


Материал помещен в архив
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ
В настоящее время за нарушение пенсионного законодательства предусмотрена:
• административная ответственность;
• материальная ответственность, установленная Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон о пенсионном обеспечении).
Административная ответственность
Статьей 9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за:
Статья 9.14 КоАП | Санкция | Органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении | Органы, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении |
Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения | От 20 до 50 базовых величин | Органы государственной экспертизы условий труда (п.56 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)) | Судья районного (городского) суда (часть 1 ст.3.2 ПИКоАП). От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 августа 2018 г. в часть 1 ст.3.2 ПИКоАП внесены изменения Законом РБ от 17.07.2018 № 129-З. Изменения не повлияли на суть материала |
![]() |
Справочно Помимо рассмотренной ответственности КоАП предусмотрены и иные случаи административной ответственности, которые напрямую к рассматриваемому вопросу не относятся (например, ст.11.54 «Неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование» и т.п.).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. ст.11.54 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З). Изменения не повлияли на суть материала. |
Относительно представления документов о назначении пенсии заметим, что в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой) организация представляет в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Фонд) индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (тип формы - назначение пенсии) (п.16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 08.07.1997 № 837).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.16 и формой ПУ-3 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 09.08.2018 № 589. |
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством (в т.ч. формы ПУ-3 (тип формы - назначение пенсии)), либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, может последовать ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст.23.16 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. ответственность по ст.23.16 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ (в редакции Закона № 95-З). |
Материальная ответственность, предусмотренная Законом о пенсионном обеспечении
Такая ответственность работодателя закреплена в ст.76 и 93 Закона о пенсионном обеспечении.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2017 г. в ст.93 Закона о пенсионном обеспечении внесены изменения Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З (далее - Закон № 14-З). Изменения не повлияли на суть материала. |
Так, работодатель отвечает за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (часть вторая ст.76 Закона о пенсионном обеспечении).
В развитие данной нормы принята Инструкция о порядке расчета и возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.06.2007 № 94 (далее - Инструкция о возмещении расходов на выплату пенсий), согласно которой органы государственной экспертизы условий труда устанавливают фактическую занятость работника в особых условиях труда за период, в течение которого не проведена аттестация (далее - неаттестованный период) (п.3). В частности, это может быть сделано на основании обращения гражданина, права которого были нарушены работодателем, либо по результатам проверки соблюдения законодательства при проведении аттестации организацией.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2019 г. в Инструкцию о возмещении расходов на выплату пенсий внесены изменения постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.07.2019 № 39 (далее - постановление № 39), в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке расчета и возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда». |
Заключение органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, подтверждающее фактическую занятость работника в особых условиях труда за неаттестованный период, направляется в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства лица, обратившегося за назначением пенсии, и работодателю, по вине которого не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. С учетом заключения орган по труду, занятости и социальной защите рассматривает вопрос о назначении работнику пенсии за работу с особыми условиями труда и определяет период, в течение которого работодателем производится возмещение расходов на выплату пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пп.4, 5 Инструкции о возмещении расходов на выплату пенсий).
Извещение о сумме выплаченной пенсии, назначенной с учетом заключения, направляется в территориальный орган Фонда каждый квартал. Работодатель, по вине которого не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, одновременно с уплатой обязательных страховых взносов за первый месяц, следующий за отчетным кварталом, перечисляет территориальному органу Фонда по месту постановки на учет сумму выплаченной пенсии, подлежащей возмещению (пп.7, 8 Инструкции о возмещении расходов на выплату пенсий).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2019 г. следует руководствоваться пп.4, 5, 7 и 8 Инструкции о возмещении расходов на выплату пенсий с изменениями, внесенными постановлением № 39. |
Обязанности работодателя при представлении документов о назначении пенсии
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 августа 2019 г. действует Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 08.07.2019 № 35. |
Порядок представления работников к назначению пенсий и оформления необходимых документов установлен Законом о пенсионном обеспечении и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44 (далее - Положение № 44).
Работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) (часть первая ст.76 Закона о пенсионном обеспечении).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2017 г. часть первая ст.76 Закона о пенсионном обеспечении на основании Закона № 14-З изложена в новой редакции. Работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. |
Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы (ст.75 Закона о пенсионном обеспечении). При этом согласно ст.7 Закона о пенсионном обеспечении обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя либо в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты РБ, - в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту нахождения работодателя (ст.75 Закона о пенсионном обеспечении).
Таким образом, у работодателя возникает обязанность по представлению документов о назначении пенсии (и соответственно ответственность за невыполнение такой обязанности) только после поступления соответствующего заявления от работника, который в свою очередь его может подать в любое время после возникновения права на пенсию.
Дополнительные обязанности возникают у работодателя при наступлении права на пенсию у работника (т.е. он достиг пенсионного возраста (с учетом льготных условий)), который работает у данного нанимателя.
Так, для своевременной подготовки документов для назначения пенсии уполномоченным лицам в начале каждого года следует просмотреть личные карточки и трудовые книжки и выявить работников, право на пенсию у которых наступит в текущем году (п.2.1 Методических рекомендаций по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденных приказом Минсоцзащиты РБ от 14.03.1996 № 8 (далее - Методические рекомендации)). Эти работники заносятся в список по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям. По работникам, занесенным в список, наниматель предварительно подготавливает документы для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (подп.2.3.1 п.2.3 Методических рекомендаций).
За месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию наниматель (его должностное лицо) извещает работника о порядке обращения за пенсией (п.31 Положения № 44). Обращение осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии, форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85.
Исходя из вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя извещать работника о возникновении у него права на пенсию при достижении им пенсионного возраста и приобретении права на пенсию.
В рассматриваемом случае действующее законодательство не обязывает работодателей, к которым работник устроился на работу после достижения им пенсионного возраста и приобретения права на пенсию, извещать его о праве на пенсию. Ответственность у них может возникнуть в том случае, если они несвоевременно отреагировали на его заявление о назначении ему пенсии, которое согласно ст.7 Закона о пенсионном обеспечении работник может подать в любое время после возникновения права на пенсию. Заметим также, что согласно подп.2.5.1 п.2.5 Методических рекомендаций в случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению нанимателем в установленном порядке независимо от факта увольнения.
24.12.2013
Владимир Самосейко, юрист