Пособие от 30.12.2011
Автор: Сафаревич Д.

Памятка участнику внешнеэкономической деятельности


 

Материал помещен в архив

 

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности

2. Понятие внешнеторговой операции

3. Основные понятия, используемые в Указе № 178

4. Внешнеторговые операции, на которые не распространяется действие Указа № 178

5. Ограничения в порядке расчетов

6. Срок исполнения внешнеторговых договоров

7. Порядок расчетов по внешнеторговым договорам

8. Продление сроков завершения внешнеторговых операций

9. Ответственность за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций

10. Исчисление сроков проведения внешнеторговых операций в соответствии с Указом № 178

11. Способы завершения внешнеторговой операции, порядок расчетов

12. Регистрация внешнеторговой сделки

13. Особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров

14. Функции банков как агентов валютного контроля

15. Обязательная продажа иностранной валюты

16. Покупка иностранной валюты для осуществления расчетов по внешнеторговой сделке

17. Ограничения на проведение авансовых платежей

Нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности

Основополагающий нормативный правовой акт в сфере регламентации внешнеторговой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 (далее - Указ № 178).

Договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг является внешнеторговым. Это означает, что при его заключении и проведении внешнеторговой операции резиденту необходимо руководствоваться Указом № 178.

Понятие внешнеторговой операции

В соответствии с подп.1.1 п.1 Указа № 178 внешнеторговая операция - это:

- каждая экспортная отгрузка товаров по отдельной таможенной декларации в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных отгрузок, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним таможенным органом, а в случае, когда совершение таможенных операций не производится, - по отдельному товаросопроводительному документу (документам), которая должна быть завершена поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными Указом № 178;

- каждый этап выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных этапов, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня), оформленный актом о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности либо иным документом (иными документами), предусмотренным законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, который должен быть завершен поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными Указом № 178;

- каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность платежей, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора одним банком в течение одного операционного дня), который должен быть завершен получением товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнением работ, оказанием услуг либо иными способами, предусмотренными Указом № 178.

Основные понятия, используемые в Указе № 178

Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 178:

- экспорт - передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту;

- импорт - получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента;

- экспортер (импортер) - резидент, заключивший внешнеторговый договор либо к которому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору в результате уступки прав требования (перевода долга) между резидентами в соответствии с Гражданским кодексом РБ (далее - ГК);

- товары - движимые вещи (за исключением денег и ценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами.

Согласно Указу № 178 к нерезидентам относятся:

- физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

- международные организации, их филиалы и представительства;

- иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

К резидентам относятся:

- физические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

- Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

Внешнеторговые операции, на которые не распространяется действие Указа № 178

Действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции:

1) проводимые:

- между резидентами и нерезидентами по договорам, предусматривающим передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо от того, является арендатором или арендодателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг);

- между резидентами и нерезидентами в рамках выполнения административных процедур;

- в соответствии с договорами страхования (всех видов), договорами займа и кредитными договорами;

- представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями Республики Беларусь, находящимися за пределами Республики Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений;

- на территории Республики Беларусь резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений;

- на территории, а также за пределами территории Республики Беларусь резидентами с физическими лицами - нерезидентами по реализации резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ и услуг) для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

2) относимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

- к банковским операциям (перечень банковских операций содержится в ст.14 Банковского кодекса РБ);

- к операциям неторгового характера (ст.6 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»; далее - Закон № 226-З);

3) расчеты по которым осуществляются:

- физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь;

- через счета резидентов (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями - через корреспондентские счета), открытые в банках-нерезидентах (в т.ч. счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами);

4) иные операции, предусмотренные Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ).

В подп.1.1 п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее - постановление № 101) указаны иные операции, на которые не распространяется действие Указа № 178.

Ограничения в порядке расчетов

В соответствии с подп.1.3 п.1 Указа № 178 при экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, осуществляются в порядке, установленном Нацбанком РБ.

Порядок расчетов в белорусских рублях определен в подп.1.2.1, 1.2.2 п.1 постановления № 101.

Резиденты, являющиеся экспортерами, обязаны обеспечить поступление денежных средств на свои счета в сроки, установленные Указом № 178.

Срок исполнения внешнеторговых договоров

Отдельно необходимо сказать о сроках исполнения внешнеторговых договоров.

Как следует из подп.1.4 п.1 Указа № 178, резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

- при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Иначе говоря, как только резидент исполнил свои обязательства по внешнеторговому договору (передал товар, охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, выполнил работы, оказал услуги по экспорту либо осуществил платеж по импорту), сразу начинают исчисляться сроки, установленные Указом № 178. Если же товар поступил резиденту по импортному внешнеторговому договору, а платежа не было либо перечислены деньги экспортеру, а отгрузки не было, то сроки в данном случае не исчисляются, так как экономика Республики Беларусь в данном случае не страдает.

Резиденты обязаны в вышеуказанные сроки обеспечить при импорте товаров их поступление на территорию Республики Беларусь.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные сроки завершения внешнеторговых операций, применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Внешнеторговая операция может быть завершена путем:

- признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);

- исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

- принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров.

Совет Министров РБ совместно с Нацбанком РБ вправе по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций.

До 16 ноября 2011 г. иные сроки завершения внешнеторговых операций были предусмотрены в постановлении № 101.

Иные сроки завершения внешнеторговых операций и условия продления сроков завершения внешнеторговых операций закреплены в настоящее время в постановлении Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее - постановление № 1483/22).

Итак, при экспорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций нерезидентами по договорам, предусматривающим:

- поставку дорогостоящей (свыше 100 000 евро в эквиваленте) автотракторной, сельскохозяйственной, карьерной, подземной, специальной техники и запасных частей, необходимых для ее технического обслуживания, - не позднее 720 календарных дней с даты отгрузки товаров. Постановление № 101 предусматривало иной срок только для поставок автотракторной техники и запасных частей, необходимых для технического обслуживания данной техники;

- выполнение проектно-изыскательских и (или) строительных работ (оказание услуг) на территории Боливарианской Республики Венесуэла, - не позднее 365 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг);

- выполнение подрядных и (или) строительно-монтажных работ (оказание услуг) на территории иностранных государств организациями, подчиненными Министерству энергетики РБ, а также организациями, входящими в состав государственных производственных объединений, подчиненных указанному Министерству, - не позднее 720 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) в пределах 10 % от общей стоимости договора;

- поставку товаров обществу с ограниченной ответственностью «Армяно-белорусский торговый дом «Ар-Бе» (Республика Армения), - не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (новый случай, не предусмотренный постановлением № 101).

При экспорте исключены иные сроки завершения внешнеторговых операций по договорам, предусматривающим поставку калийных удобрений.

При импорте резиденты обязаны обеспечить завершение внешнеторговых операций по договорам, предусматривающим:

- обеспечение осуществления банками международных межбанковских расчетов с использованием корреспондентских счетов, открытых в банках Республики Беларусь, - не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа;

- получение резидентом периодических изданий, - не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа;

- обеспечение строительства с участием Государственного генерального резервного фонда Султаната Оман многофункционального комплекса в г.Минске в границах улиц Я.Купалы-М.Богдановича-р.Свислочь и ввода его в эксплуатацию, - не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа;

- приобретение резидентом при наличии ходатайства соответствующего вышестоящего государственного органа, областного или Минского городского исполнительных комитетов, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - областного или Минского городского исполнительных комитетов), товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), период изготовления (выполнения, оказания) которых превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь, - в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, но не позднее 180 календарных дней с даты проведения платежа (новый случай, не предусмотренный постановлением № 101).

Порядок расчетов по внешнеторговым договорам

Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Нацбанка РБ, выдаваемых:

- для организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, - по ходатайству Совета Министров РБ;

- для организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Президенту РБ, Национальной академии наук Беларуси, - по ходатайству таких государственных органов, организаций, Национальной академии наук Беларуси;

- для организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, а также не имеющих ведомственной подчиненности, для индивидуальных предпринимателей - по ходатайству областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В письме Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 01.07.2009 № 31/520-178/53-02/5252 «О разъяснении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178» установлена процедура рассмотрения вопросов разрешения импортерам осуществлять расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, а также определен перечень документов, представляемых импортером для получения указанного разрешения.

Разрешения выдаются Нацбанком РБ для осуществления импортерами расчетов по внешнеторговым операциям в рамках внешнеторговых договоров, предусматривающих импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь.

Для получения разрешения импортер представляет в соответствующий государственный орган (организацию) следующие документы:

- заявление с обоснованием необходимости получения разрешения, содержащее учетный номер плательщика; номер и дату заключения внешнеторгового(ых) договора(ов) либо иных документов, посредством которых оформлено его (их) заключение; регистрационный номер сделки (при его наличии), присваиваемый банком в соответствии с законодательством; сумму внешнеторгового(ых) договора(ов); наименование и страну регистрации нерезидента, являющегося стороной по внешнеторговому договору; иные сведения по усмотрению импортера, способствующие рассмотрению заявления по существу;

- заверенные импортером копии соответствующего(их) внешнеторгового(ых) договора(ов) либо иных документов, посредством которых оформлено его (их) заключение.

Продление сроков завершения внешнеторговых операций

Исходя из подп.1.5 п.1 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций, установленные в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 178, по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком РБ (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров РБ и Нацбанком РБ.

В п.2 постановления № 1483/22 определены следующие условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком РБ (его главными управлениями по областям) по заявлению резидента:

- наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком РБ срока завершения внешнеторговой операции;

- завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка РБ на продление сроков ее завершения;

- отсутствие фактов привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк РБ;

- соблюдение резидентом требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;

- отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк РБ.

Обязательность выполнения одного из условий либо совокупности этих условий определяется Нацбанком РБ в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств.

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка РБ на продление срока завершения внешнеторговой операции, - Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 (далее - Инструкция № 52; постановление № 52 соответственно).

Пунктом 15 Инструкции № 52 предусмотрено, что выдача разрешения либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ области) в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области).

В случае если Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ по области) запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в выдаче разрешения не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) всей дополнительно запрошенной информации (п.16 Инструкции № 52).

Письменный отказ в выдаче разрешения Главного управления валютного регулирования и валютного контроля (главного управления Нацбанка РБ по области) на продление сроков завершения внешнеторговых операций может быть дан за подписью заместителя Председателя Правления Нацбанка РБ, направляющего деятельность Главного управления валютного регулирования и валютного контроля, либо начальника Главного управления валютного регулирования и валютного контроля (начальника главного управления Нацбанка РБ по области или его заместителя) (подп.2.3 п.2 постановления № 52).

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) вправе отказать резиденту в выдаче разрешения в случае:

- представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

- если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;

- если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением (п.23 Инструкции № 52).

В случае установления Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка РБ по области) при рассмотрении представленных заявителем документов фактов превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения в Главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Нацбанка РБ по области), Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) направляет информацию о выявленных нарушениях в соответствующие органы Комитета государственного контроля РБ.

Информация направляется в Комитет государственного контроля РБ по итогам работы за отчетный месяц письмом в произвольной форме с указанием наименования резидента, учетного номера плательщика, номера и даты внешнеторгового договора с приложением копий соответствующих документов, а также информации о выдаче разрешения либо отказе в выдаче разрешения (подп.2.7 п.2 постановления № 52).

В выдаваемом разрешении устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции (п.6 Инструкции № 52).

При выдаче разрешения срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты начала внешнеторговой операции по дату, указанную резидентом в заявлении на продление срока завершения внешнеторговой операции (п.8 Инструкции № 52).

Согласно п.10 Инструкции № 52 в случае, если резидент обратился с заявлением на получение разрешения на продление срока завершения нескольких внешнеторговых операций по одному внешнеторговому договору и срок завершения по данным внешнеторговым операциям совпадает, Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) выдает одно разрешение. В выдаваемом разрешении указываются номера и даты всех документов, которыми оформлены внешнеторговые операции, перечисленные в заявлении.

Разрешение выдается по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 52 (п.11 Инструкции № 52).

Для рассмотрения вопроса о повторном продлении срока завершения внешнеторговой операции резидент представляет в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка РБ по области) те же документы, что и на получение нового разрешения (п.20 Инструкции № 52).

Ответственность за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций

При проведении внешнеторговой операции необходимо обратить внимание на следующие составы административных правонарушений.

Статья 11.36 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность за превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере разницы между этими суммами.

Статьей 11.37 КоАП установлена ответственность за превышение сроков проведения внешнеторговых операций.

Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст.11.36 и 11.37 КоАП, не применяется в подтвержденных документами случаях, если:

- товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

- произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

- товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

- возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Исчисление сроков проведения внешнеторговых операций в соответствии с Указом № 178

Согласно подп.1.6 п.1 Указа № 178 установленные в данном Указе сроки исчисляются согласно времени часового пояса, в котором находится Республика Беларусь. Начало исчисления и течение этих сроков определяются положениями ст.192, 194 и 195 ГК.

Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза, определенные Нацбанком РБ для целей валютного контроля.

Если в соответствии с законодательством совершение таможенных операций не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а датой поступления товаров - дата их оприходования в установленном порядке импортером на склад, находящийся на территории Республики Беларусь.

При наличии у импортера разрешения Нацбанка РБ на расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, датой поступления товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров.

При реализации товаров без их возврата на территорию Республики Беларусь в случае, предусмотренном Указом № 178, датой отгрузки товаров считается дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров новому нерезиденту (новым нерезидентам).

Датой поступления денежных средств от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг считается дата их зачисления на счет экспортера в банке, а в случаях, предусмотренных законодательством, - на счета в банках-нерезидентах, кроме случаев, перечисленных в подп.1.8 п.1 Указа № 178.

Способы завершения внешнеторговой операции, порядок расчетов

В подп.1.7 п.1 Указа № 178 указаны способы завершения внешнеторговой операции при экспорте.

Пунктом 1 постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» определено, что при экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом № 178 сроки может быть завершена путем:

- полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

- полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

- проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;

- прекращения обязательств новацией;

- прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

Из п.1 постановления Совета Министров РБ, Нацбанка РБ от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» следует, что датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается:

- при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга - дата совершения стороной, получившей оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований;

- при проведении безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, - дата подписания сторонами документа, которым в соответствии с международными договорами оформлены взаимные безналичные расчеты, осуществляемые на основе клиринга;

- при осуществлении обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров, объемов охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены, - дата поступления товаров (дата передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг);

- при прекращении обязательств новацией - дата подписания сторонами документа, которым оформляется замена первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

- при прекращении обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами, - дата поступления товаров и денег (выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), передаваемых (выполняемых, оказываемых) в качестве отступного.

Исходя из подп.1.8 п.1 Указа № 178 поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.

С 16 ноября 2011 г. вступило в силу постановление Правления Нацбанка от 04.11.2011 № 497 «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 июля 2009 г. № 101» (далее - постановление № 497).

По общему правилу денежные средства от экспорта зачисляются только на счета экспортера. Исключения из данного правила установлены в подп.1.8 п.1 Указа № 178. При этом постановление № 497 в п.1 установило еще 3 дополнительных случая. Итак, по экспортному внешнеторговому договору могут не зачисляться:

- денежные средства, удерживаемые страховой организацией в виде собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков. Датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления денежных средств от страховой организации за вычетом денежных средств, удерживаемых страховой организацией в виде собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков, на счет экспортера;

- денежные средства в виде предоставленной нерезиденту финансовой скидки, предусмотренной внешнеторговым договором. Под финансовой скидкой понимается вознаграждение (премия) без изменения цены единицы отгруженного товара, представляющее собой разницу между контрактной стоимостью товара и суммой полученных денежных средств, предоставляемое нерезиденту за выполнение им определенных условий договора. Датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления денежных средств от экспорта за вычетом финансовой скидки на счет экспортера;

- денежные средства по внешнеторговым договорам, заключенным по результатам биржевых торгов, организованных открытым акционерным обществом (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа». Денежные средства могут быть зачислены на счет данного общества, открытый в банке Республики Беларусь. Датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается дата поступления денежных средств от экспорта на счет указанного акционерного общества, открытый в банке Республики Беларусь.

По общему правилу датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета импортера (в т.ч. со специального счета аккредитива). Однако здесь есть некоторые исключения.

1. В случаях проведения расчетов с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами; путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам; посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям датой проведения платежа признается дата списания денежных средств со счета банка.

2. При проведении расчетов со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом, датой проведения платежа считается дата списания денежных средств со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга.

3. В иных случаях в порядке, установленном Нацбанком РБ, такую дату определяет Нацбанк РБ.

В соответствии с подп.1.9 п.1 Указа № 178 при импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

- получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг согласно внешнеторговому договору;

- получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получения импортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов;

- получения денежных средств по банковской гарантии;

- возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги.

Согласно подп.1.10 п.1 Указа № 178 при импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в т.ч. со специального счета аккредитива), за исключением расчетов, производимых:

- с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

- со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером в соответствии с подп.1.1 п.1 Указа № 178;

- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;

- посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

- в иных случаях в порядке, установленном Нацбанком РБ.

В соответствии с подп.1.7 п.1 постановления № 101 при импорте расчеты по внешнеторговым договорам могут осуществляться в следующем порядке:

- при исполнении нерезидентом обязательств перед резидентом по договору займа резидент вправе осуществить расчет по внешнеторговому договору путем перечисления нерезидентом-заимодавцем денежных средств на счет нерезидента-кредитора по внешнеторговому договору. Датой проведения платежа по импорту считается дата зачисления денежных средств на счет нерезидента, с которым резидентом заключен внешнеторговый договор;

- исполнении обязательств перед резидентом по договору страхования страховая организация - резидент вправе перечислить денежные средства со своего счета на погашение обязательств резидента по внешнеторговому договору. Датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета страховой организации - резидента;

- исполнении обязательств по внешнеторговому договору, заключенному по результатам биржевых торгов, организованных ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», данное общество вправе перечислить денежные средства со своего счета, открытого в банке Республики Беларусь, на погашение обязательств резидента по внешнеторговому договору. Датой проведения платежа по импорту считается дата списания денежных средств со счета ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», открытого в банке Республики Беларусь.

Регистрация внешнеторговой сделки

Еще один весьма важный момент, на который необходимо обратить внимание - регистрация сделки.

Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 178 регистрация сделки - проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Основные нормативные акты, регламентирующие порядок регистрации сделки:

- Указ № 178;

- Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).

Исходя из подп.1.11 п.1 Указа № 178 по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком РБ.

Из этого следует:

- регистрация сделки осуществляется по внешнеторговому договору один раз (на каждую спецификацию регистрировать сделку теперь не требуется);

- регистрация сделки осуществляется только на товары (исключается процедура регистрации сделки для охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги);

- регистрация сделки будет осуществляться в любом случае, так как исключено предварительное исполнение обязательств со стороны нерезидента (которое позволяло не регистрировать сделку).

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Уполномоченный работник банка не осуществляет регистрацию сделки в случаях:

- непредставления в банк документов, определенных в части второй подп.1.11 п.1 Указа № 178;

- представления документов в банк, не обслуживающий счет экспортера (импортера);

- несоответствия внешнеторгового договора требованиям подп.1.16.4 п.1 Указа № 178.

В соответствии с п.2 Инструкции № 46 под регистрируемой сделкой понимается внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 и более евро в эквиваленте.

Как следует из п.12 Инструкции № 46, при регистрации сделки на первом листе оригинала или копии внешнеторгового договора проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора, заявление в 2 экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции № 46, оригинал или копию внешнеторгового договора (при электронном документообороте - электронную копию внешнеторгового договора, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде). Один экземпляр заявления остается в банке. Банк вправе дополнить форму заявления на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции № 46 иной необходимой банку информацией для осуществления им функций агента валютного контроля (п.10 Инструкции № 46).

В силу п.13 Инструкции № 46 с целью определения необходимости регистрации сделки при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, используется официальный курс белорусского рубля, установленный Нацбанком РБ по отношению к соответствующим иностранным валютам на дату заключения внешнеторгового договора.

При утере внешнеторгового договора с отметкой о регистрации (перерегистрации) сделки банк, осуществлявший ранее по такому договору регистрацию (перерегистрацию) сделки, вправе на основании письменного обращения экспортера (импортера) повторно поставить отметку о регистрации (перерегистрации) сделки на дубликате или копии данного внешнеторгового договора. Ответственность за идентичность представленного дубликата или копии внешнеторгового договора ранее зарегистрированному внешнеторговому договору возлагается на экспортера (импортера) (п.14 Инструкции № 46).

В случае отказа в регистрации сделки отгружать нерезиденту или получать от него товары либо проводить или получать платежи по внешнеторговому договору нельзя. Необходимо установить причину отказа в регистрации сделки и, устранив ее, зарегистрировать сделку.

Исходя из подп.1.16.1 п.1 Указа № 178 резиденты обязаны перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера).

В п.15 Инструкции № 46 установлено, что перерегистрация сделки осуществляется банком в порядке, аналогичном регистрации сделки, с присвоением нового регистрационного номера.

В случае перерегистрации сделки в связи с переменой лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера) по внешнеторговому договору новый экспортер (импортер) представляет в банк оригинал или копию внешнеторгового договора, оригиналы или копии документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера). На первых листах внешнеторгового договора и документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера), проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Для перерегистрации сделки в связи с реорганизацией резидента в банк представляется оригинал или копия внешнеторгового договора, на первых листах которых проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров

Указ № 178 устанавливает особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров.

На дату написания настоящей статьи Указом № 178 установлено, что резиденты обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре:

- стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);

- условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.

Таким образом, Указ № 178 устанавливает лишь 2 существенных условия внешнеторгового договора. Однако необходимо отметить некоторые важные особенности этого вопроса.

1. В соответствии со ст.1099 ГК иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Республики Беларусь, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. В этих случаях применяется право Республики Беларусь. Если в законодательстве Республики Беларусь существуют императивные нормы, регулирующие соответствующие отношения, то применяются данные императивные нормы независимо от выбранного сторонами права (п.1 ст.1100 ГК). Смысл вышеизложенных норм означает, что если законодательство Республики Беларусь предусматривает наличие в договоре каких-либо существенных условий, то они должны быть в нем независимо от выбранного сторонами права.

Согласно ст.402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, внешнеторговый договор помимо существенных условий, указанных в Указе № 178, в зависимости от вида договорных обязательств (купля-продажа, оказание услуг, выполнение работ и т.д.) должен содержать существенные условия, предусмотренные для данного вида договора. Сразу следует оговориться, что контроль за правомерностью заключения внешнеторгового договора и наличия в нем существенных условий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (помимо условий, предусмотренных Указом № 178), не входит в функции банка как агента валютного контроля. Это полностью сфера ответственности клиента.

2. Необходимо учитывать, что в соответствии с п.27 Инструкции № 46 при проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет (кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств):

- соответствие валюты расчета валютному законодательству;

- наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров - также наличие условий расчетов. В настоящем подпункте под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента понимается наименование банка и БИК (или S.W.I.F.T.-код);

- наличие общей стоимости (ориентировочной стоимости) товаров во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178).

Функции банков как агентов валютного контроля

В соответствии с п.6 Инструкции № 46 контроль банков как агентов валютного контроля определяется следующими функциями:

1) контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства.

При выполнении данной функции банки осуществляют контроль:

- за правомерностью проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях;

- правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;

- правомерностью изменения валюты обязательств при проведении валютных операций;

- правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций - нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов;

- правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций;

- целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке;

- проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

2) контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренным в главе 3 Инструкции № 46;

3) осуществление регистрации сделки;

4) уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства;

5) представление информации по валютным и внешнеторговым операциям в Нацбанк РБ в порядке и сроки, определенные Нацбанком РБ.

На основании п.7 Инструкции № 46 к документам, которые представляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля, относятся:

- при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, - внешнеторговый договор и (или) сведения о поступивших денежных средствах импортеру (при возврате импортеру денежных средств, получении страхового возмещения и т.д.);

- при проведении валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, - внешнеторговый договор и (или) сведения о поступивших денежных средствах экспортеру.

Согласно п.8 Инструкции № 46 при проведении валютных операций, указанных в п.7 Инструкции № 46, субъектами валютных операций в банк при необходимости представляются:

- разрешение Нацбанка РБ на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, либо уведомление о валютной операции (если необходимость оформления разрешения либо уведомления предусмотрена валютным законодательством);

- разрешение Нацбанка РБ на проведение импортером авансовых платежей (необходимость представления разрешения определяется банком на основании признака оплаты, указанного клиентом согласно п.25 Инструкции № 46);

- разрешение Нацбанка РБ на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (необходимость представления разрешения определяется банком на основании кода поступления товаров, указанного клиентом согласно п.25 Инструкции № 46);

- разрешение Нацбанка РБ на использование иностранной валюты при проведении валютной операции между резидентами;

- документы, подтверждающие правопреемство в случае реорганизации резидента - отправителя денежных средств;

- договоры, связанные с уступкой права требования или переводом долга, или другие документы (дополнения к договору, уведомления, письма), связанные с переменой лиц в обязательстве либо содержащие указания платить третьему лицу;

- иные документы, необходимые банку для осуществления функций агентов валютного контроля.

В силу п.16 Инструкции № 46 при проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Конкретный перечень документов определяется банком самостоятельно с учетом требований пп.7 и 8 Инструкции № 46.

В п.17 Инструкции № 46 установлено, что банк не требует от клиентов представления документов по валютным операциям (за исключением документов, предусмотренных подп.7.4 п.7 Инструкции № 46, документа, удостоверяющего личность физического лица при проведении им платежа без открытия счета, и документов, необходимых банку для исполнения законодательства в области предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности):

- при осуществлении обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды;

- проведении валютных операций нерезидентами;

- поступлении денежных средств физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями;

- осуществлении частных переводов;

- перечислении денежных средств со счета на счет в рамках одного юридического лица (индивидуального предпринимателя, физического лица);

- проведении платежей физическими лицами в пользу юридических лиц в иностранной валюте и белорусских рублях с использованием банковских пластиковых карточек.

В соответствии с п.18 Инструкции № 46 ответственность за непредставление и несвоевременность представления документов (сведений), необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, а также за недостоверность содержащейся в них информации возлагается на клиентов.

При поступлении на счета клиентов денежных средств или направлении денежных средств экспортерами товаров (без их зачисления на свои счета) на оплату обязательств перед банком в банк представляются клиентом (за исключением случаев, предусмотренных в п.17 Инструкции № 46) в срок не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления денежных средств документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля.

Банк вправе установить форму представляемых клиентом сведений локальным нормативным правовым актом банка с учетом требований валютного законодательства.

Информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляется экспортером (импортером) в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи «Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены». Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера) (п.20 Инструкции № 46).

При представлении клиентом документов банк принимает только те документы, которые действительны на день их представления и будут действовать в день проведения платежа по валютной операции (п.23 Инструкции № 46).

Пунктом 24 Инструкции № 46 закреплено, что банк принимает от клиента документы в оригинале или в виде копий, заверенных подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного им лица и печатью (при отсутствии печати индивидуального предпринимателя - его подписью), подписью физического лица (при электронном документообороте - документы в электронном виде (электронные копии документов, заверенные электронной цифровой подписью)). Банк не несет ответственности за правильность заверения копий документов, представляемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом). Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, допускается представление части документа в виде заверенной клиентом выписки.

Представляемые в банк при проведении платежей документы (платежная инструкция) и при поступлении денежных средств документы (сведения) должны содержать следующую информацию о проводимых (поступивших) платежах по внешнеторговым договорам (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178):

- учетный номер плательщика - экспортера (импортера) или структурного подразделения экспортера (импортера);

- регистрационный номер сделки (если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством);

- предыдущий регистрационный номер сделки (в случае перерегистрации сделки);

- дату и номер внешнеторгового договора;

- признак оплаты - указывается «0» при проведении (поступлении) платежа до даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту). Указывается «1» при проведении (поступлении) платежа после даты поступления (отгрузки) товаров, получения (передачи) охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности от нерезидента (нерезиденту), выполнения работ, оказания услуг нерезидентом (нерезиденту), при возврате денежных средств или поступлении денежных средств в иных случаях, предусмотренных подп.1.7 и 1.9 п.1 Указа № 178. Когда по одному платежу одновременно необходимо указать разные признаки оплаты, то в данном случае признак оплаты проставляется по каждой части данного платежа отдельно;

- код поступления товаров - указывается «2» при проведении платежа за товары, поступающие на территорию Республики Беларусь, и «3» при проведении платежа за товар, не поступающий на территорию Республики Беларусь. Когда одним платежом оплачивается частично товар, поступающий и не поступающий на территорию Республики Беларусь, код поступления товаров указывается по каждой части данного платежа отдельно.

Обратите внимание!

В соответствии с п.28 Инструкции № 46 банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случаях:

- несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

- непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп.25 и 27 Инструкции № 46 (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);

- получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;

- непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

- снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;

- снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;

- неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

- отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств).

 

Банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных непосредственно на клиентов, за исключением случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с законодательством (п.29 Инструкции № 46).

Как следует из п.30 Инструкции № 46, при поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, банк обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента уведомить Комитет государственного контроля РБ.

Уведомление Комитета государственного контроля РБ осуществляется в случаях:

1) несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;

2) непредставления информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной в п.25 Инструкции № 46 (при поступлении денежных средств).

Обязательная продажа иностранной валюты

В соответствии с Указом Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь, в соответствии с Законом № 226-З осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Нацбанком РБ. Данный порядок установлен в Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 13.09.2006 № 129.

Покупка иностранной валюты для осуществления расчетов по внешнеторговой сделке

В соответствии с подп.20.1 п.20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112, субъект валютных операций - резидент, если иное не установлено актами валютного законодательства, вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения следующих валютных операций: осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг.

Основание для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям - документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки.

Ограничения на проведение авансовых платежей

В заключение необходимо обратить внимание на ограничение законодательством Республики Беларусь авансовых платежей.

Согласно п.1 постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (далее - постановление № 165) проведение импортером платежа(ей) в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговой(ым) операции(ям), осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг запрещено, за исключением случая наличия у импортера разрешения Нацбанка РБ.

Для получения разрешения Нацбанка РБ импортер представляет в Нацбанк РБ ходатайство Совета Министров РБ с обоснованием необходимости получения данного разрешения, а также копию соответствующего внешнеторгового договора. Национальный банк РБ вправе потребовать представления и иных документов, имеющих отношение к совершаемой валютной операции.

Исходя из п.2 постановления № 165 банк Республики Беларусь обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если условия проведения платежа импортера не соответствуют предписаниям п.1 постановления № 165.

В развитие постановления № 165 Нацбанк РБ издал разъяснения и разрешения.

 

30.12.2011 г.

 

Денис Сафаревич, юрист

 

От редакции: В постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» на основании постановлений Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 11.04.2012 № 327/8 (с 18 апреля 2012 г.) и от 08.05.2013 № 357/7 (с 28 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 30 июня 2012 г. подп. 4.3 п.4 Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» на основании Указа Президента РБ от 21.06.2012 № 284 изложен в новой редакции.

С 15 августа 2012 г. в постановление Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 29.05.2012 № 252 внесены изменения и дополнения.

С 26 сентября 2012 г. в п.1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании Указа Президента РБ от 23.07.2012 № 323 внесены изменения и дополнение.

С 22 января 2013 г. в ст.14 Банковского кодекса РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З внесены изменения и дополнения.