Пособие от 29.12.2016
Автор: Бандык О.

Ответ на претензию


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обоснование необходимости направить ответ на претензию

Требования к форме и содержанию ответа на претензию

Ответ на претензию в случае согласия с предъявленными требованиями

Ответ на претензию в случае несогласия с предъявленными требованиями

 

Материал помещен в архив

 

ОТВЕТ НА ПРЕТЕНЗИЮ

Обоснование необходимости направить ответ на претензию

Если организация получила претензию от контрагента, в любом случае следует направить ответ вне зависимости от согласия или несогласия с предъявленными в ней требованиями.

Согласно п.6 приложения 1 «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее - Порядок) получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

Оставление получателем претензии без ответа может иметь для него неблагоприятные последствия.

В частности, в договоре может быть указано, что отсутствие ответа на претензию в течение определенного срока расценивается как согласие с предъявленными требованиями.

Если заявитель претензии предупреждает, что из-за нарушения контрагентом договора он планирует предпринять определенные действия (например, приостановить выполнение работ), то молчание получателя претензии будет означать, что он согласен с такими действиями и считает их правомерными.

Кроме того, в п.8 Порядка предусмотрены императивные последствия неполучения ответа на претензию в установленный срок:

1) заявитель претензии получает право на предъявление иска в экономический суд в установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке;

2) претензия, доказательства ее направления и неполучение ответа означают признание (неоспаривание) получателем претензии требований, которые могут быть заявлены в приказном производстве (часть вторая п.5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства»).

Требования к форме и содержанию ответа на претензию

Требования к форме и содержанию ответа на претензию, по сути, аналогичны требованиям к самой претензии.

Из положений пп.6 и 7 Порядка следует, что ответ на претензию подписывается получателем претензии или его представителем и должен содержать такую информацию, как:

• фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;

• дата предъявления ответа на претензию;

• сведения о результатах рассмотрения претензии;

• признание (непризнание) предъявленных требований;

• доказательства, подтверждающие позицию получателя претензии;

• контррасчет суммы требования;

• перечень документов, прилагаемых к ответу.

Ответ на претензию направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под подпись.

Однако даже если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка представляются доказательства получения должником претензии (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств претензионный порядок считается соблюденным (п.13 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

В частности, ответ на претензию:

• излагается в свободной форме;

• оформляется в письменном виде;

• адресуется заявителю претензии;

• подписывается (это должен сделать получатель претензии лично либо иное уполномоченное на это лицо);

• направляется по почтовому адресу, который указан в претензии как адрес для ответа.

При этом содержание ответа на претензию будет различаться в зависимости от того, согласен с ней получатель претензии или нет.

Ответ на претензию в случае согласия с предъявленными требованиями

Согласие с претензией означает, что ее получатель готов удовлетворить требования заявителя в полном объеме или в части.

Соглашаться с претензией стоит тогда, когда судебное разбирательство с большой долей вероятности будет в пользу контрагента.

Согласие с претензией позволит кредитору взыскать задолженность во внесудебном порядке путем совершения исполнительной надписи (абзац 26 части первой п.1 Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности»).

Для должника это означает возмещение расходов в меньшем размере, в том числе по уплате госпошлины, нежели возмещение судебных расходов, в том числе расходов по оплате услуг представителей.

Кроме того, в ответе на претензию можно попросить контрагента не применять к нему штрафные санкции или уменьшить их размер либо увеличить срок исполнения обязательства: заявитель претензии может согласиться на уступки, чтобы сэкономить время и денежные средства на обращение в суд.

Если получатель претензии просит рассрочку исполнения своих обязательств, к ответу нужно приложить примерный план выполнения своих обязательств, например график погашения задолженности.

Если к моменту написания претензии требования контрагента, направившего претензию, уже выполнены, об этом необходимо прямо указать в ответе на претензию.

Таким образом, ответ на претензию может содержать:

• подтверждение полного или частичного признания требований;

• уведомление контрагента о порядке и сроке удовлетворения требований, изложенных в претензии;

• сообщение об удовлетворении заявленных требований.

 

Справочно

Пример ответа на претензию см. здесь.

Ответ на претензию в случае несогласия с предъявленными требованиями

Если получатель претензии не согласен с требованиями, указанными в претензии, в ответе ему необходимо привести правовые и фактические возражения по каждому из требований.

Возражения можно разделить на следующие виды.

1. Возражения, отрицающие фактические обстоятельства либо правовые доводы, изложенные в претензии.

Получатель претензии просто отрицает доводы претензии указанием на то, что факты, изложенные в претензии, не соответствуют действительности, однако не приводит аргументов в подтверждение своей позиции.

2. Аргументированные возражения против фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии:

- возражения прямо опровергают доводы претензии;

- возражения, которые прямо не опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии, но содержат иные аргументы, при которых требования претензии не могут быть удовлетворены.

В данном случае возражения получателя претензии подтверждаются доказательствами, ссылками на нормы законодательства и условия договора.

Субъекту хозяйствования в любом случае следует ответить на претензию, чтобы защитить свои законные интересы.

 

Справочно

Пример ответа на претензию см. здесь.

 

29.12.2016

 

Олег Бандык, юрист