зная, что тракторист И. за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения лишен права управлять транспортным средством на 36 месяцев, решил не отстранять И. от работы, поскольку в СПК не хватало трактористов. Кроме того, директор СПК рассчитывал, что руководство областного управления Государственной автомобильной инспекции, куда он направил свое ходатайство, отменит постановление о лишении И. права управлять транспортным средством. В тот же день, управляя трактором в состоянии алкогольного опьянения, И. совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого причинил тяжкие телесные повреждения гражданке А. Должностным лицом, ответственным за незаконный допуск тракториста И. к управлению транспортным средством, был признан директор СПК, действия которого квалифицированы по части второй ст.318 Уголовного кодекса РБ. |
03.08.2012 г.
Анна Чичина, юрист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2013 г. в Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З внесены изменения и дополнения. С 25 июля 2014 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З внесены изменения и дополнения. |