


Материал помещен в архив
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
Действующим законодательством допускается возможность привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной и (или) иной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках.
Административная ответственность
| ||
Состав правонарушения | Санкция | Норма законодательства |
Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере до 2 базовых величин (далее - БВ), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств | Часть первая ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) |
Справочно Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п.1 ст.136 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК)) | ||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств | Часть вторая ст.11.16 КоАП |
Справочно Нецелевое использование средств бюджета - любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК). Пример: использование бюджетных средств не на те цели, на которые они были выделены из бюджета | ||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства | Часть третья ст.11.16 КоАП |
Пример: приобретение товаров для одних целей, на реализацию которых предоставлено финансирование из бюджета, но фактическое их использование на другие цели | ||
Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств (примечание 1) из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным (примечание 2), если в этих деяниях нет состава преступления | Штраф в размере от 10 до 50 БВ | Часть четвертая ст.11.16 КоАП |
Важно! Кроме привлечения к административной ответственности в соответствии со ст.419 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Справочно Нарушения части четвертой ст.11.16 КоАП Указом Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618) предусмотрены как недопустимые. Так, при осуществлении государственных закупок не допускается: - не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках; - изменение условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено в актах Президента РБ, законах РБ и постановлениях Совета Министров РБ, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества. Пример: нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь может быть выражено в неназначении секретаря конкурсной комиссии, отсутствии регламента конкурсной комиссии, созданной для проведения конкурса как процедуры государственных закупок, отсутствии сформированного плана государственных закупок, отсутствии необходимых сведений в приглашении к участию в процедуре запроса ценовых предложений, отсутствии установленного порядка подтверждения участниками и оценки конкурсной комиссией технических возможностей участников |
При сопоставлении части четвертой ст.11.16 КоАП, норм Указа № 618 и постановления Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - постановление № 1987) можно сделать следующие выводы:
1) заказчик, организатор, уполномоченная организация в ходе проведения процедуры государственной закупки в пределах средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных и инновационных фондов, вправе увеличивать (уменьшать) до 10 % объем данной закупки, например, увеличить или уменьшить количество единиц товара;
2) исходя из анализа письма № 31-01-08/860 увеличение (уменьшение) объема данной закупки до 10 % его объема против указанного в приглашении к участию в процедуре и предложениях участников допускается только в ходе процедуры выбора поставщика, подрядчика, исполнителя, до заключения договора, следовательно, после заключения договора о государственной закупке недопустимо изменение объема закупки, однако административная ответственность установлена на случай только уменьшения количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшения их качества. Следовательно, при увеличении количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) с одновременным сохранением стоимости товаров, работ, услуг привлечение к административной ответственности исходя из буквального толкования нормы исключается.
При одновременном увеличении стоимости закупки после начала исполнения договора и количественного объема закупки необходима новая процедура выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), которая должна проводиться в соответствии с требованиями Указа № 618 и постановления № 1987 (подп.1.3 п.1 письма № 31-01-08/860);
3) допускается заказчику, организатору, уполномоченной организации в заключенном договоре о государственной закупке изменять стоимость государственной закупки, указанную в договоре, в связи с изменением стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры этой закупки, и (или) изменением законодательства.
При этом изменение стоимости, указанной в исполняемом договоре, допускается после начала его исполнения путем подписания дополнительного соглашения к договору, подлежащего представлению в орган государственного казначейства (обслуживающий банк). Заказчик (уполномоченная организация) должен обеспечить глубокий анализ предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении стоимости закупки, в т.ч. прилагаемых в качестве обоснования расчетов.
В ходе проведения анализа должны учитываться:
• соблюдение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодательства о ценообразовании, обоснование им наличия оснований, приведенных в подп.2.1 п.2 постановления № 1987 (в т.ч. по причине изменения валютного курса).
![]() |
Обратите внимание! В соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках, заключенным в г.Москве 9 декабря 2010 г. (далее - Соглашение), Республика Беларусь приняла на себя обязательства привести свое национальное законодательство о государственных закупках в соответствие с Соглашением. Соглашение предусматривает, что стороны Соглашения стремятся к исключению из законодательства своего государства положений, разрешающих изменение условий исполнения договорных обязательств, в т.ч. изменение цены договора (контракта) о закупках, установив конкретные случаи, когда допускаются указанные изменения. При этом не допускается изменение цены договора (контракта) о закупке в зависимости от инфляционных изменений, изменения валютного курса и рыночной стоимости товаров, работ и услуг, а также не допускается уменьшение количества товаров (объема работ, услуг) без пропорционального снижения цены договора (контракта) о закупке (ст.3 Соглашения); |
• результаты проведенного маркетингового изучения рынка в целях оценки предлагаемого изменения стоимости в корреспонденции с ценами (тарифами) на товары, (работы, услуги), значениями надбавок, взимаемых торговыми организациями - посредниками, на дату поступления предложения;
• возможные материальные и временные расходы в связи с прекращением исполнения договора (при отказе от предложения об изменении стоимости) и проведением новой процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на новых условиях рынка.
В случае предложения о повышении стоимости заказчик (уполномоченная организация) в переговорах с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должны настаивать на ее минимальном повышении (подп.1.2 п.1 письма № 31-01-08/860);
4) привлечение к административной ответственности при изменении должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку возможно, если иное не предусмотрено актами законодательства, в том случае, когда изменение повлекло дополнительное расходование средств (см. письмо № 31-01-08/860) из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов. С учетом разъяснения в письме № 31-01-08/860 речь, по мнению авторов, следует вести о тех дополнительных расходах бюджета, которые не были надлежащим образом обоснованы со стороны заказчика, уполномоченной организации. Следовательно, при изменении стоимости, указанной в исполняемом договоре, в сторону ее уменьшения, что исключает дополнительное расходование средств, оснований для привлечения к административной ответственности нет.
Следует отметить, что ст.23.83 КоАП установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления. Однако нормы данной статьи не применяются в случаях, когда имеются нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями КоАП. Поскольку для процедур государственных закупок закреплены специальные нормы в ст.11.16 КоАП, то применение ст.23.83 КоАП при проведении государственных закупок исключается.
![]() |
Важно! Необходимо учитывать, что не являются административными правонарушениями: 1) неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года); 2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 БВ. Указанные выше положения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки (п.18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510)). Аналогичный подход закреплен в ст.5.5 КоАП. |
Контролирующие органы
Полномочия на осуществление проверок, предметом которых является соблюдение норм законодательства о государственных закупках:
1) Комитет государственного контроля РБ (далее - КГК) и его территориальные органы. Данные органы осуществляют государственный контроль за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности (ст.7 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»). Соответственно в данном случае органы КГК рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов КГК (ст.3.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП));
2) органы Министерства финансов РБ (далее - Минфин), включая территориальные органы, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов. Органы Минфина рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минфина, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов. Финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минфина, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов (ст.3.15 ПИКоАП).
Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки (внеплановые проверки) в отношении проверяемых субъектов назначаются:
• по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ;
• Председателем КГК и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;
• Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;
• руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка - назначена указанными выше лицами по основаниям, включающим в т.ч. использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки (подп.9.1 п.9 Указа № 510).
Уголовная ответственность
Возможно привлечение к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РБ, при наличии в деяниях субъектов состава преступления.
Ответственность, предусмотренная законодательством о государственных закупках
Законодательством установлено, что нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о государственных закупках влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ.
Необоснованное уклонение государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, влечет наложение штрафа на руководителей государственных заказчиков в размере от 10 до 50 БВ (подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»).
Таким образом, данные основания для привлечения к ответственности «поглощаются» нормами ст.11.16 КоАП.
Указом № 618 установлено, что председатель и члены комиссии, созданной для проведения государственных закупок, либо другие лица, виновные в нарушении требований, указанных в части первой п.9 Указа № 618 (а именно в ограничении доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках; в изменении условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено в актах Президента РБ, законах РБ и постановлениях Совета Министров РБ, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества), а также в несоблюдении иных правил в сфере государственных закупок, причинившем ущерб государству, организациям или гражданам, несут дисциплинарную, административную, уголовную и (или) иную ответственность в соответствии с законодательством.
Руководители государственных органов (иных государственных организаций), их заместители несут персональную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности за необеспечение выполнения требований законодательства о государственных закупках (п.9 Указа № 618).
Примечание 1. См. письмо Минэкономики РБ от 16.02.2009 № 31-01-08/860 «О некоторых вопросах выбора поставщиков и исполнения договоров в ходе государственных закупок» (далее - письмо № 31-01-08/860).
Примечание 2. Гражданским кодексом РБ (далее - ГК) предусмотрено, что организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить участнику, выигравшему торги, или лицам, указанным в частях второй и третьей п.5 ст.417 ГК, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
В случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
27.03.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» на основании постановлений Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 (с 3 июля 2012 г.) и от 22.08.2012 № 778 (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 13.07.2012 № 409-З (с 30 июля 2012 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 1 октября 2012 г. в Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2013 г. пп.1-9 и 11-14 Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратили силу.
С 16 августа 2013 г. письмо Минэкономики РБ от 16.02.2009 № 31-01-08/860 «О некоторых вопросах выбора поставщиков и исполнения договоров в ходе государственных закупок» на основании письма Минэкономики РБ от 16.08.2013 № 31-11/7444 утратило силу.