



Ответственность физлиц за незаконные операции с криптовалютой. Правовое регулирование и судебная практика
Сфера криптовалют получила активное распространение как один из инструментов развития цифровой экономики. В отличие от товаров материального производства криптовалюты имеют свои отличительные особенности, которые учтены в правовом регулировании. В статье рассмотрена сложившаяся в настоящее время правоприменительная практика в указанной сфере.
Разделы материала:
Природа криптовалюты и ее отличие от фиатных и электронных денег
Фиатные деньги - обычные банкноты, используемые в гражданском обороте. Доллары, евро, другие банкноты, которые можно подержать в руках, это все фиатные валюты. Это не криптовалюта, а обычная валюта.
Электронные деньги (электронные кошельки) - это часть фиатных денег, только переведенных в электронную форму. Согласно нормам Закона от 19.04.2022 № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» электронные деньги являются частью национальной платежной системы. Расчет платежной карточкой - это оплата электронными деньгами, но не криптовалютой. Отличительной особенностью фиатных и электронных денег от криптовалюты является то, что за их эмиссию отвечает государство. Оно и гарантирует оборот этих денег. У криптовалюты совершенно иная природа.
Криптовалюта - биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена (п.4 приложения 1 к Декрету от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики»).
Цифровой знак (токен) - запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой (п.12 приложения 1 к Декрету № 8).
Государство не осуществляет эмиссию криптовалюты. Существует около десятка тысяч видов криптовалют, помимо биткоина. То есть криптовалюта - это программа, запись в реестре распределенной сети. У владельца криптовалюты имеется только ключ, доступ к этой программе, который опять же будет записан на электронном носителе или храниться где-то в сети. Криптовалюту условно можно назвать «виртуальными деньгами», поскольку она существует лишь в виртуальной среде.
Расплачиваться криптовалютой нельзя. В Республике Беларусь криптовалюта - это не платежное средство. Гражданский кодекс относит криптовалюты к так называемому иному имуществу. В то же время в некоторых странах криптовалюта признается платежным средством (Великобритания, США), а где-то она определяется как финансовый актив (Канада).
Риски использования криптовалюты чрезмерно высоки. Она ничем не обеспечена, имеет, как говорят экономисты, высокую волатильность. Поэтому правовое регулирование этой сферы со стороны государства направлено на защиту и экономических, и общественных интересов.
Правовое регулирование сферы криптовалют
Республика Беларусь начала регулировать эту сферу с 2017 года, когда был принят Декрет № 8. И если до этого времени правовая природа криптовалюты не была определена, то Декрет № 8 разрешил владение криптовалютой и совершение ряда операций с ней, то есть стало понятно, что ей можно владеть и распоряжаться. И ГК, и Декрет № 8 даже разрешили осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли. Эта деятельность не являлась предпринимательской и не облагалась налогом. Ее можно осуществлять, но лишь самостоятельно, без привлечения иных лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
С 2021 года началось привлечение лиц к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность за совершение операций с криптовалютой.
Что можно, а что нельзя совершать физическим лицам с криптовалютой
Физлицам разрешено:
• майнинг, то есть с использованием специального оборудования физическое лицо может добывать криптовалюту;
• хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, то есть обмен криптовалюты только на иную криптовалюту;
• приобретать токены, отчуждать их за деньги (за белорусские рубли либо иностранную валюту, электронные деньги);
• дарить и завещать токены (ч.1 подп.2.2 п.2 Декрета от 21.12.2017 № 8).
При этом деятельность по майнингу, приобретению и отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью. В этом случае токены декларированию не подлежат.
Запрещено:
• менять криптовалюту на иное имущество и нельзя расплачиваться криптовалютой. Например, нельзя получать ее в качестве заработной платы, оплаты за какие-либо услуги, то есть нельзя совершать любые действия, где криптовалюта будет выступать в качестве платежного денежного средства.
![]() |
Обратите внимание! Все операции с криптовалютой физические лица могут осуществлять в своих целях лишь с привлечением резидентов Парка высоких технологий; |
• запрещены операции по приобретению и отчуждению токенов за деньги (в том числе электронные) на зарубежных площадках, в иных сервисах, расчеты в которых осуществляются путем перечисления денег организациям или лицам, не являющимся резидентами ПВТ, получения средств от них, а также напрямую между физическими лицами (подп.2.6 п. 2 Декрета от 21.12.2017 № 8; п. 1 Указа от 17.09.2024 № 367 "Об обращении цифровых знаков (токенов)").
Любая посредническая деятельность является незаконной.
Как только физическое лицо совершает систематические действия по операциям с криптовалютой, возникает опасность привлечения к ответственности за нарушения. Эти нарушения будут тогда, когда, во-первых, оказывается содействие иным лицам, то есть лицо становится посредником для третьей стороны для совершения сделок; во-вторых, если физическое лицо покупает или продает криптовалюту за денежные средства, минуя резидента ПВТ.
![]() |
Справочно Указом от 17.09.2024 № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)» запрещены операции по приобретению, отчуждению токенов за деньги (в том числе электронные) на зарубежных площадках, в иных сервисах, расчеты в которых осуществляются путем перечисления денег организациям или лицам, не являющимся резидентами ПВТ, получения средств от них, а также напрямую между физическими лицами. |
В свою очередь операции по приобретению, отчуждению токенов, совершенные на белорусских криптоплатформах (через резидентов ПВТ), разрешены.
Разрешенные к осуществлению операции по приобретению, отчуждению токенов должны производиться в соответствии с требованиями Декрета № 8, в силу которых деятельность для физических лиц разрешена, когда она реализуется самостоятельно, без привлечения иных физических лиц.
При этом деятельность, основанная на оказании иным лицам содействия в совершении операций с токенами, носящая систематический характер и направленная на получение прибыли, в силу положений Декрета № 8, ГК, как и ранее, является запрещенной.
Как содействие другим лицам в исполнении сделок с токенами может быть расценено размещение физическим лицом объявлений с предложением осуществления деятельности по купле-продаже и обмену токенов способами, позволяющими ознакомиться с такой информацией неограниченному кругу лиц; обсуждение с третьими лицами сделок с криптовалютой, в том числе об условиях своего участия в них, например, посредством переписки в мессенджерах, соцсетях или иными способами. К незаконной предпринимательской деятельности физических лиц также относится получение токенов за выполненные работы, оказанные услуги или в виде заработной платы.
Ответственность физических лиц за нарушение порядка совершения сделок и операций с криптовалютой
Административная ответственность по ч.3 ст.13.3 КоАП за осуществление незаконной предпринимательской деятельности по оказанию содействия иным лицам в совершении и исполнении сделок (операций) по приобретению и отчуждению токенов с использованием информационных сетей, систем и ресурсов интернета для физического лица предусматривает административное взыскание в виде штрафа от 20 до 50 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, а на индивидуального предпринимателя - от 20 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы незаконно полученного дохода. Размер штрафа для юридического лица составляет до 500 БВ и также предусматривает конфискацию до 100 % суммы дохода.
Санкция ст.13.3 КоАП, кроме штрафа, предусматривает конфискацию дохода, под которым данной нормой подразумевается весь оборот денежных средств по незаконным сделкам с токенами без учета затрат, а не процент, получаемый нарушителем. И эти суммы, как показывает судебная практика, весьма велики.
![]() |
Справочно За весь период с 2021 года по 1 ноября 2024 г. общая сумма незаконно полученного дохода, конфискованного экономическими судами по таким делам, составила свыше 35 млн руб. При этом самая крупная сумма дохода конфискована в Брестской области. Экономическим судом Брестской области конфисковано свыше 20 млн руб. по данной категории дел. По одному из дел у правонарушителя конфисковано свыше 6 млн руб. незаконно полученного дохода. |
Физических лиц, которые покупают, продают криптовалюту, но при этом не выступают посредниками, достаточно много, и такая деятельность не запрещена. Факт посредничества, то есть содействия иным лицам в операциях с криптовалютой, еще нужно доказать, что порой затруднительно. Чаще всего в поле зрения правоохранительных органов попадают лица, занимающиеся криптовалютой, тогда, когда идет расследование какого-либо преступления, например, незаконного оборота наркотиков, и когда выясняется, каким образом были легализованы деньги, добытые преступным путем. В ходе расследования устанавливается такое лицо, с помощью которого деньги были выведены в криптовалюту. Это лицо оказало содействие в операциях с криптовалютой иным лицам и совершило таким образом административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.13.3 КоАП, то есть осуществление незаконной предпринимательской деятельности по оказанию содействия иным лицам в совершении и исполнении сделок (операций) по приобретению и отчуждению токенов с использованием информационных сетей, систем и ресурсов интернета.
Правонарушением в криптосфере является не только содействие иным лицам в совершении сделок с токенами, но и использование банковских карт третьих лиц при совершении операций, получение зарплаты либо вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги в виртуальной валюте, что противозаконно и также подпадает под санкцию ч.3 ст.13.3 КоАП.
![]() |
Пример Привлечение к ответственности за незаконную деятельность с криптовалютой по ч.3 ст.13.3 КоАП (решение экономического суда Гродненской области). |
Экономический суд Гродненской области рассмотрел материалы дел об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя В., гражданина В., гражданина З., а также гражданина М. в сфере совершения операций с криптовалютами.
Молодые люди в возрасте от 22 до 26 лет, которые, не являясь операторами криптоплатформ, а также операторами обмена криптовалют, иными резидентами ПВТ, осуществляли предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием содействия физическим лицам в совершении сделок с токенами.
Так, гражданином З. с помощью информационной системы «B» криптобиржи «B» было исполнено 544 ордера по отчуждению токенов на общую сумму более 250 000 руб. Гражданин М. использовал информационную систему «B», с помощью которой исполнил 1 469 ордеров по отчуждению токенов на общую сумму более 187 000 руб. Индивидуальный предприниматель В. и гражданин В. в одном лице с использованием функционирующей в сети Интернет информационной системы «В» криптобиржи «B» исполнил 8 ордеров по отчуждению токенов на общую сумму 7 761,49 руб. и 109 ордеров по отчуждению токенов на общую сумму 131 563,80 руб. соответственно.
С учетом количества и характера выполняемых операций с токенами, своими действиями ИП В., а также граждане З. и М. нарушили требования подп.2.6 п.2 Декрета № 8.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.3 ст.13.3 КоАП.
Экономический суд Гродненской области постановил:
• подвергнуть ИП В. административному взысканию в виде штрафа в размере 30 БВ на сумму 1 110 руб. с конфискацией 50 % дохода, полученного в результате осуществления запрещенной деятельности, на сумму 3 880 руб. 74 коп.;
• гражданина В. подвергнуть штрафу в доход государства в размере 30 БВ на сумму 1 110 руб. с конфискацией 50 % дохода, полученного в результате осуществления запрещенной деятельности, на сумму 65 781 руб. 90 коп.;
• гражданина З. подвергнуть штрафу в размере 30 БВ на сумму 1 110 руб. с конфискацией 50 % дохода, полученного в результате осуществления запрещенной деятельности, на сумму 129 213 руб. 59 коп.;
• гражданина М. подвергнуть штрафу в размере 30 БВ на сумму 1 110 руб. с конфискацией 50 % дохода, полученного в результате осуществления запрещенной деятельности, на сумму 93 664 руб. 58 коп.
Постановление вступило в законную силу.
Условия наступления уголовной ответственности за незаконные сделки с криптовалютой
Если в ходе расследования уголовного дела будет доказано, что оказание содействия иным лицам в совершении или исполнении сделок с криптовалютой оказывалось умышленно, тогда это лицо может быть признано пособником, то есть лицом, содействовавшим совершению преступления. Значит, человек осознавал, что содействует совершению преступления, например, в сфере незаконного оборота наркотиков или мошенничества. Следует отметить, что все чаще в уголовных делах о незаконном обороте наркотиков фигурирует криптовалюта.
После введения в 2021 году запрета на посредническую деятельность в сфере оборота криптовалюты в конце 2021 года - начале 2022 года в суды начали поступать первые дела об административных правонарушениях по данной категории. И за первые 2 года (2021 и 2022 гг.) рассмотрено всего четыре дела. Однако уже в 2023 году и за прошедшие 10 месяцев 2024 г. наблюдается рост количества таких дел. В 2023 году - это свыше 130 дел, за 10 месяцев 2024 г. - более 250 дел об административных правонарушениях, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью в сфере оборота криптовалюты.
Налогообложение выручки, полученной от сделок с цифровыми знаками
С 1 января 2025 г. сумма выручки, полученная от сделок с цифровыми знаками, дополнительно подлежит обложению подоходным налогом с физических лиц. В связи с этим выявление реального дохода правонарушителей вызывает особую актуальность.
![]() |
Пример Рассмотрим алгоритм привлечения гражданина к административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (решение экономического суда Витебской области). |
Гражданин Б. обратился в экономический суд Витебской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа по акту камеральной проверки о взыскании платежей в бюджет. Заявитель ссылался на несоблюдение налоговым органом при проведении проверки требований налогового законодательства, а также опровергал выводы налогового органа об определении размера полученного дохода от всей суммы денежных средств от совершения сделок, по которым он оказывал содействие неопределенному кругу лиц, и полагал, что не установлено, в чем заключалось данное содействие.
Согласно материалам дела налоговым органом проведена камеральная проверка за период с 1 января по 31 декабря 2023 г. в отношении гражданина Б. с направлением уведомления о предоставлении дополнительных сведений, информации и (или) пояснений, налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц и индивидуальных предпринимателей за III, IV кварталы 2023 г., которые далее в установленный срок гражданином Б. так и не были представлены.
В ходе проведения проверки установлено, что гражданин Б., не являясь резидентом ПВТ, в нарушение подп.2.6 п.2 Декрета № 8 осуществлял на территории Республики Беларусь в период с августа по ноябрь 2023 года предпринимательскую деятельность по оказанию с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет иным лицам содействия в совершении и исполнении сделок (операций) с токенами, в том числе выступая по таким сделкам (операциям), с использованием функционирующей в сети Интернет информационной системы на криптовалютной платформе, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и запрещается. Размер дохода от незаконной деятельности за III, IV кварталы 2023 г. составил 466 500,34 руб.
Постановлением экономического суда Витебской области за осуществление незаконной предпринимательской деятельности гражданин Б. привлечен к административной ответственности.
Пунктом 2 ст.19 НК предусмотрено возникновение у физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований законодательства, налоговых обязательств, возложенных НК и иными актами налогового законодательства на индивидуального предпринимателя.
Объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст.17 НК (подп.1.1 ст.196 НК).
При определении налоговой базы подоходного налога в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются доходы, полученные от осуществления такой деятельности (п.1 ст.205 НК).
К доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, относятся суммы денежных средств за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные имущественные права, поступившие на счета в банках и (или) в кассу индивидуального предпринимателя.
Для целей налогообложения отчуждение токенов, в том числе путем их обмена на иные токены, рассматривается как реализация имущественных прав (ч.2 подп.3.1 п.3 Декрета № 8).
По результатам камеральной проверки налоговый орган сделал вывод о сокрытии гражданином Б. налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления незаконной предпринимательской деятельности, и вынес решение о взыскании с гражданина Б. 127 036,05 руб. подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления незаконной предпринимательской деятельности, а также пени по указанному подоходному налогу.
Изучив материалы дела, суд установил, что размер дохода при определении налоговой базы подоходного налога, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, определен правильно, поскольку в соответствии с п.12 ст.199 НК для доходов, в отношении которых ставки установлены подп.7.4 п.7 ст.214 НК, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов без учета расходов, предусмотренных ст.205 НК.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа, поскольку налоговым органом правильно применены нормы налогового законодательства, обоснованно принято решение о взыскании с гражданина Б. подоходного налога в отношении доходов, полученных от осуществления незаконной предпринимательской деятельности.
Решение обжаловалось в суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения жалобы оставлено в силе.
Взыскание сумм подоходного налога и пени при торговле криптовалютой
![]() |
Пример Показательно также решение экономического суда Минской области, который отказал ИП в признании недействительным решения ИМНС о взыскании сумм подоходного налога и пени при торговле криптовалютой (решение экономического суда Минской области). |
В экономический суд Минской области обратился ИП с заявлением о признании недействительным решения инспекции МНС по Вилейскому району о взыскании с него сумм подоходного налога и пени.
Заявитель в качестве физического лица осуществлял деятельность, связанную с приобретением и отчуждением токенов на криптобиржах, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь. В результате указанной деятельности получал доход от курсовой разницы между ценой приобретения и ценой реализации токенов. По результатам торгов токены переводились на биржу и конвертировались в фиатную валюту. Впоследствии наличные денежные средства вносились на карт-счета заявителя, открытые в банках Российской Федерации, и переводились на его же текущие (расчетные) счета как ИП в банках Республики Беларусь.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что налоговая проверка в отношении ИП была проведена на основании сведений о движении денежных средств по его счетам в банках. Денежные средства, поступившие на текущие (расчетные) счета заявителя, были отнесены налоговым органом к выручке от осуществления предпринимательской деятельности, с которой был исчислен подлежащий уплате подоходный налог. При проведении проверки заявитель не представил документы, свидетельствующие об отсутствии объекта налогообложения, либо подтверждающие право на налоговые льготы.
По результатам проверки ИМНС по Вилейскому району составлен акт от 21.07.2023 и принято решение от 22.08.2023, в соответствии с которым с заявителя подлежит взысканию подоходный налог с физических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности в размере 110 172 руб. 7 коп., а также пеня в сумме 6 663 руб. 66 коп.
В ходе разбирательства дела судом установлено, что статус ИП был необходим заявителю, чтобы иметь более выгодные курсы при обмене валюты, вырученной за продажу токенов, и ускоренное совершение банковских переводов при перечислении денежных средств из Российской Федерации на счета в Республике Беларусь. Соответственно, денежные средства, поступившие на счета ИП, обоснованно признаны налоговым органом доходом от предпринимательской деятельности, который является объектом налогообложения.
30 апреля 2024 г. экономический суд Минской области отказал ИП в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции МНС по Вилейскому району, постановлением апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 29.05.2024 заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.
Решение суда вступило в законную силу.
Ответственность за получение токенов за выполненные работы, оказанные услуги или в виде заработной платы
![]() |
Пример Дело о незаконной предпринимательской деятельности физических лиц при получении токенов за выполненные работы, оказанные услуги или в виде заработной платы рассмотрел экономический суд Гомельской области. Дело поступило из налогового органа по ч.3 ст.13.3 КоАП в отношении гражданина Л., осуществлявшего незаконную предпринимательскую деятельность (решение экономического суда Гомельской области). |
Согласно материалам дела Л., студент одного из вузов г. Гомеля, не являясь индивидуальным предпринимателем, по месту своего жительства в г. Ветке с апреля по июнь 2024 г. осуществлял монтаж видеороликов, получил вознаграждение за выполненную работу в токенах, после чего произвел их отчуждение с целью получения дохода в белорусских рублях.
Из протокола органа, ведущего административный процесс, следует, что Л. принял участие в конкурсе, размещенном в одном из мессенджеров, по изготовлению видеороликов. За ролики, которые смогут набрать более 100 тысяч просмотров, полагалось вознаграждение. Л. изготовил 300 видеороликов. Необходимое количество просмотров набрало 4 из них, за которые Л. получил оплату криптовалютой.
Своими действиями гражданин Л. нарушил подп.2.6 п.2 Декрета № 8, которым установлен запрет на совершение физическими лицами сделок (операций) с токенами с нарушение требований подп.2.1 и 2.2 п.2 Декрета № 8.
Таким образом, с учетом подп.2.6 п.2 Декрета № 8 критерием незаконной предпринимательской деятельности физических лиц являются сделки, выходящие за рамки подп.2.1 и 2.2 п.2 Декрета № 8 (не являющиеся операциями по майнингу, дарению, завещанию, хранению токенов в виртуальных кошельках, их обмену на иные токены, приобретению и отчуждению), например, получение токенов за выполненные работы, оказанные услуги или в виде заработной платы.
В судебном заседании Л. вину признал и в содеянном раскаялся.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о совершении гражданином Л. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.13.3 КоАП (незаконная и запрещенная предпринимательская деятельность), и назначил ему административное взыскание в виде штрафа в размере 800 руб. с конфискацией 212 руб. 89 коп. незаконно полученного дохода.
Судебное постановление не обжаловано и вступило в законную силу.