Пособие от 24.05.2012
Автор: Наумчик М.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в свете Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114


 

Материал помещен в архив

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЕТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 27.02.2012 № 114

Рассмотрим основные нововведения, закрепленные в Указе Президента РБ от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» (далее - Указ № 114).

Ключевое положение Указа № 114 - введение ответственности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Такая мера принята с целью усиления мер государственного антимонопольного регулирования и контроля, стабилизации ценовой ситуации.

В соответствии с абзацем 4 ст.1 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 2034-XII) доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон № 2034-XII определяет следующие условия доминирования:

• доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

• доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. вместо Закона № 2034-XII следует руководствоваться Законом РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

Согласно подп.1.2 п.1 Указа № 114 юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, несут административную ответственность за злоупотребление своим доминирующим положением.

Следует учесть, что конкретные формы злоупотребления доминирующим положением закреплены на законодательном уровне. Так, запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в т.ч. совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

• создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

• изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

• установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

• заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

• заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

• заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

• применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в т.ч. включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

• согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

• осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

Указом № 114 также установлена административная ответственность за совершение действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно за договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию (подп.1.4 п.1 Указа № 114). Подобные действия влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере от 20 до 100 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 базовых величин.

В данной части хотелось бы обратить внимание на то, что установленная подп.1.4 п.1 Указа № 114 ответственность за совершение некоторых деяний (в т.ч. таких, как заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию) в частичной степени уже реализована в ст.11.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которая в своей диспозиции содержит указание на заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.

Таким образом, учитывая, что некоторые деяния, обозначенные в подп.1.4 п.1 Указа № 114, по сути частично описаны в ст.11.25 КоАП, полагаем, что при реализации п.3 Указа № 114 законодатель этот момент учтет.

Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подп.1.2-1.4 п.1 Указа № 114, предоставлено должностным лицам государственных органов, указанных в п.2 Указа № 114.

Дополнительно следует отметить, что подп.1.1 п.1 Указа № 114 предоставляет право руководителям Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ, областных (Минского городского) исполнительных комитетов назначать внеплановые проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

 

24.05.2012 г.

 

Максим Наумчик, главный специалист отдела судебной практики управления законодательства и судебной практики главного правового управления Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»