Пособие от 24.12.2013
Автор: Самосейко В.

Ответственность нанимателя за несвоевременное оформление пенсии


 

Материал помещен в архив

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИИ

В настоящее время за нарушение пенсионного законодательства предусмотрена:

• административная ответственность;

• материальная ответственность, установленная Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон о пенсионном обеспечении).

Административная ответственность

Статьей 9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за:

 

Статья 9.14 КоАП Санкция Органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении Органы, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении
Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения От 20 до 50 базовых величин Органы государственной экспертизы условий труда (п.56 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)) Судья районного (городского) суда (часть 1 ст.3.2 ПИКоАП).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 августа 2018 г. в часть 1 ст.3.2 ПИКоАП внесены изменения Законом РБ от 17.07.2018 № 129-З. Изменения не повлияли на суть материала

 

Справочно

Помимо рассмотренной ответственности КоАП предусмотрены и иные случаи административной ответственности, которые напрямую к рассматриваемому вопросу не относятся (например, ст.11.54 «Неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование» и т.п.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ст.11.54 КоАП изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З). Изменения не повлияли на суть материала.

 

Относительно представления документов о назначении пенсии заметим, что в течение 5 рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой) организация представляет в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Фонд) индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (тип формы - назначение пенсии) (п.16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 08.07.1997 № 837).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.16 и формой ПУ-3 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 09.08.2018 № 589.

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством (в т.ч. формы ПУ-3 (тип формы - назначение пенсии)), либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, может последовать ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст.23.16 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ответственность по ст.23.16 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ (в редакции Закона № 95-З).

Материальная ответственность, предусмотренная Законом о пенсионном обеспечении

Такая ответственность работодателя закреплена в ст.76 и 93 Закона о пенсионном обеспечении.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2017 г. в ст.93 Закона о пенсионном обеспечении внесены изменения Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 14-З (далее - Закон № 14-З). Изменения не повлияли на суть материала.

 

Так, работодатель отвечает за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (часть вторая ст.76 Закона о пенсионном обеспечении).

В развитие данной нормы принята Инструкция о порядке расчета и возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.06.2007 № 94 (далее - Инструкция о возмещении расходов на выплату пенсий), согласно которой органы государственной экспертизы условий труда устанавливают фактическую занятость работника в особых условиях труда за период, в течение которого не проведена аттестация (далее - неаттестованный период) (п.3). В частности, это может быть сделано на основании обращения гражданина, права которого были нарушены работодателем, либо по результатам проверки соблюдения законодательства при проведении аттестации организацией.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 августа 2019 г. в Инструкцию о возмещении расходов на выплату пенсий внесены изменения постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.07.2019 № 39 (далее - постановление № 39), в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке расчета и возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда».

 

Заключение органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, подтверждающее фактическую занятость работника в особых условиях труда за неаттестованный период, направляется в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства лица, обратившегося за назначением пенсии, и работодателю, по вине которого не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. С учетом заключения орган по труду, занятости и социальной защите рассматривает вопрос о назначении работнику пенсии за работу с особыми условиями труда и определяет период, в течение которого работодателем производится возмещение расходов на выплату пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пп.4, 5 Инструкции о возмещении расходов на выплату пенсий).

Извещение о сумме выплаченной пенсии, назначенной с учетом заключения, направляется в территориальный орган Фонда каждый квартал. Работодатель, по вине которого не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, одновременно с уплатой обязательных страховых взносов за первый месяц, следующий за отчетным кварталом, перечисляет территориальному органу Фонда по месту постановки на учет сумму выплаченной пенсии, подлежащей возмещению (пп.7, 8 Инструкции о возмещении расходов на выплату пенсий).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 августа 2019 г. следует руководствоваться пп.4, 5, 7 и 8 Инструкции о возмещении расходов на выплату пенсий с изменениями, внесенными постановлением № 39.

Обязанности работодателя при представлении документов о назначении пенсии

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 августа 2019 г. действует Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 08.07.2019 № 35.

 

Порядок представления работников к назначению пенсий и оформления необходимых документов установлен Законом о пенсионном обеспечении и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 № 44 (далее - Положение № 44).

Работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее - органы по труду, занятости и социальной защите) (часть первая ст.76 Закона о пенсионном обеспечении).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 января 2017 г. часть первая ст.76 Закона о пенсионном обеспечении на основании Закона № 14-З изложена в новой редакции. Работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

 

Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы (ст.75 Закона о пенсионном обеспечении). При этом согласно ст.7 Закона о пенсионном обеспечении обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту жительства заявителя либо в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты РБ, - в районное (городское) управление (отдел) по труду и социальной защите по месту нахождения работодателя (ст.75 Закона о пенсионном обеспечении).

Таким образом, у работодателя возникает обязанность по представлению документов о назначении пенсии (и соответственно ответственность за невыполнение такой обязанности) только после поступления соответствующего заявления от работника, который в свою очередь его может подать в любое время после возникновения права на пенсию.

Дополнительные обязанности возникают у работодателя при наступлении права на пенсию у работника (т.е. он достиг пенсионного возраста (с учетом льготных условий)), который работает у данного нанимателя.

Так, для своевременной подготовки документов для назначения пенсии уполномоченным лицам в начале каждого года следует просмотреть личные карточки и трудовые книжки и выявить работников, право на пенсию у которых наступит в текущем году (п.2.1 Методических рекомендаций по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденных приказом Минсоцзащиты РБ от 14.03.1996 № 8 (далее - Методические рекомендации)). Эти работники заносятся в список по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям. По работникам, занесенным в список, наниматель предварительно подготавливает документы для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (подп.2.3.1 п.2.3 Методических рекомендаций).

За месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию наниматель (его должностное лицо) извещает работника о порядке обращения за пенсией (п.31 Положения № 44). Обращение осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии, форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденной приказом Минсоцзащиты РБ от 29.09.1998 № 85.

Исходя из вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя извещать работника о возникновении у него права на пенсию при достижении им пенсионного возраста и приобретении права на пенсию.

В рассматриваемом случае действующее законодательство не обязывает работодателей, к которым работник устроился на работу после достижения им пенсионного возраста и приобретения права на пенсию, извещать его о праве на пенсию. Ответственность у них может возникнуть в том случае, если они несвоевременно отреагировали на его заявление о назначении ему пенсии, которое согласно ст.7 Закона о пенсионном обеспечении работник может подать в любое время после возникновения права на пенсию. Заметим также, что согласно подп.2.5.1 п.2.5 Методических рекомендаций в случае увольнения работника после подачи заявления о назначении пенсии оно подлежит рассмотрению нанимателем в установленном порядке независимо от факта увольнения.

 

24.12.2013

 

Владимир Самосейко, юрист