


Материал помещен в архив
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Охрана труда - важная социально-экономическая проблема государства, которая требует постоянного внимания как со стороны нанимателей, так и самих работников. Особенно она актуальна для строительной отрасли, так как известно, что строительная деятельность - одна из самых травмоопасных. Охрана труда в строительстве представляет собой систему взаимосвязанных законодательных, социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, цель которых оградить здоровье трудящихся от производственных вредностей и несчастных случаев и создать наиболее благоприятные условия для повышения производительности труда и качества работ.
Неудовлетворительные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания приводят к значительным экономическим потерям, поэтому организация работы по охране труда на уровне нанимателя, включающая осуществляемые нанимателем мероприятия по соблюдению работниками требований охраны труда и соблюдению нанимателем своих обязанностей, установленных государственными нормативными актами по охране труда, должна осуществляться по принципу взаимодействия.
Главная задача охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. На это должны быть направлены все мероприятия охраны труда.
Работники, реализуя права, гарантированные ст.223 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), должны неукоснительно соблюдать обязанности по охране труда, предусмотренные ст.232 ТК, а именно: проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры, обучение, переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, и др.
Вместе с тем значительная доля ответственности за нарушения действующего законодательства в области охраны труда лежит именно на нанимателе. Практика показывает, что большое число нарушений происходят из-за некомпетентности руководителей организации, их неумения организовать работу по охране труда.
В силу этого для успешного решения всего комплекса вопросов по охране труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний руководителям, их заместителям и специалистам следует постоянно повышать уровень соответствующих знаний.
Как показывает практика, один из самых действенных способов избежать производственного травматизма - планомерная и системная работа по его профилактике.
Прежде всего как нанимателям, так и работникам следует неукоснительно выполнять требования межотраслевых правил и инструкций по охране труда, являющихся нормативными документами, которые устанавливают требования безопасности при выполнении работниками работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где работники выполняют порученную им работу или служебные обязанности.
К эффективным мерам можно отнести квалифицированное проведение вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей работников по технике безопасности.
В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, важное место занимают средства индивидуальной защиты. Современный уровень технического развития позволяет надежно защитить человека лишь при условии грамотного выбора и правильного применения соответствующих средств индивидуальной защиты в конкретных условиях с учетом характера выполняемой работы, наличия вредных производственных факторов и возможности аварийных ситуаций.
Большое значение для обеспечения безопасности имеет профессиональный отбор и обучение работников вопросам охраны труда на предприятии.
На более высоком уровне следует проводить работу по контролю за соблюдением требований охраны труда в организациях. Очень важно, чтобы контроль осуществлялся не только специалистом по охране труда, но и стал бы повседневной и постоянной обязанностью всех специалистов и руководителей структурных подразделений организации.
Таким образом, для снижения числа несчастных случаев на производстве необходимо проводить эффективную профилактическую работу по созданию и обеспечению безопасных условий труда на каждом рабочем месте, а если происходят несчастные случаи на производстве - оперативно и грамотно действовать.
Понятие несчастного случая на производстве
Прежде всего необходимо отметить, что с 1 января 2004 г. в Республике Беларусь введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регламентируемое Положением о страховой деятельности Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение о страховой деятельности).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 октября 2016 г. следует руководствоваться Положением о страховой деятельности с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 18.07.2016 № 272. |
Именно в данном нормативном правовом акте содержится определение несчастного случая на производстве.
Согласно абзацу 18 части первой п.242 Положения о страховой деятельности несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого застрахованный при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других определенных в п.243 Положения о страховой деятельности случаях как на территории страхователя, так и в ином месте, где застрахованный находился в связи с работой или совершал действия в интересах страхователя, либо во время следования на транспорте, предоставленном страхователем, к месту работы или с работы получил телесные повреждения (травмы), в т.ч. нанесенные другим лицом, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и иные телесные повреждения (травмы), нанесенные животными, насекомыми, другими представителями фауны и флоры, повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий (в т.ч. землетрясения, оползня, наводнения, урагана и пожара) и других чрезвычайных обстоятельств, отравление, вызванное воздействием вредного производственного фактора, не присутствующего в трудовом процессе застрахованного, и иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную (не менее 1 дня) или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляется в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее - Правила).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 сентября 2015 г. следует руководствоваться Правилами с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2015 № 654. |
В дополнение к Правилам постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минздрава РБ от 27.01.2004 № 5/3 установлены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
1) акт о несчастном случае на производстве формы Н-1;
2) акт о непроизводственном несчастном случае формы НП;
3) журнал регистрации несчастных случаев
4) сообщение о несчастном случае на производстве;
5) заключение государственного инспектора труда о несчастном случае;
6) протокол осмотра места несчастного случая;
7) протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 ноября 2015 г. следует руководствоваться формами документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минздрава РБ от 14.08.2015 № 51/94. |
Действия работников и нанимателей при несчастном случае на производстве
Если несчастный случай на производстве все-таки произошел, то работники, оказавшиеся на месте происшествия, должны принять максимально возможные меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи. При этом обязательно должны быть вызваны на место происшествия медицинские работники или потерпевший должен быть доставлен в организацию здравоохранения.
В соответствии с п.7 Правил о каждом несчастном случае на производстве потерпевший (при возможности с учетом последствий для его здоровья, вызванных несчастным случаем), другие работники должны немедленно сообщить должностному лицу организации, нанимателя, страхователя. В законодательстве нет указаний на форму такого сообщения. Полагаем, это может быть и устное сообщение, сообщение, сделанное с помощью различных средств связи, письменное и др. Важнейшими факторами при выборе формы сообщения должны быть скорость и эффективность его доставки.
В свою очередь должностное лицо организации, нанимателя, страхователя:
• при необходимости немедленно организует оказание первой помощи потерпевшему, вызов медицинских работников на место происшествия (доставку потерпевшего в организацию здравоохранения);
• принимает неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
• обеспечивает до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте его происшествия, а если это невозможно - фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом;
• сообщает нанимателю, страхователю о происшедшем несчастном случае (п.8 Правил).
При этом при поступлении лица, получившего производственную травму, в организацию здравоохранения, медработники обязаны в течение 1 рабочего дня информировать об этом нанимателей, страхователей, страховщика и ежемесячно письменно соответствующие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Департамент государственной инспекции труда).
Получив сообщение о несчастном случае на производстве, в соответствии с п.10 Правил наниматель:
• принимает меры по устранению причин несчастного случая;
• в течение 1 рабочего дня сообщает о несчастном случае страховщику, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя) и направляет в организацию здравоохранения запрос о тяжести травмы потерпевшего;
• информирует о несчастном случае на производстве родственников потерпевшего и профсоюз (иной представительный орган работников);
• обеспечивает расследование несчастного случая на производстве (создает лицам, занятым расследованием несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, необходимые условия для работы, предоставляет помещение, средства связи, транспорт, средства индивидуальной защиты; оплачивает расходы, связанные с проведением расследования несчастного случая на производстве, профессионального заболевания; организует оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработку и реализацию мероприятий по их профилактике).
О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, организация, наниматель, страхователь немедленно сообщает:
• в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
• в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда;
• в профсоюз (иной представительный орган работников), а при их отсутствии - в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;
• в вышестоящую организацию, а при ее отсутствии - в местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);
• в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;
• страховщику (п.41 Правил).
О других несчастных случаях с тяжелым исходом организация, наниматель, страхователь информирует вышеуказанные органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести травмы потерпевшего.
Расследование несчастного случая на производстве
Порядок расследования произошедшего несчастного случая на производите можно разделить на 2 вида в зависимости от наступивших последствий:
1) общий порядок (при несчастном случае с легким исходом);
2) специальный (при групповом несчастном случае, а также несчастных случаях с тяжелым и смертельным исходом).
Расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводится комиссией организации в составе:
• уполномоченного должностного лица организации;
• уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников);
• специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда).
При необходимости для участия в расследовании могут привлекаться соответствующие специалисты иных организаций.
![]() |
Обратите внимание! Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (за исключением руководителя организации) не допускается (п.19 Правил). |
В соответствии с п.22 Правил при расследовании несчастного случая на производстве:
• проводится обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая;
• при необходимости организуется фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, проведение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, экспертиз и других мероприятий;
• берутся объяснения, опрашиваются потерпевшие (при возможности), свидетели, должностные и иные лица;
• изучаются необходимые документы;
• устанавливаются обстоятельства, причины несчастного случая, лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, разрабатываются мероприятия по устранению причин несчастного случая и предупреждению подобных происшествий.
![]() |
Обратите внимание! Большое значение имеет установление степени вины потерпевшего от несчастного случая, поскольку влечет в зависимости от результата различные последствия, в т.ч. и при возмещении ущерба, причиненного жизни или здоровью работника. |
Если с работником произошел несчастный случай на производстве, то ему (в случае смерти - его родственникам) должны быть выплачены все предусмотренные законодательством страховые выплаты в полном объеме (п.265 Положения о страховой деятельности).
Если будет установлено, что грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то размер ежемесячной страховой выплаты может быть уменьшен страховщиком в зависимости от степени вины застрахованного, но не более чем на 25 % (п.263 Положения о страховой деятельности).
Страховые выплаты не будут производиться, если будет установлено, что повреждение здоровья потерпевшего произошло вследствие (п.264 Положения о страховой деятельности):
• установленного судом умысла потерпевшего;
• обстоятельств, когда единственной причиной повреждения здоровья потерпевшего явилось нахождение его в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения.
Степень вины застрахованного определяется при расследовании несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве.
Расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более 3 рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций. Если же о несчастном случае нанимателю стало известно позднее дня, в течение которого он произошел, или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследование производится в течение 1 месяца со дня, когда нанимателю стало известно о несчастном случае.
В соответствии с п.45 Правил специальное расследование групповых несчастных случаев (происшедшие одновременно с 2 и более лицами независимо от тяжести полученных травм), несчастных случаев со смертельным или тяжелым исходом (далее - специальное расследование) проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также страховщика и потерпевшего или лица, представляющего его интересы (по их требованию). Неучастие или несвоевременное участие в специальном расследовании несчастного случая указанных уполномоченных представителей и других лиц не является основанием для изменения сроков его проведения.
В случае, когда при несчастном случае на производстве погибли 2-4 человека, специальное расследование проводится главным государственным инспектором труда области или г.Минска (лицом, исполняющим его обязанности), а расследование несчастного случая, происшедшего на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, проводится государственным инспектором труда с участием представителей этого органа, в обоих случаях с участием ранее указываемых лиц (п.47 Правил).
Специальное расследование несчастного случая, при котором погибли 5 и более человек (если по нему не было решения Правительства РБ), проводится главным государственным инспектором труда Республики Беларусь (лицом, исполняющим его обязанности) с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов и других лиц, указанных в пп.45 и 46 Правил (п.48 Правил).
В компетенцию государственного инспектора труда в ходе специального расследования входит:
• опрос без свидетелей потерпевшего, должностных лиц и других работников;
• обращение за сведениями к иным лицам;
• получение документов, необходимых для установления обстоятельств и причин несчастного случая.
Уполномоченные представители организации, нанимателя, страхователя, страховщика, профсоюза, вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), представитель уполномоченного органа надзора вправе:
• участвовать в осмотре места происшествия несчастного случая на производстве;
• участвовать при опросе потерпевшего (потерпевших), свидетелей, должностных и иных лиц при возможности;
• изучать необходимые документы;
• заявлять ходатайства;
• излагать свое мнение об обстоятельствах, о причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев;
• вносить другие предложения.
К проведению специального расследования при необходимости может быть привлечен эксперт и (или) специалист, обладающий специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности.
Специальное расследование несчастного случая проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве. В этот срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций. Срок проведения специального расследования может быть продлен.
Основной документ, составляемый по результатам специального расследования, - заключение о несчастном случае. Оно составляется и подписывается государственным инспектором труда и направляется вместе с документами специального расследования организации, нанимателю, страхователю.
Это заключение может быть обжаловано в порядке подчиненности у начальника межрайонной инспекции труда, главного государственного инспектора труда области или г.Минска, Республики Беларусь (лиц, исполняющих их обязанности), после чего - в суде следующими лицами (п.80 Правил):
• организацией, нанимателем, страхователем;
• потерпевшим или лицом, представляющим его интересы;
• страховщиком;
• лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю.
На основании указанного заключения о несчастном случае наниматель в течение одного 1 рабочего дня должен:
• составить акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 или акт о непроизводственном несчастном случае формы НП на каждого потерпевшего;
• утвердить составленный акт;
• внести сведения о несчастном случае в журнал регистрации несчастных случаев;
• организовать тиражирование документов специального расследования в необходимом количестве экземпляров.
В соответствии с п.55 Правил государственный инспектор труда в течение 1 дня по окончании специального расследования направляет материалы специального расследования в Следственный комитет РБ по месту происшествия несчастного случая, соответствующие вышестоящие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда, нанимателю, страхователю, страховщику, в профсоюз (иной представительный орган работников), и копии заключения - в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству РБ, местный исполнительный и распорядительный орган, а также в организации, представители которых принимали участие в специальном расследовании, а по несчастным случаям со смертельным исходом - в областные (Минское городское) объединения профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси.
Получив материалы специального расследования, Следственный комитет РБ проводит проверку по факту несчастного случая на производстве и при наличии в действиях виновных в нем лиц состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РБ (далее - УК), возбуждает в отношении их уголовное дело.
![]() |
Пример В отношении Г. возбуждено уголовное дело за совершение действий, имеющих признаки состава преступления, предусмотренного частью первой ст.306 УК. Г. - мастер по ремонту оборудования участка республиканского унитарного предприятия «Д», в нарушение должностной инструкции мастера по ремонту оборудования осуществлял производство работ по ремонту без принятия надлежащих мер по отключению оборудования. В результате допущенных нарушений ученик слесаря-ремонтника П., помогавший осуществлять ремонт оборудования, в ходе прокручивания редуктора за ремни при включении электродвигателя редуктора получил травму обеих кистей, которые оказались зажаты между ремнями и шкивом редуктора. Телесные повреждения, полученные П., согласно заключению судебно-медицинской экспертизы относятся к категории тяжких телесных повреждений. Уголовное дело по обвинению Г. было рассмотрено в суде, в результате рассмотрения Г. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью первой ст.306 УК, и ему было назначено соответствующее наказание. |
В случае отсутствия признаков преступления прокуратурой выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
При установлении факта нарушения нанимателем либо его должностными лицами законодательства о труде и охране труда прокурор принимает к ним иные меры прокурорского реагирования, предусмотренные Законом РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».
![]() |
Пример В ходе проверки, проводимой прокуратурой по факту несчастного случая с тяжелым исходом, который произошел 16 мая 2010 г. в здании картофелехранилища с водителем открытого акционерного общества (ОАО) «П», выявлены нарушения законодательства о труде и об охране труда, допущенные руководством ОАО «П». Так, в 2009 г. исполняющим обязанности руководителя ОАО «П» (на момент проверки - заместителем руководителя) утверждена неграмотно разработанная инструкция по охране труда для водителя автомобиля, в которой отсутствовали положения об охране труда, допуске работающих к работе после прохождения стажировки и проверке знаний по вопросам охраны труда, указания о недопущении проведения ремонта при отсутствии необходимых приспособлений и инструментов, чем нарушены требования п.1 Типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130, п.1112 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ, Минтранса РБ от 04.12.2008 №180/128.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 марта 2015 г. следует руководствоваться пп.61 и 62 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ и Минтранса РБ от 03.12.2014 № 103/40.
Поскольку исполняющий обязанности руководителя ОАО «П» в нарушение требований пп.5 и 6 ст.55 ТК ненадлежаще исполнял свои обязанности при организации труда работников, по представлению прокуратуры он был привлечен к дисциплинарной ответственности. |
После проведения проверки и принятия соответствующего решения орган уголовного преследования в установленный законодательством срок информирует территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда о результатах рассмотрения представленных документов специального расследования или по их просьбе направляет им копию постановления при отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.
Виды ответственности за нарушение правил охраны труда
Согласно ст.465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Как следует из приведенной нормы закона, ответственность несут как наниматель, т.е. предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо может нести материальную и административную ответственность. Должностные лица нанимателя несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, а также материальную ответственность за причинение ущерба нанимателю.
Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда
Если в ходе расследования несчастного случая на производстве будет выявлена вина не потерпевшего, а работника, допустившего нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю, наниматель может привлечь это лицо к дисциплинарной ответственности. Однако для законного привлечения к дисциплинарной ответственности должны быть соблюдены все условия наступления дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст.197 ТК.
Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок.
Как указывалось выше, дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.
Привлечение работника к ответственности за совершенный им дисциплинарный проступок возможно при наличии следующих условий:
• дисциплинарный проступок должен быть противоправным.
Противоправность деяния (действия или бездействия) работника выражается в нарушении им своих конкретных трудовых обязанностей, предусмотренных соответствующими правовыми актами (законодательством, локальными нормативными актами, трудовым договором), т.е. один из обязательных элементов дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником именно своих трудовых обязанностей;
• в действиях работника имеется его вина.
Субъективную сторону дисциплинарного проступка составляет психическое отношение нарушителя трудовой дисциплины к своему противоправному деянию.
Различают 2 формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (легкомыслие или небрежность).
При прямом умысле лицо осознает противоправность своего поведения, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.
При косвенном умысле нарушитель трудовой дисциплины хотя и не желает, но сознательно допускает наступление таких последствий.
Неосторожность проявляется в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение трудовой дисциплины признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. В случае небрежности виновное лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего проступка, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло эти последствия предвидеть.
В трудовом праве дисциплинарный проступок как основание для привлечения к дисциплинарной ответственности не дифференцируется в зависимости от формы вины. К дисциплинарной ответственности чаще привлекают за нарушения правил охраны труда по неосторожности, хотя и косвенный умысел может иметь место (например, при нарушении работником требований по охране труда).
В тех случаях, когда работник не сознавал, что его поведение противоправно, не предвидел и не должен был по обстоятельствам дела предвидеть вредные последствия, его вины нет. За такое действие или бездействие ответственность не наступает.
Отсутствие вины работника, как правило, связано с наличием либо отсутствием уважительных причин либо с действием (бездействием) нанимателя, в результате которых нарушаются соответствующие правовые нормы.
Когда дисциплинарный проступок предполагает наступление определенных последствий, так называемый материальный дисциплинарный проступок (например, увечье или смерть других работников или проступки, связанные с причинением ущерба нанимателю), необходимо также установление прямой причинной связи между противоправными действиями работника (нарушением правил по охране труда) и наступившими последствиями (увечьем или смертью других работников) (часть вторая п.40 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»). Установление данной связи между нарушением правил охраны труда и причинением увечья (смерти) осуществляется на основании акта формы Н-1 либо заключения судебно-медицинской экспертизы.
Поэтому в каждом конкретном случае должно быть установлено не только то, какие конкретно нормы правил по охране труда нарушены работником, но и то, что именно эти нарушения стали причиной увечья или смерти других работников.
![]() |
Обратите внимание! Как правило, выбор меры дисциплинарного взыскания, применяемой к виновному работнику, остается за нанимателем. Вместе с тем за совершение некоторых нарушений мера дисциплинарного взыскания установлена законодательством. Так, за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, предусмотрено безусловное и немедленное расторжение контрактов с виновными работниками (если с ними заключен контракт) (подп.1.4 п.1 Директивы Президента РБ от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 октября 2015 г. в соответствии с подп.1.4 п.1 Директивы № 1 в редакции Указа Президента РБ от 12.10.2015 № 420 руководители государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности, должны обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за: - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; - нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников. |
Административная ответственность за нарушение правил охраны труда
Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
Важно знать, что юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП (ст.4.8 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. ст.4.8 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З). |
При любой реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, преобразование) административную ответственность будут нести их правопреемники независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения и государственной регистрации соответствующей реорганизации.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не приняты все меры по их соблюдению.
Причем ответственность юридических лиц - это не только наказание за противоправное деяние. Меры ответственности применяют также с целью обеспечения исполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.
В свою очередь, должностное лицо нанимателя не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном ПИКоАП, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.
Субъективное отношение лица к совершенному противоправному деянию может быть выражено как в форме умысла (если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления либо не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий или относилось к ним безразлично), так и в форме неосторожности (если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).
Административный процесс против субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица может быть начат частными физическими лицами и должностными лицами государственных органов, общественных объединений и иных организаций (пп.1 и 2 части первой ст.9.1 ПИКоАП). Именно они могут информировать публичную власть о совершении административного правонарушения и обратиться к ней с требованием о привлечении субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица к административной ответственности. Информация о совершенном административном правонарушении представляется, как правило, в виде письменного заявления, адресованного соответствующему государственному органу, уполномоченному начать административный процесс. Признаки административного правонарушения могут быть выявлены также непосредственно судом или органом, ведущим административный процесс.
При наличии одного из указанных выше поводов к началу административного процесса орган, уполномоченный его начать, проверяет полученную информацию. Если в этой информации содержатся данные, указывающие на признаки какого-либо административного правонарушения, предусмотренного статьями Особенной части КоАП, уполномоченный орган начинает процесс.
Большое количество административно наказуемых деяний юридических лиц и их должностных лиц относится к нарушениям в сфере хозяйственной деятельности.
Что касается правонарушений в сфере трудовых правоотношений, то административно наказуемых составов в данной области законодатель предусмотрел сравнительно немного, еще меньше - в области охраны труда.
В КоАП нет отдельной главы, в которой были бы собраны статьи, предусматривающие ответственность юридического лица и его должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда, они содержатся в разных главах КоАП.
К правонарушениям непосредственно в сфере охраны труда можно отнести деяния, влекущие административную ответственность, установленную:
• за нарушение правил по охране труда (ст.9.17 КоАП);
• сокрытие страхового случая (ст.9.20 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ст.9.20 КоАП в редакции Закона № 95-З); |
• нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, в т.ч. используемых при осуществлении строительной деятельности (ст.16.8 КоАП);
• непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (например, разрушение или падение крана, манипуляторной установки крана и др.) (ст.21.10 КоАП);
• нарушение правил пожарной безопасности (ст.23.56 КоАП);
• нарушение требований по безопасному ведению работ (ст.23.61 КоАП) и др.
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда
Рассматривая непосредственно уголовную ответственность, следует отметить, что, несмотря на достаточно большое количество преступлений, которые по тем или иным признакам можно отнести к нарушениям законодательства об охране труда, можно выделить основные виды преступлений в сфере производства работ:
• ст.301 УК - «Нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности на объектах использования атомной энергии»;
• ст.302 УК - «Нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ»;
• ст.303 УК - «Нарушение правил безопасности горных или строительных работ»;
• ст.304 УК - «Нарушение правил пожарной безопасности»;
• ст.305 УК - «Нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ»;
• ст.306 УК - «Нарушение правил охраны труда».
Даже этот краткий перечень позволяет оценить сложность и разносторонность деятельности руководителя любого уровня - от бригадира до руководителя предприятия - в области охраны труда.
Однако, несмотря на достаточно большое количество преступлений, которые по тем или иным признакам можно отнести к нарушениям правил охраны труда, наиболее часто встречающееся преступление в области охраны труда - это нарушение правил охраны труда (ст.306 УК).
![]() |
Пример Приговором суда В. признан виновным в том, что во время работы прорабом, как должностное лицо, отвечающее за безопасное производство работ бригадой рабочих, занимавшихся реконструкцией здания железнодорожного вокзала, совершил преступление, предусмотренное частью первой ст.306 УК. Преступные действия выражались в следующем. При производстве одновременно монтажа и демонтажа ярусов строительных лесов В. в нарушение правил охраны труда при работе на высоте допустил, чтобы вновь уложенные консоли деревянных щитов выступали за поперечину лесов. Кроме того, он не исключил доступ посторонних лиц на ярусы монтируемых лесов. Вследствие допущенных нарушений плотник Т., не имевший допуска к работам на высоте, поднялся на леса и, наступив на свободную консоль одного из выступающих за поперечины щитов, которая вследствие приложенного на нее веса потеряла устойчивость и перевернулась, упал с высоты 4 м, получил многочисленные телесные повреждения, от которых скончался на месте. |
Ответственность по ст.306 УК несут только должностные лица, на которых в силу их служебных полномочий или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты могут быть привлечены к ответственности по данной статье, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда (например, в непринятии мер по разработке соответствующих инструкций, созданию условий для выполнения правил охраны труда, в неосуществлении надлежащего контроля за их соблюдением), могут нести ответственность за преступления против интересов службы.
Если нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее наступление последствий, предусмотренных ст.306 УК, допущено лицом, не являющимся должностным, его ответственность наступает за преступление против жизни и здоровья человека.
Денежная компенсация морального вреда и иные выплаты, связанные с произошедшим несчастным случаем на производстве
Произошедший при осуществлении как строительной, так и любой другой деятельности несчастный случай на производстве влечет за собой необходимость выплат нанимателем работника, чьи жизнь либо здоровье пострадали в результате несчастного случая, определенных компенсаций, предусмотренных законодательством или коллективным договором.
Наряду со страховыми выплатами, производимыми Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» потерпевшим от несчастных случаев на производстве либо в случае их смерти - определенной категории лиц, Положением о страховой деятельности предусмотрена возможность возмещения морального вреда, причиненного при страховом случае (несчастном случае на производстве) застрахованному или его семье.
Причем п.267 Положения о страховой деятельности предусмотрено, что возмещение морального вреда осуществляется причинителем вреда в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно требованиям ст.937 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Следовательно, возмещение морального вреда в рассматриваемых правоотношениях происходит изначально за счет нанимателя работника, признанного в установленном порядке виновным в произошедшем несчастном случае на производстве.
Следует отметить, что материальную ответственность несут как непосредственно наниматель - предприятие, учреждение, организация в целом, так и его должностные лица (ст.245 ТК).
Основания наступления материальной ответственности нанимателя, установленные трудовым законодательством, предусмотрены в отношении нанимателя как юридического лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Уполномоченные же должностные лица нанимателя, как правило, возмещают вред, наступивший в результате их виновного деяния в порядке регрессного требования.
Уполномоченное должностное лицо нанимателя - это руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст.1 ТК).
Таким образом, возложение ответственности на должностное лицо обусловлено делегированием ему со стороны нанимателя исключительных полномочий, состоящих в управлении трудовым процессом. Несмотря на то что фактически в отношениях с работником должностное лицо выступает как уполномоченный представитель нанимателя, оно самостоятельно принимает решения, входящие в его компетенцию, в ходе реализации предоставленных ему полномочий, а следовательно, должно нести ответственность за последствия, наступившие в результате принятых решений. При этом первоочередное возмещение ущерба организацией следует из общего порядка ответственности юридического лица за вред, причиненный его работником (в данном случае - должностным лицом).
Причем в соответствии с требованиями ст.948 ГК юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, иными словами, несут материальную ответственность без вины.
![]() |
Пример П.И., А.П, Д.П. и С.А., выступающая в интересах несовершеннолетней Ю.М., обратились в суд с исковым заявлением, в котором указали, что 11 июля 2011 г. на объекте «Спортивно-развлекательный центр», строительство которого осуществлялось ОАО «П», произошел несчастный случай, в результате которого погиб М.П. Поскольку смертью сына, брата и отца истцам причинены глубокие нравственные страдания, они просили суд взыскать с ответчика в их пользу по 90 млн.руб. каждому в счет материальной компенсации причиненного морального вреда. Решением суда постановлено: взыскать с ОАО «П» в счет компенсации причиненного морального вреда в пользу П.И. 5 млн.руб., Ю.М. - 5 млн.руб., А.П.- 3 млн.руб., Д.П.- 3 млн.руб. В поданной кассационной жалобе истцы просили изменить решение суда в части увеличения размера подлежащей взысканию с ответчика в пользу истцов материальной компенсации морального вреда, поскольку определенный судом размер не отражает реального потрясения, вызванного смертью близкого им человека. В кассационной жалобе ОАО «П» указало на незаконность состоявшегося по делу судебного постановления в силу того, что в произошедшем несчастном случае виновен сам погибший, а также в части взыскания морального вреда в пользу А.П.и Д.П.(братьев погибшего) в силу того, что они не вели совместного хозяйства с погибшим братом, не обосновали сумму требуемой компенсации морального вреда. Из материалов дела усматривается, что согласно приказу директора ОАО «П» погибший был принят на работу к ответчику монтажником технологического оборудования. Одновременно он был ознакомлен с коллективным договором данного предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, прошел необходимое медицинское освидетельствование и был допущен к работе на высоте. 11 июля 2011 г. на объекте «Спортивно-развлекательный центр» при исполнении трудовых обязанностей по укладке листов профнастила на кровлю бассейна данный работник сорвался с высоты и получил телесные повреждения, повлекшие его смерть. В акте о несчастном случае на производстве указано, что смерть М.П. наступила от тупой травмы живота с множественными повреждениями внутренних органов и кровотечения в брюшную полость. При этом в его крови обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,6 промилле. Степень вины потерпевшего в указанном несчастном случае установлена в 95 %. Погибший приходился для П.И. сыном (свидетельство о рождении), для А.П.и Д.П.- родным братом, а для несовершеннолетней Ю.М. - отцом. С учетом требований законодательства, коллегия нашла правильным вывод суда о том, что ответчик обязан возместить истцам (отцу, братьям и дочери) погибшего материальную компенсацию морального вреда, даже с учетом того, что степень вины должностных лиц предприятия лишь 5 %. Признан разумным и справедливым размер определенной судом денежной компенсации причиненного истцам морального вреда, так как он учитывает характер причиненных истцам нравственных страданий, степень душевного потрясения, вызванного потерей сына, родного брата и отца, обстоятельства происшедшего несчастного случая, степень вины потерпевшего и должностных лиц предприятия, степень родства с погибшим, характер взаимоотношений с ним. Указано на несоответствие действующему законодательству и материалам дела доводов ответчика о незаконности требований братьев погибшего о взыскании в их пользу материальной компенсации морального вреда. Коллегия указала: то обстоятельство, что А.П. и Д.П. не проживали с погибшим и не вели с ним совместного хозяйства, не лишает их права требовать материальную компенсацию морального вреда. Признаны также недобросовестными ссылки ОАО «П» на отсутствие в материалах дела доказательств причинения братьям погибшего нравственных страданий и на стремление истцов извлечь из обстоятельств случившегося не причитающиеся им материальные выгоды. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения. |
Само по себе право граждан на компенсацию (материальное возмещение) морального вреда гарантировано ст.60 Конституции Республики Беларусь и является способом защиты гражданских прав, достоинства, неприкосновенности личности в установленном законом порядке.
Возмещение морального вреда состоит в компенсации понесенных нравственных и физических страданий и носит частный характер, т.е. подлежит взысканию только по требованию потерпевшего лица (п.13 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2000 № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» (далее - постановление № 7)). Однако в силу специфики рассматриваемых правоотношений любые выплаты, произведенные в пользу работника нанимателем в результате допущенных последним нарушений законодательства об охране труда, относятся к незапланированным для нанимателя расходам, в силу чего возмещение морального вреда можно рассматривать в контексте оснований наступления материальной ответственности нанимателя.
![]() |
Справочно Понятие «моральный вред» раскрывается в гражданском праве. Так, согласно ст.152 ГК, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Физические страдания - это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия) нанимателя. Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, вызванных незаконным поведением нанимателя. |
Что касается размера подлежащей взысканию денежной компенсации причиненного морального вреда, то порядок реализации норм гражданского законодательства, устанавливающих определенные критерии оценки степени причиненного морального вреда, разъяснен в постановлении № 7.
Исходя из установленных правил, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, если законодателем не установлена иная форма его компенсации.
Размер возмещения определяется судом произвольно в зависимости от характера причиненных работнику (либо иным поименованным в Положении о страховой деятельности лицам в случае смерти работника) нравственных или физических страданий, а также степени вины причинителя вреда.
Однако при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. С этой целью должны учитываться возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение, обстоятельства произошедшего несчастного случая и другие индивидуальные особенности.
![]() |
Пример Решением суда по иску С. к строительному управлению о возмещении морального вреда в пользу истца взыскано 5 млн.руб. компенсации морального вреда. Определением судебной коллегии по гражданским делам кассационной инстанции указанное решение изменено: снижен размер взысканного с ответчика в пользу С. морального вреда 1,5 млн.руб. Судебная коллегия не согласилась с решением суда по следующим основаниям. По делу установлено, что свое требование о взыскании морального вреда истец мотивировал тем, что ввиду произошедшего несчастного случая на производстве и получения травмы кисти он испытывал физические и нравственные страдания, выразившиеся в чувстве страха, незащищенности со стороны нанимателя, бессоннице. При наличии таких обстоятельств правомерен вывод суда о том, что, поскольку со стороны ответчика имело место нарушение правил охраны труда (это нашло отражено в акте о несчастном случае на производстве), имеются основания для удовлетворения требований о взыскании морального вреда. Однако сумма возмещения морального вреда в размере 5 млн.руб. явно несоразмерна как степени нравственных страданий истца, так и незначительности нарушения норм охраны труда должностным лицом ответчика и степени его вины (5 %), в связи с чем судебная коллегия уменьшила размер этого вреда до 1,5 млн.руб. |
Характер физических и нравственных страданий определяется с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
Необходимо также учитывать степень нравственных и физических страданий потерпевшего от причиненного увечья, перенесенных им не только к моменту определения размера компенсации, но и тех, которые он, очевидно, перенесет в будущем.
К необходимым условиям ответственности за причиненный моральный вред относится причинная связь между противоправными действиями и моральным вредом.
![]() |
Обратите внимание! Размер компенсации морального вреда не зависит от размера назначенного страхового возмещения и иных возможных компенсационных выплат. |
Следует иметь в виду, что на требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательством, исковая давность не распространяется (п.1 ст.209 ГК).
Кроме возмещения денежной компенсации причиненного несчастным случаем на производстве морального вреда еще одним его последствием может быть выплата потерпевшему либо иным определенным лицам (например, супруге или детям в случае смерти потерпевшего) единовременного пособия в размере и на условиях, предусмотренных локальным нормативным актом.
Так, ст.7 ТК предусмотрено, что источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений помимо Конституции Республики Беларусь, ТК и других актов законодательства о труде и трудовых договоров являются коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.
![]() |
Обратите внимание! В коллективных договорах и иных локальных нормативных правовых актах наниматели вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. |
Как показывает практика, значительное количество нанимателей, формулируя положения коллективного договора, в качестве дополнительной гарантии для работников вносит в него условие о выплате работникам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, либо иным поименованным лицам единовременного пособия в определенном размере. И в случае наступления всех установленных коллективным договором условий выплаты предусмотренного единовременного пособия оно подлежит взысканию в судебном порядке даже в случае отказа нанимателя от выплаты таких сумм либо возникновения спора об их размере.
![]() |
Пример В заявлении суду Г. указал, что во время работы строителем в ОАО «Н» в результате производственной травмы в феврале 2010 г. получил трудовое увечье и утратил трудоспособность. После 2 сложнейших хирургических операций в государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», прохождения многочисленных курсов лечений в различных стационарных, амбулаторных медицинских учреждениях, здоровье и трудоспособность восстановлены не были. Заключением МРЭК от 17.11.2012 ему установлена окончательная и постоянная (бессрочная) третья группа инвалидности с потерей трудоспособности 30 %. Действующим коллективным договором, заключенным на период с 2009 г. по 2014 г. между ОАО «Н» и отраслевым республиканским профсоюзом, предусмотрено, что ему, как потерявшему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, должна быть выплачена единовременная материальная помощь в размере не менее одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности. Ответчиком добровольно сумма не возмещена. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика в его пользу единовременную материальную помощь по потере трудоспособности в сумме 70 млн.руб. При рассмотрении данного иска судом установлено, что истец во время работы строителем в ОАО «Н» 12 февраля 2010 г. получил производственную травму и утратил трудоспособность, в связи с чем ему в октябре 2010 г. была установлена III группа инвалидности с переосвидетельствованием через 1 год. 12 ноября 2012 г. ему установлена III группа инвалидности бессрочно и 30 % утраты трудоспособности. 19 декабря 2012 г. истец впервые обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременного денежного пособия в связи с полученной производственной травмой. В период получения истцом производственной травмы и установления группы инвалидности в ОАО «Н» действовал коллективный договор, в соответствии с п.5.9 которого работнику, утратившему работоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, наниматель обязуется выплатить единовременную материальную помощь за вред, причиненный в результате несчастного случая на производстве, в размере не менее одного среднемесячного заработка, исчисленного за 12 последних месяцев работы, предшествующих месяцу, в котором произошло трудовое увечье, либо месяцу, с которого установлена степень утраты (снижения) трудоспособности в связи с трудовым увечьем, за каждый процент утраты трудоспособности. Согласно справке среднемесячная заработная плата истца за год, предшествующий трудовому увечью, составляла 2,25 млн.руб. Таким образом, размер единовременной материальной помощи за 30 % утраты трудоспособности составляет 67,5 млн.руб., которые суд взыскал с ОАО «Н» в пользу Г. Поскольку наниматель своевременно не произвел истцу выплату данной помощи, она также подлежала индексации. |
Взыскание с работников в порядке регресса денежных выплат, произведенных нанимателем в результате несчастного случая на производстве
Материальная ответственность должностных лиц наступает, когда в результате допущенного ими нарушения законодательства об охране труда организации причинен материальный ущерб. Так как решение текущих вопросов функционирования организации в большинстве случаев отнесено к ведению органов управления юридическим лицом разного уровня, т.е. его уполномоченных должностных лиц, то при таком положении вещей убытки, возникающие у юридического лица из-за неправильного управления, находятся в прямой причинной связи с действиями работников.
Сущность материальной ответственности должностного лица за причиненный по его вине ущерб имуществу организации состоит в том, что это лицо обязано возместить ущерб в порядке и размерах, установленных законом. В рассматриваемых случаях такая ответственность является регрессной и применяется нанимателем в целях возмещения собственных расходов, вызванных финансовыми санкциями к нему и выплатами в пользу работников.
Возможность привлечения должностного лица к материальной ответственности зависит от определенных оснований (из числа указанных трудовым законодательством) и условий.
Условия привлечения должностного лица нанимателя к материальной ответственности:
1) состояние должностного лица в трудовых отношениях с организацией на момент допущения нарушения;
2) установленный факт нарушения законодательства о труде;
3) причинение в результате противоправных деяний материального ущерба;
4) причинная связь между нарушением и ущербом;
5) вина должностного лица.
![]() |
Обратите внимание! Все произведенные предприятием денежные выплаты, будь то штрафные санкции, денежная компенсация морального вреда либо иные выплаты, связанные с произошедшим несчастным случаем на производстве, могут быть взысканы с работников, несущих в силу заключения компетентных органов ответственность за случившееся. |
Такая возможность вытекает из следующих положений законодательства.
Согласно п.1 ст.933 ГК вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 1 ст.950 ГК установлено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
По распоряжению нанимателя сумма ущерба, не превышающая среднего месячного заработка должностного лица, виновного в произошедшем несчастном случае на производстве, может быть взыскана путем удержания из заработной платы (часть первая ст.408 ТК). Такое распоряжение должно быть сделано не позднее 2 недель со дня оплаты вышеуказанных сумм и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику (часть вторая ст.408 ТК). До того как издать распоряжение, от работника необходимо потребовать письменное объяснение (часть третья ст.408 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. руководителям организаций предоставлено право удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат. При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, общий размер всех удержаний) не может превышать 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами (подп.3.6 п.3 Декрета Президента РБ от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»). |
Если указанные выше сроки не соблюдены, а также если размер ущерба превышает средний месячный заработок виновного должностного лица, то наниматель вправе взыскать сумму ущерба в судебном порядке.
Исковые заявления в суд о взыскании материального ущерба с виновных руководителей организаций и их заместителей направляет собственник или уполномоченный им орган.
Право подачи искового заявления в интересах юридического лица также предоставлено законом прокурору (часть седьмая ст.408 ТК, ст.81 Гражданского процессуального кодекса РБ).
![]() |
Пример В заявлении суду прокурор указал, что на объекте «Жилой дом» в результате падения ящика с керамзитом с высоты 2,5-3 м Г. получил тяжелую травму в виде перелома седалищных костей, внебрюшного разрыва мочевого пузыря. В соответствии с заключением экспертизы смерть Г. наступила от фибриозно-гнойного перитонита. В ходе расследования несчастного случая на производстве вынесено постановление о привлечении нанимателя к административной ответственности по части первой ст.9.17 КоАП за отсутствие контроля за соблюдением крановщиком и стропальщиком производственных инструкций и технологических регламентов, инструкций по охране труда. К ОАО «С» применены штрафные санкции в размере 2,5 млн.руб., которые оплачены предприятием в полном объеме. Поскольку согласно акту о несчастном случае на производстве указанные нарушения законодательства имели место в действиях А., прокурор просил взыскать с него в пользу ОАО «С» уплаченные предприятием штрафные санкции. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. |
К условиям, при которых возможно взыскание ущерба, причиненного по вине работника, в порядке регресса, необходимо отнести в первую очередь общие основания наступления материальной ответственности работников, описанные выше.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.950 ГК, еще одно условие для обращения с требованием в порядке регресса - фактическое возмещение вреда. В рассматриваемом случае - нанимателем, у которого работник работает. Безусловно, факт такого возмещения также должен быть подтвержден документально, т.е. к исковому заявлению о взыскании в порядке регресса должен быть приложен соответствующий документ, подтверждающий выплату денежных средств за счет нанимателя лицу, которому причинен ущерб. Таким документом может служить, например, платежное поручение о перечислении суммы ущерба лицу, которому данный ущерб причинен.
В соответствии с частью второй ст.242 ТК для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного ему работником, устанавливается срок в 1 год со дня обнаружения ущерба. Началом течения такого срока в рассматриваемой ситуации следует считать день перечисления (выплаты) нанимателем суммы ущерба пострадавшему лицу.
Необходимо учитывать нормы ст.402 ТК, в соответствии с которыми работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.
Трудовым кодексом РБ, коллективными договорами, соглашениями может устанавливаться ограниченная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю по их вине, за исключением случаев, предусмотренных ст.404 ТК, например причинение ущерба преступлением (при этом освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности).
Кроме того, ст.409 ТК предусмотрена возможность уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника. В частности, суд может принять во внимание обстоятельства, препятствовавшие работнику выполнять должным образом возложенные на него обязанности: ненадлежащая организация труда и т.п. При этом суду необходимо установить, принимал ли работник зависящие от него меры к предотвращению нарушения законодательства об охране труда (например, отстранил ли работника в состоянии алкогольного опьянения от работы, информировал ли об этом нанимателя). При определении материального положения работника суду следует учитывать размер его заработка, сведения об иных основных и дополнительных доходах, семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам и т.п.).
В заключение хотелось бы сделать вывод: вопрос об охране труда - один из самых важных как с точки зрения соблюдения нанимателем требований безопасности труда и прав работников в области трудовых правоотношений, так и с точки зрения экономической выгоды для нанимателя, связанной с отсутствием необходимости выплат при несчастных случаях на производстве.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 апреля 2018 г. в Правила на основании постановления Совета Министров РБ от 13.04.2018 № 286 внесены изменения и дополнения. |
02.05.2013
Ольга Бобкова, старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области