Вопрос-ответ от 30.11.2009
Автор: Шкирман С.

По какой стоимости с 29 октября 2009 года импортируемые расходные материалы, запасные части и узлы должны указываться в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобилей, если заказчиками этих услуг являются: юридические лица и индивидуальные предприниматели; физические лица (население)?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Организация занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых и грузовых автомобилей иностранного производства. Для осуществления этой деятельности в наличии всегда имеются моторные масла известных зарубежных фирм и наиболее часто заменяемые запасные части и узлы к ремонтируемым (обслуживаемым) маркам автомобилей, закупаемые и ввозимые организацией из-за пределов Республики Беларусь.

По какой стоимости с 29 октября 2009 г. импортируемые расходные материалы, запасные части и узлы должны указываться в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобилей, если заказчиками этих услуг являются: 1) юридические лица и индивидуальные предприниматели; 2) физические лица (население)?

 

ОТВЕТ: Если оказание услуг (работ) сопровождается использованием товаров иностранного происхождения, то при формировании тарифов на эти услуги (работы) необходимо учитывать положения п.12 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (в редакции постановления Минэкономики РБ от 19.08.2009 № 141, далее - Инструкция № 183).

В соответствии с частью первой п.12 Инструкции № 183 отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные импортерами для последующей реализации на территории Республики Беларусь, формируются исходя из контрактных цен и принимаемых в расчет расходов (таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам) с добавлением к ним надбавки, определяемой с учетом конъюнктуры рынка.

Исключение составляют товары иностранного происхождения, предназначенные для последующей реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях, а также товары, перечисленные в приложении 1 к Инструкции № 183 (примечание). Отпускные цены на такие товары формируются импортерами путем добавления надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен и принимаемых в расчет расходов (часть вторая п.12 Инструкции № 183).

Кроме того, следует учитывать разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономики РБ от 29.10.2009 № 12-01-09/5678 «Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики от 19 августа 2009 г. № 141» (далее - письмо № 12-01-09/5678). В частности, согласно п.3 письма № 12-01-09/5678 стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, закупленных субъектами предпринимательской деятельности по договорам с нерезидентами Республики Беларусь и используемых ими при оказании услуг (выполнении работ), включается в тарифы на услуги (работы) или дополнительно оплачивается по ценам, определяемым с ограничением оптовой надбавки в размере не более 30 %, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, также должны руководствоваться нормативным документом прямого действия, которым является Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 (далее - Инструкция № 23).

Так, в п.10 Инструкции № 23 указано, что стоимость материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, непосредственно используемых при оказании услуг, в тарифы на услуги не включается, а оплачивается заказчиками дополнительно.

При этом в случае использования материалов, запасных частей, узлов и агрегатов импортного производства, закупленных субъектами предпринимательской деятельности по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, их стоимость дополнительно оплачивается заказчиками по ценам, сформированным субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка (п.12 Инструкции № 23).

Анализ положений упомянутых выше документов с учетом норм ст.10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон № 361-З) позволяет сформулировать следующие заключения:

1) если заказчиками услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, то указываемая в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 и дополнительно оплачиваемая заказчиком стоимость использованных при оказании этих услуг материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, закупленных по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, рассчитывается с применением оптовой надбавки в размере не более 30 %. Другими словами, эта стоимость формируется в соответствии с указаниями части второй п.12 Инструкции № 183. Разъяснения, приведенные в п.3 письма № 12-01-09/5678, данным указаниям не противоречат и также могут применяться.

Сделанный вывод основан на следующем. Статьей 10 Закона № 361-З предусмотрено, что новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа. Так как постановление Минэкономики РБ от 19.08.2009 № 141, изложившее п.12 Инструкции № 183 в новой редакции, принято (издано) позднее Инструкции № 23, приоритет по рассматриваемому вопросу отдается Инструкции № 183;

2) если услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей оказываются физическим лицам (населению), то указываемая в разделе 2 заказа-наряда формы ЗН-1 и дополнительно оплачиваемая заказчиком стоимость использованных при этом материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, закупленных по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, устанавливается на основании указаний части первой п.12 Инструкции № 183 и п.12 Инструкции № 23, т.е. с учетом конъюнктуры рынка. Положения п.3 письма № 12-01-09/5678 в данном случае не применяются, поскольку, во-первых, оно уступает по юридической силе Инструкции № 183 и Инструкции № 23, и, во-вторых, в нем сделано исключение для ситуаций, когда законодательством Республики Беларусь установлено иное.

В заключение стоит напомнить, что контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Нацбанка РБ на дату формирования цены (часть третья п.12 Инструкции № 183). При этом дата формирования цены не всегда может совпадать с датой таможенного оформления ввезенных товарно-материальных ценностей (цена может быть сформирована позднее).

 

Примечание. В приложении 1 к Инструкции № 183 материалы, запасные части, узлы и агрегаты к автомобилям не названы.

 

30.11.2009 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: С 7 декабря 2010 г. приказ Минфина РБ от 30.09.1999 № 267 «Об утверждении бланка заказ-наряда формы ЗН-1 и порядка его заполнения» на основании постановления Минфина РБ от 28.10.2010 № 126 утратил силу.

С 12 декабря 2010 г. постановление Минэкономики РБ от 28.01.2008 № 23 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств» на основании постановления Минэкономики РБ от 08.11.2010 № 163 утратило силу.

С 14 апреля 2011 г. постановления Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» и от 19.08.2009 № 141 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратили силу.