


Материал помещен в архив
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
Административная ответственность
Особенности административной ответственности заключаются в следующем:
• применяется соответствующими государственными органами;
• субъекты ответственности - организации и их должностные лица;
• основная форма ответственности - штраф;
• применяется за менее серьезные нарушения.
Вопросы административной ответственности урегулированы Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Однако особенность административной ответственности - в ее «производном» характере: т.е. административная ответственность возникает за нарушение какого-либо предписания другого нормативного правового акта (далее - НПА) (законы Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире», Лесной кодекс Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь и др.). Эти НПА содержат определенные правила поведения (так называемые регулятивные нормы), нарушение которых приводит в действие охранительные нормы КоАП. Таким образом, нарушить КоАП невозможно. Нарушить можно какой-либо другой НПА, а КоАП определяет меру наказания за совершенное правонарушение.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 мая 2015 г. действует Водный кодекс Республики Беларусь от 30.04.2014 № 149-З. С 31 декабря 2016 г. вступил в силу новый Лесной кодекс Республики Беларусь. |
Субъектами административной ответственности могут быть как юридические, так и физические лица, в т.ч. должностные. Причем по умолчанию речь в КоАП идет именно об ответственности физических лиц (части 1 и 2 ст.4.8 КоАП). Поэтому в столбце «Санкция» таблицы, приведенной ниже, если не уточнен субъект ответственности (не указано, что им является юридическое лицо), имеется в виду ответственность физического лица, в т.ч. сотрудника организации. Следует также учитывать, что в некоторых случаях административная ответственность двусубъектная, поскольку по общему правилу часть 7 ст.4.8 КоАП) наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица и наоборот.
Глава 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» КоАП содержит более 60 статей, наиболее общие из которых приведены в таблице ниже.
Составы некоторых административных правонарушений в сфере экологии | ||
Статья КоАП | Состав правонарушения (диспозиция) | Санкция |
15.1 «Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды» | Нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды | Штраф от 5 до 50 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя (далее - ИП) - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
15.2 «Нарушение требований экологической безопасности» | Нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов | Штраф от 10 до 40 БВ, на ИП - от 30 до 200 БВ, а на юридическое лицо - от 40 до 500 БВ |
15.3 «Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе» | Реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы | Штраф от 10 до 50 БВ, на ИП - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
15.4 «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами» | 1. Нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами | Штраф от 10 до 50 БВ, на ИП - от 20 до 200 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 1 000 БВ |
2. Нарушение правил обращения с биологическими и иными экологически опасными средствами и веществами | Штраф от 10 до 50 БВ, на ИП - от 20 до 200 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 1 000 БВ | |
15.9 «Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий» | Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, если в этом деянии нет состава преступления | Штраф от 4 до 35 БВ, на ИП - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
15.20 «Нарушение правил охраны недр» | Нарушение правил охраны недр | Штраф от 5 до 25 БВ, на ИП - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
15.29 «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках» | 1. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба | Предупреждение или штраф до 25 БВ |
2. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления | Штраф от 25 до 50 БВ | |
15.30 «Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности» | 1. Загрязнение леса отходами или сточными водами либо иным способом | Предупреждение или штраф до 20 БВ, на ИП - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 300 БВ |
2. Загрязнение древесно-кустарниковой растительности, не входящей в государственный лесной фонд, отходами или сточными водами либо иным способом | Предупреждение или штраф до 20 БВ, на ИП - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 300 БВ | |
15.48 «Загрязнение атмосферного воздуха» | 1. Загрязнение атмосферного воздуха посредством поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов с превышением установленных нормативов допустимых выбросов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух | Штраф от 4 до 20 БВ, на ИП - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ |
2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения уполномоченного государственного органа в случае, когда получение такого разрешения обязательно, или нарушение условий, установленных в таком разрешении | Штраф от 2 до 15 БВ, на ИП - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ | |
15.49 «Невыполнение требований по оснащению газоочистными установками и системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух» | Невыполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов газоочистными установками и автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а равно нарушение правил эксплуатации газоочистных установок | Предупреждение или штраф до 20 БВ, на ИП - предупреждение или штраф до 70 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или штраф до 300 БВ |
15.50 «Нарушение требований в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ мобильными источниками выбросов» | Нарушение требований законодательных актов в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками выбросов | Предупреждение или штраф до 5 БВ, на ИП - предупреждение или штраф до 50 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или штраф до 200 БВ |
15.51 «Загрязнение либо засорение вод» | 1. Загрязнение либо засорение поверхностных или подземных вод | Штраф от 4 до 20 БВ, на ИП - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
2. Нарушение режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов или водоохранного режима на водосборах, их загрязнение | Штраф до 10 БВ, на ИП - до 30 БВ, а на юридическое лицо - до 50 БВ | |
3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, вызвавшие водную эрозию почв или иные вредные последствия, либо несоблюдение режима хозяйственной и иной деятельности, предусмотренного для зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения | Штраф от 10 до 30 БВ, на ИП - от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ | |
15.52 «Нарушение правил водопользования» | 1. Забор воды с превышением лимитов, утвержденных уполномоченным органом государственного управления, либо нерациональное ее использование, либо нарушение порядка ведения первичного учета использования вод | Предупреждение или штраф до 20 БВ, на ИП - предупреждение или штраф до 50 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или штраф до 300 БВ |
2. Самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, плотин, каналов, накопителей природных и сточных вод, бурение скважин на воду и т.п.), а также других работ на водных объектах | Штраф от 10 до 30 БВ, на ИП - от 10 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 300 БВ | |
3. Нарушение условий, установленных в разрешении на специальное водопользование, или нецелевое использование водных объектов | Штраф от 4 до 20 БВ, на ИП - до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ | |
15.53 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств» | 1. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств или сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение или засорение вод, либо нарушение условий сброса сточных вод | Штраф от 10 до 30 БВ, на ИП - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения | Штраф от 15 до 50 БВ, на ИП - от 25 до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 30 до 500 БВ | |
15.55 «Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее семян, растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль» | Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее семян, растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль и при необходимости соответствующую обработку | Штраф от 10 до 30 БВ, на ИП - от 30 до 60 БВ |
15.61 «Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране» | 1. Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране лицом, обязанным представлять такие сведения | Штраф от 20 до 50 БВ |
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения | Штраф от 30 до 50 БВ | |
15.62 «Нарушение законодательства об охране озонового слоя» | Нарушение законодательства об охране озонового слоя | Штраф от 20 до 50 БВ, на ИП - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ |
15.63 «Нарушение законодательства об обращении с отходами» | 1. Невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары | Штраф на ИП или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары |
2. Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами | Предупреждение или штраф от 5 до 50 БВ, на ИП - до 200 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ |
Приведенные выше составы административных правонарушений касаются в основном промышленной эксплуатации природных объектов.
Их дополняют составы правонарушений, относящиеся к использованию лесов, объектов растительного и животного мира, а именно статьи:
• 15.21 «Нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы»;
• 15.22 «Незаконное уничтожение или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности»;
• 15.23 «Нарушение правил лесных пользований»;
• 15.24 «Нарушение правил использования участков земель лесного фонда»;
• 15.25 «Повреждение сенокосов или пастбищных угодий»;
• 15.26 «Нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей»;
• 15.28 «Незаконный сбор и (или) уничтожение лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы»;
• 15.32 «Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира»;
• 15.33 «Незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений»;
• 15.35 «Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных»;
• 15.37 «Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты»;
• 15.44 «Выпас домашних животных в неустановленных местах»;
• 15.45 «Жестокое обращение с животными»;
• 15.57 «Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов»;
• 15.58 «Разведение костров в запрещенных местах» и др.
При определении ответственности физического лица либо самой организации необходимо наличие вины (часть 6 ст.4.2 КоАП). Причем в первом и во втором случаях она понимается по-разному:
1) вина физического лица - это его психическое отношение к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (часть 1 ст.3.1 КоАП);
2) вина юридического лица - если им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 КоАП).
Другими словами, во втором случае нет надобности выяснять внутренние причины, приведшие юридическое лицо к совершению правонарушения. Достаточно формального критерия - нарушения законодательства. Но, с другой стороны, для юридических лиц введено и определенное послабление (по крайней мере, за совершение административного правонарушения в области экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования). Они могут быть освобождены от ответственности по ст.8.8 КоАП, если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера (т.е. дохода, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затрат, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения административного правонарушения).
В административном процессе, как и в уголовном, действует презумпция невиновности (ст.2.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)), т.е. обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Более того, обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях, а сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу.
Дела об административных правонарушениях в сфере экологии рассматривают:
• органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.1-15.3, частью 2 ст.15.4, ст.15.7-15.9, частью 2 ст.15.10, ст.15.18, 15.22-15.24, частями 1 и 2 ст.15.26, ст.15.28, ст.15.29, частью 2 ст.15.30, ст.15.31-15.33, частями 2 и 3 ст.15.35, частями 2 и 3 ст.15.37, ст.15.48-15.50, частью 2 ст.15.51, ст.15.52, 15.53, частями 1 и 2 ст.15.54, ст.15.57, 15.58, 15.60-15.64, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минприроды (часть 1 ст.3.20 ПИКоАП);
• государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.8, 15.9, 15.21, частями 1 и 2 ст.15.22, ст.15.25, частями 1 и 2 ст.15.26, ст.15.28-15.30, частью 1 ст.15.32, частями 2 и 3 ст.15.35, частями 2 и 3 ст.15.37, ст.15.57, 15.58 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками (часть 1 ст.3.26 ПИКоАП).
Кроме этих основных органов, ведущих административный процесс в данной сфере, таким правом по отдельным статьям КоАП наделены: суды (по ст.15.4, 15.9, 15.30, 15.51-15.53, ст.15.55, ст.15.61, части 2 ст.15.63 и др.) (часть 1 ст.3.2 ПИКоАП), административные комиссии исполкомов (ст.15.20, 15.29 и др.) (ст.3.4 ПИКоАП), органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) (ст.15.1, 15.3, 15.9, 15.20, 15.55, 15.61, 15.63 и др.) (часть 1 ст.3.7 ПИКоАП), Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (ст.15.9, 15.29, 15.30 и др.) (ст.3.8 ПИКоАП), органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпожарнадзор и МЧС) (ст.15.29 и др.) (часть 1 ст.3.9 ПИКоАП), органы государственного санитарного надзора (далее - Госсанитарнадзор) (часть 2 ст.15.63 и др.) (часть 1 ст.3.10 ПИКоАП), Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс) (ст.15.1, 15.50) (часть 1 ст.3.17 ПИКоАП), органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь (далее - Минсельхозпрод) (ст.15.29, часть 1 ст.15.30) (часть 1 ст.3.19 ПИКоАП).
Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица, в т.ч. (ст.3.30 ПИКоАП):
• органов внутренних дел (ст.15.9, 15.29, 15.30, 15.50, часть 2 ст.15.63 и др. КоАП);
• сельских, городских и других исполнительных комитетов (ст.15.61 и др. КоАП);
• органов управления особо охраняемых территорий (ст.15.9 и др. КоАП);
• органов Госсанитарнадзора (часть 1 ст.15.4, ст.15.51-15.53, часть 2 ст.15.63 и др. КоАП);
• Госветеринарнадзора (часть 1 ст.15.4 и др. КоАП);
• органов государственного карантинного надзора и фитосанитарного контроля (ст.15.55 и др. КоАП);
• транспортной инспекции Минтранса (ст.15.1, 15.2, 15.4 и др. КоАП);
• органов КГК (ст.15.1, 15.3, 15.9, 15.20, 15.55, 15.61 и 15.63 и др. КоАП);
• органов контроля за использованием и охраной земель (ст.15.61 и др. КоАП);
• органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и производством лесов (ст.15.29, 15.30, 15.61 и др. КоАП);
• Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (ст.15.9, 15.29, 15.30, 15.51, 15.52 и др. КоАП);
• организаций, ведущих охотничье и рыболовное хозяйство в охотничьих и рыболовных угодьях (ст.15.9 и др. КоАП);
• органов Госпожарнадзора и МЧС (ст.15.29 и др. КоАП);
• органов государственного надзора Минсельхозпрода за выполнением технических требований о мелиоративных сооружениях и гидротехнических сооружениях (ст.15.53 и др. КоАП).
Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране (часть вторая ст.99 Закона об охране окружающей среды).
Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) определен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее - Перечень). В области экологии он включает:
• Минприроды и его территориальные органы (контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов) (п.17 Перечня);
• государственные природоохранные и лесохозяйственные организации, находящиеся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь (контроль за ведением охотничьего хозяйства, охотой, рыбной ловлей, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и другие контрольные функции в части охраны животных и растительных ресурсов на подведомственных им территориях) (п.6 Перечня) и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 (далее - Указ № 376) внесены изменения и дополнения. |
При этом Минприроды обладает правом проведения внеплановых тематических оперативных проверок в пределах своей компетенции.
Указом Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» определен перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль, в который помимо Минприроды входит Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество охотников и рыболовов» и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Указ № 325 утратил силу на основании Указа № 376. |
Уголовная ответственность более строгая, чем административная, и ее основная санкция - лишение (ограничение) свободы. Кроме того, применяется она только в отношении физических лиц, но не организаций.
Глава 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) распространяется на общественно опасные деяния, совершенные умышленно или по неосторожности, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
Как правило, критерий, разграничивающий административную и уголовную ответственность в экологической сфере, - крупный размер ущерба. В рамках главы 26 УК таковым, как правило, считается размер ущерба на сумму, в 250 раз и более превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, а особо крупным - 1 000 раз и более превышающую размер такой базовой величины.
Статьи главы 26 УК предусматривают следующие составы уголовных преступлений:
• 263 «Умышленные уничтожение либо повреждение природных комплексов или объектов особо охраняемых природных территорий»;
• 264 «Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий»;
• 265 «Нарушение требований экологической безопасности»;
• 266 «Прием в эксплуатацию экологически опасных объектов»;
• 267 «Непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства»;
• 268 «Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды»;
• 269 «Порча земель»;
• 270 «Уничтожение либо повреждение торфяников»;
• 271 «Нарушение правил охраны недр»;
• 272 «Загрязнение либо засорение вод»;
• 273 «Нарушение правил водопользования»;
• 274 «Загрязнение атмосферного воздуха»;
• 275 «Загрязнение леса»;
• 276 «Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности»;
• 277 «Незаконная порубка деревьев и кустарников»;
• 278 «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами»;
• 279 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами»;
• 280 «Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений»;
• 281 «Незаконная добыча рыбы или других водных животных»;
• 282 «Незаконная охота»;
• 2821 «Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных»;
• 283 «Нарушение правил охраны рыбы и других водных животных»;
• 284 «Нарушение ветеринарных правил».
Гражданско-правовая ответственность
Речь идет о деликатной ответственности (глава 58 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Причем в роли потерпевших выступают физические и юридические лица, а не государство. Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате трансграничного воздействия на окружающую среду, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (ст.102 Закона об охране окружающей среды).
Статьей 27 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде вследствие нарушения ими законодательства в области промышленной безопасности.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2016 г. взамен Закона № 363-З принят новый Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности». Статья 27 старого Закона соответствует ст.39 нового Закона. |
Ответственность причинителя вреда в большинстве случаев будет квалифицироваться как связанная с источником повышенной опасности, что перераспределяет бремя доказывания с потерпевшего на причинителя: юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п.1 ст.948 ГК).
Поскольку право на благоприятную окружающую среду относится к числу личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, потерпевшие граждане независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (п.3 ст.968 ГК) вправе требовать компенсации морального вреда (ст.152 ГК). При этом если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, то компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя (ст.969 ГК) и на эти требования исковая давность не распространяется (подп.1 ст.209 ГК).
В тех случаях, когда причинители вреда застраховали свою гражданскую ответственность в порядке экологического страхования, при недостаточности страхового возмещения для полного возмещения причиненного экологического вреда они возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером причиненного вреда (ст.1021 Закона об охране окружающей среды).
![]() |
Справочно Информацию об экологическом страховании см. здесь. |
Как и гражданско-правовая, это имущественная ответственность, причем не штрафного, а компенсирующего или превентивного характера. Она может наступать в двух формах.
1. Полное или частичное приостановление либо прекращение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.
В случае выявления нарушения законодательства Республики Беларусь, создающего угрозу причинения вреда окружающей среде, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду, может быть приостановлена (запрещена) соответствующим государственным органом, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности (п.74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510). Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и граждане имеют право на предъявление в суд иска о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае, если в результате такой деятельности нарушаются требования в области охраны окружающей среды, причиняется экологический вред или создается опасность причинения экологического вреда в будущем (ст.1021 Закона об охране окружающей среды).
![]() |
Справочно Данную меру нельзя считать чисто административной. Здесь действует конституционная норма, гарантирующая гражданам право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46 Конституции Республики Беларусь), и применяется иск о запрещении деятельности, регламентированный ст.934 ГК. Согласно данной статье опасность причинения вреда в будущем может стать основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление или прекращение противоречит государственным и общественным интересам. Отказ в приостановлении или прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение вреда, причиненного этой деятельностью. Но, с другой стороны, публично-правовые нормы в значительной мере нейтрализуют данные положения ГК. В качестве примера можно назвать ст.3 Закона Республики Беларусь от 30.07.2008 № 426-З «Об использовании атомной энергии», которая постулирует принцип превышения выгод для граждан и общества от использования атомной энергии над вредом, который может быть причинен деятельностью по использованию атомной энергии. Своеобразие экологической ответственности состоит в том, что это, по сути, административная ответственность, облеченная в гражданско-правовую форму. |
После устранения выявленных нарушений, что подтверждается произведенной проверкой, хозяйственная деятельность может быть разрешена вновь (ст.1001 Закона об охране окружающей среды).
2. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, которое производится, как правило, в полном объеме, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим. В отличие от гражданско-правовой ответственности второй стороной данного правоотношения является не физическое (юридическое) лицо, а государство.
![]() |
Справочно Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает 3 БВ. |
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установления факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042. При этом факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348. Однако допускается возмещение посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с предписаниями соответствующего государственного органа.
До предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) предъявляет лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, содержание которой регламентировано ст.1013 Закона об охране окружающей среды. К ней должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать 2 месяцев со дня предъявления претензии.
В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (ст.1014 Закона об охране окружающей среды).
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются Минприроды или его территориальными органами и (или) судом (ст.103 Закона об охране окружающей среды).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. в ПИКоАП и КоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. |
12.02.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук