


Материал помещен в архив
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Государственная власть и общественные институты получают официальную статистическую информацию о социально-экономическом положении страны от органов государственной статистики. Источником, первоосновой всех данных является статистическая и бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов. От ее достоверности зависят и сводные показатели экономики в целом. Однако качество этой информации нередко вызывает справедливые нарекания со стороны пользователей.
Общие требования к представлению статистической информации
Порядок организации и ведения государственной статистики в Республике Беларусь определяет Закон Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» (далее - Закон № 345-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2016 г. Закон № 345-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З. |
Государственные статистические наблюдения представляют собой сбор и обработку первичных статистических данных, осуществляемые органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями, путем обработки и обобщения которых получают сводные статистические данные (информацию) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь (далее - статистическая информация) (абзацы 4 и 12 ст.1 Закона № 345-З).
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в органы государственной статистики первичные статистические данные, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе, а также выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции.
Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, являются полнота, достоверность, своевременность (подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З). Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее представления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, являются обязательными для всех отчитывающихся субъектов.
Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может быть представлена отчитывающимися субъектами непосредственно или передана через их представителей, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Статистическая информация составляется, хранится и представляется отчитывающимися субъектами по установленным формам государственного статистического наблюдения на бумажных и (или) электронных носителях. В электронном виде статистическая информация может представляться отчитывающимся субъектом при наличии у него соответствующих технических возможностей и по согласованию с территориальным органом государственной статистики.
Конкретная форма представления статистической информации (бумажная, электронная), как правило, содержится в указаниях по заполнению формы государственной статистической отчетности - специальном акте законодательства, устанавливающем саму форму, порядок ее составления и представления.
К статистической информации, представленной в электронном виде, предъявляются следующие требования:
• идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде или на бумажном носителе;
• соблюдение структуры файлов, установленной отчитывающимся субъектам территориальным органом статистики, в том числе наличие электронной цифровой подписи.
При невыполнении указанных требований статистическая информация считается непредставленной.
Датой представления статистической информации по формам государственного статистического наблюдения считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форм государственного статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок. Отчитывающиеся субъекты, допустившие факты представления недостоверной статистической информации, после обнаружения этих фактов представляют исправленную статистическую информацию с копиями документов, содержащих обоснования для внесения исправлений.
Достоверность этих данных проверяется органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями путем сопоставления их с данными первичных учетных документов, являющихся источником сведений для бухгалтерского учета (абзац 8 ст.1, подп.1.3 п.1 ст.9, подп.1.3 п.1 ст.11 Закона № 345-З).
При выявлении органами государственной статистики фактов нарушения порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, представления недостоверной статистической информации они вправе давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и вносить соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию) (подп.1.4 п.1 ст.9 Закона № 345-З).
Более того, органы государственной статистики с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеют право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
В данном случае речь идет о применении к нарушителям установленных законодательством мер ответственности, перечисленных в п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.05.1999 № 22 «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности» (далее - Декрет № 22).
В частности, представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности влечет применение мер административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).
Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан или государственным либо общественным интересам, а также представление заведомо ложных данных государственной статистической отчетности влекут уголовную ответственность, предусмотренную частью 2 ст.427 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).
За представление искаженных (заведомо ложных) данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности независимо от привлечения к административной, экономической или уголовной ответственности виновные лица в обязательном порядке привлекаются к дисциплинарной ответственности (подп.1.2-1.4 п.1 Декрета № 22).
Субъекты правонарушений в сфере государственной статистической отчетности
Субъектами правоотношений в области государственной статистики являются юридические лица Республики Беларусь, их обособленные подразделения, а также представительства иностранных организаций, расположенные на территории Республики Беларусь (подп.1.3 п.1 ст.7 Закона № 345-З).
Садоводческие товарищества, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (п.2 ст.7 Закона № 345-З).
Соответственно, субъектом рассматриваемых правонарушений является должностное лицо (индивидуальный предприниматель), ответственное за представление указанной выше статистической информации.
Ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (соблюдение порядка ее представления, а равно представление достоверной статистической информации), является руководитель организации, ее филиала и представительства.
Респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных (подп.2.2 п.2 ст.12 Закона № 345-З). То есть формы государственной статистической отчетности подписываются руководителем организации, ее филиала и представительства (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим), уполномоченным заместителем руководителя.
Составы уголовного и административного правонарушений в качестве субъекта, ответственного за представление статистической информации, помимо должностного лица выделяют иное лицо, уполномоченное на составление и выдачу официальных документов.
Возложение такой обязанности на лицо должно быть оформлено приказом (распоряжением) руководителя и (или) отражено в должностных обязанностях работника.
Полномочия на составление и представление данных государственной статистической отчетности могут выражаться и в устных поручениях руководителя. Уполномоченное лицо может перепоручить составление статистической отчетности иному подчиненному ему лицу. Как правило, этим лицом является главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер, секретарь, инженер и т. п.
На практике в ряде случаев ответственным за представление статистической информации конкретной организации является физическое лицо - индивидуальный предприниматель или директор юридического лица, оказывающие бухгалтерские услуги по гражданско-правовому договору.
К ответственности привлекается лицо, допустившее искажение государственной статистической отчетности, несвоевременно представившее отчетность в соответствующие органы или давшее неправомерное указание о внесении соответствующих исправлений в государственную статистическую отчетность.
Также имеют место случаи, когда статистическая отчетность была вовремя подготовлена и подписана у руководителя уполномоченным лицом, однако не вовремя отправлена по почте по вине канцелярии организации, что исключает вину уполномоченного лица.
Административная ответственность
К административным правонарушениям, связанным с представлением данных государственной статистической отчетности, относятся нарушения, перечисленные в ст.23.18 КоАП, совершенные лицом в форме умысла или по неосторожности:
• представление искаженных данных государственной статистической отчетности;
• несвоевременное представление такой отчетности органам государственной статистики, государственным органам (организациям);
• непредставление такой отчетности органам государственной статистики, государственным органам (организациям).
То есть объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком представления данных государственной статистической отчетности.
Указанные действия (в зависимости от санкций соответствующих частей ст.23.18 КоАП) влекут наложение штрафа в размере от 20 до 150 базовых величин.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует применять ст.23.18 КоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. |
Полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению наделены государственные органы и должностные лица:
• Комитета государственного контроля Республики Беларусь (часть 16 п.1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - ПИКоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 октября 2018 г. следует руководствоваться частью 16 п.1 ст.3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З; |
• государственной статистики по частям 1 и 2 ст.23.18 КоАП (часть 23 п.1 ст.3.30 ПИКоАП, п.1 постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2008 № 389 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»);
• прокурор (часть 7 п.2 ст.3.30 ПИКоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 мая 2016 г. следует руководствоваться частью 7 п.2 ст.3.30 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 20.04.2016 № 358-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
Кроме того, правом составления протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 ст.23.18 КоАП, наделены органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов, органы Министерства экономики Республики Беларусь.
Дела об административных правонарушениях указанной категории уполномочены рассматривать:
• единолично судья районного (городского) суда (ст.3.2 ПИКоАП);
• органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст.3.7 ПИКоАП).
К административной ответственности привлекаются физические лица, если в их действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного частью 2 ст.427 УК. Для решения данного вопроса необходимо проведение проверки в порядке ст.174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Разграничением административного правонарушения от уголовного преступления служит наличие или отсутствие в действиях лица корыстной или иной личной заинтересованности в нарушении порядка представления статистической информации. При наличии такой заинтересованности действия лица влекут уголовную ответственность, а административное дело подлежит прекращению по правилам части 2 ст.3.32 ПИКоАП.
Подтверждением отсутствия в правонарушении признаков преступления может являться наличие в деле об административном правонарушении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Как уже упоминалось ранее, представление искаженных данных государственной статистической отчетности, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенного вреда правам и законным интересам граждан или государственным либо общественным интересам, а также представление заведомо ложных данных государственной статистической отчетности влекут ответственность, предусмотренную частью 2 ст.427 УК за служебный подлог.
Искажением данных государственной статистической отчетности является неправильное отражение (неотражение) первичных статистических данных в государственной статистической отчетности.
Искажение отчетности может возникнуть в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, совершенных должностным или иным уполномоченным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности.
Разграничивающим фактором между недобросовестным действием и ошибкой являются намерения, лежащие в основе действий, приведших к искажению отчетности, то есть их преднамеренность или непреднамеренность.
Таким образом, к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, совершившие умышленные действия по искажению отчетности для представления их органам государственной статистики и уполномоченным государственным организациям.
Ответственность за служебный подлог наступает независимо от последствий. Преступление считается оконченным с момента внесения должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности.
Санкция части 2 ст.427 УК предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Дисциплинарная ответственность
Независимо от привлечения лица, виновного в представлении искаженных (заведомо ложных) данных государственной статистической отчетности, несвоевременном представлении или непредставлении такой отчетности, к административной, экономической или уголовной ответственности оно привлекается к дисциплинарной ответственности (подп.1.4 п.1 Декрета № 22).
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания (часть первая ст.198 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК):
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение.
Для отдельных категорий работников с особым характером труда (работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь) могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного воздействия.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий регулируется нормами главы 14 ТК.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
Руководители организаций вправе применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп.3.3 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», далее - Декрет № 5).
Неоднократное (два раза и более в течение 6 месяцев) представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений является дискредитирующим обстоятельством, за которое предусмотрено увольнение (подп.6.13 п.6 Декрета № 5).
До увольнения работника по указанному основанию проводится проверка допущенных им нарушений, результаты которой оформляются актом (служебной запиской), а также истребуется письменное объяснение работника.
В случае отказа работника от дачи объяснений составляется соответствующий акт.
Характеристика правонарушений, связанных с представлением государственной статистической отчетности
Правонарушения, связанные с представлением данных государственной статистической отчетности, выявленные в 2014 году, характеризуются следующими показателями (примечание).
Совершено административных правонарушений, предусмотренных ст.23.18 КоАП, - 1 711, из них:
• частью 1 - 1 463;
• частью 2 - 21;
• частью 3 - 227;
• частью 4 - 0.
За указанный период зарегистрировано 92 преступления по части 2 ст.427 УК.
Как следует из приведенной статистики, наибольшее количество административных правонарушений выявлено по части 1 ст.23.18 КоАП, которые можно объединить в следующие группы:
1) представление органам государственной статистики искаженных данных государственной статистической отчетности;
2) непредставление органам государственной статистики данных государственной статистической отчетности;
3) несвоевременное представление органам государственной статистики данных государственной статистической отчетности.
Это свидетельствует об актуальности установления законодателем различных видов ответственности в сфере осуществления государственной статистической деятельности, так как от достоверности первичных статистических данных зависит надежное функционирование системы сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.
Примечание. При подготовке материала использованы:
• Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма № 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь;
• Сведения из Единого государственного банка данных о правонарушениях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь;
• Сведения об административных правонарушениях, зарегистрированных органами внутренних дел: форма № 701 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.
19.11.2015
Николай Лимож, юрист
Михаил Косович, юрист