


Материал помещен в архив
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
Указом Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее - Указ № 531), принятым в целях совершенствования управления процессами информатизации в Республике Беларусь и реализации государственной политики в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий, установлено, что государственные органы и организации осуществляют мероприятия в сфере информатизации только на основании государственных, отраслевых и региональных программ информатизации (далее - программа информатизации).
Перечень мероприятий в сфере информатизации (далее - Перечень) определяется Министерством связи и информатизации Республики Беларусь по согласованию с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 октября 2017 г. согласно п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 03.10.2017 № 359 «Об отмене указов Президента Республики Беларусь» функции единого организатора процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций возлагаются на Министерство связи и информатизации. |
Для реализации данного предписания Министерством связи и информатизации Республики Беларусь принято постановление от 10.04.2014 № 4 «Об утверждении перечня мероприятий в сфере информатизации».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2016 г. следует руководствоваться перечнем мероприятий в сфере информатизации, утвержденным постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5. |
Перечень является основой для формирования программ информатизации и только на основании его заказчики могут приобретать товары (работы, услуги) для реализации мероприятий, включенных в данные программы, в строгом соответствии с законодательством о государственных закупках в сфере информатизации.
Особенности проведения государственных закупок в указанной сфере установлены Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 (далее - Указ № 612). Порядок проведения государственных закупок в сфере информатизации имеет существенные отличия от порядка, урегулированного Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З).
Поскольку в процессе формирования и реализации программ информатизации у государственных органов и организаций, являющихся заказчиками мероприятий программ информатизации, возникали многочисленные вопросы при применении норм Перечня, он был уточнен и изложен в новой редакции постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 17.04.2015 № 14 (далее - постановление № 14).
![]() |
Справочно Под государственными органами и организациями применительно к сфере информатизации в соответствии с п.1 Указа № 531 понимаются республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. |
Цель принятия постановления № 14 - конкретизация видов мероприятий в сфере информатизации, подлежащих обязательному включению в программы информатизации, а также мероприятий, которые не включаются в такие программы (исключения из Перечня).
![]() |
Справочно Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений (абзац 11 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»). |
В случае включения мероприятия в программу информатизации заказчики должны проводить процедуры государственных закупок товаров (работ, услуг) с учетом изъятий и ограничений, предусмотренных Указом № 612.
Рассмотрим подробнее Перечень с учетом нововведений.
Структура Перечня
В структуре Перечня содержится пять мероприятий в сфере информатизации, подлежащих обязательному включению в соответствующие программы.
1. Основное мероприятие в сфере информатизации - это создание и развитие базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства (п.1 Перечня).
![]() |
Справочно Базовыми компонентами инфраструктуры электронного правительства являются: • общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), интегрирующая государственные информационные ресурсы (ГИР) в целях предоставления электронных услуг, включая портал электронных услуг; • государственная система управления открытыми ключами; • система идентификации физических и юридических лиц; • система формирования и хранения государственных информационных ресурсов, используемых при оказании электронных услуг; • платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством (ЕРИП), посредством которого будут осуществляться платежные транзакции через портал ОАИС; • единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских и местных органов государственного управления (примечание *** к плану поэтапного перехода к предоставлению электронных услуг посредством единого портала электронных услуг, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2012 № 138). |
Данные компоненты являются общегосударственными и позволяют государственным органам и организациям для реализации своих функций и оказания электронных услуг использовать единую информационно-коммуникационную инфраструктуру.
2. Мероприятия, предусматривающие разработку и внедрение в деятельность государственных органов в целях реализации государственных функций в электронном виде информационных ресурсов и информационных сетей, создание информационных систем, их модернизацию, а также интеграцию с иными информационными ресурсами, системами и сетями (п.2 Перечня).
Пункт 2 Перечня изложен постановлением № 14 практически в новой редакции.
Одно из основных отличий (от старой редакции) - отсутствие ссылки на обязательное использование базовых компонентов инфраструктуры электронного правительства при разработке и внедрении информационных ресурсов. Это связано с тем, что некоторые государственные информационные ресурсы носят исключительно ведомственный характер и не предполагают межведомственного взаимодействия (например, Автоматизированная система финансовых расчетов Министерства финансов Республики Беларусь).
Так как на практике часто возникали вопросы о необходимости включения в программы мероприятий, связанных с модернизацией информационных систем, модернизация, наряду с разработкой и внедрением, отнесена к мероприятию в сфере информатизации. Таким образом, выполнение работ (услуг) по модернизации ресурсов в обязательном порядке должно быть включено в программу информатизации.
Модернизация представляет собой совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящую к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (приложение 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6)).
При модернизации происходит следующее:
• изменяются технико-экономические показатели;
• может увеличиться ресурс;
• может быть пересмотрен срок службы;
• изменяется стоимость объекта.
Также к мероприятиям в сфере информатизации отнесена интеграция информационных ресурсов, систем и сетей с иными информационными ресурсами, системами, сетями (абзац 1 п.2 Перечня). Данная норма введена в связи с тем, что закупка таких работ (услуг) требует больших финансовых затрат.
3. Мероприятия в сфере информатизации, проводимые в целях повышения эффективности деятельности государственными организациями, хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) (далее - хозяйственные общества), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (п.3 Перечня). Данный пункт Перечня в целом не претерпел изменений.
В п.3 Перечня модернизация также отнесена к мероприятию в сфере информатизации наряду с разработкой и внедрением информационных ресурсов и информационных сетей, созданием информационных систем.
4. Мероприятия, направленные на реализацию задач в сфере информатизации, определенных Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь (п.4 Перечня).
5. Мероприятия по выполнению обязательств по международным договорам Республики Беларусь, в целях реализации задач в сфере информатизации (п.5 Перечня).
В структуре Перечня содержатся ссылки на исключения. Это мероприятия, которые, по сути, содержат вопросы информатизации, но независимо от суммы и источника финансирования не подлежат включению в программы информатизации.
Исключения введены в Перечень для того, чтобы программы информатизации формировались заказчиками на основе наиболее глобальных мероприятий. Принимая во внимание исключения, заказчики могут «разгрузить» программы информатизации, то есть не включать в них малозначительные мероприятия, связанные с государственными закупками (закупка на небольшую сумму компьютерного оборудования, программного обеспечения и т. д.).
К исключениям относятся мероприятия, связанные с обеспечением текущей производственной деятельности государственных органов и организаций, а также с определенной спецификой деятельности (национальная безопасность, распространение правовой информации, теле- и радиовещание).
Соответственно, закупки по мероприятиям, не включаемым в программы информатизации, осуществляются заказчиками самостоятельно, без учета требований Указа № 612, в соответствии с законодательством:
• государственные закупки (Закон № 419-З);
• закупки за счет собственных средств (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»);
• закупки товаров (работ, услуг) в строительстве (Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Мероприятия, не включаемые в программы информатизации
Не включаются в программы информатизации следующие мероприятия:
1) по техническому обслуживанию, ремонту, замене вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей; по актуализации, технической поддержке и сопровождению информационных ресурсов, информационных систем, программного обеспечения, комплексов программно-технических средств (абзацы 2, 3 п.2 Перечня).
![]() |
Справочно В Перечне понятие телекоммуникационного оборудования дано впервые и определено как технические и программные устройства и (или) средства, используемые для формирования, обработки, хранения, передачи или приема сообщений электросвязи, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг электросвязи, либо в целях обеспечения функционирования сетей электросвязи. |
В отличие от модернизации выполнение вышеуказанных работ не предполагает усовершенствования объекта, повышения его технического уровня и экономических характеристик.
Под термином «актуализация» информационных ресурсов, информационных систем, программного обеспечения, комплексов программно-технических средств следует понимать процесс внесения изменений в программные коды и документы в целях поддержания их состояния в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, обеспечивая при этом их целостность.
Актуализация информационных ресурсов, информационных систем, программного обеспечения, комплексов программно-технических средств подразумевает поддержание их состояния в соответствии с требованиями, установленными к этим программным документам нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
В соответствии с приложением 5 к Инструкции № 37/18/6 ремонт - это совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа.
При осуществлении ремонта и технического обслуживания не изменяются технико-экономические показатели, ресурс, срок службы и стоимость объекта.
Понятие замены вышедшего из строя оборудования на практике применяется в случае утраты без возможности восстановления способности обеспечивать надлежащую производственную деятельность с применением такого оборудования. При этом обязательным условием является составление акта (заключения) экспертной комиссии (специалиста) по техническим вопросам, подтверждающего факт выбытии из строя этого оборудования.
Исходя из практики, при замене вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей в подавляющем большинстве случаев необходимо приобрести оборудование, аналогичное вышедшему из строя, либо установить комплектующие, аналогичные вышедшим из строя не представляется возможным по причине их отсутствия вследствие стремительного темпа технического прогресса. Замена же не на аналогичные комплектующие зачастую приводит к изменению технико-экономических показателей оборудования, что можно расценить как модернизацию;
2) по приобретению комплектующих изделий для производства и использования в производстве телекоммуникационного и компьютерного оборудования, иного оборудования, включающего в свой состав телекоммуникационное и компьютерное оборудование (абзац 7 п.2 Перечня);
3) по разработке продукции, имеющей в своем составе аппаратные, программные, программно-аппаратные устройства, выполненной в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, государственных программ научных исследований (абзац 8 п.2 Перечня).
Это обусловлено тем, что для таких программ законодательством определен особый порядок формирования и реализации, проведения государственной научной и научно-технической экспертизы их заданий.
![]() |
Справочно Научно-техническая программа - это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера, освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции (п.2 Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2005 № 961); |
4) по приобретению и разработке программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, предназначенного для решения задач, связанных с обеспечением национальной безопасности, а также в рамках государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты (абзац 10 п.2 Перечня).
Действие абзаца 10 п.2 Перечня распространяется на государственные органы, указанные в п.60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575, в частности, на:
• Вооруженные Силы Республики Беларусь;
• органы государственной безопасности;
• органы пограничной службы;
• внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
• Службу безопасности Президента Республики Беларусь;
• Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.
Вместе с тем сам по себе факт принадлежности государственного органа к силам национальной безопасности не означает отсутствие необходимости разработки им программ информатизации.
Если вышеуказанными органами будут проводиться мероприятия в сфере информатизации, не связанные непосредственно с обеспечением национальной безопасности или не содержащие сведения о государственных секретах, то такие мероприятия подлежат включению в разрабатываемые этими органами отраслевые программы информатизации, если это предусмотрено Перечнем.
В случае приобретения, разработки и внедрения государственными организациями и хозяйственными обществами информационных ресурсов и оборудования для решения задач, связанных с обеспечением национальной безопасности, такие мероприятия ими также не включаются в отраслевые и региональные программы информатизации (абзац 5 п.3 Перечня);
5) по приобретению государственными организациями и хозяйственными обществами информационных ресурсов и оборудования, предназначенных для управления непосредственно технологическим оборудованием с целью обеспечения его функционирования, использования при производстве и трансляции теле- и радиопередач, а также для решения задач, связанных с развитием государственной системы правовой информации Республики Беларусь, распространением (предоставлением) государственных информационно-правовых ресурсов (абзац 3 п.3 Перечня);
6) по аттестации систем защиты информации информационных систем, использованию вычислительных ресурсов и программного обеспечения по технологии облачных вычислений, аренде телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей (абзац 4 п.2 Перечня);
7) по приобретению программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности закупки которых составляет не более 300 базовых величин (БВ) за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов (абзац 9 п.2 Перечня) и не более 1 000 БВ за счет собственных средств (абзац 2 п.3 Перечня).
В новой редакции абзаца 2 п.3 Перечня внесено дополнение, в соответствии с которым при приобретении государственными организациями и хозяйственными обществами информационных ресурсов и оборудования за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов в программы информатизации не включаются мероприятия при ориентировочной стоимости годовой потребности закупки не более 300 БВ.
Заключение
Вопрос включения или невключения на основании Перечня мероприятий в сфере информатизации в программу информатизации влечет серьезные правовые последствия.
Финансирование мероприятий в сфере информатизации, не включенных в соответствующую программу, либо программ информатизации, не согласованных с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь, не допускается (абзац 5 п.7 Указа № 531).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. п.7 Указа № 531 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2016 № 493. |
Таким образом, в программы информатизации должны включаться все мероприятия в сфере информатизации независимо от источника финансирования.
Еще раз необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Указом № 612 осуществляются только государственные закупки, иные закупки проводятся заказчиками самостоятельно.
Государственные закупки в сфере информатизации проводятся на основании программ информатизации с обязательным соблюдением следующих условий:
• закупка проводится через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, выступающий единым организатором процедур государственных закупок;
• до начала процедуры закупки необходимо утвердить техническое задание и направить его единому организатору для направления в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь с целью прохождения государственной научно-технической экспертизы. Процедуру можно начинать только после получения положительного заключения экспертизы;
• в сфере информатизации до 1 января 2016 г. не применяются такие процедуры государственных закупок, как электронный аукцион и биржевые торги.
27.08.2015
Аркадий Гончаров, начальник отдела контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения Министерства связи и информатизации Республики Беларусь