


Материал помещен в архив
ВОПРОС: По каким правилам можно изменить срок исполнения обязательств по договору на государственную закупку, заключенному до и после 1 июля 2019 г.? Можно ли менять срок по этапу выполнения работ?
ОТВЕТ: Да, можно при определенных условиях.
До 1 июля 2019 г. действовало правило изменения срока исполнения обязательств по договору.
Так, допускалось увеличение срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги) (п.7 ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Если речь идет о договоре подряда на выполнение работ, то одновременно действуют правила ст.662 Гражданского кодекса Республики Беларусь в части срока исполнения обязательств по такому договору. Так, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законодательством или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ.
Соответственно, изменение всех этих сроков выполнения работ возможно с учетом требований п.7 ст.25 Закона.
Между тем в п.7 ст.25 Закона речь идет в целом об увеличении срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика при определенных условиях. Полагаем, если увеличивается промежуточный срок исполнения обязательств, то соответственно увеличивается и конечный срок исполнения обязательств, что допустимо при наличии всех условий, перечисленных в п.7 ст.25 Закона. В свою очередь, если промежуточный срок увеличивается, тогда как конечный срок остается прежним, то есть фактически не наступает увеличение срока исполнения обязательств подрядчика, то такое увеличение промежуточного срока (этапа) может быть допустимым.
С 1 июля 2019 г. не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случая замены предмета при соблюдении условий части второй п.1 ст.25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь (часть первая п.1 ст.25 Закона в редакции с 1 июля 2019 г.).
В свою очередь, Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"», в соответствии с подп.1.8 п.1 которого также предусмотрено увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки.
Учитывая аналогичное прежней редакции нормы п.7 ст.25 Закона содержание данного основания изменения договора в упомянутом постановлении, полагаем, подход в части изменения промежуточных сроков и конечного срока сохраняется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 апреля 2020 г. перечень случаев, когда допускается изменение условий договора государственной закупки, дополнен следующими: - изменение цены договора, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров согласно приложению 11 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) (норма действует до 1 июля 2020 г.); - изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп.1.8 п.1 постановления № 395 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 186). Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь см. здесь. С 31 марта 2022 г. в подп.1.8 п.1 постановления № 395 внесены изменения постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188. Дополнены критерии изменения условий договора. Комментарий см. здесь. |
15.08.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор