Пособие от 15.02.2010
Автор: Бондарович С.

Памятка руководителю при проведении проверок контролирующими органами


 

Материал помещен в архив

 

ПАМЯТКА РУКОВОДИТЕЛЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования принят Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения. 

 

Комитет государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля) на своем официальном интернет-сайте размещает координационные планы проверок субъектов хозяйствования (в сроки до 15 декабря и до 15 июня).

Уведомление о назначении плановой проверки

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления. Уведомление должно содержать следующие данные:

- наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;

- наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

- дату начала проверки;

- проверяемый период;

- указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Основания для исключения проверки из координационного плана

Существует ряд условий, которые могут послужить основанием для исключения организации из координационного плана проверок, переносе срока проведения плановой проверки, а также изменения предмета проверки.

1. В координационные планы допускается включение только одной плановой проверки одного и того же субъекта в течение календарного года.

По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, контролирующим (надзорным) органом может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается контролирующим органом не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

2. Проверка контролирующим органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается.

Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом контролирующий орган, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не подлежат контролю, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, Председателя Комитета госконтроля, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Нацбанком РБ, дополнительных и встречных проверок, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.

3. В рамках плановой проверки юридического лица могут контролироваться только те вопросы деятельности его обособленного подразделения, которые не были проверены при проведении в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения.

В то же время проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения юридического лица не исключает возможность проведения в том же календарном году плановой проверки этого юридического лица, а также иного его обособленного подразделения.

4. Вопросы, проверенные в ходе аудита (за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды), могут не контролироваться, если проверяемый субъект отнесен к средней группе риска, и не контролируются у проверяемого субъекта, отнесенного к низкой группе риска.

Проверяемые субъекты, относящиеся к средней или низкой группе риска, вправе до начала проведения плановой проверки направить контролирующему органу, указанному в уведомлении, копию аудиторского заключения (при его наличии), содержащего безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

5. Контролирующий орган не вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой группе риска, чаще одного раза в течение календарного года; к средней группе риска, - чаще одного раза в 3 года; к низкой группе риска, - чаще одного раза в 5 лет.

Если по результатам проведенной контролирующим органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом, отнесенным к высокой группе риска, не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через 2 года. Если по результатам проведенной контролирующим органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом, отнесенным к средней группе риска, не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через 5 лет.

Соблюдение ограничений по проведению проверок

Проверяемому субъекту также следует выяснить, соблюдены ли установленные ограничения по проведению проверок.

Указом № 510 установлен запрет на проведение проверок в течение 2 лет со дня:

- государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

- присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций;

- создания представительств иностранных организаций;

- первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность;

- первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

Исключения составляют внеплановые проверки, назначаемые в соответствии с п.5 Указа № 510.

Необходимо учитывать, что проверка может проводиться за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Указанный период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях, предусмотренных частью второй п.13 Указа № 510.

Если имеются обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки, проверяющему может быть заявлен отвод не позднее 2 рабочих дней со дня начала проверки в письменной форме. Личная (прямая или косвенная) заинтересованность, являющаяся препятствием к участию в проверке и основанием к отводу, предполагает желание или возможность проверяющего получить в связи с рассмотрением дела ту или иную выгоду лично для себя или других лиц, противопоставить свои личные интересы общественным, удовлетворить первые за счет или в ущерб вторым путем, например, необоснованного отклонения ходатайства одних лиц (об истребовании доказательств и пр.) и, наоборот, безосновательного удовлетворения ходатайств других лиц, что может привести к вынесению незаконного и необоснованного решения.

В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением проверок, проводимых по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ, Председателя Комитета госконтроля, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверок, осуществляемых Нацбанком РБ, дополнительных и встречных проверок, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля.

Действия работников проверяемого субъекта

Первое, что должен сделать любой сотрудник, узнав о прибытии проверяющих, как можно быстрее доложить об этом руководителю организации либо лицу, его замещающему.

После этого все усилия работников организации, которые первыми вступили в контакт с прибывшими лицами, должны быть направлены на то, чтобы руководитель и (или) главный бухгалтер смогли подготовиться к встрече. В частности, сотрудники охраны должны как можно дольше и тщательнее проверять предписание на проведение проверки, удостоверения личности и выписывать из них фамилии и должности прибывших лиц.

Кроме того, поскольку охрана вправе позвонить в тот контролирующий орган, от имени которого прибыли указанные лица, работник охраны непременно должен это сделать и убедиться в том, что указанные лица пришли не по собственному желанию.

При получении предписания на проведение проверки следует не только посмотреть, есть ли на нем печать и подпись руководителя контролирующего органа, но и ознакомиться с содержанием этого документа.

Порядок оформления предписания на проведение проверки

В предписании на проведение проверки должны быть указаны:

- номер и дата выдачи предписания;

- основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

- наименование контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;

- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

- фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

- проверяемый период (не указывается при проведении внеплановой тематической оперативной проверки);

- срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

В предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта (указывается территория, на которой будет проводиться внеплановая тематическая оперативная проверка). В случае проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности указывается объект (объекты) строительства, подлежащий (подлежащие) проверке, в отношении которого проводится проверка.

Также в предписании на проведение внеплановой тематической оперативной проверки может не указываться наименование проверяемого субъекта, в отношении которого проводится проверка, в случаях проведения проверок:

- на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;

- проверяемых субъектов, осуществляющих розничную торговлю на торговых местах на рынках (под торговым местом на рынке понимается часть торгового прилавка, торгового ряда, а также необходимая для выкладки и продажи товаров часть территории рынка для установки передвижных средств развозной и разносной торговли) и в палатках, расположенных на рынках;

- соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;

- на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств);

- на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства) по вопросу соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.

Контрольный список вопросов

При наличии утвержденной Советом Министров РБ для соответствующего контрольного органа и (или) сферы контроля формы контрольного списка вопросов (чек-листа) он является обязательным.

Контрольный список вопросов (чек-лист) - исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту согласно законодательству, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Формы контрольного списка вопросов (чек-листа), перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждаются Советом Министров РБ и размещаются на официальных интернет-сайтах контролирующих (надзорных) органов.

Внесение записи в книгу учета проверок

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), за исключением проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), при осуществлении которой такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). Сведения о проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки. В книгу учета проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке. В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

Не вносятся записи в книгу учета проверок по результатам внеплановых тематических оперативных проверок, проводимых органами Комитета госконтроля, Министерством по налогам и сборам РБ и его территориальными органами на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций РБ по вопросу соблюдения требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций РБ и ее филиалами по вопросу соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта.

Невнесение должностным лицом контролирующего органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение этим должностным лицом установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной. Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим органом (руководителем контролирующего органа, если вышестоящий контролирующий орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки в отношении проверяемых субъектов могут проводиться без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

Внеплановые проверки назначаются: по поручениям Президента РБ, Президиума Совета Министров РБ; Председателем Комитета госконтроля и его заместителями, председателями комитетов госконтроля областей в пределах их компетенции; Генеральным прокурором РБ и его заместителями в пределах компетенции; руководителем иного контролирующего органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего органа. Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано указанными лицами по следующим основаниям:

- при наличии у контролирующего органа информации, в т.ч. полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки);

- использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

- значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки;

- существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками (далее - банки), юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности;

- невыполнение предписания Нацбанка РБ;

- необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами;

- вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов;

- необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке рисков и управлению ими, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценке результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (в т.ч. по проектам, принятым в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Нацбанком РБ, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе.

Внеплановые проверки также могут назначаться руководителем контролирующего органа (в т.ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего органа по следующим основаниям:

- реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

- проведение дополнительной проверки;

- поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

- получение доказательств по делу об административном правонарушении;

- возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);

- необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;

- внеплановая тематическая оперативная проверка;

- расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в т.ч. строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий;

- проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;

- необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

- проведение встречной проверки;

- необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);

- проведение контрольной проверки;

- заявление проверяемого субъекта.

Внеплановая тематическая оперативная проверка

В случае необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности могут проводиться внеплановые тематические оперативные проверки. Такие проверки вправе проводить контролирующие (надзорные) органы, определенные в п.10 Указа № 510.

При проведении внеплановой тематической оперативной проверки контролируются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:

- законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;

- условий осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается;

- порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в т.ч. использования и учета на них средств контроля;

- законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами;

- законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

- порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;

- порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

- правил осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

- порядка уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме;

- требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;

- порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров;

- законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

- законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;

- законодательства об обороте на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива;

- законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке;

- законодательства об охране и использовании объектов животного и растительного мира;

- требований технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения;

- продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работ и оказываемых услуг;

- правил пользования средствами измерений при осуществлении торговли товарами и расчетов между покупателем и продавцом;

- нормативов в области охраны окружающей среды;

- требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

- требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;

- законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие установленных законодательством сопроводительных документов, техническое состояние транспортных средств);

- требований законодательства по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также по учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях, осуществлению деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Порядок обжалования назначения внеплановой проверки

Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается контролирующим органом (руководителем контролирующего органа) в срок не позднее 10 дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы Комитета госконтроля или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной. В случае несогласия с решением вышестоящего органа (руководителя контролирующего органа) об отказе в признании проверки незаконной в 10-дневный срок со дня получения такого решения действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью.

Полномочия проверяющих органов

Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка. Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, - в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр проводится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также должны подписать документы, составленные по его результатам.

При проведении проверки проверяющий вправе проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств. Порядок личного досмотра представляет собой следующий алгоритм действий:

- должностное лицо контролирующего органа принимает решение о личном досмотре;

- при необходимости готовится видео-, кино-, фотоаппаратура и другие технические средства;

- приглашаются понятые одного пола с обыскиваемым, а при необходимости - специалист и иные лица того же пола, им разъясняются их права и обязанности;

- до сведения лица доводится решение о его личном досмотре;

- разрешается вопрос о возможности присутствия при личном досмотре;

- обыскиваемому предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы (документы и т.п.);

- в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится личный досмотр, запрещается покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания личного досмотра;

- осуществляется поиск на (в) теле человека, в находящейся на нем одежде предметов (документов), которые могут иметь значение для проверки (запрещенных к обращению);

- осуществляется предъявление понятым, осмотр, изъятие предметов (документов), которые могут иметь значение для проверки, а также запрещенных к обращению;

- фиксируются в протоколе отличительные признаки (свойства) каждого предмета (документа) и точного места его обнаружения;

- в необходимых случаях осуществляются фотографирование, киносъемка, видеосъемка, составляются планы, схемы и т.п.;

- в случае необходимости изъятые предметы (документы) упаковываются и опечатываются;

- составляется опись изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;

- если при личном досмотре имели место попытки уничтожить или спрятать предметы (документы) либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемого или других лиц, в акте указывается на это и на принятые меры;

- принимаются меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе личного досмотра обстоятельства частной жизни обыскиваемого, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;

- завершается оформление хода и результатов личного досмотра;

- копия акта и описи вручается под расписку обыскиваемому.

В рамках вопросов, подлежащих проверке, проверяющий вправе требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий). При проведении внеплановых тематических оперативных проверок проверяющий вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам, по которым возможно проведение указанного вида проверки. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий).

Проверяющий вправе истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости - проводить встречные проверки. Встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, с субъектами хозяйствования - иностранными организациями и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, - 500 базовых величин. Данные требования не применяются в случаях осуществления финансово-хозяйственных операций с использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки, установления фактов оформления финансово-хозяйственных операций документами, содержащими недостоверные сведения и (или) оформленными с нарушениями требований законодательства, а также если встречная проверка назначена в рамках возбужденного уголовного дела или по поручениям руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Экспертиза назначается решением руководителя контролирующего органа, проводящего проверку, или его заместителем, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, представляемые в распоряжение эксперта. Проверяемый субъект должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы, также ему должны быть разъяснены его права, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы. Ходатайство проверяемого субъекта или его представителей о назначении эксперта из числа указанных ими лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем контролирующего органа. При назначении проведения экспертизы контролирующие органы могут поставить перед экспертом следующие задачи:

- установление подлинности документов учета, а также отношение должностных лиц проверяемого субъекта к их оформлению (заполнению регистров);

- определение количественных показателей использования материальных ценностей и рабочей силы в процессе производства (материалоемкость, трудоемкость, производительность труда и т.д.);

- определение количественных показателей и материально-вещественных признаков движения товаров (название, качество, ассортимент, страна происхождения и т.д.);

- установление уровня цен продажи на рынке Республики Беларусь и (или) других государств товаров (продукции, работ, услуг);

- установление соответствия изделий требованиям государственного стандарта;

- проведение контрольного обмера объемов выполненных работ, взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий; проведение контрольного запуска сырья и материалов в производство;

- проведение контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления фактического расхода сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных);

- другие вопросы, касающиеся исследования хозяйственной деятельности проверяемого субъекта.

Контролирующий орган при проведении проверки, а также во время ее приостановления вправе вызвать любое физическое (в т.ч. должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо в отношении другого субъекта, необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает в силу участия в совершении операций. Вызываемому физическому лицу заблаговременно направляется уведомление, которое вручается этому физическому лицу под расписку либо другим способом, обеспечивающим его получение вызываемым лицом. Вручение лицу уведомления должно удостоверяться подписью вызываемого. Целью вызова физического лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым субъектом нарушений. Проверяющие вправе требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта или физических лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо иного субъекта, о котором это лицо обладает или может обладать необходимой информацией.

При проведении проверки проверяющий вправе использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений. В соответствующем документе фиксируется то обстоятельство, что перед применением технических средств все и каждый из лиц, участвующих в производстве проверочного мероприятия, были уведомлены о наименовании и целях применения каждого из используемых технических средств. Факт уведомления удостоверяется подписями каждого из участников проверочных мероприятий. В случае если проверка начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), проверяемый субъект или его представитель уведомляется о применении технических средств после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). О применении технических средств делается отметка в составленном по итогам проверки акте (справке).

На время проведения внеплановой тематической оперативной проверки проверяющий вправе приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров. При этом следует иметь в виду, что приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего органа прямо установлены законодательными актами.

Если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в т.ч. в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время, когда эти ценности остались без движения или отсутствуют), проверяющий вправе изъять подлинные документы. В таких случаях изъятие оригиналов документов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (а в случае их отсутствия - в присутствии не менее двух понятых) на основании постановления контролирующего органа, подписанного проверяющим, производящим изъятие, с последующим утверждением его руководителем контролирующего органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов.

Права проверяемого субъекта

Проверяемые субъекты и их представители имеют следующие права:

- получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план;

- требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;

- отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;

- не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;

- не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;

- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- заявить отвод эксперту, специалисту;

- просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;

- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;

- присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

- знакомиться с заключением эксперта, специалиста;

- указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;

- требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;

- получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт - в случае его составления;

- обжаловать решения контролирующего органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

Обязанности проверяемого субъекта

Вместе с тем проверяемые субъекты, их представители обязаны:

- выполнять законные требования контролирующих органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок;

- обеспечить допуск проверяющих к проверке и представить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

- обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

- обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;

- обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний; изготавливать в случаях изъятия подлинных документов, если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в т.ч. в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время когда эти ценности остались без движения или отсутствуют), за свой счет копии изымаемых документов;

- возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров РБ, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;

- содействовать проверяющим в проведении проверки;

- давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;

- являться в контролирующий орган по его вызову;

- представить проверяющему затребованные у них информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;

- предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;

- принять меры к устранению выявленных контролирующим органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.

Порядок составления акта проверки

Акт проверки - документ, содержащий систематизированную информацию о результатах проведенной проверки. Акт должен быть выполнен, как правило, машинописным способом или с применением печатающих средств, составлен на бумажном носителе и иметь сквозную нумерацию страниц. Вне зависимости от способа выполнения (рукописный, машинописный или с применением других печатающих средств) текст акта и оформление иллюстрационных таблиц к нему должны удовлетворять требованиям их четкого воспроизведения. Результаты проверки должны излагаться в акте на основании проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у проверяемого субъекта документов и материалов, проведенных встречных проверок, документов и информации, полученных от государственных органов, иных организаций, а также физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включая первичные и сводные статистические данные органов государственной статистики. При этом в акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта. Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки. В то же время за достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах, ответственность несут должностные лица и представители проверяемого субъекта, представившие указанные справки, объяснения и расчеты.

Акт проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должен содержать следующие сведения:

 - основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

- даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;

- проверенный период;

- должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

- наличие книги учета проверок (журнала производства работ), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

- описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

- размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

- должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

В случае если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки может быть составлен отдельный промежуточный акт проверки.

Промежуточный акт проверки должен содержать:

- основание назначения проверки, дату и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

- дату начала проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место и дату промежуточного составления акта проверки;

- наименование, местонахождение и подчиненность (фамилия, имя, отчество, место жительства) проверяемого субъекта, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов;

- описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренную законодательными актами ответственность за такое нарушение;

- указание на то, что акт проверки является промежуточным;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

На основании промежуточного акта проверки контролирующим (надзорным) органом может быть вынесено решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.

В акте внеплановой тематической оперативной проверки указываются:

- дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

- даты начала и окончания проверки, а также место составления акта проверки;

- должности, фамилии и инициалы представителей проверяемого субъекта, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

- наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика;

- наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- проводились ли контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг) и их результаты;

- перечень технических средств, если они применялись; факты нарушений законодательства, место и время (если они установлены) их совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такие нарушения; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения.

Акт (справка) внеплановой тематической оперативной проверки подписывается проверяющими и проверяемым субъектом (его представителем), после чего первый экземпляр остается у проверяющих, второй экземпляр передается проверяемому субъекту (его представителю). Акт внеплановой тематической оперативной проверки может не составляться, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляется, о чем в книге учета проверок делается соответствующая запись. Таким образом, если при проведении внеплановой тематической оперативной проверки будет собрано достаточно доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, составление акта проверки необязательно.

В акте (справке) проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных и (или) встречных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения. В изменении и (или) дополнении к акту проверки должно быть ясно и точно указано, в какой части акт изменяется (дополняется), с указанием на страницы, части и абзацы, причем указываются слова (предложения), которые необходимо исключить или изложить в новой редакции, а также после каких слов (предложений) следует текст нового содержания. Данные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю, возражения по ним представляются в порядке, установленном для подписания, вручения (направления) акта (справки) проверки, представления возражений по нему.

Возражения по акту проверки

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель может не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представить в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий орган. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Вынесение решения по акту проверки

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям должностным лицом контролирующего органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

Порядок обжалования решения по акту проверки

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения). Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены. Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений адресуется в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, жалоба на действия (бездействие) проверяющих - вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены.

Подача жалобы в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование решения контролирующего органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. В то же время указанный порядок не распространяется на решения контролирующих органов и действия (бездействие) проверяющих, принятые (осуществленные) в ходе административного процесса. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений может быть подана в хозяйственный суд в течение 1 года со дня их вынесения. Основаниями к отмене решения по акту проверки являются односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств нарушения в акте проверки, а также существенное нарушение порядка проведения проверки.

Памятка для работников проверяемого субъекта

В заключение считаем целесообразным и рекомендуем разработать для работников организации памятку следующего содержания.

1. Если проверяющие прибыли для проведения проверки, незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.

2. Проверьте документы контролеров и по возможности снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. проверяющего, его должность, подразделение и т.п.).

3. Попросите у контролера копию или экземпляр предписания на проведение проверки.

4. Дайте понять проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.

5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая свой отказ тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите.

6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.

При этом необходимо предварительно проинструктировать персонал о том, что, поскольку общение с проверяющими связано с исполнением трудовых обязанностей, пояснения следует давать только в рамках выполняемых функций и только о своем подразделении. Если требования проверяющих непонятны или вызывают подозрения, работник может, сославшись на необходимость что-то вспомнить и подготовиться, посоветоваться с назначенным ответственным лицом или руководителем (если есть такая возможность). В любом случае работники организации не обязаны писать объяснения немедленно - у них есть право «не свидетельствовать против себя». Продумать действия каждого работника необходимо еще до того, как на территории организации появились проверяющие из контролирующих органов (правоохранительных, налоговых). Любой работник (без исключения, от руководителя организации до охранника) должен знать, что ему делать и (или) говорить в той или иной ситуации.

 

15.02.2010 г.

 

Сергей Бондарович, начальник отдела правовой и кадровой работы филиала «Минская городская дирекция» открытого акционерного общества «Белинвестбанк»