Пособие от 23.03.2015
Автор: Овсейко С.

Печать организации: значение и порядок использования


 

Материал помещен в архив

 

ПЕЧАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Функции печати

Несмотря на развитие современной электронной техники, печать по-прежнему остается одним из основных атрибутов юридического лица.

Выделяют следующие функции печати:

а) аутентификация - действительно ли контрагент то лицо, за которое он себя выдает;

б) идентификация - определение лица, от которого исходит документ (авторство);

в) авторизация - подтверждение полномочий данного лица;

г) легализация - придание юридической силы документу.

Последняя функция является своего рода интегральной, связывающей три предыдущих. При этом законодательство не расшифровывает значение такого всеобъемлющего понятия, как «юридическая сила документа», называя лишь обязательные реквизиты, ее обеспечивающие. Причем печать относится не к общим (наименование организации и (или) структурного подразделения - автора, дата, регистрационный индекс, подпись), а к специальным реквизитам, которые придают юридическую силу лишь отдельным документам. Наряду с печатью к числу последних относятся также гриф утверждения и отметка о заверении копии (п.18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. изменения внесены в п.18 Инструкции на основании постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.07.2018 № 154 (далее - постановление № 154).
Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:
наименование организации и (или) структурного подразделения - автора;
дата документа;
регистрационный индекс;
подпись.
Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.
Печать может не проставляться организациями, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. 

 

Какие документы требуют проставления печати, в Инструкции упоминается лишь самым общим образом:

1) подлинники документов и их копии, в том числе факсимильные, удостоверяющие права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующие расходование денежных средств и материальных ценностей (п.62);

2) личные справки (в обязательном порядке), а также служебные справки (факультативно) (п.130);

3) иные документы, перечень которых определяется в локальных нормативных правовых актах организации, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 августа 2018 г. п.62 Инструкции изложен в новой редакции на основании постановления № 154.
Печати могут быть трех видов: печать организации, печать структурного подразделения организации, печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т. п.). Печати организаций подразделяются на гербовые и простые.
Гербовые печати применяются организациями, которым право использования печатей с изображением Государственного герба Республики Беларусь предоставлено законодательными актами Республики Беларусь.
При проставлении печати ее оттиск должен захватывать часть наименования должности лица, подписавшего (утвердившего) документ. 

С 3 августа 2018 г. п.130 Инструкции на основании постановления № 154 утратил силу. 

 

Естественно, что такой перечень зависит от специфики деятельности организации (у государственного органа и коммерческой организации он может быть совершенно различным, как и функции печати в нем). Однако, как правило, печать проставляют на трех группах документов:

а) документы, репрезентирующие саму организацию во внешних отношениях;

б) договоры;

в) финансовые документы.

Существует деление печатей на несколько видов:

1) печать организации с подразделением на гербовые и простые;

2) печать структурного подразделения организации;

3) печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т.п.).

Хотя Инструкция называет в качестве критерия, требующего наличия печати, «особое удостоверение их подлинности», проставляется печать как на подлинниках (оригиналах), так и копиях документов. В последнем случае печать удостоверяет отметку о заверении копии (речь, как правило, идет о пересылке либо выдаче на руки копий документов, необходимых для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц, и выписок из них в другие организации). Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» предусматривает аналогичные правила (подп.5.23).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2017 г. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83 утвержден и введен в действие новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 

В большинстве случаев удостоверительная функция печати (включая идентификацию и авторизацию) распространяется не собственно на документ, а на подпись соответствующего должностного лица на нем. Отсюда неписанные требования к проставлению печати (не должна полностью закрывать подпись, при наличии фирменного бланка (как правило, номерного) печать не ставится и т.п.).

Вместе с тем наличие факсимиле (по сути, полного аналога печати организации) (примечание 1) вносит коррективы в это правило. Для таких случаев Инструкция называет одно исключение (п.62): размноженные экземпляры документа, предназначенные для рассылки или внутреннего пользования и не воспроизводящие факсимильную подпись подлинника, допускается удостоверять печатью, проставляемой на месте, отведенном для собственноручной подписи.

Еще одно требование Инструкции - оттиск печати должен захватывать часть наименования должности лица, подписавшего (утвердившего) документ.

Использование гербовой печати регламентировано нормативным правовым актом более высокой юридической силы, чем Инструкция, - постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.1993 № 100 «О перечне документов, на которых ставится печать с изображением государственного герба Республики Беларусь» (далее - постановление № 100). В примерный перечень, утвержденный данным постановлением, включены:

1) свидетельства о регистрации актов гражданского состояния;

2) документы, удостоверяющие личность;

3) трудовые книжки;

4) документы об образовании;

5) уставы (положения) предприятий, учреждений и организаций;

6) договоры;

7) доверенности и иные документы, удостоверяющие права физических и юридических лиц;

8) образцы оттисков печати и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций;

9) акты (приемки законченных строительством объектов, выполненных работ и др.);

10) командировочные удостоверения;

11) иные документы, на которых воспроизведение оттиска гербовой печати предусмотрено нормативными актами Республики Беларусь.

Сюда же постановление № 100 относит случаи подтверждения фактов, связанных с расходованием денежных средств и материальных ценностей. Кроме того, постановление № 100 предоставляет право министерствам, ведомствам, исполнительным комитетам, иным государственным органам определять для подведомственных предприятий, учреждений и организаций перечень документов, на которых может ставиться такая печать, с учетом важности содержания этих документов.

В целом же развитие современных средств связи и обработки информации постепенно ставит под сомнение функции печати: сканер и ксерокс облегчают процесс подделки, наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП) вообще отрицает необходимость ее использования. В последнем случае Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (ст.23) прямо предусматривает, что ЭЦП может применяться не только как аналог собственноручной подписи, но и как аналог оттиска печати или штампа.

Изготовление печати

В настоящее время печать является едва ли не обязательным атрибутом (наряду с уставом и банковским счетом) юридического лица. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Декрет № 1), предусматривает (п.23), что наличие у юридического лица соответствующего учредительного документа со штампом о государственной регистрации, а у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий.

 

Обратите внимание!

Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

 

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1, предусматривает (п.13) при ликвидации организации обязательную сдачу в регистрирующий орган печати либо заявления о неизготовлении или утрате.

В целом порядок изготовления печатей юридических лиц и прочих организаций на сегодняшний день либерализирован (осуществлен постепенный переход от разрешительного режима к дозволительному).

1. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрируемых в соответствии с Декретом № 1, разрешения не требуется. Как разъяснено в письме Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.02.2009 № 21/56 «О порядке изготовления печатей», организации, осуществляющие изготовление печатей и штампов, обязаны изготавливать субъектам хозяйствования, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии с Декретом № 1, печати и штампы при представлении юридическим лицом учредительного документа со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, а индивидуальным предпринимателям - свидетельства о государственной регистрации. При этом получения и предъявления разрешения регистрирующего органа на право изготовления печатей не требуется.

 

Справочно

В соответствии с Декретом № 1 осуществляется госрегистрация таких юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), как хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы (в том числе сельскохозяйственные), государственные объединения, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации (союзы), потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников.

 

2. После принятия Декрета № 1 долгое время оставалась в силе Инструкция о порядке выдачи регистрирующими органами разрешений на право изготовления, подтверждения факта их уничтожения, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2006 № 26 (утратила силу 26 января 2012 г., далее - постановление № 26), согласно которой регистрирующие органы выдавали разрешения на право изготовления печатей политическим партиям, профессиональным союзам, иным общественным объединениям, их союзам (ассоциациям), республиканским государственно-общественным объединениям, фондам, Белорусской нотариальной палате, постоянно действующим арбитражным (третейским) судам, иным некоммерческим организациям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь, за исключением торгово-промышленных палат, организационным структурам политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, наделенных правами юридического лица. Однако в 2012 г. данная Инструкция была признана утратившей силу, и сегодня разрешения на изготовление печатей по юридическим лицам, регистрируемым Министерством юстиции Республики Беларусь, также не требуется.

3. То же самое касается разрешений на изготовление печатей, которые после вступления в силу Декрета № 1 продолжало выдавать Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Речь шла об органах государственного управления, прокуратуры, судов, религиозных организациях, других юридических лицах (за исключением юридических лиц, определенных Декретом № 1 и постановлением № 26), представительствах иностранных организаций в Республике Беларусь (см. письмо Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.02.2009 № 21/96вн «О порядке изготовления печатей»).

Вместе с тем определенные полномочия в плане регулирования использования печатей у Министерства внутренних дел Республики Беларусь остались прежде всего применительно к гербовым печатям. Инструкция о порядке изготовления и уничтожения печатей с изображением государственного герба Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 12.06.2009 № 189, предусматривает, что изображение Государственного герба Республики Беларусь допускается помещать на печатях Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции Республики Беларусь, органов прокуратуры Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, государственных научных организаций и учреждений образования, иных государственных организаций, а также организаций, которым право использования печатей с изображением Государственного герба Республики Беларусь предоставлено законодательными актами Республики Беларусь (далее - организации), нотариусов.

 

Справочно

Гербовая печать представляет собой металлическое, каучуковое или полимерное изделие круглой формы диаметром 43-45 мм (для республиканских органов государственного управления) или 40-42 мм (для иных организаций и нотариусов). При этом размер изображения Государственного герба Республики Беларусь на печати должен быть не менее 15 мм.

Печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь изготавливается в одном экземпляре. Однако организации вправе изготавливать малую металлическую или выжимную печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь для удостоверений и специальных пропусков.

 

Хотя разрешения на изготовление печати сейчас не требуется, организации представляют в штемпельно-граверную мастерскую следующие документы:

а) заявление;

б) эскиз печати в одном экземпляре;

в) документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания), в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания);

д) оригинал устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации;

е) документ, подтверждающий право использования изображения Государственного герба Республики Беларусь, при отсутствии в уставе (учредительном договоре) указания такого права.

В случае утери ранее изготовленной печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь руководители организации и нотариус обязаны принять меры к ее обнаружению, а также сообщить об этом в орган внутренних дел. После проведения органом внутренних дел проверки организация и нотариус имеют право изготовить дубликат печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь, на который наносится буква «Д».

Печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь уничтожаются уполномоченным сотрудником органа внутренних дел в присутствии представителя организации, нотариуса, о чем выдается квитанция установленного образца.

Деятельность штемпельно-граверных мастерских не является лицензируемым видом деятельности, однако в отношении ее также установлены специальные требования. Правила открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел, утвержденные постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.06.2012 № 156, предусматривают:

1) открытие и функционирование таких мастерских осуществляется на основании разрешения на открытие и функционирование штемпельно-граверной мастерской, выдаваемого соответствующим главным управлением внутренних дел (управлением внутренних дел);

2) регистрацию, опись, опечатывание соответствующего оборудования;

3) специальную планировку и оснащение соответствующих помещений, окон, дверей;

4) уборку помещений только в рабочее время;

5) регистрацию заказов и готовых изделий в специальных журналах.

Репрезентирующие документы

Под этим условным названием понимают документы, поступающие в организацию «с улицы» либо туда же направляемые (обычно первое знакомство). Печать вообще используется для внешнего пользования, так как потребность в легализации внутренних документов, как правило, отсутствует. Под репрезентирующими документами подразумеваются не просто внешние документы, а документы, поступающие от совершенно неизвестных до этого лиц (либо им же адресуемые), поэтому особо нуждающиеся в аутентификации, идентификации и авторизации.

Специальные требования к наличию печатей у таких документов содержатся в многочисленных актах законодательства. Нередко они дифференцированы применительно к госорганам и прочим организациям. Требования к документам, исходящим от первых, как правило, строже, поскольку гербовая печать часто рассматривается как символ государственной власти, а не просто как средство аутентификации:

• Банковский кодекс Республики Беларусь (далее - БК) (часть восьмая ст.121) предусматривает, что сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком на основании письменного запроса, подписанного руководителем государственного органа либо уполномоченным должностным лицом, скрепленного гербовой печатью;

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (п.24), гласит, что проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа (или его уполномоченного заместителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке;

• выездная проверка проводится налоговыми органами на основании предписания руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку, заверенного печатью налогового органа или оформленного на фирменном бланке. В таком же порядке заверяются сведения о подлежащих встречной проверке контрагентах (третьих лицах), а также сведения о подлежащих проверке учреждениях (ст.711 и 782 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться ст.74 и 84 новой редакции данного Кодекса;

 

• письменные обращения юридических лиц должны содержать личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица (п.3 ст.12 Закона Республики Беларусь 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»);

• заявление заинтересованного лица в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (п.3 ст.14) должно содержать подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенную печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2017 г. глава 4 (ст.14-18) Закона № 433-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 17-З. Требования к заявлениям заинтересованных лиц содержатся в ст.14 Закона № 433-З;

 

Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (ст.21) устанавливает, что нотариусы обязаны иметь печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, наименованием государственной нотариальной конторы, указанием порядкового номера печати, а также могут иметь штампы удостоверительных надписей и бланки государственной нотариальной конторы.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2016 г. Закон № 305-З на основании Закона Республики Беларусь от 05.01.2016 № 355-З изложен в новой редакции. В связи с этим аналогичную норму содержит ст.27 новой редакции Закона № 305-З;

 

• процессуальное законодательство (например, ст.225, 333, 343 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, далее - ХПК) содержит аналогичные требования в отношении печатей на документах судов и судебных исполнителей и т.п.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. в ХПК были внесены значительные изменения на основании Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»: ст.225 ХПК изложена в новой редакции, нормы ст.333 ХПК перенесены в ст.328 ХПК. Порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, регулируется названным Законом.

 

В тех случаях, когда использование печати специально не санкционировано законодательством, в роли альтернативы могут выступать фирменные бланки и угловые штампы (пп.21-34 Инструкции). Различают общий бланк и бланк для письма. Первый может использоваться и для внутренних документов. Бланки документов, как и печати, могут быть гербовыми.

Инструкция, содержащая наиболее подробные требования к использованию печатей, распространяется не только на организационно-распорядительную документацию. Она может применяться и к плановой, отчетно-статистической, расчетно-денежной и другим системам документации (п.3 Инструкции).

Финансовые документы

Перечисленные выше документы (их можно обозначить собирательным понятием «финансовые») требуют наличия печати (в том числе гербовой согласно постановлению № 100). Несмотря на не вполне точную формулировку постановления № 100 речь идет, прежде всего, о распорядительных, а не оправдательных финансовых документах, относящихся к числу первичных учетных документов. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (п.2 ст.10) не называет печать в числе обязательного реквизита таких документов, однако утвержденные соответствующими государственными органами их формы (обязательные либо факультативные) обычно такой реквизит содержат. В частности, все документы, упомянутые в перечне первичных учетных документов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, должны быть снабжены печатями, в частности:

• товарно-транспортная накладная и товарная накладная (утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения.

 

• приходный и расходный кассовые ордеры (установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38);

• акты о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов (установлены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23);

• акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акты о передаче не завершенного строительством объекта, а также затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры (установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13).

Кроме того, требование о наличии печати касается банковских документов:

• при ведении кассовых операций как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях, заявление на получение наличных, прочие документы должны содержать печать юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии) (пп.21, 28, 52, 60, 63, 75 и 76 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107; пп.21, 48, 55, 57 и 58 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. взамен Инструкции № 107 и Инструкции № 185 действует Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117;

 

• при осуществлении безналичных расчетов на первых экземплярах оформленных на бумажном носителе платежных поручений, платежных требований, постоянно действующих платежных поручений, реестров платежных требований, заявлений на акцепт платежных требований, заявлений на отзыв (изменение) платежных инструкций, заявлений на приостановление исполнения платежных требований без акцепта плательщика проставляются оттиск печати и подписи (подпись) должностных(ого) лиц(а) юридического лица (индивидуального предпринимателя) согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати (п.7 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66).

Требования к оформлению карточки с образцами подписей содержатся в настоящее время в ст.200 БК, а также Декрете № 1. В частности, свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на карточках с их образцами для открытия счетов в банках осуществляется уполномоченными сотрудниками последних. Статья 233 БК содержит презумпцию, что «платежная инструкция клиента - юридического лица, содержащая такие подписи (подпись) и оттиск печати и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства Республики Беларусь, считается подлинной».

Договоры

Третий вид документов, как правило, требующих наличия печати, - это договоры и тому подобные документы. Впрочем, требование о наличии печати на договорах устанавливается, скорее, не гражданским законодательством, а постановлением № 100 (примечание 2). Гражданский кодекс (п.1 ст.161) предусматривает, что законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и др.) и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Единственная норма прямого действия - п.5 ст.186 ГК, согласно которой доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленной печатью этой организации.

Впрочем, требования к хозяйственным договорам содержатся не только в гражданском законодательстве. Например, Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (пп.24, 26 и др.), требует, чтобы представляемые документы - как оригиналы, так и копии (в основном это внешнеторговые контракты), а также иные сведения, были заверены подписью и печатью клиента (при отсутствии печати - подписью).

Ответственность

Составы уголовных преступлений и административных правонарушений, связанных с использованием печатей, включают:

статья 377 «Хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК);

статья 380 «Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков» УК;

статья 23.38 «Нарушение установленного порядка сдачи печатей и штампов» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (для уничтожения после принятия решения о его ликвидации).

Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» предусматривает в качестве одного из оснований включения субъектов хозяйствования в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере ситуацию, когда печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер.

 

Примечание 1. На сегодняшний день использование факсимиле подписи находится фактически в «правовом вакууме». Единственное признание относится к договорной сфере: использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон (п.2 ст.161 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Примечание 2. Несмотря на то что постановление № 100 предусматривает использование для договоров гербовой печати, очень часто в организациях негосударственной формы собственности для этих целей служат специальные печати «Для договоров». При условии надлежащего оформления подобного решения локальными нормативными правовыми актами организации, это, по мнению автора, вполне допустимо.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 сентября 2017 г. в Инструкцию внесены изменения на основании постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 18.08.2017 № 167. Комментарий см. здесь.

 

23.03.2015

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук