


Материал помещен в архив
ПЛАТИТЬ ЛИ ЭКОНАЛОГ И ВЕСТИ ЛИ УЧЕТ ВЫБРОСОВ ОТ ПРОЛИВА ПРИ АВАРИЙНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?
![]() |
Ситуация На предприятии произошел пролив горючего. Следует ли рассчитывать экологический налог? Как вести учет выбросов от пролива? |
Объектами налогообложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (ст.205 Налогового кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.247 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Пролив жидкости - случайное событие и на него не выдано и не выдается каких-либо разрешений. Нет необходимости и в ведении учета выбросов от пролива.
Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках (п.2 ст.34 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. из п.2 ст.34 Закона № 2-З слова «Республики Беларусь» исключены Законом от 18.06.2019 № 201-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
Стационарные источники выбросов - источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п.20 ст.1 указанного Закона). Пролив не подходит под указанные характеристики и поэтому не является стационарным источником выбросов, то есть вести учет выбросов от него не нужно.
Таким образом, платить экологический налог и вести учет выбросов при проливе не нужно.
В то же время следует отметить, что одни из основных принципов охраны окружающей среды в Республике Беларусь - платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Под вредным воздействием на окружающую среду понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды. Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь для нее (абз.8 ст.1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Такие потери выражаются в форме ущерба (реальные потери в природной среде - уничтожение лесных массивов, животного мира, истощение вод, снижение плодородия почв и т. п.) и убытков (расходы на восстановление нарушенного состояния природной среды, неполученные доходы, экологические потери).
Вред окружающей среде считается причиненным при установлении одного из следующих фактов:
• выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством, или в нарушение его условий, а также выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух, поступающий в результате незаконного сжигания или горения отходов и других материалов, аварийного загрязнения окружающей среды;
• аварийное загрязнение окружающей среды;
• незаконный выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (п.3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042).
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом согласно таксам для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», исходя в том числе из вида, массы, концентрации, степени и (или) класса опасности загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них в результате вредного воздействия на окружающую среду с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2022 г. действует постановление Совмина от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления». Комментарий см. здесь. |
В соответствии с п.15 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, право установления факта причинения вреда и расчета его размера принадлежит Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
21.06.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»