Пособие от 18.06.2013
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Параллельное проектирование в законодательстве Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Отношения в сфере строительства объектов недвижимости в Республике Беларусь имеют свою специфику, чем, вероятно, и обусловлены большое количество споров в данной сфере и их комплексный характер.

Между тем строительная деятельность и порядок ее осуществления претерпевают изменения, которые способны качественно улучшить и результаты выполняемых работ, и оптимизировать процесс их выполнения. Это возможно благодаря разработке и введению в действие новых технических нормативных правовых актов, изменению технологических процессов и их нормативного регулирования. В рамках данного материала акцент будет сделан на особенностях осуществления параллельного проектирования как оптимизирующего процесс строительства и реконструкции объектов недвижимости.

По общему правилу возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта строительства (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (п.1 ст.51 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона изложена в новой редакции Законом РБ от 30.12.2015 № 334-З (далее - Закон № 334-З).

Порядок разработки проектной документации при выделении этапов работ по строительству объекта

Проектная документация (проектирование) может разрабатываться в несколько стадий с выделением этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов, необходимость разработки (выделения) которых определяется заказчиком, застройщиком в задании на проектирование.

При проектировании в одну стадию разрабатывается строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части. При проектировании в 2 стадии разрабатываются обоснование инвестирования в строительство либо архитектурный проект (утверждаемая 1-я стадия) и строительный проект (2-я стадия). При проектировании в 3 стадии разрабатываются обоснование инвестирования в строительство (утверждаемая 1-я стадия), архитектурный проект (2-я стадия) и строительный проект (3-я стадия).

 

Справочно

Архитектурный проект - стадия разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, в ходе которой создается система взаимоувязанных проектных документов, обеспечивающих представление о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющих технико-экономические показатели объекта строительства (абзац 3 ст.1 Закона).

Строительный проект - стадия разработки проектной документации, в ходе которой создается система взаимоувязанных проектных документов, обеспечивающих непосредственную реализацию инвестиций в строительство (абзац 37 ст.1 Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. абзацы 3 и 37 ст.1 Закона изложены в новой редакции Законом № 334-З.

 

В архитектурном и (или) строительном проектах на возведение, реконструкцию объекта в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться очереди строительства и пусковые комплексы с проведением государственной экспертизы проектной документации на возведение, реконструкцию каждой очереди строительства или каждого пускового комплекса и утверждением ее в установленном порядке, а также сметной стоимости возведения, реконструкции объекта в целом.

В проектной документации на возведение, реконструкцию объекта в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться этапы работ с выполнением проектных работ по следующему этапу при одновременном возведении, реконструкции объекта по текущему этапу (параллельное проектирование и строительство объекта). Порядок осуществления параллельного проектирования и строительства объектов устанавливается Советом Министров РБ, если иное не определено Президентом РБ (п.2 ст.51 Закона). Так, постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2009 № 1001 утверждено Положение о параллельном проектировании и строительстве объектов (далее - Положение о параллельном проектировании).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. Положение о параллельном проектировании в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 утратило силу. На основании подп.1.9 п.1 Указа Президента РБ от 14.01.2014  № 26 не допускается параллельное проектирование и строительство объекта, за исключением случаев, установленных Президентом РБ.

 

Обратите внимание!

При параллельном проектировании и строительстве объектов разработка проектно-сметной документации на весь объект не требуется.

 

Проектная документация разрабатывается при наличии разрешительной документации на строительство, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий (п.5.1 раздела 5 государственных строительных норм Республики Беларусь «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» (СНБ 1.03.02-96), утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 04.10.1996 № 344).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. СНБ 1.03.02-96 на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85 утратили силу. Порядок разработки, утверждения, а также состав предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства с 20 июля 2014 г. установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденным приказом Минстройархитектуры  РБ от 14.07.2014 № 196. Состав и содержание проектной документации в строительстве с 1 апреля 2014 г. установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденном приказом № 85.

 

В соответствии с Указом Президента РБ от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» при выделении в строительном проекте этапов работ по строительству объекта проектные работы выполняются одновременно со строительством объекта.

При этом завершенные строительством этапы работ по строительству объекта подлежат приемке в соответствии с законодательством, в частности, Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила), Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее - Положение о порядке приемки).

Очередность и сроки завершения этапов работ по строительству объекта должны обеспечивать ввод в эксплуатацию объекта строительства в целом в установленный проектом срок.

Решение о параллельном проектировании и строительстве объекта принимается заказчиком, застройщиком, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, и указывается в задании на проектирование (подп.1.4 п.1 вышеназванного Указа № 676, п.3 Положения о параллельном проектировании).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. п.1 Указа № 676 исключен Указом Президента РБ от 14.01.2014 № 26.

 

Справочно

Заказчик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора.

Застройщик в строительной деятельности - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора (абзацы 11 и 12 ст.1 Закона).

Принятие решения о параллельном проектировании. Выделение этапов работ в строительном проекте

При принятии решения о параллельном проектировании и строительстве объекта в строительном проекте выделяются этапы работ по строительству данного объекта, очереди строительства, пусковому комплексу.

При выделении этапов работ в строительном проекте (п.4 Положения о параллельном проектировании):

• перечень и объем работ, составляющие этап работ, а также сроки завершения этапов работ определяются на основе технологической последовательности производства строительно-монтажных работ и установленных проектом сроков окончания возведения, реконструкции части объекта и объекта в целом. При наличии технической возможности перечень и объем работ, составляющие этап работ, выпускаются с определением потребности в материально-технических ресурсах для каждого из этапов;

• по объектам линейного строительства (дороги, метрополитены, линии электропередач, линии связи, трубопроводы и др.) выделение этапов работ должно производиться исходя из специфики указанного строительства и предусмотренного техническими условиями строительства линейных объектов поточным методом;

• по объектам мелиоративного и водохозяйственного строительства выделение этапов работ следует осуществлять с учетом сезонности выполнения некоторых работ (вспашка, планировочные работы), назначения технологических разрывов, мероприятий по пропуску паводковых вод, а также занятости площадей сельскохозяйственными культурами;

• продолжительность этапа работ не может длиться, как правило, более квартала и зависит от специфических особенностей строительства.

Разработка проектной документации для 1-го этапа работ ведется при наличии утвержденной стадии проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, для следующих этапов работ - при наличии положительного заключения государственной экспертизы предыдущего этапа работ.

Государственная экспертиза этапов работ и проекта в целом

Государственная экспертиза этапов работ, выделенных в строительном проекте, с последующим проведением государственной экспертизы строительного проекта в целом осуществляется в соответствии с порядком, установленным Советом Министров РБ.

Постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 утверждено Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (далее - Положение о порядке проведения экспертизы).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2016 № 791.

 

При государственной экспертизе обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) оценке государственной экспертизы подлежат (подп.17.2 п.17 Положения о порядке проведения экспертизы):

• соответствие основных проектных решений требованиям утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и (или) архитектурных проектов схемам отраслевого развития;

• полнота и обоснованность выданных исходных данных на проектирование;

• соблюдение требований нормативных документов в части эксплуатационной безопасности, надежности основных конструктивных решений, пожаро- и взрывобезопасности объектов;

• соответствие проектных решений требованиям охраны труда, санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам, а также социально-функциональным требованиям;

• энергетическая эффективность объектов топливно-энергетического комплекса;

• реализация научно-технических решений и внедрение передового опыта в части экономии материальных, топливно-энергетических, сырьевых и природных ресурсов при строительстве и эксплуатации объектов;

• обеспечение нормативных удельных расходов тепловой энергии;

• наличие обоснованных технических решений и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению загрязнения окружающей среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий, соответствие проектных решений наилучшим доступным техническим методам;

• эффективность технических решений и технико-экономических показателей природоохранных мероприятий;

• обоснованность определения сметной стоимости строительства, формирования состава помещений, оборудования их мебелью и инвентарем согласно функциональному назначению в соответствии с отраслевыми техническими нормативными правовыми актами и заданием на проектирование объектов, в т.ч. жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов;

• экономическая эффективность намечаемого строительства, финансируемого полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

При наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на этапы работ, объект и (или) очередь строительства, пусковой комплекс выдается разрешение на производство строительно-монтажных работ (на каждый этап работ по строительству объекта, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение такого разрешения) (п.9 Положения о параллельном проектировании).

Помимо Положения о параллельном проектировании при проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться также Инструкцией об организации проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденной постановлением Госстандарта РБ от 31.08.2011 № 65.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2017 г. постановление № 65 на основании постановления Госстандарта РБ от 05.01.2017 № 1 утратило силу.

 

Заключение договора на проведение государственной экспертизы

Для проведения государственной экспертизы между органом государственной экспертизы и заявителем заключается договор на проведение государственной экспертизы. При этом договоры составляются на каждое заявление. В отдельных случаях по письменной просьбе заявители (крупные проектные организации и заказчики, которые по условиям договоров с проектными организациями передают на государственную экспертизу документацию) могут заключать договоры на определенный календарный период (год, полугодие, квартал), если они намерены в течение указанного срока неоднократно передавать на государственную экспертизу разработанную проектную документацию по различным проектам.

Условия договоров определяются органами государственной экспертизы и разработчиками документации или заказчиками, застройщиками в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.

Днем начала проведения государственной экспертизы считается день регистрации заявления заинтересованного лица с приложением всех документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством об административных процедурах.

Срок проведения экспертизы - 1 месяц, при необходимости доработки - до 2 месяцев.

 

Обратите внимание!

В соответствии с Правилами при параллельном проектировании и строительстве объектов допускается заключение договора при отсутствии полного комплекта проектной документации на весь объект в целом.

 

Правила на случай параллельного проектирования и строительства предусматривают, что утвержденная стадия проектной документации (обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект), прошедшая государственную экспертизу, является основанием для открытия финансирования и проведения подрядных торгов.

Следует учитывать и диспозитивность в договорном регулировании отношений, поскольку законодатель определил, что при параллельном проектировании особенности исполнения договора предусматриваются сторонами в самом договоре с учетом требований законодательства (п.14 Правил).

Приемка этапов работ и объекта в эксплуатацию

Применительно к порядку приемки следует отметить, что приемке подлежат завершенные строительством этапы работ.

В данном случае необходимо руководствоваться Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 30.08.1999 № 255 (далее - Правила приемки), а также Положением о порядке приемки.

Приемка в эксплуатацию выделенных в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом, с составлением отдельных актов приемки на каждые принимаемые в эксплуатацию очередь строительства, пусковой комплекс (п.4 Положения о порядке приемки).

При приемке в эксплуатацию выделенных в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов (в т.ч. в многосекционных жилых домах) приемочной комиссией, во-первых, оцениваются:

• соответствие объекта утвержденной проектной и разрешительной документации;

• соответствие выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ (далее - строительно-монтажные работы), примененных материалов и изделий требованиям технических нормативных правовых актов;

• соответствие исполнительной документации выполненным строительно-монтажным работам и требованиям технических нормативных правовых актов;

• достижение предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей;

• соответствие объекта требованиям нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, эксплуатационной надежности;

• готовность инженерной инфраструктуры обеспечивать подачу и отведение ресурсов в объемах, предусмотренных проектной документацией (часть первая п.5 Положения о порядке приемки);

во-вторых, оценивается выполнение одновременно следующих условий:

• возможность изолированно, полноценно и безопасно осуществлять эксплуатацию принимаемых в эксплуатацию очереди строительства, пускового комплекса, а также обеспечивать теплотехнический режим в примыкающих к принимаемым в эксплуатацию очереди строительства, пусковому комплексу помещениях;

• доступность общих узлов инженерного оборудования для их обслуживания в процессе эксплуатации очереди строительства, пускового комплекса;

• возможность обеспечения подъезда автомобилей специального назначения и аварийных служб к принимаемым в эксплуатацию очереди строительства, пусковому комплексу (часть вторая п.5 Положения о порядке приемки).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 апреля 2017 г. введен дополнительный критерий оценки качества принимаемого в эксплуатацию объекта - создание безбарьерной среды на объекте с учетом требований технических нормативных правовых актов и проектной документации (абзац 8 части первой п.5 Положения о порядке приемки, в редакции постановления Совета Министров РБ от 12.10.2016 № 816).

 

Приемка в эксплуатацию объектов, в т.ч. очередей строительства, пусковых комплексов, не соответствующих названным выше критериям качества, и (или) невыполнение названных выше условий запрещается.

Таким образом, в процессе выполнения видов, этапов или комплексов строительных работ обязательно принимаются (п.6 Правил приемки):

• все виды скрытых работ (устройство фундаментов, гидроизоляции и т.п.), которые недоступны для визуальной и инструментальной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий и сооружений в эксплуатацию, однако от правильного выполнения которых зависят качественные показатели всего объекта;

• отдельные ответственные и технически сложные конструкции (опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены и другие несущие конструкции);

• работы, выполняемые в периоды года с отрицательными температурами воздуха и требующие проведения специальных мероприятий по защите от низких температур.

Датой приемки выполненного вида, этапа или комплекса работ считается дата подписания акта приемки, форма которого содержится в приложении к Правилам приемки.

Приемка завершающего этапа работ производится одновременно с приемкой в эксплуатацию объекта в целом, очереди строительства, пускового комплекса.

Формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акта о передаче не завершенного строительством объекта утверждены постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2013 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 28.06.2013 №  21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13». Взамен одной формы акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (формы С-2) утверждены три формы акта с аналогичным названием: С-2, С-2а и С-2б. В акте формы С-2 сохранены разделы «Расчет стоимости работ в базисных ценах» и «Расчет стоимости работ в текущих ценах», а в актах форм С-2а и С-2б таких разделов нет, и все расчеты выполняются в текущих ценах.

 

18.06.2013

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь