


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


ПЕРЕДАЧА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВТОРСЫРЬЯ НА ПЕРЕРАБОТКУ
В процессе деятельности бюджетных организаций нередко образуются вторичные материальные ресурсы (макулатура, пластмасса, стекло, металлолом, шины и др.), которые впоследствии передаются заготовительным организациям на переработку.
Вторичные материальные ресурсы - отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов (п.3 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», далее - Закон № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно п.3 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З) вторичные материальные ресурсы - отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь. |
![]() |
Справочно Реестр организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается (п.5 ст.25 Закона № 271-З). |
Доходы от иной приносящей доходы деятельности
В бюджетной организации доходы, полученные от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе драгоценных металлов, являются доходами от иной приносящей доходы деятельности (абзац 3 подп.7.1 п.7 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641, далее - Положение № 641).
Внебюджетные средства формируются по каждому источнику дохода, образованному в процессе осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности (п.6 Положения № 641).
Расходы бюджетной организации при осуществлении предпринимательской деятельности производятся в пределах денежных поступлений внебюджетных средств отдельно по каждому источнику доходов. При недостаточности фактических поступлений внебюджетных средств по одному источнику доходов для восстановления расходов бюджета могут использоваться средства превышения доходов над расходами, остающиеся в распоряжении бюджетной организации, по другим источникам доходов (часть первая подп.13.1 п.13 Положения № 641).
Средства, получаемые находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, органами и подразделениями, в том числе воинскими частями, а также организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук Беларуси, финансируемыми из бюджета, от осуществления приносящей доходы деятельности (за исключением средств, получаемых в соответствии со ст.15 и п.9 ст.21 Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год»
![]() |
Справочно Средства, получаемые Министерством обороны Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Следственным комитетом Республики Беларусь и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов, учитываются на едином казначейском счете (подп.1.1 п.1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2016 № 109 «О порядке учета на едином казначейском счете средств, получаемых отдельными государственными органами от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. постановление № 109 утратило силу на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2018 № 75. |
Доходы, полученные от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов, не указаны в перечнях средств, зачисляемых в доходы республиканского и местных бюджетов в счет компенсации их расходов (приложения 11 и 13 к Закону о бюджете 2017).
В указанных перечнях средств также упоминаются иные средства в соответствии с законодательством (п.10 приложения 11 и п.9 приложения 13 Закона о бюджете 2017). К ним можно отнести средства, полученные в соответствии с п.9 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2017 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2016 № 111.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2018 г. норма п.9 Инструкции № 111 содержится в п.9 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.01.2018 № 7. |
![]() |
Справочно По данному вопросу Министерство финансов Республики Беларусь дало дополнительное разъяснение от 19.10.2017 № 1-1-30/46/П-322. |
Следовательно, средства (за исключением иных средств, указанных выше), полученные от сдачи вторичных материальных ресурсов, в первую очередь направляются на покрытие расходов, непосредственно связанных с данным видом доходов, и после налогообложения остаются в распоряжении бюджетной организации.
Внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов Республики Беларусь) (п.9 Положения № 641).
![]() |
Справочно Классификация доходов бюджета приведена в приложении 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь 31.12.2008 № 208: 3.4.1.53.13 - средства от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов, получаемые государственными органами (их территориальными органами) и остающиеся в их распоряжении (применяется в отношении средств государственных органов (их территориальных органов), остающихся в их распоряжении в соответствии с законодательством, средств иных бюджетных организаций, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности (внебюджетных средств), а также в виде безвозмездной (спонсорской) помощи от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добровольных перечислений (взносов, пожертвований) от физических лиц, средств государственных внебюджетных фондов, средств, формирующих внебюджетные централизованные инвестиционные фонды, централизованные фонды в соответствии с законодательством); 3.4.1.55.08 - прочие поступления в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (отражаются средства за сдачу вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов, получаемые органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) (абзацы 1 и 2 части шестой подп.11.4 п.11 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной указанным постановлением).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июня 2018 г. абзац 2 части шестой подп.11.4 п.11 Инструкции № 208 исключен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.05.2018 № 37;
3.4.1.55.20 - иные неналоговые доходы (отражаются поступления средств, полученных от сдачи вторичных ресурсов, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней (абзацы 1 и 2 части седьмой подп.11.4 п.11 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной указанным постановлением); 3.4.1.55.30 - иные средства, получаемые бюджетными организациями на текущий счет по учету внебюджетных средств, а также средства государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством. |
Налогообложение
Доходы, остающиеся в распоряжении организации
Товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (п.1 ст.29 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Реализацией признается отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на него (часть первая п.1 ст.31 НК).
Таким образом, вторсырье в целях налогообложения признается товаром.
Налог на добавленную стоимость
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 ст.93 НК).
Следовательно, сдача вторсырья на переработку - это оборот по реализации, признаваемый объектом налогообложения НДС.
Моментом фактической реализации признается приходящийся на отчетный период день отгрузки вторсырья заготовительной организации (часть первая п.1 ст.100 НК).
Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость (подп.1.1 п.1 ст.98 НК).
Налогообложение производится по ставке 20 % (подп.1.3.1 п.1 ст.102 НК).
Плательщик, если иное не установлено ст.1061 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал электронных счетов-фактур электронный счет-фактуру.
Электронный счет-фактура выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст.100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не установлено п.5 ст.1061 НК (части первая и вторая п.5 ст.1061 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» О сроках создания и направления плательщиками в 2018 году электронных счетов-фактур на Портал ЭСЧФ см. подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 (далее - Указ № 29). |
![]() |
Справочно При сдаче металлолома заготовительным организациям предлагаем дополнительно ознакомиться с письмом Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 18.08.2017 № 5-1-68/438/15-1-17/307/2-1-9/01513 «Об особенностях использования бланков форм ТТН-1 и ТН-2 и выставления покупателю электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость». |
Обороты по реализации драгоценных металлов при заключении договора с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее - Госфонд) не признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость (абзац 2 подп.2.28 п.2 ст.93 НК).
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации:
• вторсырья на территории Республики Беларусь при сдаче (поставке) драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе в виде лома и отходов, содержащих сопутствующие компоненты (за исключением драгоценных металлов, указанных в абзаце 2 подп.2.28 п.2 ст.93 НК), в Госфонд, а также реализации драгоценных металлов Национальному банку Республики Беларусь (подп.1.17.1 п.1 ст.94 НК);
• товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) обучающимися и предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учебного заведения, программами воспитания при осуществлении учебными заведениями видов деятельности по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь. В данном случае под товарами понимается продукция, произведенная обучающимися в процессе обучения и (или) воспитания (подп.1.29 п.1 ст.94 НК). В указанном перечне поименована оптовая торговля отходами и ломом. Например, по собранным и сданным на переработку школьниками или студентами макулатуре и металлолому НДС не начисляется.
![]() |
Справочно Дополнительно по данному вопросу см. здесь. |
Электронный счет-фактура не создается плательщиком при (абзацы 2 и 3 п.7 ст.1061 НК):
• реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст.93 НК (за исключением случаев, предусмотренных пп.14 и 15 ст.1061 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и не подлежащих отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость;
• реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.94 НК (за исключением операций, указанных в подп.1.37 и 1.39 п.1 ст.94 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.
То есть по освобожденным от НДС оборотам по реализации вторсырья ЭСЧФ не создается.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Случаи, когда плательщикам не требуется создавать электронные счета-фактуры в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа № 29. |
Налог на прибыль
Доходы от сдачи вторсырья признаются выручкой и подлежат обложению налогом на прибыль (пп.1, 2 ст.126 НК). Выручка от реализации вторсырья признается на дату его отгрузки со склада покупателю (часть первая п.4 ст.127 НК).
Налогообложение производится по ставке 18 % (п.1 ст.142 НК).
Валовая прибыль бюджетных организаций определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной при осуществлении приносящей доходы деятельности, и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. При определении валовой прибыли бюджетными организациями учитываются затраты, связанные с приносящей доходы деятельностью.
Бюджетные организации (объединения) ведут раздельный учет выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также затрат, связанных с приносящей доходы деятельностью и предпринимательской деятельностью соответственно (части первая, вторая и пятая п.1 ст.137 НК).
Валовую прибыль (превышение доходов над расходами) учреждения образования, являющиеся бюджетными организациями, определяют в виде превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами.
Учет расходов учреждениями образования, являющимися бюджетными организациями, осуществляется в соответствии с расходной частью смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, составленных и утвержденных в порядке, установленном законодательством (части первая и вторая п.5 ст.137 НК).
От налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности (подп.1.135 п.1 ст.140 НК).
Типы учреждений образования перечислены в п.1 ст.19 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
При определении деятельности, прибыль от осуществления которой учреждениями образования освобождается от налога на прибыль, следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85. Указанным классификатором видом деятельности признается оптовая торговля отходами и ломом (этот класс включает: оптовую торговлю металлическими и неметаллическими отходами и ломом, утилем и материалами вторичной переработки).
Кроме того, прибыль, полученная республиканскими научно-практическими центрами, подчиненными Министерству здравоохранения Республики Беларусь и финансируемыми за счет средств республиканского бюджета, и учреждением здравоохранения «9-я городская клиническая больница» г. Минска от приносящей доходы деятельности с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г., освобождается от налогообложения налогом на прибыль (абзац 2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь 20.12.2016 № 467 «Об освобождении республиканских научно-практических центров от уплаты налога на прибыль»).
Средства, перечисляемые в бюджеты
Республиканские органы государственного управления, их территориальные органы и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, их территориальные органы, таможни, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, территориальные прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы и их структурные подразделения, суды освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК, в отношении получаемых ими средств, в том числе в иностранной валюте, при условии полного перечисления этих средств в бюджет, если иное не установлено законодательными актами.
Организации, находящиеся в подчинении или входящие в состав (систему) государственных органов, органы и подразделения, в том числе воинские части, организации, находящиеся в ведении Национальной академии наук Беларуси (за исключением научных организаций), финансируемые из бюджета, освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК, в отношении получаемых ими средств, которые в соответствии с законодательством подлежат в полном объеме зачислению в доходы соответствующих бюджетов в счет компенсации их расходов (пп.11 и 12 ст.330 НК).
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Средства государственного социального страхования являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь (часть первая п.1, часть вторая п.3 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
Бухгалтерский учет реализации вторсырья
В бюджетных организациях ведение бухгалтерского учета осуществляется на основании Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50.
Учет вторсырья следует производить с использованием субсчета 067 «Прочие материалы», на котором учитываются семена, удобрения и другие материалы.
Аналитический учет материалов по субсчету 067 в учреждениях и централизованных бухгалтериях ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в книге ф.296 (на карточках ф.296-а) (части семнадцатая и девятнадцатая раздела «Счет 06 "Материалы и продукты питания"» Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь 11.12.1997 № 59, далее - Методические указания № 59).
Так как доходы, полученные от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе драгоценных металлов, признаются доходами от иной приносящей доходы деятельности, то при отражении реализации указанного вторсырья следует использовать субсчет 281 «Реализация других материальных ценностей» вместо 280 «Реализация продукции (работ, услуг)»
Учет реализации вторсырья
(доходы остаются в распоряжении организации)
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена стоимость оприходованных материалов (вторичного сырья) (п.27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) | ||
Произведены затраты по сбору, разборке, транспортировке материалов (вторичного сырья) |
237, 281 |
|
Отражена фактическая себестоимость отгруженных материалов (вторичного сырья) (п.31 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) |
237, 281 |
067 |
Отражены суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации материалов (вторичного сырья) в соответствии с законодательством |
237, 281 |
173 |
Отражена реализация материалов (вторичного сырья) по закупочным ценам |
178 |
237, 281 |
Отражена сумма поступившей платы от заготовительной организации после отгрузки материалов (вторичного сырья) |
178 | |
Показан результат от реализации: | ||
а) прибыль |
237, 281 |
|
б) убыток |
410 |
237, 281 |
06.10.2017
Наталья Клясова, экономист