Пособие от 03.05.2013
Автор: Богатко А., Богатко А.

Памятка по проведению государственных закупок


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПАМЯТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Государственная закупка - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон)).

Получателями бюджетных средств являются лица, имеющие право на получение таких средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное их использование (подп.1.44 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК)). Бюджетным кодексом также установлено, что право на получение и использование бюджетных средств предоставляется получателям в соответствии с бюджетной сметой и на основании бюджетной росписи.

Следовательно, для отнесения закупки к государственной необходимо наличие 2 признаков:

1) закупка должна осуществляться полностью или частично за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов;

2) закупка должна осуществляться лицом, определенным в качестве получателя бюджетных средств, т.е. заказчиком или организатором.

Для определения того, относятся ли закупки за счет средств инновационных фондов к государственным, необходимо правильно понимать термин «инновационный фонд».

В составе республиканского и местных бюджетов с 1 января 2013 г. формируются соответственно республиканские и местные инновационные фонды. Такие фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами (подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 07.08.2012 № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2016 г. Указом Президента РБ от 28.11.2016 № 431 изложен в новой редакции подп.2.1 п.2 Указа № 357: с 1 января 2016 г. в составе республиканского бюджета формируется республиканский централизованный инновационный фонд, в составе местных бюджетов - местные инновационные фонды. Республиканский централизованный фонд и местные инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами.

 

Государственный целевой бюджетный фонд - совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет определенных доходов и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и иных источников, используемая на определенные цели (подп.1.29 п.1 ст.2 БК).

Таким образом, инновационный фонд составляют бюджетные средства. Следовательно, закупки, финансируемые полностью или частично за счет инновационного фонда, должны осуществляться в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2007 № 36 (далее - ОКРБ 007-2007).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2012 № 83.

 

Подвид определяется 9-значным номером.

Не допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте):

• технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в т.ч. в целях исключения возможности добросовестной конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

• товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о части которых составляют государственные секреты (п.6 ст.20 Закона).

Исходя из вышесказанного допускается объединять в одну закупку и, более того, в один лот разнородные товары (работы, услуги), которые являются по отношению друг к другу сопутствующими.

 

Пример

Необходимо приобрести систему кондиционирования и осуществить ее монтаж.

Как товар, система кондиционирования воздуха с функцией «горячо/холодно» определена в ОКРБ 007-2007 подвидом 29.23.12.500, а монтаж, как услуга в строительстве, определяется подвидом 45.31.42.900, из чего следует, что это разнородные предметы закупок. Однако в силу того, что многие организации предлагают и поставку, и монтаж, с учетом выгоды для заказчика закупки под ключ и предотвращения размывания ответственности между поставщиком товара и подрядчиком на такие услуги, а также получения гарантии на поставку и монтаж от одного поставщика, вполне обоснованно объединение в одну закупку и, более того, в один лот на основании п.6 ст.20 Закона товара и сопутствующей этому товару услуги как 2 разнородных, но взаимосвязанных между собой предметов закупки.

 

Официальный сайт - сайт в сети Интернет, определяемый Советом Министров РБ, для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках.

Официальным сайтом определен сайт http://www.icetrade.by (подп.1.2 п.1 постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778)). Оператор официального сайта - информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.3 п.1 постановления № 778).

Предложение - совокупность представленных документов юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, участвующего в процедуре государственной закупки в качестве потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), посредством которых оно предлагает поставлять или реализовывать иным способом товары (выполнять работы, оказывать услуги) на установленных заказчиком условиях государственной закупки (ст.1 Закона).

При рассмотрении документов, поступивших от участников процедуры закупки, необходимо обращать внимание на состав признаков предложения. При отсутствии указанных признаков документы, поданные заказчику, не могут быть предложением, а лицо, направившее эти документы, - участником согласно п.1 ст.14 Закона, ввиду отсутствия признаков участника.

Национальный режим - согласно ст.11 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Указанные конституционные положения, конкретизированы в соответствующих нормах Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), ст.5 Закона.

В силу части второй п.3 ст.1 ГК правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

При осуществлении государственных закупок к товарам (работам, услугам) иностранного происхождения и поставщикам (подрядчикам, исполнителям), предлагающим такие товары (работы, услуги), применяется национальный режим (п.1 ст.5 Закона). Национальный режим подлежит применению, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги). Изъятия из данного правила могут быть установлены международными договорами Республики Беларусь, Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

Под национальным режимом понимается допуск товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок на равных условиях с товарами (работами, услугами) отечественного происхождения и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предлагающими такие товары (работы, услуги) (часть вторая п.1 ст.5 Закона).

Участником процедуры государственной закупки может быть юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, представившие предложение к участию в процедуре государственной закупки (п.1 ст.14 Закона).

Участником государственной закупки не может быть:

• организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

• поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок по основаниям, указанным в ст.16 Закона;

• юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), либо индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

• юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации, и др. (п.3 ст.14 Закона).

Республика Беларусь является участником Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010 (заключено в г.Москве государствами - членами Таможенного союза: Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан). В соответствии с п.1 ст.17 данного Соглашения Российская Федерация и Республика Беларусь обязаны были обеспечить введение друг для друга национального режима при проведении государственных закупок до 1 января 2012 г. Введение данного режима в отношении Республики Казахстан стороны обязались обеспечить не позднее 1 января 2014 г.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Таким образом, одновременно с моментом вступления в силу Закона вступили в силу обязательства по применению Республикой Беларусь национального режима при проведении государственных закупок к товарам, работам и услугам из Российской Федерации. В отношении товаров, работ и услуг из Республики Казахстан, как указано выше, такие обязательства вступят в силу одновременно с установлением Республикой Казахстан национального режима при проведении государственных закупок для товаров, работ и услуг из Республики Беларусь.

Преференциальная поправка - предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками, при оценке и сравнении предложений (ст.1 Закона).

При проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений к цене предложения участника применяется преференциальная поправка в размере:

15 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. На данный момент национальный режим предоставляется товарам (работам, услугам) происхождения Республики Беларусь и Российской Федерации;

25 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников. С учетом отсутствия указания на место происхождения товаров (работ, услуг) и наличия только совокупности признаков:

• предложение товаров собственного производства;

• производство организации, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников,

следует, что такая преференциальная поправка применяется к участникам, имеющим указанные признаки, без ограничения по государственной, территориальной, континентальной и иной принадлежности.

 

Пример

Если в закупке принимают участие организации, имеющие указанные выше признаки и зарегистрированные в Республике Беларусь, и организации, зарегистрированные в Республике Польша, то и к тем, и другим должна быть применена преференциальная поправка. Ее применение теряет смысл при участии в закупке только такого рода участников и, по сути, она не применяется. Однако при наличии среди таких участников, не имеющих указанных выше признаков применение поправки уже оправдано.

 

При проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, указанных в части первой подп.1.7 п.1 постановления № 778, уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений. В случае если в результате применения преференциальной поправки 2 и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если после этого остались 2 участника и более, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета государственной закупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений.

При проведении электронных аукционов в ходе торгов на электронной торговой площадке для участников, указанных в части первой подп.1.7 п.1 постановления № 778, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 или 25 % согласно части первой подп.1.7 п.1 постановления № 778 (часть третья подп.1.7 п.1).

В случае выбора участником-победителем участника, указанного в части первой подп.1.7 п.1 постановления № 778, договор на государственную закупку с таким участником заключается: при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений - по цене предложения этого участника, при проведении электронных аукционов - по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 % (часть четвертая подп.1.7 п.1).

Преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, в т.ч. его лотом (частью), и указанных в части первой подп.1.7 п.1 постановления № 778.

Субъекты малого и среднего предпринимательства. В соответствии с частями первой и второй ст.3 Закона РБ от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее - Закон № 148-З) к субъектам малого предпринимательства относятся:

1) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2) микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3) малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

В части пятой ст.3 Закона № 148-З сделан акцент на том, что специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется. Иными словами, достаточно соблюдения формальных требований к средней численности работников.

Установление особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) - одна из мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь со стороны государства (абзац 7 части первой ст.7 Закона № 148-З).

Законом закреплена гарантия для субъектов малого и среднего предпринимательства участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Советом Министров РБ.

Только для субъектов малого и среднего предпринимательства может быть сформирована часть (лот) предмета государственной закупки в размере не более 10 % объема (количества) этого предмета (ст.31 Закона), т.е. таким субъектам гарантирована возможность участия. В процедурах государственных закупок по выделенной части (лоту) конкурируют между собой только субъекты малого и среднего предпринимательства, поскольку именно они могут быть участниками по такой части (лоту).

Гарантия реализуется, если:

1) товары (работы, услуги) входят в перечень, определяемый Советом Министров РБ;

2) такие товары (работы, услуги) относятся к товарам (работам, услугам) собственного производства;

3) предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам).

Гарантия реализуется, если заказчик (организатор) при размещении приглашений к участию в процедурах государственных закупок предусмотрел в приглашениях порядок участия в процедуре государственной закупки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уполномоченный государственный орган по осуществлению государственных закупок - Министерство экономики РБ (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2013 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок определено Министерство торговли РБ.

 

Уполномоченный работник или работники (далее - уполномоченный работник) - работник, определенный приказом директора ответственным за проведение необходимой работы по организации (проведению) процедуры государственных закупок, подготовку необходимых документов для организации процедуры закупки, а также осуществление иных функций, устанавливаемых приказом, нормативными актами.

Обязанности уполномоченного работника:

1) по процедуре закупки из одного источника:

- получает и обрабатывает заявки на закупку;

- проводит исследования конъюнктуры рынка, подготавливает, согласовывает и направляет индивидуальные приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), проводит переговоры с потенциальными контрагентами, оформляет обоснование выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);

- выносит решение и согласовывает его с конкурсной комиссией;

2) по процедуре конкурса, запроса ценовых предложений, электронного аукциона:

- получает и обрабатывает заявки на закупку;

- проводит исследования конъюнктуры рынка;

- разрабатывает с иными уполномоченными работниками, секретарем конкурсной комиссии документы по закупке;

- по поручению комиссии проверяет предложения участников в части квалификационных требований на их соответствие требованиям документов по закупке;

- по поручению комиссии подготавливает сравнительный анализ поступивших предложений участников;

- может выступать в качестве специалиста (при наличии соответствующего образования и опыта работы, квалификации, профессиональных навыков по предмету закупки), включаемого в состав комиссии, для участия в ее работе и подготовки заключения по оценке поступивших предложений в части информации по предмету закупки и документам, характеризующим его;

- может принимать участие в работе комиссии без включения в состав комиссии по рассмотрению предложений и принятию решения как приглашенный работник без права голоса при принятии решений, но с правом давать заключения, высказывать свое обоснованное мнение, отвечать на вопросы, принимать участие в работе комиссии и т.п.

 

03.05.2013

 

Антон Богатко, юрист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» и общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская компания «МАиС», заместитель директора общества с дополнительной ответственностью «ИПМ-Консалт центр права»

Анна Богатко, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г.Минске

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 июля 2013 г. в постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» на основании постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 543 внесены изменения и дополнения.