Пособие от 13.09.2018
Автор: Бенсман М.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативное регулирование

Административная ответственность за нарушение порядка проведения закупок

Уголовная ответственность за нарушение порядка проведения закупок

Иные последствия нарушения законодательства о закупках

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Нормативное регулирование

Основные нормативные акты, регулирующие порядок проведения закупок в Республике Беларусь в настоящее время:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь;

 

Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств;

 

Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).

Однако эти нормативные акты не содержат прямых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о закупках. В частности, согласно ст.58 Закона № 419-З лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами. Аналогичная формулировка содержится и в п.82 Положения № 88: лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров), несут ответственность в соответствии с законодательством.

Как правило, за нарушение действующего порядка проведения закупок применяется административная ответственность, установленная Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Но в некоторых случаях нарушение установленных законодательством норм, регулирующих порядок проведения закупок, может повлечь ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - УК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий к изменениям в административной ответственности в сфере закупок товаров (работ, услуг) см. здесь.

Административная ответственность за нарушение порядка проведения закупок

Таблица

Административные правонарушения в сфере закупок, ответственность за которые установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях

Норма КоАП Состав правонарушения Санкция (размер штрафа)
Статья 23.83 Нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП От 10 до 30 базовых величин (далее - БВ)
Часть 4 ст.11.16 Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки Предупреждение или штраф в размере до 50 БВ
Часть 5 ст.11.16 Действия, предусмотренные частью 4 ст.11.16, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также из государственных внебюджетных фондов, либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, снижение параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию) или иное ухудшение качественных характеристик товаров, если в этих деяниях нет состава преступления От 50 до 100 БВ
Часть 1 ст.21.17 Непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 БВ, в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов До 20 БВ;
на индивидуального предпринимателя - до 20 БВ;
на юридическое лицо - от 100 до 500 БВ
Часть 2 ст.21.17 Деяния, предусмотренные частью 1 ст.21.17 КоАП, но при стоимости строительства объектов от 100 000 БВ и более, в том числе при осуществлении строительства как за счет источников финансирования, указанных в части 1 ст.21.17 КоАП, так и за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов До 30 БВ;
на индивидуального предпринимателя - до 30 БВ;
на юридическое лицо - от 500 до 1 000 БВ
Часть 3 ст.21.17 Дача должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами (под бюджетными средствами понимаются средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов) От 10 до 30 БВ
Статья 11.77 Нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности Предупреждение или наложение штрафа до 50 БВ

 

внимание

Обратите внимание!

Статья 23.83 КоАП - общая норма, предусматривающая ответственность за любые нарушения установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов. Ответственность по данной статье применяется в случае отсутствия специальных норм.

Ответственность за нарушение в сфере проведения государственных закупок

Статьей 11.16 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов и организации государственных закупок товаров. При этом, как указано в таблице, части 4 и 5 данной статьи устанавливают ответственность за нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, а также за не предусмотренное актами законодательства изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку. Ответственность по ст.11.16 КоАП применяется при условии, если в указанных деяниях нет состава преступления, установленного статьями УК.

Перечень процедур, применяемых при проведении государственных закупок, определен Законом № 419-З: открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги.

Таким образом, нарушение порядка проведения указанных процедур государственных закупок влечет ответственность по частям 4 и 5 ст.11.16 КоАП.

Ответственность за нарушение в сфере проведения закупок за счет собственных средств

Статьей 11.77 КоАП установлена ответственность за нарушение определенных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.

Порядок осуществления таких закупок определен нормами постановления № 229. Названные организации обязаны осуществлять закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника (подп.2.1 п.2 постановления № 229). Виды таких процедур, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией самостоятельно и указываются в соответствующем локальном нормативном акте (порядке осуществления закупок за счет собственных средств) с учетом требований постановления № 229.

Ответственность за нарушение порядка проведения закупок в строительной сфере

Статья 21.17 КоАП - специальная норма, устанавливающая ответственность за нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве объектов как за счет бюджетных средств (полностью или частично), так и за счет иных источников.

Диспозиция части 1 ст.21.17 КоАП в качестве противоправного деяния указывает непроведение или несоблюдение порядка проведения в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов. Для применения ответственности за указанное нарушение по части 1 ст.21.17 КоАП необходимо, чтобы:

1) строительство объекта финансировалось (полностью или частично) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов;

2) стоимость такого строительства составляла от 6 000 до 100 000 БВ.

Ответственность за деяния, указанные в части 1 ст.21.17 КоАП, но при стоимости строительства объектов от 100 000 БВ и более, установлена частью 2 данной статьи. При этом ответственность по данной норме наступает вне зависимости от источника финансирования объекта, то есть и при осуществлении строительства за счет собственных средств организации, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.

Исходя из вышеизложенного ст.21.17 КоАП является специальной нормой, устанавливающей ответственность за непроведение или нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве объектов.

Однако при применении ст.21.17 КоАП необходимо учитывать еще нормы, регулирующие вопросы проведения закупок в строительной сфере.

Так, с 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7).

Для приведения действующего законодательства в соответствие с Декретом № 7 Указом Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322 «О дополнении и изменении указов Президента Республики Беларусь» внесены соответствующие изменения в Указ № 380. В частности, согласно подп.1.11 п.1 Указа № 380 его требования не применяются при осуществлении закупок товаров (работ, услуг):

• без использования средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;

• для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

Таким образом, в настоящее время обязательное проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов в соответствии с Указом № 380 установлено только для закупок, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств. В случае проведения закупок в строительной сфере, финансируемых за счет иных источников, проведение процедур закупок по Указу № 380 необязательно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 в связи с истечением срока действия утратил силу. Положение № 88 не применяется для целей проведения закупок при строительстве, так как утратил силу Указ № 380.

Если источник финансирования - собственные средства субъектов хозяйствования, то приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве объектов осуществляется без применения каких-либо специальных правил и процедур закупок. Порядок такого приобретения определяют субъекты хозяйствования самостоятельно.

Если источник финансирования - средства республиканского или местного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, то подлежит применению законодательство о государственных закупках.

Нарушения законодательства о государственных закупках, в том числе если по процедурам государственных закупок приобретаются товары (работы, услуги) для строительства объектов с 1 января 2019 г., являются основанием для применения мер административной ответственности в соответствии с КоАП.

 

Следовательно, ст.21.17 КоАП может применяться только при непроведении или нарушении порядка проведения процедур закупок, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств.

Еще одна специальная норма КоАП, предусматривающая ответственность за дачу должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами, - часть 3 ст.21.17 КоАП.

Таким образом, если заказчик начнет финансировать строительство без проведения процедур закупок в случаях, когда их проведение обязательно, то кроме ответственности по части 1 или 2 должностные лица будут нести ответственность и по части 3 ст.21.17 КоАП.

Уголовная ответственность за нарушение порядка проведения закупок

Статьей 251 УК установлена ответственность за срыв публичных торгов. В соответствии с данной нормой совершение с корыстной целью действий, приведших к срыву публичных торгов в ущерб собственнику имущества или иному лицу, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет.

Применение ответственности по ст.251 УК обусловлено наличием двух обязательных признаков субъективной стороны преступления, а именно: прямой умысел и корыстная цель при совершении преступления. Значит, для привлечения лица к ответственности за совершение такого преступления необходимо, чтобы виновное лицо осознавало, что своими действиями оно срывает проведение публичных торгов, и желало совершить данные действия в ущерб собственнику имущества или иному лицу и получить имущественную выгоду.

Статья 251 УК - специальная норма, регулирующая ответственность в сфере закупок. Вместе с тем в деяниях лиц, осуществляющих организацию и проведение закупок, могут быть выявлены признаки иных преступлений, предусмотренных УК. В частности, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений по соответствующим частям ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями), ст.425 (бездействие должностного лица), ст.427 (служебный подлог), ст.428 (служебная халатность), ст.430 (получение взятки) УК и т. д.

Иные последствия нарушения законодательства о закупках

Говоря об ответственности за нарушения норм законодательства при осуществлении закупок, нужно упомянуть о некоторых последствиях, наступающих в результате таких нарушений.

В соответствии со ст.419 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, что влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Аналогичные нормы содержатся и в ст.57 Закона № 419-З: процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица (п.1). Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (п.2).

Как видно из приведенной нормы, в отличие от ст.419 ГК, определяющей возможность признания недействительной только процедуры торгов, Закон № 419-З предоставляет возможность признать недействительной любую процедуру государственной закупки, проведенную с нарушением законодательства.

Кроме того, в соответствии с п.2 ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в новой редакции, вступившей в силу 3 августа 2018 г., закупки товаров, осуществленные с нарушением антимонопольных требований, могут быть признаны судом недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. При этом признание закупок товаров недействительными влечет недействительность договоров, заключенных по результатам таких закупок.

Однако не всякое нарушение порядка проведения процедуры закупки может быть основанием для признания ее недействительной.

Пунктом 6 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее - постановление № 25) определено, что основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.

К таким нарушениям правил проведения торгов могут относиться:

• нарушение порядка и сроков извещения сторон;

• проведение торгов ранее назначенных сроков;

• отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п.2 ст.418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);

• необоснованный отказ в допуске лица к участию в открытых торгах;

• несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;

• признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;

• продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;

• выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;

• иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов (часть первая п.8 постановления № 25).

При рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют (часть вторая п.8 постановления № 25).

В случае если торги были проведены с нарушениями, которые могли повлиять на их результаты, заинтересованные лица до заключения по результатам торгов договора могут подать жалобу непосредственно организатору торгов. Жалоба может быть рассмотрена в общем порядке рассмотрения жалоб, установленном законодательством.

Однако, если договор по результатам процедуры закупки, проведенной с нарушениями, уже заключен, обжалование действий организатора процедуры следует осуществлять в судебном порядке путем подачи иска о признании процедуры закупки недействительной. При этом признание процедуры закупки недействительной влечет не расторжение договора, заключенного по результатам такой процедуры, а признание такого договора недействительным.

Согласно п.1 ст.167 ГК сделка является недействительной по основаниям, установленным ГК либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами (ст.168 ГК).

 

13.09.2018

 

Максим Бенсман, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»