


Материал помещен в архив
ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сведения о проведении плановой проверки
Обязанности нанимателя в сфере обеспечения охраны труда возникают с момента привлечения к труду хотя бы одного работающего, в том числе в организациях малого предпринимательства.
![]() |
Справочно К субъектам малого предпринимательства относятся: • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; • микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; • малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (часть первая ст.3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»). |
Проведение плановых проверок по соблюдению законодательства о труде и об охране труда согласно п.23 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Указ № 510), отнесено к компетенции Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент), а также его территориальных подразделений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. перечень № 510 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 изложен в новой редакции. |
Департамент разрабатывает план проверок на каждое полугодие. Утвержденный Департаментом план проверок направляется в Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Координационные планы проверок можно найти на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь по адресу: http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans. |
О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения (в указанный срок не включается трехдневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту) (п.22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).
При этом в уведомлении о проведении плановой проверки в обязательном порядке указывается перечень вопросов, подлежащих проверке.
![]() |
Обратите внимание! Отсутствие нарушений законодательства об охране труда исключает применение административной ответственности. |
Организационно-распорядительная документация и локальные нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда. Назначение должностных лиц ответственными за организацию охраны труда
В обязанности работодателя входит принятие локальных нормативных правовых актов (далее - ЛНПА), содержащих требования по охране труда (абзац 7 части второй ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», далее - Закон об охране труда).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. из абзаца 7 части второй ст.17 Закона об охране труда слово «нормативных» исключено Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З (далее - Закон № 274-З). |
В обязанности нанимателя входит разработка и утверждение инструкции по охране труда для работающих. Порядок подготовки и принятия работодателями ЛНПА по охране труда в виде инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) установлен Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее - Инструкция № 176).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 44 внесены изменения в Инструкцию № 176, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)». Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Воспользуйтесь подборкой «Правила и инструкции по охране труда». |
Кроме того, для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (часть первая ст.20 Закона об охране труда).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. ст.20 Закона об охране труда изложена в новой редакции Законом № 274-З. Комментарий см. здесь. |
Перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2011 № 140 (далее - постановление № 140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 октября 2015 г. постановление № 140 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.10.2015 № 63 утратило силу. |
1. Локальный нормативный правовой акт о назначении должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
2. Перечень профессий и должностей, проходящих стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, утвержденный руководителем организации.
3. Приказ о создании комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (если таковая может быть создана в организации) и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работающих.
4. Перечень инструкций по охране труда по профессиям и видам работ и журнал их регистрации.
5. Инструкции по охране труда, утвержденные руководителем организации.
6. Журналы регистрации инструктажа по охране труда.
7. Перечень профессий и должностей, для которых обязательно прохождение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, и документы, подтверждающие прохождение работающими медицинских осмотров.
Перечень необходимо дополнять с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА), регулирующих осуществление видов деятельности учреждения здравоохранения.
Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализа их эффективности
Наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда (п.8 ст.226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) и абзац 10 части второй ст.17 Закона об охране труда).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.226 ТК исключена Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З). Нормы закреплены в главе 5 Закона об охране труда. |
Таким образом, после внесения изменений в Закон об охране труда внедрение СУОТ является обязанностью нанимателя. Наниматель обязан самостоятельно разработать, утвердить и внедрить СУОТ в зависимости от вида экономической деятельности и других особенностей организации.
![]() |
Справочно Общие требования к созданию и развитию СУОТ в организациях всех организационно-правовых форм установлены Рекомендациями по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41. |
Охрана труда включает в себя в том числе комплекс мер, направленных на постоянное исследование потенциальных опасностей и профессиональных рисков в целях их минимизации. Осуществление таких мероприятий позволяет снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.
В СУОТ должны быть предусмотрены:
• планирование показателей условий и охраны труда;
• организация исполнения принятых решений;
• контроль исполнения принятых решений и оценка их эффективности;
• анализ информации о выявленных в процессе контроля нарушениях требований охраны труда, потенциальных опасностях в деятельности работников организации;
• порядок принятия управленческих решений по совершенствованию СУОТ;
• адаптация СУОТ к изменяющимся обстоятельствам, возможность оперативного решения непредвиденных проблемных ситуаций в области охраны труда;
• возможность интеграции СУОТ в общую систему управления (менеджмента) организации в виде подсистемы (п.7 Рекомендаций по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2006 № 132; далее - постановление № 132).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 декабря 2019 г. Рекомендации № 41 и № 132 утратили силу постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.12.2019 № 72. С 30 декабря 2019 г. действуют Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108. |
Соблюдение организацией нормативных правовых актов по охране труда
Требования по охране труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе ТНПА, обязательны для исполнения работодателями и работающими.
При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
Нанимателю необходимо, прежде всего, определить, действие каких нормативных правовых актов распространяется на сферу деятельности организации.
Нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты можно классифицировать по сферам действия. Так, все нормативные правовые акты подразделяются на:
1) единые - распространяются на все отрасли экономической деятельности, всех нанимателей независимо от форм собственности, а также вида деятельности, ведомственной подчиненности;
2) межотраслевые - распространяются на определенные отрасли, производства, отдельные виды работ либо типы оборудования;
3) отраслевые - обязательны в той или иной отрасли экономической деятельности.
Основные нормативные правовые акты по охране труда:
• Закон об охране труда;
• ТК;
• Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70;
• Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52;
• Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74. Комментарии см. здесь; |
• Инструкция № 176;
• Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. Инструкция № 175 изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь; |
• Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211;
• Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее - Инструкция № 209).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 августа 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 209 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2019 № 30. Комментарии см. здесь; |
• Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 (далее - Типовые нормы);
• постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами» (далее - постановление № 208) и др.
Среди нормативных правовых актов, регулирующих охрану труда в организациях малого предпринимательства, можно выделить следующие:
• постановление № 140;
• постановление № 132.
![]() |
Пример Если организация перевозит опасные грузы, она обязана соблюдать нормативные и отраслевые акты законодательства касательно данной сферы: • Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов»; • Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. Правила № 61 изложены в новой редакции постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2016 № 79;
• Правила безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 № 4.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2017 г. постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 № 4 «Об утверждении Правил безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора» на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.06.2017 № 30 утратило силу;
• Санитарные правила и нормы 2.6.1.13-60-2005 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30.12.2005 № 284, и др. |
Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются:
1) специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - средства индивидуальной защиты, СИЗ) в порядке, установленном Инструкцией № 209.
Средства индивидуальной защиты выдаются работникам в соответствии с Типовыми нормами;
2) смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с требованиями постановления № 208 (ст.28 Закона об охране труда).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2020 г. ст.28 Закона об охране труда изложена в новой редакции Законом № 274-З. Комментарий см. здесь. |
Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами.
Применяемые средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе ТНПА, для данных средств индивидуальной защиты и обеспечивать безопасные условия труда работающих.
![]() |
Справочно Рекомендуем обратиться к подборке «Средства индивидуальной защиты», в которой учтены особенности использования СИЗ по отраслям. |
Работодатель в том числе обязан информировать работающих о полагающихся им СИЗ, а также обеспечить контроль за использованием и правильным применением СИЗ (абзац 6 части первой ст.17 Закона об охране труда).
Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) работника, не использующего требуемые СИЗ (п.3 части второй ст.49 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.49 ТК изложена в новой редакции Законом № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Порядок обеспечения работников СИЗ устанавливается на основании Инструкции № 209.
Обеспечение работников СИЗ осуществляется бесплатно на основании типовых отраслевых норм независимо от формы собственности организации.
Типовые отраслевые нормы разрабатывает и утверждает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В разработке типовых норм участвуют заинтересованные органы государственного управления, иные организации (департаменты, комитеты, концерны и др.).
![]() |
Справочно Проверить правильность обеспечения работников организации СИЗ можно с помощью автоматизированного справочника норм выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ). |
Работники организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах, обеспечиваются указанными в них средствами индивидуальной защиты, если нормы выдачи средств индивидуальной защиты по этим профессиям и должностям не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах.
Наниматель вправе разработать собственные нормы выдачи и сроки носки СИЗ на основании типовых отраслевых норм и утвердить такой ЛНПА приказом. При этом нанимателю необходимо учитывать особенности производства организации и при необходимости включить в утверждаемый перечень СИЗ с более высокими (дополнительными) защитными свойствами.
Если наниматель примет решение выдавать работникам СИЗ в пределах одного вида, предусмотренного Типовыми нормами, однако с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими свойствами, такое решение необходимо согласовать с профсоюзной организацией.
Наниматель вправе исходя из особенностей производства (выполняемых работ) заменять один вид средства индивидуальной защиты, предусмотренный Типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.
![]() |
Пример Комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и наоборот. Однако необходимо учитывать, что для такой замены вида СИЗ нанимателю понадобятся разрешения: • территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор; • территориальных органов Департамента. Кроме того, понадобится согласование с первичной профсоюзной организацией или уполномоченными лицами. |
Повышение уровня профессионального риска работников в результате замены средств индивидуальной защиты не допускается (п.13 Инструкции № 209).
Не включенные в Типовые нормы СИЗ выдаются работникам в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, в том числе ТНПА, со сроком носки до износа.
Выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета средств индивидуальной защиты (приложение 2 к Инструкции № 209).
В обязанности нанимателя входит не только выдача работнику СИЗ, но и организация хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции, обезвреживания. Реализация такого комплекса мер требует дополнительных площадей и существенных расходов на специальное оборудование и дополнительный персонал.
Сроки носки средств индивидуальной защиты установлены календарные и исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время ее хранения в теплый период года.
![]() |
Обратите внимание! Необеспечение работников в установленном порядке СИЗ может повлечь наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин на основании ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует применять ст.9.17 вышеназванного Кодекса в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Размер штрафа по указанному нарушению не изменился. |
04.08.2015
Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда