Пособие от 31.10.2011
Автор: Дубовик Э.

Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за нарушения, допущенные таможенным агентом при оформлении декларации


 

Материал помещен в архив

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯ) ЗА НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ТАМОЖЕННЫМ АГЕНТОМ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДЕКЛАРАЦИИ

В данной статье речь пойдет об ответственности субъектов хозяйствования за административные правонарушения, предусмотренные ст.11.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В соответствии с названной статьей представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. размер штрафа для физических лиц составляет от 5 до 20 базовых величин, а для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц - до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров (абзац 2 ст.11.42 КоАП, в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З).

Субъекты административного правонарушения

Субъектом правонарушения согласно указанной диспозиции может выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, допустившее представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки.

Подпунктом 1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» установлено, что статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером), или грузоотправителем (грузополучателем), или таможенным агентом (представителем) с соблюдением формы и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом РБ, в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом РБ, или пункт таможенного оформления таможни, в зоне оперативной деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 сентября 2012 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 постановления № 549 в редакции постановления Совета Министров РБ от 20.08.2012 № 768.

 

Допускается представление статистической декларации и периодической статистической декларации в пункт таможенного оформления таможни грузоотправителем (грузополучателем) товара (либо по его поручению - таможенным агентом (представителем), который является юридическим лицом, ответственным за содержание этого пункта).

Из изложенного можно сделать вывод о том, что оформление таможенной декларации может производить как грузоотправитель (грузополучатель), так и таможенный агент по поручению последнего.

На практике возникают случаи, когда ошибки при оформлении таможенной декларации допускает таможенный агент, что, на первый взгляд, дает основание полагать, что именно он в данном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.11.42 КоАП.

Однако нормы Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), посвященные договору поручения, говорят об ином.

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п.1 ст.861 ГК).

Таким образом, административную ответственность за нарушения, допущенные таможенным агентом при оформлении декларации, несет грузоотправитель (грузополучатель), поручивший таможенному агенту осуществить оформление декларации от своего имени.

При этом лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом (п.1 ст.950 ГК).

Согласно указанной норме грузоотправитель (грузополучатель) имеет право обратиться в суд с иском к таможенному агенту о возмещении вреда, причиненного по вине последнего.

Исчисление срока административного правонарушения

Применительно к описанной ситуации помимо вопроса о том, кто является субъектом административного правонарушения, возникают еще и следующие вопросы:

- что является моментом обнаружения указанного правонарушения: дата сообщения таможенного органа, который непосредственно обнаружил правонарушение, или дата составления протокола об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс;

- каким образом исчисляются сроки наложения административного взыскания в соответствии со ст.7.6 КоАП?

Для ответа на заданные вопросы обратимся к нормам главы 9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), регулирующей вопросы начала административного процесса.

Сообщение должностного лица государственного органа является лишь поводом к началу административного процесса, тогда как основаниями к его началу согласно указанной статье являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс (ст.9.1 ПИКоАП).

Из анализа указанной нормы можно сделать вывод, что обнаружить наличие правонарушения может лишь орган, установивший достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП.

Такими полномочиями наделен только орган, ведущий административный процесс.

При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении (ст.9.5 ПИКоАП).

Таким образом, момент обнаружения административного правонарушения совпадает с началом административного процесса. Следовательно, сроки наложения административного взыскания, связанные с моментом обнаружения правонарушения, начинают течь с даты составления протокола об административном правонарушении.

В заключение отметим, что при рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении хозяйственный суд дает оценку его обстоятельствам, в т.ч. в отношении субъекта административного правонарушения и сроков наложения административного взыскания.

 

31.10.2011 г.

 

Эвелина Дубовик, ведущий специалист управления законодательства и судебной практики главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»