Пособие от 01.08.2016
Автор: Навойчик Ю.

Отступление от утвержденного архитектурного проекта влечет наложение штрафа согласно статье 21.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


СОДЕРЖАНИЕ

 

Состав проектной документации

Разработка проектной документации

Изменения и (или) дополнения в утвержденную проектную документацию

Утверждение проектной документации

 

Материал помещен в архив

 

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ УТВЕРЖДЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТА ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФА СОГЛАСНО СТАТЬЕ 21.1 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Отступление от утвержденного архитектурного проекта, допущенное при разработке строительного проекта без согласования с разработчиками архитектурного проекта и утвердившим его органом, влечет наложение штрафа в размере от 8 до 20 базовых величин (часть 1 ст.21.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться частью 1 ст.22.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Норма не изменилась. Комментарий см. здесь.

Состав проектной документации

Проектная документация может разрабатываться в одну или две стадии по выбору заказчика, застройщика, если иное не определено иным законодательством или инвестиционным договором, заключенным с Республикой Беларусь. При одностадийном проектировании разрабатывается строительный проект, при двухстадийном проектировании - архитектурный и строительный проекты (части первая, вторая п.7 ст.51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).

 

Справочно

Архитектурный проект - проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, включающая решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющая технико-экономические показатели объекта строительства.

Строительный проект - проектная документация, обеспечивающая реализацию решений утвержденного архитектурного проекта и (или) технических решений по объекту, необходимых для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами (абзацы 3, 43 ст.1 Закона № 300-З).

 

Разработчик строительного проекта обязан:

• соблюдать требования актов законодательства;

• осуществлять авторский надзор за строительством;

• осуществлять разработку строительного проекта в соответствии с материалами инженерных изысканий и полученной разрешительной документацией, утвержденными предпроектной (предынвестиционной) документацией, архитектурным проектом (при проектировании в две стадии), а также с требованиями актов законодательства (п.4 ст.52 Закона № 300-З).

Разработка проектной документации

Проектная документация разрабатывается:

• на конкурсной основе в соответствии с законодательством о закупках при строительстве;

• на основании утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов общего, специального и детального планирования с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;

• с использованием данных государственного градостроительного кадастра Республики Беларусь, фондов типовых проектов, документации на типовые строительные конструкции, изделия и узлы, проектов, рекомендованных для повторного применения, фондов материалов инженерных изысканий;

• в соответствии с предпроектной (предынвестиционной) документацией и разрешительной документацией;

• на основании других сведений, необходимых для разработки проектной документации (п.30 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476)).

Внесение изменений в утвержденную проектную документацию, связанных с принятием актов законодательства, выполнением дополнительных вариантов проектных решений, выявлением в ходе строительства объекта дополнительных объемов работ, производится по предложению заказчика проектной документации.

Внесение изменений в разрабатываемую проектную документацию производится проектировщиком и оформляется дополнительным соглашением к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора за строительством) (пп.35, 36 Положения № 1476).

Изменения и (или) дополнения в утвержденную проектную документацию

Внесение изменений и (или) дополнений в утвержденную проектную документацию подлежит согласованию с ее разработчиком, органом (организацией), утвердившим проектную документацию, главным архитектором области, города, района соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и в случаях, установленных п.4 ст.32 Закона № 300-З, повторной государственной экспертизе и утверждению в установленном порядке (часть третья п.8 ст.51 Закона № 300-З).

В то же время проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом Республики Беларусь, устанавливающим требования к безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий, заключениями, техническими условиями на инженерно-техническое обеспечение объекта, включенными в состав выданной заказчику, застройщику разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объекта, не подлежит согласованию с государственными органами (организациями), выдавшими такие заключения, технические условия.

При изменении и (или) введении в действие новых технических нормативных правовых актов в случае создания объектов долевого строительства утвержденная в установленном порядке проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома, в том числе сметная, изменению не подлежит. В иных случаях внесение изменений и (или) дополнений в соответствии с измененными и (или) введенными в действие техническими нормативными правовыми актами в утвержденную в установленном порядке проектную документацию не является обязательным и может осуществляться по усмотрению заказчика, застройщика.

Не является обязательным внесение изменений и (или) дополнений в утвержденные архитектурный и строительный проекты также в случае:

• снижения сметной стоимости строительства при сохранении других технико-экономических показателей объекта, определенных составной частью проектной документации - проектом организации строительства;

• изменения условий строительства, определенных составной частью проектной документации - проектом организации строительства, не приводящего к увеличению сроков строительства и сметной стоимости при обеспечении безопасности условий труда, экологической и пожарной безопасности;

• замены по результатам проведенных торгов или иных процедур закупки технологического и инженерного оборудования, материалов, не влияющей на технико-экономические показатели объекта, безопасность условий труда, экологическую и пожарную безопасность и не влекущей увеличения сметной стоимости;

• приемки в эксплуатацию в установленном порядке законченных строительством объектов (часть первая п.8 ст.51 Закона № 300-З).

Утверждение проектной документации

Утверждению подлежат:

• архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию);

• проектная документация очереди строительства, пускового комплекса;

• сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строительства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов), а также объекта в целом;

• проектная документация в качестве типового проекта.

При финансировании строительства с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, кредитов (включая иностранные), выдаваемых под гарантию Правительства Республики Беларусь, проектная документация утверждается:

• республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а при финансировании строительства полностью или частично за счет средств местных бюджетов облисполкомами и Минским горисполкомом - по представлению заказчиков, застройщиков или уполномоченных ими лиц при расчетной (сметной) стоимости строительства 10 млн руб. и выше в ценах 1991 года или 15 млрд руб. и выше в ценах 2006 года, а также при сметной стоимости объектов, сметная документация на строительство которых разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов, в размере 15 млрд руб. и выше;

• заказчиками, застройщиками - при расчетной (сметной) стоимости строительства менее 10 млн руб. в ценах 1991 года или менее 15 млрд руб. в ценах 2006 года и в иных случаях, не указанных выше.

При финансировании строительства за счет средств, не указанных выше, проектная документация утверждается заказчиками, застройщиками либо лицами, определившими таких заказчиков, застройщиков.

При внесении изменений в утвержденную проектную документацию требуется повторное ее согласование и утверждение (пп.42-45 Положения № 1476).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 января 2021 г. в пп.42 и 43 Положения № 1476 внесены изменения, п.45 Положения № 1476 исключен постановлением Совмина от 16.12.2020 № 726.

 

01.08.2016

 

Юрий Навойчик, юрист