


Материал помещен в архив


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ОТХОДЫ
Меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства предусмотрены главой 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Кроме того, одними из основных принципов охраны окружающей среды в Республике Беларусь являются платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Вредное воздействие на окружающую среду - любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды (абзац 8 ст.1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Такое понятие, как «вред», имеет различные оттенки - экономический, экологический, моральный, социальный и другие, однако в основе лежат экономические факторы. Составными частями вреда являются ущерб и убыток.
Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь для нее. Такие потери выражаются в форме ущерба (реальные потери в природной среде - уничтожение лесных массивов, животного мира, истощение вод, снижение плодородия почв и т. п.) и убытков (расходы на восстановление нарушенного состояния природной среды, неполученные доходы, экологические потери).
До 1 января 2011 г. при исчислении экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов применялся 15-кратный коэффициент. С 1 января 2011 г. данная норма исключена из Налогового кодекса Республики Беларусь. Вместе с тем эти платежи заменены платой за возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Так, с 1 января 2011 г. Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» дополнен таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного водам сбросом загрязняющего вещества, таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2022 г. действует постановление Совмина от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления». Комментарий см. здесь. |
Обращение с отходами
Основные обязанности природопользователей в области обращения с отходами указаны в ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться ст.17 Закона № 271-З в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. Комментарий см. здесь; |
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
К иным требованиям относится, к примеру:
• сдача статистической отчетности;
• разработка нормативов образования отходов;
• перевозка отходов только при наличии сопроводительного паспорта;
• регистрация сделок по отчуждению отходов (в необходимых случаях);
• захоронение вторичных материальных ресурсов.
Ответственность за нарушение указанных требований наступает по ст.15.63 Кодекса (наложение штрафа до 200 БВ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.16.44 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Пример 1 Индивидуальный предприниматель работает без документации по обращению с отходами производства и использует производственное помещение. В помещении хранятся обрезки материалов, макулатура и пр. Ответственность наступает по ст.15.63 Кодекса (отсутствие инструкции по обращению с отходами, акта инвентаризации, нормативов, разрешения на хранение и захоронение, учета отходов), а за несанкционированное хранение может быть насчитан ущерб. |
![]() |
Пример 2 Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по заготовке отходов полиэтилена. Указанный отход отпускается ему по накладным и передается организации, осуществляющей использование и имеющей лицензию на данный вид работ. Никаких больше документов не оформляется. Ответственность также наступает по ст.15.63 Кодекса (отсутствует сопроводительный паспорт перевозки отходов; сделка по передаче указанного отхода должна быть зарегистрирована в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь). |
08.06.2017
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»