


Материал помещен в архив
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Случаи ознакомления с материалами дела об административном правонарушении
В подавляющем большинстве случаев ознакомление с материалами дела об административном правонарушении вызвано необходимостью дачи объективной оценки доказательствам, установления наличия либо отсутствия состава административного правонарушения, формирования процессуальной позиции участника процесса, проверки соответствия проведенной подготовки дела об административном правонарушении, а также вынесенного постановления строго определенному процессуальному порядку.
Ознакомление с материалами дела позволяет проверить соответствие процессуального документа требованиям законодательства, так как каждое действие должностного лица (осмотр, освидетельствование, административное задержание, изъятие вещей и документов, опрос, назначение экспертизы, составление протокола, вынесение постановления по делу и т. д.) регламентируется законом. Если же учесть, что в силу п.2 части 1 ст.12.141 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) существенное нарушение норм ПИКоАП является основанием к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, реализация права знакомиться с материалами дела весьма важна.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь. |
В практике судов, органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, нередки случаи, когда материалы дела об административном правонарушении представляют для заявителя иной, нежели процессуальный интерес, при этом такое лицо не относится к категории участников административного судопроизводства. Как пример можно привести обращения о предоставлении студенту, магистранту, аспиранту либо лицу, готовящему научную работу или диссертационное исследование, возможности ознакомиться с практикой суда по применению норм законодательства об административных правонарушениях путем изучения рассмотренных дел, а также профессиональный интерес со стороны представителей средств массовой информации, обращения небезучастных к правосудию страны граждан.
Кто имеет право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении
Рассмотрим, кто, в каком порядке и на основании каких норм законодательства вправе знакомиться со сведениями, содержащимися в материалах дела об административном правонарушении.
Единственный закон, устанавливающий порядок административного процесса, действующий на территории Республики Беларусь, - ПИКоАП. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП (ст.1.1 ПИКоАП).
Порядок административного процесса, установленный ПИКоАП, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников (часть 4 ст.1.1 ПИКоАП).
Согласно ПИКоАП право знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов имеют следующие субъекты.
Субъект | Норма ПИКоАП |
1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс | Пункт 9 части 1 ст.4.1 |
2. Потерпевший | Пункт 61 части 2 ст.4.2 |
3. Законный представитель. Справочно В случае если законный представитель физического лица является иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, и желает знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, то такое право реализуется им только после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами (часть 21 ст.4.3 ПИКоАП).Аналогичная норма также действует в отношении представителя юридического лица, эксперта, специалиста, переводчика (часть 3 ст.4.4, часть 21 ст.4.7, часть 31 ст.4.8, часть 31 ст.4.9 ПИКоАП) |
Часть 2 ст.4.3 |
4. Защитник и представитель | Пункт 6 части 6 ст.4.5 |
5. Эксперт. Справочно Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения |
Пункт 1 части 2 ст.4.7 |
6. Специалист | Часть 31 ст.4.8 |
7. Переводчик. Справочно Переводчик имеет право знакомиться с документами и другими материалами дела об административном правонарушении, которые были составлены с его участием, делать замечания, подлежащие внесению в соответствующий документ |
Пункт 2 части 3 ст.4.9 |
8. Понятой. Справочно Понятой имеет право знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений |
Пункт 3 части 2 ст.4.10 |
Приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что правом знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, а в определенных случаях (в зависимости от процессуального статуса) только с его отдельными материалами обладают участники административного процесса. При этом физическое лицо, в отношении которого ведется процесс, потерпевший и законный представитель могут реализовать свое право знакомиться с материалами дела:
• по окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения;
• в иных случаях по своему ходатайству (п.9 части 1 ст.4.1, п.61 части 2 ст.4.2, части 2 ст.4.3 ПИКоАП).
![]() |
Справочно Участники административного процесса - судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой (абзац 26 ст.1.4 ПИКоАП). Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях не называет каких-либо иных участников административного процесса с вытекающими из этого правами и обязанностями. Дело об административном правонарушении - обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению (абзац 6 ст.1.4 ПИКоАП). Материалы - предметы и документы, являющиеся составной частью дела об административном правонарушении либо представленные для приобщения к нему (абзац 14 ст.1.4 ПИКоАП). |
Ходатайство об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении
Каких-либо четких требований к форме и содержанию ходатайства об ознакомлении с материалами дела законодательство не предъявляет.
Ходатайство об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении (пример)
В суд Советского района г. Минска 220004, г. Минск, ул. Литературная, 21-212 | |
Иванова Ивана Ивановича, 16.06.1985 г. р. 220004, г. Минск, ул. Строителей, 12-121 Дом. тел. 222 33 44 Моб. тел. +37529 566 67 77 |
ХОДАТАЙСТВО
об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении
В производстве суда Советского района г. Минска находится дело о совершении мной административного правонарушения, предусмотренного ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена в ст.13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь. |
Согласно п.9 части 1 ст.4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов.
На основании изложенного, руководствуясь пп.4 и 9 части 1 ст.4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,
ПРОШУ:
1. Предоставить мне возможность ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении 07.12.2016.
2. Разрешить делать выписки из материалов административного дела и снимать с них копии.
Дата | Подпись | И.И.Иванов |
![]() |
Обратите внимание! Заявление ходатайства - процессуальное действие, которое целесообразно осуществлять заблаговременно. |
Ходатайство об ознакомлении с материалами дела может быть направлено по почте или подано непосредственно в канцелярию суда. Для подстраховки можно попросить у ответственного работника канцелярии суда снять копию ходатайства с отметкой (регистрационным штампом) о принятии.
Кто имеет право истребования дела об административном правонарушении
Рассматривая право на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении, нельзя не сказать и о других нормах, тесно с ним связанных. Так, например, осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции вправе:
• требовать от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления материалов об административном правонарушении (п.1 части 2 ст.2.15 ПИКоАП);
• истребовать из соответствующих судов, органов, ведущих административный процесс, дела об административных правонарушениях (п.9 части 2 ст.2.15 ПИКоАП).
Право истребовать дело об административном правонарушении, но исключительно с целью пересмотра постановления принадлежит должностным лицам, имеющим право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ст.12.12 ПИКоАП).
Дела об административных правонарушениях могут быть истребованы из районных (городских) судов также для обобщения судебной практики (глава 17 Инструкции по делопроизводству в областных (Минском городском) судах Республики Беларусь, утвержденной приказом Верховного Суда Республики Беларусь от 06.10.2014 № 81 (далее - Инструкция 1)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. действует Инструкция по делопроизводству в судах общей юрисдикции Республики Беларусь, утв. приказом Верховного Суда от 03.11.2021 № 84. |
Процедура ознакомления с материалами дела об административном правонарушении
Остановимся на процедурных моментах реализации права на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении, в том числе возможности делать выписки из них, снимать копии.
Главой 15 Инструкции по делопроизводству в районных (городских) судах Республики Беларусь, утвержденной приказом Верховного Суда Республики Беларусь от 06.10.2014 № 81 (далее - Инструкция 2), установлены следующие нормы.
1. Судебные дела выдаются для ознакомления с ними в помещении суда по письменному заявлению и только с разрешения председателя суда, его заместителя или судьи:
- лицам, в отношении которых ведется административный процесс или вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законным представителям, представителям, защитникам физических лиц, в отношении которых ведется административный процесс или вынесено постановление по делу об административном правонарушении, по делам об административных правонарушениях - по предъявлении документа, удостоверяющего личность;
- представителям, представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим по делу об административном правонарушении, представителям органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, - также по предъявлении доверенности на ведение дела;
- судьям и другим ответственным работникам вышестоящих судов, прокурорам - по предъявлении удостоверения личности.
2. Ознакомление с материалами дела проходит в присутствии уполномоченного работника аппарата суда (секретарь судебного заседания - помощник судьи, ответственный работник канцелярии) без установления каких-либо ограничений по времени. Исключение - соблюдение установленного в суде режима рабочего времени и времени отдыха (начало и окончание рабочего дня, перерывы для отдыха и питания, выходные и иные нерабочие дни). Присутствие уполномоченного работника аппарата суда обусловлено необходимостью исключения изъятия, повреждения, уничтожения материалов дела, а также внесения в них исправлений, дописок и передачи третьим лицам. Обязательно наличие при себе документа, удостоверяющего личность, - паспорта, а в случае представления интересов другого лица также и доверенности.
3. Канцелярией суда и заведующим архивом или архивариусом (лицом, ответственным за архив) выдаются в день обращения в суд по письменному заявлению с разрешения председателя суда, его заместителя или судьи с оплатой в надлежащих случаях государственной пошлины засвидетельствованные копии судебных постановлений по делам об административных правонарушениях - лицам, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законным представителям, представителям, защитникам физических лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть выдано также представителю органа, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение.
Заявления о выдаче судебных постановлений (а в случаях, предусматривающих уплату государственной пошлины, и документ, подтверждающий ее уплату) приобщаются к делу.
Выдаваемые судом копии определений и постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе определений и постановлений, вынесенных вышестоящим судом, должны быть удостоверены печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь. В случаях когда определение, постановление были изменены вышестоящим судом, об этом следует указать на выдаваемой копии.
Лицо, получившее копию, должно расписаться в получении в справочном листе. В случае отправки копии документа по почте в справочном листе делается об этом отметка.
Лицо, получившее подлинный документ из дела, должно расписаться в получении этого документа на копии, оставленной в деле.
Аналогичные нормы содержатся в главе 18 Инструкции 1.
В указанных выше инструкциях идет речь о выдаче копий судебных постановлений (приговоров, решений, определений и постановлений по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях, в том числе определений и постановлений, вынесенных вышестоящим судом) и ничего не говорится о выдаче иных документов, например входящих в состав дела об административном правонарушении.
![]() |
Справочно Под постановлением понимается решение, вынесенное судьей или органом, ведущим административный процесс (абзац 18 ст.1.4 ПИКоАП). |
Действительно, с получением копий судебных постановлений проблем не возникает, однако получение копии другого документа, относящегося к материалам дела об административном правонарушении (например, заявления, сообщения об административном правонарушении; протокола об административном правонарушении; протокола судебного заседания; протокола осмотра, опроса; заключение эксперта; актов, справки и т. д.), вызывает определенные затруднения. Известен случай, когда спустя несколько лет после вынесения судебного постановления истец письменно обратился в районный суд, рассмотревший дело, с заявлением о выдаче копии протокола судебного заседания, однако в выдаче копии испрашиваемого документа ему было отказано.
В обоснование своего решения суд привел положения Инструкции 2, которые, как отмечал суд, не предусматривают выдачу копий других документов, кроме судебных постановлений. Данной позиции придерживался и областной суд (вышестоящий), отказывая в удовлетворении жалобы на ответ районного суда.
Представляется, приведенная позиция требует дополнительной аргументации, поскольку п.16 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь предусматривает возможность выдачи судом копий других документов, находящихся в рассмотренном по существу деле, по письменной просьбе сторон и других участников процесса при условии уплаты государственной пошлины в установленном размере.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.16 приложения 13 к вышеназванному Кодексу в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Другой дискуссионный момент - вопрос о практической реализации права снимать копии с материалов дела об административном правонарушении. Ни Инструкция 2, ни Инструкция 1 не дают ответа на вопросы: обязательно ли использовать только копировально-множительную технику суда; разрешается ли использование личного сканера, фотоаппарата, мобильного телефона и т. д.?
Разглашение сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении
В контексте обсуждаемой темы нельзя не упомянуть положения ст.10.8 «Недопустимость разглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении» ПИКоАП. Из приведенного названия статьи не следует, что административный процесс является тайным, однако содержащаяся в ней норма требует разъяснения некоторых понятий и круга лиц, правомочных принимать решение о придании сведений огласке.
Сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности лишь с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, а в случае, если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, - с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным (часть 1 ст.10.8 ПИКоАП).
![]() |
Справочно Судья - профессиональный судья суда общей юрисдикции (абзац 25 ст.1.4 ПИКоАП). Орган, ведущий административный процесс, - государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, должностное лицо, в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении либо налагающее административное взыскание (абзац 16 ст.1.4 ПИКоАП). |
Несмотря на то что в ст.10.8 ПИКоАП говорится о сведениях, содержащихся в деле об административном правонарушении, ПИКоАП не дает такого понятия.
Разглашаемые сведения - это обычно сведения о фактических обстоятельствах дела об административном правонарушении (содержание объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (часть 1 ст.6.4 ПИКоАП), потерпевших (часть 1 ст.6.5 ПИКоАП), свидетелей (часть 1 ст.6.6 ПИКоАП), содержание иных документов (заключений, актов, протоколов и т. д.), признанных источниками доказательств и необходимых для рассмотрения дела).
Под разглашением сведений, полагаем, можно понимать предание их огласке в любой форме: опубликование или распространение в устной или письменной форме через средства массовой информации или иным способом, в том числе в результате действия или бездействия.
Разглашение заключается в сообщении таких сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении, хотя бы одному лицу.
Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, могут разрешить огласить сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, в определенных пределах, если предание их гласности не повлечет нарушения прав участников административного процесса.
Конкретного механизма реализации данной нормы ПИКоАП не содержит, вследствие чего декларированная возможность порождает дополнительные вопросы как в отношении формы выражения такого разрешения, так и в отношении лиц, которые могут ставить вопрос о предании сведениям гласности.
На практике уполномоченное лицо может разрешить разглашение сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении, путем принятия соответствующего решения по результатам рассмотрения поступившего ходатайства. Так, в резолюции на документе может определяться объем оглашаемой информации, допустимые способы ее использования, а также предписываться иное обращение с полученной информацией.
Очевидно, что при всей предполагаемой либеральности части 1 ст.10.8 ПИКоАП это не должно стать ее недостатком. Либеральность не предполагает вседозволенности, она предусматривает, прежде всего, порядок. Из этого следует, что гласность должна иметь разумные пределы, то есть разглашение сведений не должно противоречить интересам ведения административного процесса, не должно повлечь за собой нарушение предоставленных и охраняемых законом прав и интересов его участников.
![]() |
Обратите внимание! Информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу, относится к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст.17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»). |
Что касается направления судебных дел почтой или с рассыльным, то Инструкция 1 и Инструкция 2 достаточно четко определили, что такие действия могут быть выполнены только по письменному требованию вышестоящих судов и органов, которым законодательством предоставлено право истребовать дела, и на основании распоряжения председателя или заместителя председателя соответствующего суда. Приведенные нормы направлены на развитие положений п.9 части 2 ст.2.15, ст.12.12 ПИКоАП, закрепляющих право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления (осуществления надзора) за должностным лицом, имеющим на это право.
17.03.2017
Максим Наумчик, юрист