


Материал помещен в архив
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРЯЕМЫХ ПРИ ВНЕПЛАНОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКЕ ВОПРОСОВ | |||
Проверяемые при внеплановой тематической проверке вопросы |
Применяемое законодательство |
Особенности проверки |
Меры административной ответственности |
Установление фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности | Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» | Проверка данного вопроса связана с анализом видов деятельности, на которые необходимо получение лицензии, проверяется срок действия лицензии, требования и условия осуществления лицензируемого вида деятельности. Обращается внимание на своевременное внесение изменений и (или) дополнений в случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения лицензиата - юридического лица, иностранной организации, ее представительства, фамилии, имени, отчества, места жительства лицензиата - физического лица; вступления в силу решения суда либо принятия решения лицензирующим органом о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям (филиалам), в отношении одной или нескольких составляющих работ и (или) услуг при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части; изменения законодательных актов и постановлений Совета Министров РБ, регламентирующих лицензируемую деятельность; изменения иных сведений, указанных в лицензии. При этом учитывается, что действие лицензии прекращается: - по истечении срока, на который она выдана; - по решению лицензирующего органа об аннулировании лицензии; - в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата; - при реорганизации юридического лица; на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; - по решению суда об аннулировании лицензии. При дальнейшей проверке изучаются документы, представленные лицензиатом для получения лицензии в лицензирующий орган, на предмет наличия недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) при принятии решения о выдаче лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия |
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 10 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (часть первая ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)) |
Условия осуществления предпринимательской деятельности, при нарушении которых такая деятельность является незаконной и (или) запрещается | Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», Указ Президента РБ от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности», Указ Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» | При проведении проверки по данному вопросу учитывается, что деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Кроме того, индивидуальный предприниматель со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации унитарного предприятия не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности, - такая деятельность индивидуального предпринимателя является незаконной. Доходы, полученные от осуществления указанных видов деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке. Также учитывается то, что для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более 3 физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в т.ч. заключаемым с юридическими лицами; использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности не более 4 торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.). Предпринимательская деятельность с нарушением указанных условий ее осуществления запрещается | Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо - до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности (часть вторая ст.12.7 КоАП) |
Порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в т.ч. использования и учета на них средств контроля | Постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» | При проведении проверки по данному вопросу учитывается то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны принимать наличные денежные средства с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров. При этом они могут осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем в установленных законодательством случаях с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках. При проведении проверки использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в т.ч. использования и учета на них средств контроля, учитывается то, что не допускается использование кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров: - модели (модификации) которых не включены в Государственный реестр кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь; - не зарегистрированных в налоговом органе по месту постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет; - без средств контроля; - в случае незаключения договора на их техническое обслуживание и ремонт |
Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (ст.12.18 КоАП). Нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов, а равно отсутствие указанного оборудования влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 200 БВ (часть первая ст.12.20 КоАП). Нарушение порядка использования и учета средств контроля влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 100 БВ (часть вторая ст.12.20 КоАП) |
Порядок расчетов наличными денежными средствами | Указ Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» | При проведении проверки по данному вопросу учитывается, что расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в т.ч. размерах, определяемых Национальным банком РБ (постановление Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь») | Осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100 % от суммы таких платежей (часть первая ст.12.19 КоАП) |
Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности | Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что к мерам, направленным на предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, относятся: - внутренний контроль; - особый контроль; - запрет на информирование лиц, совершающих финансовые операции, о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности; - иные меры в соответствии с законодательными актами. Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны: - проводить идентификацию лиц, совершающих финансовые операции, в случаях, предусмотренных законодательством; - регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его первый экземпляр в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления операции |
Невыполнение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией предусмотренных законодательством мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 50 до 1 000 БВ (ст.11.72 КоАП) |
Порядок проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц | Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», постановление Правления Нацбанка РБ от 17.01.2007 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей», постановление Правления Нацбанка РБ от 28.06.2001 № 170 «Об утверждении Правил осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается, что запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами. В отношениях между физическими лицами - резидентами, не выступающими при проведении валютных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте в случаях: - дарения (в т.ч. в виде пожертвований), а также отмены дарения; - предоставления займов, возврата займов и процентов за пользование ими; - передачи на хранение и их возврата. Субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с физическими лицами, в случаях, когда законодательством разрешено использование иностранной валюты по данным валютным операциям. Валютно-обменные операции должны совершаться: - в обменных пунктах (кассах); - в уполномоченном банке путем заключения между уполномоченным банком и физическим лицом договора, предусматривающего совершение между ними валютно-обменных операций |
Скупка, продажа, обмен иностранной валюты, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере до 100 БВ с конфискацией предмета административного правонарушения (часть первая ст.11.2 КоАП) |
Порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса | Указ Президента РБ от 10.01.2005 № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается, что разрешено осуществление следующих видов игорного бизнеса: - содержание букмекерской конторы; - содержание зала игровых автоматов; - содержание казино; - содержание тотализатора. Разрешены организация и проведение следующих видов азартных игр: - букмекерская игра; - игра в карты; - игра в кости; - игра на игровых автоматах; - игра тотализатора; - цилиндрические игры (рулетка). Запрещено организовывать и проводить азартные игры, если: - в правилах азартной игры не предусмотрены гарантии выплаты выигрышей; - в игорном заведении отсутствует учет объема игрового оборота по азартным играм; - не обеспечена безопасность игроков; - правила азартной игры не соответствуют установленному законодательству; - азартные игры организуются и проводятся в детских, медицинских, культовых учреждениях, библиотеках, музеях и выставочных галереях, в помещениях организаций системы образования, операторов почтовой связи, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в местах расположения государственных органов; - азартные игры, организуемые в магазинах, на рынках, на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях, в аэропортах, проводятся вне специально отгороженных помещений; - в азартных играх участвуют лица, не достигшие 18-летнего возраста; - соглашение о выигрыше в азартной игре и (или) получение выигрыша связаны с проведением референдума, выборов или их результатами, необходимостью приобретения алкогольных напитков или табачных изделий, совершением противоправных деяний или деяний, представляющих угрозу жизни и здоровью, национальной безопасности, осуществлению прав, обязанностей и свобод. Использование игрового оборудования, не имеющего сертификата соответствия, и без договора на техническое обслуживание этого оборудования запрещается |
Нарушение установленного порядка подтверждения соответствия игрового оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения в налоговых органах, непредъявление свидетельства (нотариально засвидетельствованной копии свидетельства) о регистрации объектов налогообложения влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от 20 до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, а на юридическое лицо - от 100 до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре (часть первая ст.12.11 КоАП). Организация и проведение запрещенных азартных игр влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 20 до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре (часть вторая ст.12.11 КоАП) |
Правила осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей | Постановление Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», постановление Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» | При проведении проверок по данному вопросу исследуются следующие аспекты торговой деятельности и обслуживания потребителей: соблюдение режима работы, обоснованность временного приостановления деятельности, своевременность извещения об этом, правильность оформления вывески, наличие нагрудного знака и санитарной одежды у продавцов, доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях, о фасовщике и упаковщике, об оказываемых услугах и условиях их оказания, о ценах на них, а также о применяемых методах продажи товаров и формах торговли (продажа товаров по заказам, торговля по образцам и другие методы и формы), наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника. При этом учитывается то, что запрещается продажа: - несовершенно-летним в возрасте до 18 лет алкогольных и слабоалкогольных (с объемной долей этилового спирта не более 7 %) напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции сексуального назначения; - несовершенно-летним в возрасте до 16 лет также аудиовизуальных произведений с индексами** и***; - продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию - лицам моложе установленных возрастных ограничений; - несовершенно-летним в возрасте до 15 лет также спичек, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей, пиротехнических изделий (в месте продажи указанных товаров размещается информация о запрете их продажи несовершеннолетним, при возникновении спора покупатель обязан предъявить документ, подтверждающий его возраст); - табачных изделий методом самообслуживания, другими способами, при которых покупатель имеет прямой доступ к этим изделиям, из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно. При осуществлении розничной торговли в мелкорозничной торговой сети также запрещается продажа: - скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования; - изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением их продажи в павильонах с торговым залом; - лекарственных средств; - пиротехнических изделий; - товаров, места продажи которых ограничены, и иных товаров в случаях, установленных законодательными актами и (или) Правительством РБ |
Нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 БВ (часть первая ст.12.17 КоАП). Реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ (часть вторая 12.17 КоАП). Нарушение правил торговли, выразившееся в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (часть шестая ст.12.17 КоАП) |
Порядок уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме | Налоговый кодекс РБ (далее - НК), Указ Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается соблюдение размеров установленных областными и Минским городским Советами депутатов ставок единого налога, а также то, что единый налог уплачивается: индивидуальными предпринимателями по месту постановки на учет ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, а индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые; физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, - по месту постановки на учет в налоговом органе либо по месту реализации товаров (работ, услуг) до начала реализации товаров. Налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме уплачивается, и документы о его уплате представляются в соответствии с НК в порядке и сроки, установленные для единого налога |
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 БВ (часть первая ст.13.6 КоАП). Неуплата или неполная уплата физическим лицом суммы налога, совершенные по неосторожности, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога превышает 1 БВ, влекут наложение штрафа в размере 15 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 1 БВ (часть шестая ст.13.6 КоАП). Неуплата или неполная уплата физическим лицом суммы налога, совершенные умышленно, влекут наложение штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 БВ (часть восьмая ст.13.6 КоАП) |
Наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации | Постановление Совета Министров РБ от 21.04.2005 № 415 «Об утверждении перечня документов, представляемых контролирующим органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами», постановление Минторга РБ от 27.03.2002 № 10 «Об утверждении Перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания» | Под приобретением товаров в нарушение установленного законодательством порядка понимается, что собственник или лицо, владеющее товаром, во время обнаружения (выявления) правонарушения или по истечении разумного срока, установленного в письменном требовании уполномоченного должностного лица государственного органа в соответствии с законодательством, а если такой срок законодательством не установлен, то в пределах разумного срока, указанного в письменном требовании должностного лица государственного органа, не представил документы, подтверждающие факт приобретения (поступления) товара, сопроводительные документы, документы, удостоверяющие качество, в случаях, определенных законодательством, или не представил достаточные доказательства, подтверждающие уважительность их отсутствия, либо представил документы, не соответствующие действительности | Приобретение, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 до 50 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации (часть четвертая ст.12.17 КоАП) |
Порядок допуска плательщиков единого налога к реализации товаров | Постановление Совета Министров РБ от 12.12.2003 № 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков» | При проведении проверки по данному вопросу учитывается то, что орган управления рынка обязан не допускать индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц на предоставленные им торговые места на рынке при отсутствии документа об уплате единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (либо заверенной налоговым органом копии) | Допуск должностным лицом юридического лица и индивидуальным предпринимателем к реализации товаров в торговых объектах, на торговых местах на рынке индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, без предъявления ими документа об уплате единого налога (заверенной налоговым органом его копии) с отметкой налогового органа влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ (ст.12.33 КоАП) |
Государственное регулирование производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта | Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» | При проведении проверок по данному вопросу учитываются, что в Республике Беларусь запрещаются: производство и оборот непищевой спиртосодержащей продукции (за исключением антисептических лекарственных и ветеринарных средств) и непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80 %, относящихся к непищевому этиловому спирту, без денатурирующих добавок и (или) компонентов, изменяющих органолептические свойства этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, непищевого этилового спирта; ввоз, перемещение и (или) хранение алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками и (или) специальными марками, торговля этими напитками без нанесенных акцизных марок и (или) специальных марок; ввоз физическими лицами более 5 л (5 кг) непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции; производство (изготовление), переработка, хранение на территории Республики Беларусь, перемещение по ней физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 л (5 кг) непищевой спиртосодержащей продукции, более 5 л этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, более 5 л непищевого этилового спирта; продажа физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции, и алкогольных напитков, в т.ч. собственного изготовления; перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на территории Республики Беларусь (не для коммерческих целей) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 15 л алкогольных напитков без документов, подтверждающих легальность их приобретения, за исключением алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для собственного потребления; оптовая продажа этилового спирта, относящегося к алкогольной продукции; розничная торговля алкогольными напитками в установленных законодательством случаях и т.д. |
Меры административной ответственности за совершение правонарушений по данному вопросу определены в ст.12.22-12.28 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Так, ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 10 л алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, а также перевозка по территории Республики Беларусь, хранение на ней (не для коммерческих целей) более 30 л алкогольных напитков без документов, подтверждающих легальность приобретения данных напитков, за исключением алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для собственного потребления, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (далее - БВ) с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых алкогольных напитков (часть вторая ст.12.27 КоАП) |
Государственное регулирование производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий | Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» | При проведении проверок по данному вопросу учитывают, что ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории и (или) хранение на ней табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками, торговля ими без нанесенных акцизных и (или) специальных марок запрещаются. На потребительской таре (упаковке) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь или импортированных на ее территорию, должны быть указаны сведения на русском или белорусском языке, предупреждающие о вреде курения, о запрете продажи этих изделий гражданам в возрасте до 18 лет. На каждой единице потребительской тары (упаковки) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь, должна содержаться информация, позволяющая идентифицировать указанные изделия. Также учитывается то, что запрещена розничная торговля табачными изделиями: - из разносных мелкорозничных средств; - с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств; - без акцизных и (или) специальных марок установленного образца; - без нанесенных на потребительскую тару (упаковку) этих изделий соответствующих сведений; - в спортивных сооружениях и на их территориях; - в диетических столовых и детских кафе; - в организациях торговли, их отделах и секциях, продающих товары для детей; - в учебных заведениях, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях; - в зданиях (помещениях) учреждений (организаций) здравоохранения, культуры, образования, спорта; - без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для подтверждения качества данных изделий; - из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке; - с применением интернет-технологий |
Меры административной ответственности за совершение правонарушений по данному вопросу определены в ст.12.22-12.28 КоАП. Так, ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 200 сигарет либо более 200 граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего 18-летнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь, а также более 1 000 сигарет либо более 1 000 граммов табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения, влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых табачных изделий (часть первая ст.12.27 КоАП) |
Оборот на территории Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива | Декрет Президента РБ от 12.07.2005 № 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что транспортировка по территории Республики Беларусь и хранение ввозимого (ввезенного) автомобильным транспортом в республику топлива с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, производятся только при наличии соответствующих сопроводительных документов с контрольными знаками, приобретенными и нанесенными на указанные документы в установленном порядке. Маркировка контрольными знаками сопроводительных документов на ввозимое в Республику Беларусь топливо осуществляется до пересечения государственной границы Республики Беларусь. Маркировке подлежит первый экземпляр сопроводительного документа, который впоследствии передается плательщику или находится у плательщика. Маркировка производится путем отсоединения контрольного знака от нижней подложки и плотного нанесения его на верхнюю часть лицевой стороны сопроводительного документа с загибом (по линии сгиба) части контрольного знака через верхний край сопроводительного документа на его оборотную сторону. Нанесение контрольных знаков не должно препятствовать прочтению сведений, указанных в сопроводительных документах. Запрещается наносить контрольные знаки, имеющие нарушение целостности (разрывы, разрезы) либо иные повреждения, а также неоднократно использовать контрольные знаки. Общая сумма номиналов контрольных знаков, нанесенных на сопроводительный документ, должна соответствовать фактическому объему ввозимого, сдаваемого на хранение топлива | Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом условия ввоза на территорию Республики Беларусь нефтяного жидкого топлива (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, а также нарушение требований к его транспортировке по территории Республики Беларусь и хранению влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 БВ с конфискацией этого топлива (выручки от его реализации) независимо от того, в чьей собственности оно находится, либо без конфискации (часть первая ст.12.30 КоАП). Перевозка по территории Республики Беларусь более 100 л нефтяного жидкого топлива (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) сверх количества, находящегося в серийно установленных организацией изготовителем топливных баках транспортных средств, используемых для его перевозки, влечет наложение штрафа в размере до 100 БВ с конфискацией этого топлива (часть третья ст.12.30 КоАП) |
Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке | Указ Президента РБ от 14.09.2004 № 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками», постановление Совета Министров РБ от 14.10.2004 № 1280 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, и о некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 444» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что запрещается приобретение, хранение (за исключением хранения товаров их производителями), использование в производстве (за исключением использования товаров их производителями для нужд собственного производства), транспортировка (за исключением транзита и вывоза за пределы Республики Беларусь) и реализация на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в перечне, без нанесения на них контрольных (идентификационных) знаков. Маркировка контрольными (идентификационными) знаками осуществляется: ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров, указанных в перечне, - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - импортерами за пределами республики; производимых на территории Республики Беларусь товаров, указанных в перечне, - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - производителями этих товаров в порядке, определенном Советом Министров РБ |
Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации (ст.12.35 КоАП) |
Охрана и использование объектов животного и растительного мира | Закон РБ от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире», Закон РБ от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что при осуществлении пользования объектами животного мира запрещаются: - добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, за исключением заморов в водных объектах и других случаев, предусмотренных законодательными актами; - изъятие диких животных на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, если согласно режиму охраны и использования этих территорий изъятие диких животных на них запрещено; - сбор яиц, личинок и куколок муравьев, за исключением случаев, когда такой сбор допускается законодательством об охране и использовании животного мира; - сбор яиц птиц, разрушение жилищ диких животных (гнезд, нор, хаток и других жилищ), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; - осуществление действий, которые могут привести к несанкционированному проникновению в угодья чужеродных видов диких животных; - осуществление других действий, запреты на которые установлены правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, иными актами законодательства об охране и использовании животного мира. Ограничения или запреты в обращении с объектами растительного мира могут устанавливаться: на срок пользования земельным участком, участком лесного фонда или водным объектом, в границах которых расположены объекты растительного мира; на период, ограниченный естественным прекращением существования объекта растительного мира, для которого они установлены; на срок, необходимый для восстановления объекта растительного мира и (или) среды его произрастания; на период, необходимый для естественного вызревания плодов, ягод, орехов и других частей дикорастущих растений |
Нарушение иных требований законодательства об охране и использовании животного мира, за исключением нарушений, предусмотренных частями первой-шестой ст.15.32 КоАП, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 35 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ (часть седьмая ст.15.32 КоАП). Сбор или заготовка грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян и др.) на территории, где такие заготовки или сбор запрещены, либо их заготовка или сбор без разрешительного документа, когда его получение обязательно, или не в соответствии с ним влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (часть первая ст.15.26 КоАП). Нарушение установленных сроков, применение запрещенных средств или методов сбора или заготовки грибов, других дикорастущих растений или их частей либо иное нарушение правил сбора или заготовки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (часть вторая ст.15.26 КоАП) |
Требования технических нормативных правовых актов о качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров для личных (бытовых) нужд, выполняемых работ и оказываемых услуг | Закон РБ от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», постановление Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь», постановление Минздрава РБ от 08.10.2003 № 44 «Об утверждении перечня химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, обязаны: - обеспечивать соблюдение установленных требований к производству и обороту продовольственного сырья и пищевых продуктов; - обеспечивать контроль качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, подготовки их к производству, соблюдение технологических режимов производства продовольственного сырья и пищевых продуктов; - осуществлять производственный контроль качества и безопасности выпускаемой продукции в установленном ими порядке с учетом определения критических контрольных точек и требований законодательства Республики Беларусь. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию продукции, произведенной в Республике Беларусь, подтверждают наличие на нее сертификата соответствия одним из следующих способов: - представлением оригинала сертификата соответствия, выполненного на специальном защищенном бланке строгой отчетности; - представлением копии сертификата соответствия, выполненной на специальном защищенном бланке строгой отчетности, заверенной органом по сертификации продукции; - наличием маркировки продукции знаками соответствия Национальной системы подтверждения соответствия РБ, нанесенной изготовителем, являющимся владельцем оригинала сертификата соответствия на эту продукцию (знаки соответствия должны быть нанесены на каждую единицу продукции или упаковку каждой единицы продукции, причем у продавца должна быть в наличии официальная информация изготовителя о регистрационном номере сертификата соответствия, сроках его действия, наименовании и адресе органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, которая должна содержаться либо в маркировке продукции, либо в товаросопроводительных документах, документах изготовителя о безопасности и качестве товаров, технических паспортах, сопроводительной документации). Государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции осуществляется в целях выявления свойств продукции, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, и оценки соответствия продукции, условий ее изготовления и оборота требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, предотвращения вредного воздействия продукции на здоровье человека при ее производстве и использовании |
Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частями первой и второй ст.23.11 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до 100 % стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до 300 БВ (часть третья ст.23.11 КоАП) |
Правила пользования средствами измерений при осуществлении торговли товарами и расчетов между покупателем и продавцом | Закон РБ от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений», приказ Минторга РБ, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки РБ от 07.12.1995 № 76/206 «Об утверждении Правил пользования средствами измерений в сфере торговой деятельности» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается, что все средства измерений, в т.ч. весоизмерительные приборы, используемые на предприятиях, должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо или свидетельство органов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации о поверке, срок действия которого не истек, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений. Поверка осуществляется при выпуске средств измерений из производства или ремонта, при их применении и ввозе в Республику Беларусь. При этом соответствие метрологических характеристик средств измерений метрологическим характеристикам, установленным при утверждении типа средств измерений и указанным в Государственном реестре средств измерений РБ, а также соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений удостоверяются поверителями посредством нанесения на средства измерений и (или) на их эксплуатационную документацию знака поверки средств измерений. Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерений. Средства измерений, в ходе поверки которых выявлено несоответствие их метрологических характеристик метрологическим характеристикам, установленным при утверждении типа средств измерений и указанным в Государственном реестре средств измерений РБ, признаются не прошедшими поверку, о чем составляется заключение. Калибровка осуществляется при выпуске средств измерений из производства или ремонта, при их применении и ввозе в Республику Беларусь | Применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ (часть вторая ст.23.13 КоАП) |
Нормативы в области охраны окружающей среды | Закон РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, Министерством здравоохранения РБ и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией. К нормативам качества окружающей среды относятся: - нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ; - нормативы предельно допустимых физических воздействий; - нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; - иные нормативы качества окружающей среды. Кроме того, в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: - нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; - нормативы образования отходов производства; - нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); - нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; - нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; - нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь |
Нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 500 БВ (ст.15.1 КоАП) |
Требования технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности | Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и технические нормативные правовые акты в сфере строительной деятельности | Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований технических нормативных правовых актов, градостроительной и проектной документации | Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 40 БВ, а на юридическое лицо - от 25 до 100 БВ (ст.21.3 КоАП) |
Требования технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов | Закон РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что субъекты перевозки должны обеспечивать безопасность перевозки опасных грузов, осуществлять мероприятия по предупреждению аварий и инцидентов с опасными грузами, обеспечивать безопасность населения, окружающей среды от вредных воздействий перевозимых опасных грузов, а также безопасность работников, выполняющих перевозку, сопровождение и охрану опасных грузов, ремонт транспортных средств и иных объектов перевозки, предупреждать их о степени опасности выполняемых работ и обеспечивать при необходимости средствами связи и индивидуальной защиты. Транспортные средства, коммуникации, сооружения, устройства, тара, упаковка, упаковочные комплекты, контейнеры и иное имущество, используемые при перевозке опасных грузов, должны отвечать требованиям актов законодательства в области перевозки опасных грузов, в т.ч. обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, а также экологическим требованиям. К перевозке допускаются опасные грузы, включенные в перечни опасных грузов, допущенных к перевозке соответствующими видами транспорта | Нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (часть первая ст.18.29 КоАП) |
Транспортная деятельность, требования безопасности и экологические требования при эксплуатации транспорта (включая наличие установленных законодательством сопроводительных документов, техническое состояние транспортных средств) | Закон РБ от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности», постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов», постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается, что производители транспортных работ и услуг обязаны: - в случаях, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь, иметь специальные разрешения (лицензии) и сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии объектов транспортной деятельности, а также выполняемых транспортных работ и оказываемых транспортных услуг обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; - осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа, транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь; - соблюдать условия договоров, заключенных с потребителями транспортных работ и услуг; - соблюдать условия добросовестной конкуренции; - представлять информацию о выполняемых транспортных работах и оказываемых транспортных услугах и условиях их выполнения (оказания); - обеспечивать соблюдение требований безопасности транспортной деятельности, в т.ч. экологической безопасности, соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов |
Меры административной ответственности за правонарушения, против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрены в главе 18 КоАП. Так, управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 БВ |
Требования законодательства по сбору, хранению, транспортировке, использованию, заготовке (закупке), переработке, отгрузке или реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, а также по учету, сбору, хранению, транспортировке, использованию и реализации редкоземельных металлов во всех видах и состояниях, осуществлению деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями | Постановление Минэкономики РБ, Минстройархитектуры РБ, Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов», постановление Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» | При проведении проверок по данному вопросу учитывается то, что субъект предпринимательской деятельности должен обеспечивать правильную организацию учета черных и цветных металлов, их лома и отходов в соответствии со спецификой собственного производства; своевременное проведение инвентаризаций черных и цветных металлов, их лома и отходов; соблюдение технологии хранения черных и цветных металлов, их лома и отходов. Запрещаются: - вывоз лома и отходов черных и цветных металлов на свалки; - отгрузка субъектами предпринимательской деятельности (за исключением сдачи заготовительным организациям) лома и отходов черных и цветных металлов, а также их использование (за исключением оборотных и деловых отходов) в собственном производстве без нарядов Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов; - реализация лома и отходов черных и цветных металлов населению; - приобретение субъектами предпринимательской деятельности, имеющими металлургическое (литейное) производство, бывших в употреблении оборудования, узлов, агрегатов, изделий из черных и цветных металлов с целью их списания и последующего использования в качестве металлургического сырья. Организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны: - иметь лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; - соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями; - вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях (в т.ч. в составе вооружения и военной техники), а также в их ломе и отходах; - проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете; - осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; - обеспечивать полный сбор и учет всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, их первичную переработку и использование в соответствии с законодательством |
Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 30 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 100 до 300 % от стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов (ст.12.2 КоАП). Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от 30 до 100 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях (часть третья ст.11.4 КоАП) |
30.06.2010 г.
Сергей Бондарович, начальник отдела правового обслуживания отделения 539 г.Минска юридического управления открытого акционерного общества «Белинвестбанк» |
От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» на основании постановлений Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 779 (с 4 июля 2010 г.), от 30.08.2010 № 1257 (с 7 октября 2010 г.) и от 09.07.2013 № 602 (с 13 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 12.12.2003 № 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков» на основании постановлений Совета Министров РБ от 09.07.2010 № 1030 (с 16 июля 2010 г.), от 13.04.2011 № 488 (с 19 апреля 2011 г.) и от 09.07.2013 № 602 (с 13 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» на основании указов Президента РБ от 13.09.2010 № 477 (с 21 сентября 2010 г.), от 12.10.2011 № 457 (с 18 октября 2011 г.) и от 11.07.2012 № 312 внесены изменения.
С 23 сентября 2010 г. в Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» на основании Закона РБ от 14.06.2010 № 132-З внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» на основании законов РБ от 14.06.2010 № 132-З (с 23 сентября 2010 г.) и от 12.07.2013 № 51-З (с 24 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 22.07.2010 № 383 (с 1 октября 2010 г.), от 05.11.2010 № 571 (с 5 ноября 2010 г.) и от 21.06.2011 № 261 (с 21 июня 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 27 ноября 2010 г. постановление Минторга РБ от 27.03.2002 № 10 «Об утверждении перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания» на основании постановления Минторга РБ от 04.11.2010 № 31 утратило силу.
В Указ Президента РБ от 10.01.2005 № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» на основании указов Президента РБ от 19.11.2010 № 599 и от 24.09.2012 № 416 внесены изменения и дополнения.
С 1 января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утратил силу.
В Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» на основании постановлений Совета Министров РБ от 29.09.2010 № 1401 (с 9 января 2011 г.), от 06.07.2011 № 912 (с 19 августа 2011 г.) и от 12.08.2011 № 1089 (с 20 августа 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.), от 12.07.2013 № 64-З и от 12.07.2013 № 60-З (с 24 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 21.04.2005 № 415 «Об утверждении перечня документов, представляемых контролирующим (надзорным) органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 13.04.2011 № 488 (с 19 апреля 2011 г.), от 13.02.2012 № 144 (с 21 февраля 2012 г.), от 05.09.2012 № 817 (с 17 ноября 2012 г.) и от 26.06.2013 № 544 (с 1 июля 2013 г.) внесены изменения.
С 29 мая 2011 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 28.06.2001 № 170 «Об утверждении Правил осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 01.02.2011 № 35 утратило силу.
C 1 июля 2011 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 утратило силу.
В постановление Минфина РБ от 15.03.2004 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней» на основании постановлений Минфина РБ от 14.10.2010 № 108 (с 13 ноября 2010 г.) и от 01.09.2011 № 90 (с 22 сентября 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 26.11.1992 № 1982-ХII «Об охране окружающей среды» на основании законов РБ от 06.05.2010 № 127-З (с 22 ноября 2010 г.), от 31.12.2010 № 228-З (с 14 июля 2011 г.), от 17.05.2011 № 260-З (с 27 ноября 2011 г.), от 22.12.2011 № 326-З (с 5 апреля 2012 г.) и от 22.01.2013 № 18-З (с 26 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» на основании постановлений Госстандарта РБ от 30.03.2010 № 11, от 03.11.2010 № 66 (с 1 января 2011 г.), от 10.03.2011 № 12 (с 1 июля 2011 г.), от 14.07.2011 № 46 (с 11 декабря 2011 г.), от 12.12.2011 № 89, от 04.06.2012 № 28 (с 26 июня 2012 г.), от 11.09.2012 № 57 (с 3 октября 2012 г.), от 13.04.2012 № 19 (с 1 января 2013 г.), от 11.03.2013 № 16 (с 31 марта 2013 г.) и от 16.07.2013 № 37 внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 21.02.2011 № 222 (с 4 марта 2011 г.), от 13.04.2011 № 488 (с 19 апреля 2011 г.), от 13.04.2011 № 493 (с 29 апреля 2011 г.) и от 09.07.2013 № 599 (с 14 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 13.04.2011 № 493 (с 29 апреля 2011 г.), от 06.07.2011 № 912 (с 19 августа 2011 г.) и от 04.10.2011 № 1323 (с 9 октября 2011 г.) внесены изменения и дополнения.
С 9 июня 2011 г. в Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» на основании Закона РБ от 30.11.2010 № 196-З внесены изменения и дополнения.
В Закон РБ от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире» на основании законов РБ от 17.05.2011 № 261-З (с 27 августа 2011 г.) и от 22.01.2013 № 18-З (с 26 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 17 сентября 2011 г. Указ Президента РБ от 14.09.2004 № 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» на основании Указа Президента РБ от 10.06.2011 № 243 утратил силу.
С 17 сентября 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 14.10.2004 № 1280 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, и о некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 444» на основании постановления Совета Министров РБ от 29.07.2011 № 1030 утратило силу.
С 14 октября 2011 г. постановление Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» на основании постановления Совета Министров РБ и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 утратило силу.
В Закон РБ от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» на основании законов РБ от 17.05.2011 № 260-З (с 27 ноября 2011 г.) и от 22.01.2013 № 18-З (с 26 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В 2012-2013 гг. действие абзаца 12 ст.9, абзаца 12 части второй и абзаца 8 части третьей ст.10, абзаца 4 ст.79, абзаца 2 ст.81 и частей первой-третьей ст.84 Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» на основании законов РБ от 30.12.2011 № 331-З (с 1 января 2012 г.) и от 26.10.2012 № 432-З (с 1 января 2013 г.) приостановлено.
С 1 января 2012 г. в Инструкцию о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2007 № 1, на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 08.11.2011 № 501 внесены изменения и дополнения.
В Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на основании декретов Президента РБ от 23.02.2012 № 2 (с 1 марта 2012 г.) и от 27.03.2012 № 4 (с 3 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 3 апреля 2012 г. в Декрет Президента РБ от 12.07.2005 № 9 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь» на основании Декрета Президента РБ от 27.03.2012 № 4 внесены изменения.
С 5 апреля 2012 г. в Закон РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» на основании Закона РБ от 22.12.2011 № 326-З внесены изменения.
С 19 июля 2012 г. постановление Минздрава РБ от 08.10.2003 № 44 «Об утверждении перечня химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации» на основании постановления Минздрава РБ от 05.06.2012 № 57 утратило силу.