Пособие от 22.05.2013
Автор: Овсейко С.

Ответственность за нарушения внешнеторгового и валютного законодательства


 

Материал помещен в архив

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО И ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Общие положения

Существует несколько видов юридической ответственности:

1) гражданско-правовая (неустойка в форме штрафа или пени, возмещение убытков) - обычно это ответственность одного контрагента по договору перед другим. Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности ее размеры и порядок применения определяются исключительно внешнеторговым договором. Гражданско-правовая ответственность - это также ответственность по регрессному обязательству (в т.ч. возмещение ущерба в результате применения санкций контрагентом или государственным органом);

2) дисциплинарная (замечание, выговор, увольнение и др.) и материальная (возмещение ущерба, причиненного нанимателю), регулируемые трудовым законодательством. Применяются нанимателями к работникам в т.ч. за нарушения, допущенные ими при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

3) административная (определяется Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП));

4) уголовная (определяется Уголовным кодексом РБ (далее - УК)).

Далее будут рассмотрены основные нарушения, которые могут совершать юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и меры по их предотвращению, однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний.

1. Основной вид ответственности в данной сфере - административная, характерный признак которой - это производный характер норм КоАП: вначале должна быть какая-либо норма Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178), Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 226-З) или иного нормативно-правового акта, предписывающая какое-либо правило поведения (так называемая регулятивная норма) (примечание 1). И лишь затем несоблюдение предписания может повлечь административную ответственность по одной из статей КоАП (так называемая охранительная норма) (примечание 2). Данные нормы могут носить характер запрета (например, расчета в валюте между резидентами) или обязательства (например, возврата экспортной выручки) и их нарушение - важнейший элемент состава административного правонарушения. Другими элементами могут быть объект, субъект и субъективная сторона (вина).

2. Для многих административных правонарушений характерен так называемый двусубъектный состав: к административной ответственности может быть привлечено как само юридическое лицо, так и его руководитель (иные должностные лица) (примечание 3). При этом следует учитывать, что «нормальным» субъектом административной ответственности является именно физическое лицо, поэтому по умолчанию (т.е. если не уточняется субъект ответственности) во всех статьях Особенной части КоАП предполагается ответственность именно физического лица, а об ответственности юридического лица - должно быть специально упомянуто (часть вторая ст.4.8 КоАП).

В тех случаях, когда одно и то же административное правонарушение влечет ответственность как самой организации, так и ее должностного лица (например, ст.11.37 КоАП), может возникнуть вопрос о пределах ответственности. Например, встречаются ситуации, когда оштрафованное юридическое лицо в порядке материальной (распоряжение руководителя) либо гражданско-правовой (через регрессный иск в суде) ответственности пытается взыскать с виновного работника (должностного лица) сумму штрафа (примечание 4). Законность подобных действий организации не однозначна. Например, встречается мнение, что если контролирующий орган налагает ответственность как на организацию, так и на ее должностное лицо, то сама организация не вправе перераспределять бремя ответственности иным образом (фактически перекладывая ее целиком на своего сотрудника). В противном случае нарушается требование части восьмой ст.4.2 КоАП, согласно которому физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания.

Впрочем, подобные «перегибы» не исключают в принципе возможность применения к работнику мер дисциплинарной и материальной ответственности за недостатки, повлекшие привлечение организации к административной ответственности. Более того, Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (подп.2.10 п.2) прямо называет в качестве дополнительного основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя «непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам».

3. Обязательный элемент субъективной стороны административного правонарушения - вина (часть шестая ст.4.2 КоАП). Для физических лиц и организаций вина определяется по-разному. В первом случае (ст.3.1) под виной понимается «психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности», во втором (ст.3.5) - «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению» (примечание 5). Однако применительно к Указу № 178 есть особенность: резиденты обязаны обеспечить завершение в установленные сроки внешнеторговой операции нерезидентами. Иначе говоря, они выступают перед белорусским государством своего рода поручителями за действия нерезидентов, хотя последние де-юре могут быть привлечены к административной ответственности на территории Республики Беларусь (часть вторая ст.1.4 КоАП), однако законодатель в Указе № 178 не называет их в числе субъектов ответственности, предпочитая иметь дело с резидентами.

Правда, применительно к некоторым случаям законодатель смягчает свою позицию, освобождая резидентов от административной ответственности, предусмотренной ст.11.36 и 11.37 КоАП, случаях, если:

1) товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

2) произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

3) товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

4) возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Во всех случаях должны быть подтверждающие документы.

Кроме того, Указ № 178 (подп.1.4 п.1) фактически дополняет эти нормы КоАП, предусматривая, что внешнеторговая операция может быть завершена путем:

1) признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);

2) исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

3) принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров.

Внешнеторговое законодательство

В настоящее время внешнеторговое и валютное законодательства постепенно сближаются. Несмотря на разные источники правового регулирования (в первом случае - Указ № 178, во втором - Закон № 226-З), их объединяет общность целей (положительное сальдо внешнеторгового и платежного баланса, устойчивость курса национальной валюты и т.д.) и методов осуществления (банковский контроль на стадии подготовки и проведения).

Следует учитывать, что в большинстве случаев размер административной ответственности относительно определен, т.е. КоАП задает некую «вилку», в пределах которой при определении размера ответственности должны учитываться (части вторая-третья ст.7.1 КоАП):

1) при наложении административного взыскания на физическое лицо: характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (примечание 6);

2) для юридического лица: характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Статья 7.2 КоАП прямо не называет в числе обстоятельств, смягчающих административную ответственность, попытки резидента по предотвращению нарушения, например в части завершения внешнеторговой операции в установленные сроки. Но, полагаем, что такие действия, как направление нерезиденту требований исполнить обязательство, обращение с иском в суд и т.п., если не де-юре, то де-факто могут свидетельствовать в его пользу. Сюда также можно отнести и обращение в Национальный банк РБ (далее - Нацбанк) с заявлением о продлении сроков завершения внешнеторговой операции. Следует учитывать, что в настоящее время за таким разрешением можно обратиться в любой момент - как до заключения договора, так и в ходе его исполнения, хоть на 59-й день для импорта либо 89-й для экспорта (п.5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52). Однако в случае установления главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка по области) при рассмотрении представленных заявителем документов фактов превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения оно направляет информацию о выявленных нарушениях в соответствующие органы Комитета государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля) (подп.2.7 п.2 названного выше постановления).

Ниже в таблице 1 приведены составы административных правонарушений. Ввиду того что содержание, как правило, в лаконичной форме выражено в названии статей, их диспозиции не приводятся. Вместо них приведена та регулятивная норма Указа № 178 или иного нормативно-правового акта, нарушение которой влечет административную ответственность.

 

Таблица 1
 
Административная ответственность за нарушения внешнеторгового законодательства
 
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях Нарушение Санкция
Статья 11.36 «Превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной суммой полученных денежных средств» Превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере разницы между этими суммами
Статья 11.37 «Превышение сроков проведения внешнеторговых операций» Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме:
а) при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
б) при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (подп.1.4 п.1 Указа № 178) (примечание 7).
Необеспечение лизингодателем при исполнении договора международного лизинга своевременных поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга лизингополучателю - нерезиденту Республики Беларусь, поступления предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в случае его возврата либо завершения указанного договора иным предусмотренным законодательством для международного лизинга способом в сроки, предусмотренные подп.1.3 п.1 Указа Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» (как правило, 90 дней)
Штраф в размере до 30 базовых величин (далее - БВ) (примечание 8), а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 2 % не полученных (не поступивших) в установленный срок лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, стоимости не поступившего в установленный срок предмета лизинга за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств либо стоимости предмета лизинга
Статья 11.38 «Нарушение установленного порядка расчетов в белорусских рублях по экспортным внешнеторговым договорам» При экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, осуществляются в следующем порядке:
1) при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, заключенным резидентами с подчиненными Управлению делами Президента РБ организациями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и расположенными на территориях других государств, данные резиденты вправе получить денежные средства от реализации путевок указанных учреждений от государственного учреждения «Центр по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента;
2) при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к внешнеторговому договору) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами (подп.1.2 п.1 постановления № 101)
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % суммы этих средств
Статья 11.39 «Распоряжение денежными средствами от экспорта без зачисления на свой счет, а равно перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги)» Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств:
- используемых при расчетах, производимых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
- направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;
- направленных нерезидентами на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;
- полученных от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленных на оплату расходов по их проведению;
- полученных представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемых для этих целей;
- направляемых нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом;
- причитающихся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленных ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд);
- причитающихся экспортерам в иных случаях, определенных Нацбанком (подп.1.4 п.1 постановления № 101) (подп.1.8 п.1 Указа № 178)
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств
При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в т.ч. со специального счета аккредитива), за исключением расчетов, производимых:
- с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
- со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом;
- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
- посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
- в иных случаях в порядке, установленном Нацбанком (подп.1.7 п.1 постановления № 101) (подп.1.10 п.1 Указа № 178).
 
Статья 11.40 «Перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения» См. выше: подп.1.8 п.1 Указа № 178.

Обратите внимание!
Диспозиции части первой ст.11.39 и ст.11.40 очень близки, а санкции одинаковы. Разница в том, что «перечисление» предполагает движение средств по банковскому счету, тогда как «распоряжение» более широкое понятие. Вместе с тем в настоящее время Указ № 178 не предусматривает возможности получения разрешения Нацбанка на перечисление денежных средств от экспорта без зачисления на свой счет
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств
Статья 11.42 «Представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки» Представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки.
Подробнее см.:
- Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134;
- постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее - постановление № 549);
- Инструкцию о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров
Статья 11.43 «Нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций» Проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки.
Дополнительно к указанным выше документам см. Инструкцию о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

От редакции: С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
Статья 11.44 «Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации» Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным (подп.1.3 п.1 постановления № 549) Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 10 до 100 БВ
Статья 11.45 «Нарушение установленного срока аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации» Зарегистрированные статистическая декларация и периодическая статистическая декларация должны быть аннулированы не позднее 10 рабочих дней после даты их регистрации, если отгрузка указанных в декларации товаров не состоялась (подп.1.14 п.1 постановления № 549) Штраф в размере от 2 до 10 БВ

 

В тех случаях, когда субъект административной ответственности - физическое лицо, могут возникнуть дополнительные вопросы. Обычно в белорусских организациях используется так называемая линейная система менеджмента, когда руководитель отвечает за все, что происходит в организации (примечание 9), это не исключает возможности привлечь к ответственности и иных должностных лиц (главного бухгалтера, начальника отдела внешнеэкономической деятельности, финансового директора и т.п.).

 

Справочно

Должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (ст.1.3 КоАП).

 

Может возникнуть вопрос о возможности привлечения к ответственности сразу нескольких должностных лиц организации. Для этих целей существует понятие «соучастие в административном правонарушении» (ст.2.4 КоАП), причем соучастниками наряду с исполнителем признаются организаторы и пособники. Если в роли организатора выступает, например, руководитель, а исполнителя - главный бухгалтер, то существует возможность привлечения к административной ответственности обоих. При этом согласно части шестой ст.2.4 за деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.

Гораздо сложнее ситуация с пособником, т.е. физическим лицом, содействовавшим совершению административного правонарушения советами, указаниями, представлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий или оказанием иной помощи и т.п. (например, юрисконсульт, внешний аудитор и т.д.). Согласно части седьмой ст.2.4 КоАП пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, специально предусмотренных статьями КоАП, причем ни одна из них не относится непосредственно к сфере внешнеэкономической деятельности.

Если речь идет об уголовной ответственности, то, помимо исполнителя, организатора и пособника, дополнительно появляется фигура подстрекателя - лица, склонившего другое к совершению преступления (ст.16 УК). Уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника по сравнению с административной, как правило, строже, так как наступает по той же статье, что и исполнителя, с учетом характера и степени участия в преступлении каждого из соучастников (ст.66 УК).

В некоторых случаях проверка может столкнуться с неоконченным составом административного правонарушения (например, договор, содержащий нарушения законодательства заключен, но еще не исполнен). В таких случаях имеет место покушение на административное правонарушение (ст.2.3 КоАП), которое практически ненаказуемо, поскольку:

1) касается только действий физических лиц;

2) административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП (к сфере внешнеэкономической деятельности не относятся). В уголовном праве все намного серьезнее: в соответствии с частью второй ст.14 УК ответственность за покушение на преступление наступает по той же статье Особенной части УК, что и за оконченное преступление.

Валютное законодательство

Нарушения в сфере валютного законодательства тесно связаны с внешнеторговым и в некоторых случаях могут его дополнять. Например, полностью не получена экспортная выручка, остаток зачислен на счет в иностранном банке, открытый без соответствующего разрешения. В таких случаях возникает вопрос о наложении административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений (ст.7.4 КоАП). Общее правило: основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности. Однако затем они полностью или частично складываются таким образом, чтобы размер налагаемого штрафа не превышал:

1) на физическое лицо - 400 БВ;

2) на индивидуального предпринимателя - 1 000 БВ;

3) на юридическое лицо - 2 000 БВ.

Переходя к перечислению конкретных составов административных правонарушений в области валютного регулирования (таблица 2), отметим, что в настоящее время многие из них отменены. Так, с 2007 г. не применяется административная ответственность за невыполнение банками функций агентов валютного контроля, с 2010 г. - за нарушение порядка применения неденежной формы прекращения обязательств (ст.11.41 КоАП), непредставление сведений о поступивших платежах (ст.11.50) или предоставление недостоверных сведений (ст.11.51) и др.

Однако этого недостаточно. Например, неправильное применение неденежной формы прекращения обязательств по экспорту можно при желании подвести под действующую ст.11.6 «Невозвращение из-за границы валюты» КоАП, а ст.11.53 «Осуществление незаконных финансовых операций» КоАП и вовсе универсальна, так как согласно своей диспозиции применяется в тех случаях, когда невозможно применить другие.

 

Таблица 2
 
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
 
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях Нарушение Санкция
Статья 11.1 «Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства» Согласно ст.11 Закона № 226-З запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом № 226-З, п.25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), п.8 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок расчетов № 359) (применительно к юридическим лицам), а также пп.29-31 Правил № 72 (с участием физических лиц) Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а то же действие, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - от 50 до 100 БВ
Статья 11.2 «Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций» Скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте Штраф в размере до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения
Осуществление индивидуальным предпринимателем, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение (примечание 10) Штраф в размере от 10 до 100 БВ
Осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без регистрации либо уведомления в случае, когда в соответствии с законодательством требуются такие регистрация или уведомление.

Обратите внимание!
В настоящее время регистрационный порядок отменен, остался только уведомительный (п.20 Правил № 72)
Штраф в размере 10 БВ
Статья 11.3 «Нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты» Не позднее 7 рабочих дней с даты поступления выручки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют в банк документы, указанные в п.14 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129. Нарушение этого срока (несвоевременная обязательная продажа) влечет административную ответственность Штраф в размере от 10 до 40 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере до 1 % от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств
Необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже Штраф в размере от 10 до 40 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере необоснованно заниженных валютных средств
Статья 11.5 «Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь» Открытие должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь и ведение по ним операций без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение (примечание 11) Штраф в размере от 20 до 50 БВ
Нарушение должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом условий разрешения Нацбанка на открытие счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь Штраф в размере от 5 до 35 БВ
Открытие должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь без получения в Нацбанке свидетельства о регистрации или без предоставления в Нацбанк уведомления о его открытии, когда в соответствии с законодательством требуются такие свидетельство о регистрации или уведомление Штраф в размере до 10 БВ
Статья 11.6 «Невозвращение из-за границы валюты» Невозвращение из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, если в этих действиях нет состава преступления.
Состав правонарушения частично пересекается со ст.11.37 (см. выше), однако дополнительно к внешнеторговым операциям может включать случаи перечисления средств в банки Республики Беларусь после закрытия банковских счетов за границей
Штраф в размере до 30 БВ
Статья 11.46 «Нецелевое использование валютных средств» Цели использования валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, перечислены в п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112) Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100 % суммы средств, использованной не по целевому назначению
Статья 11.47 «Использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте без разрешения» Случаи, когда такое использование разрешено, перечислены в ст.11 Закона № 226-З, п.25 Правил № 72, п.8 Порядка расчетов № 359. В остальных - может осуществляться на основании разрешения Нацбанка.
В ст.11.47 КоАП речь идет об ответственности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), тогда как в ст.11.1 КоАП за аналогичное правонарушение - об ответственности физических лиц
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100 % суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого)
Статья 11.48 «Несоблюдение установленных сроков использования валютных средств» Зачисленная на специальный счет иностранная валюта должна быть использована субъектом валютных операций - резидентом в течение 7 рабочих дней начиная со дня, следующего за днем ее зачисления на специальный счет.
Однако срок может быть увеличен до 30 рабочих дней (включительно) по разрешению главного управления Нацбанка по области (специализированного управления Нацбанка) по месту регистрации субъекта валютных операций - резидента (п.31 Инструкции № 112).

 

От редакции: С 14 мая 2014 г. следует руководствоваться п.31 Инструкции № 112 в редакции постановления Правления Нацбанка РБ от 21.04.2014 № 256

Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 1 % суммы не использованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств
Статья 11.49 «Нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет» Работник, получивший наличную иностранную валюту под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованную наличную иностранную валюту (п.28 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2013 № 185).

От редакции: С 13 марта 2015 г. п.28 Инструкции № 185 изложен в новой редакции постановлением Правления Нацбанка РБ от 23.02.2015 № 94
Штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 5-кратной суммы этих средств
Статья 11.53 «Осуществление незаконных финансовых операций» Осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконные финансовые операции), если в этих действиях нет состава преступления и за исключением незаконных финансовых операций, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП.
Финансовой операцией в данном случае признается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств (ст.1 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности»).

От редакции: С 4 января 2015 г. взамен Закона № 426-З принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Определение финансовой операции дано в абзаце 14 ст.1 нового Закона
Штраф от 10 до 15 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % от сумм таких операций

 

Кроме специальных составов «валютных» правонарушений, имеются и общие (т.е. относящиеся как к иностранной валюте, так и белорусским рублям), предусмотренные, например, ст.11.7 «Нарушение порядка ведения кассовых операций» КоАП.

В 2 случаях за нарушение валютного законодательства предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность:

1) статья 224 «Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь» УК, обязательный элемент состава которой - совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения;

2) статья 225 «Невозвращение из-за границы валюты» УК. Отличие от ст.11.6 КоАП - особо крупный размер (т.е. более 2 000 БВ).

Санкции в случаях:

1) штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 2 лет;

2) штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничение свободы на срок до 4 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет.

Привлечение к ответственности

С целью проверки соблюдения порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц могут проводиться внеплановые тематические оперативные проверки (п.84 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение № 510)).

 

Обратите внимание!

Особенность таких проверок в том, что они проводятся без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности и назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в частности, Комитета госконтроля, Нацбанка) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции для оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства. Если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении, то акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться (п.91 Положения № 510).

 

Комитет государственного контроля РБ в основном вправе осуществлять проверки в сфере внешнеторговой деятельности и валютных операций (орган валютного контроля). Согласно ст.8 Закона РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» органы Комитета госконтроля осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль:

1) за исполнением государственными органами, иными организациями и гражданами законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в т.ч. за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;

2) соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в т.ч. за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты.

Обращает на себя внимание, что органы Министерства по налогам и сборам РБ не упомянуты в числе органов валютного контроля в ст.24 Закона № 226-З. Однако подп.5.2 п.5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592, относит к одной из функций данного Министерства осуществление валютного контроля (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты). Эти же функции налоговых органов упомянуты в п.15 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510.

Что касается наложения административных взысканий, то основной орган, ведущий административный процесс, - Комитет госконтроля (ст.3.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)). Значительно уже компетенция Нацбанка (правонарушения, предусмотренные частью первой ст.11.1, частями второй и третьей ст.11.2, ст.11.3, ст.11.5-11.6 КоАП), налоговых органов (ст.11.3, часть вторая ст.11.37 КоАП), таможенных органов (ст.11.44 КоАП), органов внутренних дел (часть первая ст.11.1 КоАП).

Согласно ст.7.6 КоАП установлены предельные сроки наложения административного взыскания, которые за правонарушения в области внешнеэкономической деятельности, предусмотренные главой 11 КоАП, составляют:

• 3 года со дня их совершения;

• 6 месяцев со дня их обнаружения.

Статьей 2.7 ПИКоАП установлена презумпция невиновности (примечание 12): лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения. Причем обязанность доказывать виновность возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Напротив, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность.

Как уже отмечалось, презумпция невиновности в полном объеме может быть применима только по отношению к физическим лицам. Для организаций критерий вины чисто формальный: нарушение соответствующих норм (правил) без рассмотрения его целей и мотивов.

Кроме того, ст.2.7 ПИКоАП устанавливает еще 2 дополнительные гарантии всестороннего и полного рассмотрения материалов дела:

1) обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях;

2) сомнения в обоснованности вывода о виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в его пользу.

 

Примечание 1. Редко описание правонарушения содержится в самом КоАП, не повторяясь в других нормативно-правовых актах, хотя логически следуя из них (например, ст.11.36). В целом наличие охранительных норм без регулятивных больше характерно для уголовной ответственности, чем для административной.

Примечание 2. Эти нормы имеют различную структуру: регулятивная состоит из гипотезы (не обязательно) и диспозиции, охранительная - из диспозиции и санкции.

Примечание 3. До вступления в силу КоАП 2003 г. к административной ответственности могло быть привлечено только физическое лицо, а юридическое - к так называемой экономической. В настоящее время около 200 статей КоАП предусматривают административную ответственность организаций.

Примечание 4. Чтобы сумма штрафных санкций могла быть удержана из заработной платы работника в порядке дисциплинарной ответственности, должны соблюдаться условия, перечисленные в ст.408 и других Трудового кодекса РБ: размер ответственности - не более среднего месячного заработка, отсутствие возражений работника, соблюдение сроков и т.п. В противном случае - только регрессный иск в суде (п.3 ст.49 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Примечание 5. На юридическом языке такое привлечение к ответственности юридического лица называется «объективным вменением». Оно не вполне согласуется с провозглашенной Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (п.15) презумпцией, согласно которой проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

Примечание 6. См.: ст.7.2 и 7.3 КоАП. Перечень как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств достаточно далек от сферы внешнеэкономической деятельности и финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Примечание 7. Для некоторых достаточно специфических случаев постановлением Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее - постановление № 101) установлены более длительные сроки.

Примечание 8. Если минимальный размер штрафа в соответствующей статье КоАП не указан, то согласно части второй ст.6.5 КоАП он, как правило, составляет: на физическое лицо - не менее 0,1 БВ, индивидуального предпринимателя - 2 БВ, юридическое лицо - 10 БВ.

Примечание 9. Даже организация бухгалтерского учета и создание необходимых условий для его правильного ведения согласно части первой ст.6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» относится к компетенции руководителя, а не главного бухгалтера. Это вопрос внутренней структуры организации, и отдельные локальные правовые акты (должностные инструкции, положения и т.п.) могут его корректировать.

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Согласно п.3 ст.7 данного Закона руководитель организации обязан организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия.

 

Примечание 10. О понятии валютной операции, связанной с движением капитала, см.: ст.7 Закона № 226-З, в т.ч. осуществляемой на основании разрешений, - п.18 Правил № 72.

Примечание 11. См.: пп.39-41 Правил № 72, а также пп.55-71 Инструкции № 15. В частности:

1) без разрешения открываются в банках-нерезидентах счета по учету кредитных операций и счета дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь, консульских учреждений Республики Беларусь;

2) в уведомительном порядке - счета представительств в банках государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в национальной валюте того государства - участника ЕврАзЭС, на территории которого открывается счет представительства;

3) в разрешительном - все остальные.

Примечание 12. Презумпция невиновности характерна также для уголовного процесса (ст.16 Уголовно-процессуального кодекса РБ), некоторых видов дисциплинарной ответственности (ст.130 Кодекса Республики Беларусь об образовании). В гражданском праве действует презумпция виновности: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.372 ГК).

 

22.05.2013

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

 

От редакции: В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 12.07.2013 № 64-З, от 12.07.2013 № 60-З (с 24 октября 2013 г.), от 04.01.2014 № 120-З (с 13 февраля 2014 г.) и от 24.10.2014 № 197-З (с 17 ноября 2014 г.) внесены изменения и дополнения.