Пособие от 04.11.2014
Автор: Белокопытов В., Филиппенков В.

Ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на основании фото- либо видеофиксации. Отбуксировка (эвакуация) транспортных средств


СОДЕРЖАНИЕ

 

Административная ответственность владельцев транспортных средств

Автоматический режим распознавания

Отбуксировка (эвакуация) транспортных средств

Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства

Возврат транспортных средств

Зарубежный опыт

Заключение

 

Материал помещен в архив

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВАНИИ ФОТО- ЛИБО ВИДЕОФИКСАЦИИ. ОТБУКСИРОВКА (ЭВАКУАЦИЯ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Одно из направлений решения задач в области повышения безопасности дорожного движения - внедрение в Республике Беларусь практики привлечения к административной ответственности за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на основании фото- либо видеофиксации правонарушения по аналогии с выявлением нарушений скоростного режима.

 

Справочно

За данное правонарушение предусмотрен штраф в размере 1 базовой величины (для грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа - 3 базовые величины) (части 6 и 7 ст.18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

 

С этой целью Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 № 176-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» были внесены соответствующие изменения в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) в части установления ответственности собственника транспортного средства за совершение указанного правонарушения.

Административная ответственность владельцев транспортных средств

Собственники (владельцы) транспортных средств привлекаются к ответственности за нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства при фиксации такого нарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (часть 1 ст.4.9 КоАП).

 

Справочно

Под работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, следует понимать не бытовую видеокамеру, мобильный телефон или авторегистратор, а специальные устройства с доступом к базе Государственной автомобильной инспекции (далее - ГАИ, Госавтоинспекция), которые распознают транспорт, оставленный владельцем в месте, запрещенном для остановки или стоянки.

 

Иные средства фото- и киносъемки, видеозаписи, т.е. не работающие в автоматическом режиме, к упомянутым в норме специальным средствам не относятся. Однако сведения, полученные с помощью таких средств, также могут быть использованы для доказательств совершения нарушений, но в этом случае необходима стандартная процедура проведения проверки по заявлению граждан о возможном административном правонарушении.

Исключения для привлечения к ответственности собственника (владельца) транспортного средства составляют случаи, если у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания имеется информация об ином лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения (часть 3 ст.4.9 КоАП), а также если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 4 ст.4.9 КоАП).

Статистика свидетельствует, что нарушают правила остановки и стоянки транспортных средств очень часто, особенно в условиях больших городов. В то же время значительная часть нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств по различным причинам, в первую очередь организационно-технического характера, не выявляется органами внутренних дел, что существенно снижает уровень безопасности дорожного движения и подвергает повышенной опасности жизнь и здоровье граждан.

 

Пример 1

В октябре 2014 г. из-за нарушений правил стоянки транспортных средств возле одного из домов по ул.Алтайской в г.Минске прибывшие на место происшествия спасатели Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь длительное время не могли установить специальное оборудование для снятия с подоконника 4-го этажа здания девушки 1988 года рождения, которая в состоянии алкогольного опьянения в результате бытового конфликта предприняла попытку суицида. Только с помощью сотрудников ГАИ, которые экстренно стали освобождать дворовую территорию от припаркованного автотранспорта, спасателям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь удалось спасти человека.

 

Пример 2

Трагедия произошла во дворе одного из жилых домов в центральной части г.Минска, где был совершен наезд транспортного средства на трехлетнего ребенка, который погиб в т.ч. из-за неправильной стоянки автомашин и затрудненного обзора для водителя, признанного судом виновным в дорожно-транспортном происшествии.

 

В целях минимизации подобных случаев законодателем внесены дополнения в ст.18.22 КоАП, которая дополнена частями 6 и 7, предусматривающими административную ответственность:

• за нарушение правил дорожного движения, регулирующих остановку или стоянку транспортного средства, либо неправомерную стоянку транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи;

• остановку или стоянку грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Автоматический режим распознавания

Транспортное средство распознается в автоматическом режиме, после чего сотрудник ГАИ принимает соответствующее процессуальное решение. Автоматический режим распознавания технически осуществляется следующим образом.

1. Соответствующие приборы устанавливаются в специальном транспорте Госавтоинспекции, который движется по определенному маршруту. Места, где запрещена остановка (стоянка) транспорта, отмечены при помощи специальных систем. Прибор фиксирует нарушение - фотографирует автомобиль. Пять минут спустя спецтранспорт проезжает по тому же маршруту и снова фиксирует тот же транспорт, который припаркован или остановлен с нарушениями. Если машина стоит на том же месте, то следует дальнейшая фиксация нарушения.

2. Наиболее проблемные места оборудуют стационарными специальными средствами.

Специальные средства фиксации нарушений правил остановки и стоянки транспорта срабатывают через 5 минут после того, как транспортное средство остановилось. Следовательно, если водители, остановившись для посадки или высадки пассажиров, покинули запрещенное для стоянки место в течение 5 минут, к административной ответственности они привлекаться не будут.

Информация о нарушении со специальных технических средств передается в единый банк данных ГАИ, на основании чего выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности и высылается собственнику (владельцу) транспортного средства.

 

Обратите внимание!

В случаях фиксации нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Причем данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения (часть 31 ст.10.3 ПИКоАП).

 

При отсутствии вины лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, в совершении административного правонарушения данное лицо вправе в течение 1 месяца со дня получения копии постановления представить в ГАИ по месту жительства доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 3 ст.6.1 ПИКоАП).

Отбуксировка (эвакуация) транспортных средств

В целях пресечения совершения административных правонарушений, а также устранения созданного стоящим транспортным средством препятствия движению и работе транспортных средств оперативного назначения, дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб сотрудниками ГАИ применяется принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортных средств либо блокировка их колес.

В целях комплексного урегулирования вопросов принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, а также отбуксировки транспортного средства в случаях, не связанных с нарушениями Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее - ПДД), Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее - Закон о дорожном движении) дополнен ст.191, определяющей основания принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

В частности, законодатель определил, что в случаях нарушений водителями правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которых создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку (часть первая п.147 ПДД).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 января 2015 г. следует руководствоваться п.147 ПДД в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483. Норма не изменилась.

 

Вместе с тем в ст.191 Закона о дорожном движении также прописаны основания отбуксировки транспортного средства в случаях, не связанных с нарушением ПДД.

В частности, транспортное средство может быть отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку в целях выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, на орган государственной охраны, устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач (часть вторая ст.191 Закона о дорожном движении).

До вступления в силу указанной выше статьи (т.е. до 18 октября 2014 г.) машина, которая была припаркована неправильно и (или) мешала работе коммунальных, дорожных и социальных служб, вполне могла оказаться на так называемой штрафстоянке. Статья 191 Закона о дорожном движении позволяет отбуксировать транспорт на расстояние, на котором он не будет помехой. Отбуксировать смогут и правильно припаркованный автомобиль в случае проведения спецмероприятий.

 

Обратите внимание!

Запрещены принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров) (часть третья ст.191 Закона о дорожном движении).

 

Лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, должен немедленно информировать оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства (часть пятая ст.191 Закона о дорожном движении).

Порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, его помещения на охраняемую стоянку, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на такую стоянку, осуществляемой для устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб, определяется Советом Министров Республики Беларусь (часть восьмая ст.191 Закона о дорожном движении).

Указанный порядок регламентирован Инструкцией о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 986 (далее - Инструкция).

Решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и помещении его на охраняемую стоянку принимают сотрудники ГАИ, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушения правил остановки и стоянки (п.6 Инструкции). Это в полной мере соотносится с положениями ст.8.10 ПИКоАП.

Пунктом 16 Инструкции определен перечень лиц, которые вправе принимать решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку. Таким правом наделены, как правило, те же лица, которые уполномочены принимать решения в части использования транспортными средствами оперативного назначения специальной световой и звуковой сигнализации.

При принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства проводится его осмотр с соблюдением требований частей 6-8 ст.10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол. Дополнительно указывается, что при наличии возможности осуществляется фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем делается отметка в протоколе.

За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку (часть шестая ст.191 Закона о дорожном движении).

Поэтому перед отбуксировкой транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку проводится внешний осмотр такого транспортного средства на предмет установления его видимых дефектов и повреждений в присутствии не менее двух дееспособных совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра, о чем составляется соответствующий акт. При наличии возможности осуществляется фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем указывается в акте (п.17 Инструкции).

Положения, регулирующие порядок блокировки (снятия блокировки) колеса транспортного средства, особых изменений не претерпели. Вместе с тем расширен перечень транспортных средств, в отношении которых можно применить блокировку колес. С учетом внесенных изменений это могут быть все грузовые автомобили независимо от технически допустимой общей массы. Такие изменения позволили разработать нормативный правовой акт, регулирующий вопросы принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки (снятия блокировки) колеса транспортного средства.

Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства

Вопросы взимания платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2013 № 36 «О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств».

Оплата работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства на охраняемой стоянке осуществляется собственником (владельцем) отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства или уполномоченным им лицом органу внутренних дел или государственной организации, которому (которой) принадлежит средство эвакуации и (или) охраняемая стоянка (абзац 4 п.1 вышеназванного Указа.

Тарифы на работы (услуги) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства на охраняемой стоянке утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами. Ими же определяются государственные организации, средства эвакуации и охраняемые стоянки которых могут быть использованы при принудительной отбуксировке (эвакуации, доставке) транспортных средств.

 

Обратите внимание!

Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в случаях, не связанных с нарушениями ПДД, не допускается (часть четвертая ст.191 Закона о дорожном движении).

Возврат транспортных средств

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию (часть седьмая ст.191 Закона о дорожном движении).

При получении транспортного средства собственник (владелец) или уполномоченное собственником (владельцем) лицо должны предъявить работнику, осуществляющего его охрану, документы, перечисленные в абзацах 2-3 части первой п.12 Инструкции.

При отсутствии хотя бы одного из требуемых документов транспортное средство не возвращается. До прибытия сотрудников органов внутренних дел не возвращается транспортное средство в случаях нахождения лица, прибывшего за транспортным средством, в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Зарубежный опыт

(примечание 1)

За нарушение действующих правил во многих странах и городах широко применяется эвакуация транспортных средств на специально отведенные места или на так называемые штрафные стоянки.

В Киеве принудительным перемещением неправильно припаркованных или брошенных автомобилей занимается компания «Киевдорсервис», взимающая за свои услуги определенную плату. Каждый километр перевозки автомобиля с помощью эвакуатора обходится в 6,26 гривны, первые сутки хранения автомобиля на парковке компании - в 17,10 гривны, каждые последующие - в 10,00 гривны. В случае появления владельца автомобиля до прибытия последнего на парковку компании оплата услуг составляет половину стоимости перемещения. Помимо оплаты действий «Киевдорсервиса» законодательством предусмотрены либо устное предупреждение владельца со стороны органов автоинспекции, либо штраф в 3,4-8,5 гривны.

В Таллинне в 2006 г. были приняты новые правила принудительной эвакуации автомобилей. Машины транспортируются не по одной, а сразу по несколько, что позволяет в 3 раза сократить расходы на эту операцию («поштучная» эвакуация обходится городской казне примерно в 1 тыс. крон). Особенность работы эвакуационной службы Таллинна (перенявшей, по словам одного из чиновников, японский опыт) состоит в том, что кран поднимает автомобиль и наносит таким образом автомобилю механические повреждения, что, по мысли законодателей, и должно послужить наказанием автовладельцу: согласно заявлению подключившихся к проекту страховых компаний помятый корпус не признается страховым случаем.

В Дании полиция имеет право убрать с дороги и поместить на специальную стоянку любое транспортное средство:

• поставленное на стоянку в нарушение действующих правил;

• имеющее серьезные технические неисправности;

• не прошедшее регистрацию и оставленное на дороге без регистрационных знаков.

Водитель оплачивает расходы полиции по транспортировке и хранению транспортного средства на специальной стоянке. При отсутствии информации о владельце задержанное транспортное средство продается через 2 недели после его помещения на специальную стоянку. Средства от продажи, оставшиеся после компенсации расходов (включая затраты на продажу), поступают в королевскую казну. В течение 1 года владелец транспортного средства имеет право потребовать возвращения ему этой суммы.

В Норвегии полиция имеет право потребовать убрать с дороги, а при необходимости произвести задержание транспортного средства, поставленного на стоянку в нарушение правил или таким образом, что оно создает помехи для дорожного движения, снегоуборочных или иных дорожных работ, а также оставленного в местах частного или общественного владения, что приводит к неудобствам для владельца или пользователя собственностью. Владелец задержанного транспортного средства уведомляется заказным почтовым отправлением о месте нахождения транспортного средства. Транспортное средство, не возвращенное владельцу, продается по истечении 3 месяцев с момента задержания. Если имя и адрес владельца неизвестны, сообщение о задержании транспортного средства публикуется в средствах массовой информации. Когда оставленное на дороге транспортное средство по своему техническому состоянию не подлежит восстановлению, оно идет на металлолом без уведомления владельца. Для возврата своего транспортного средства владелец обязан оплатить расходы на его эвакуацию и содержание на специальной стоянке.

В Швеции дано право полномочным органам производить задержание и помещение на специальную стоянку транспортных средств, оставленных на дороге в нарушение правил стоянки или препятствующих нормальному движению в случаях, когда их владелец не может быть немедленно найден. Расходы, связанные с задержанием, транспортировкой и содержанием транспортного средства на специальной стоянке для задержанных транспортных средств, оплачивает его владелец.

В Японии полицейский имеет право изменить способ парковки автомобиля или убрать его с дороги в случае нарушения водителем правил стоянки транспортных средств. Полицейский в отсутствие водителя может переместить транспортное средство на расстояние, не превышающее 50 м от места его первоначального нахождения. Если же на таком расстоянии удобного места для стоянки транспортного средства нет, об этом докладывается начальнику полицейского участка, который и принимает решение о задержании транспортного средства и эвакуации его на специальную стоянку. Начальник обязан принять меры по обеспечению сохранности транспортного средства и немедленному уведомлению его владельца. В письменной форме владельцу сообщаются время и место задержания транспортного средства, место его нахождения, точная сумма, причитающаяся с владельца за транспортировку и содержание на стоянке его транспортного средства, крайний срок оплаты. Через 6 месяцев после задержания транспортное средство переходит в собственность префектуры, в чьей юрисдикции находится полицейский участок. В некоторых случаях автомобили, поставленные на стоянку в нарушение действующих правил, не эвакуируются на специальные площадки, а блокируются на месте нарушения.

В Великобритании транспортные средства, поставленные на стоянку в нарушение действующих правил, эвакуируются на специальные стоянки частными фирмами, заключившими контракт с подразделениями полиции. Они возвращаются владельцу после уплаты штрафа за нарушение правил стоянки и оплаты буксировки и хранения эвакуированного транспортного средства. Стоимость эвакуации - 105 фунтов стерлингов. За каждый день нахождения транспортного средства на специальной стоянке с владельца взимается 12 фунтов стерлингов.

В Германии решение о задержании неправильно припаркованного транспортного средства принимается в зависимости от оценки опасности конкретного нарушения. В то же время задержанию и эвакуации подлежат транспортные средства водителей-неинвалидов, оставленные на специальной стоянке для транспортных средств инвалидов. Транспортные средства, поставленные на стоянку в зоне действия знака «Стоянка запрещена», эвакуируются в срочном порядке.

Существенно отличается практика работы в рассматриваемой области дорожных служб Рио-де-Жанейро (Бразилия), которые не взимают штрафов с автовладельцев и не эвакуируют автомобили, а приклеивают на лобовое стекло автомобиля нарушителя плакат с надписью «Здесь стоянка запрещена!». Суть наказания состоит в том, что используемый клей очень плохо поддается соскабливанию или иному внешнему воздействию.

Заключение

Отметим, что одним лишь ужесточением законодательства по отношению к нарушителям правил парковки, привлечению виновных к административной ответственности, проведению эвакуации транспортных средств и тому подобному проблему парковок в неположенном месте не решить. Тем более что в настоящее время в крупных городах в связи с большим количеством автотранспорта данная проблема стоит достаточно остро.

Принятый в г.Минске расчетный уровень автомобилизации на 2015 г. (315 машин на 1 000 жителей) (примечание 2) помимо совершенствования правового регулирования правил парковки требует решения вопросов развития улично-дорожной сети города, а также пассажирского транспорта и транспортно-обслуживающих объектов.

Требуется также осуществление в городах работы по организации (строительству) новых автомобильных стоянок и автомобильных парковок. Кроме того, по примеру европейских государств необходимо строить велосипедные дорожки и пропагандировать в Республике Беларусь велосипед как экологически чистое средство передвижения, в т.ч. используемое для передвижения к месту работы жителей крупных городов страны.

 

Примечание 1. В настоящей работе использована информация официального сайта IRTAD (International Road and Accident Database (OECD)/ECMT Transport Research Centre).

Примечание 2. Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 «Об утверждении генерального плана г.Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации».

 

04.11.2014

 

Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»

Владимир Филиппенков, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов и информационно-аналитического обеспечения криминологических исследований государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»