


Материал помещен в архив


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
Действующим законодательством допускается возможность привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной и (или) иной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках.
Административная ответственность
Нарушения порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг), предусмотренные ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), представим в виде таблицы.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.12.8 нового Кодекса. |
Состав правонарушения | Санкция | Часть ст.11.16 КоАП |
Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - штраф до 100 % указанных средств | Часть 1 |
Справочно Под незаконным получением средств из бюджета следует понимать получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета, в том числе излишнее получение бюджетных средств в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством (п.1 ст.136 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК)) | ||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % указанных средств | Часть 2 |
Справочно Нецелевое использование средств бюджета - любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие полностью или частично целям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней (п.1 ст.137 БК). | ||
Пример Использование бюджетных средств не на те цели, на которые они были выделены из бюджета | ||
Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов | Штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - до 100 % стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства | Часть 3 |
Пример Приобретение товаров для одних целей, на реализацию которых предоставлено финансирование из бюджета, но фактическое их использование на другие цели | ||
Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки | Предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ | Часть 4 |
Пример Нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь может быть выражено в:- неназначении секретаря комиссии, отсутствии регламента комиссии, созданной для проведения процедур государственных закупок; - отсутствии утвержденного плана государственных закупок; - отсутствии необходимых сведений в приглашении к участию в процедуре запроса ценовых предложений; - иных нарушениях | ||
Действия, предусмотренные частью 4 ст.11.16 КоАП, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также из государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, снижение параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию) или иное ухудшение качественных характеристик товаров, если в этих деяниях нет состава преступления | Штраф в размере от 50 до 100 БВ | Часть 5 |
Следует отметить, что ст.23.83 КоАП установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления. Однако нормы ст.23.83 КоАП не применяются в случаях, когда имеются нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями КоАП.
Поскольку для процедур государственных закупок закреплены специальные нормы в ст.11.16 КоАП, то применение ст.23.83 КоАП при проведении государственных закупок исключается.
![]() |
Обратите внимание! Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза: • неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом (за исключением должностного лица юридического лица) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты (далее - иные обязательные платежи), учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года); • неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами; • неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица - за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 БВ; • неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более 1 % от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние (ст.5.5 КоАП). |
Контролирующие органы
Полномочиями на осуществление проверок, предметом которых является соблюдение норм законодательства о государственных закупках, наделено Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ). Должностные лица МАРТ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по частям 4, 5 ст.11.16 КоАП (п.64 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарий см. здесь. |
Полномочиями на осуществление контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности наделены:
1) Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) и его территориальные органы. Данные органы осуществляют государственный контроль за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности (ст.7 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах»).
Соответственно, в таком случае органы КГК рассматривают дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов КГК (часть 1 ст.3.7 ПИКоАП). Должностные лица органов КГК вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.11.16 КоАП (п.16 части 1 ст.3.30 ПИКоАП);
2) Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин), территориальные органы Минфина. Названные органы осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов.
В данном случае органы Минфина рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.11.16 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минфина, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов (часть 1 ст.3.15, п.62 части 1 ст.3.30 ПИКоАП);
3) местные исполнительные и распорядительные органы, облисполкомы и Минский горисполком, структурные подразделения областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных исполнительных комитетов, местные администрации. Они осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из местных бюджетов, по всем направлениям и видам расходов (пп.7, 19, 25 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2023 г. следует руководствоваться п.19 перечня № 510 в ред. Указа от 27.04.2023 № 126. |
Соответственно, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4, 5 ст.11.16 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Минфина, финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов (часть 2 ст.3.15 ПИКоАП).
Уголовная ответственность
Возможно привлечение к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Республики Беларусь, при наличии в деяниях субъектов состава преступления.
Ответственность, предусмотренная законодательством о государственных закупках
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться ст.56 и 57 Закона, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. |
Также гражданско-правовые последствия состоят в том, что процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица.
![]() |
Обратите внимание! Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по ее результатам (пп.1, 2 ст.57 Закона). |
20.07.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент