


Материал помещен в архив
ВОПРОС: По результатам электронного аукциона определен победитель, который отказывается подписать договор с предусмотренными проектом договора на государственную закупку (был размещен в составе аукционных документов) условиями об ответственности сторон.
Каковы действия заказчика в таком случае и может ли заказчик отказаться от заключения договора?
ОТВЕТ: При проведении электронного аукциона как процедуры государственных закупок аукционные документы утверждаются заказчиком (организатором) до размещения приглашения и должны содержать в том числе проект договора на государственную закупку (ст.43 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь. |
При подаче предложения каждый участник электронного аукциона должен в состав первого раздела предложения включить заявление о согласии участника (в случае признания его участником-победителем) заключить договор на условиях, указанных в аукционных документах и его предложении, по форме, определенной регламентом оператора электронной торговой площадки (часть вторая п.2 ст.45 Закона).
По общему правилу договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона - по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки (п.1 ст.25 Закона).
Тем самым участник - победитель электронного аукциона должен заключить договор на тех условиях, которые предусматривались проектом договора по цене последней ставки такого участника (но с учетом п.2 ст.48 Закона).
В свою очередь, если такой участник-победитель отказывается подписать договор с предусмотренными проектом договора на государственную закупку условиями об ответственности сторон, то его бездействие следует рассматривать как уклонение (отказ) от заключения договора на государственную закупку. Дальнейшие действия заказчика следующие: если такой участник являлся участником, сделавшим последнюю ставку, то на основании п.2 ст.48 Закона участником-победителем может быть определен участник, сделавший предпоследнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены. Если участник, сделавший предпоследнюю ставку, не соответствует указанным требованиям, электронный аукцион признается несостоявшимся (п.1 ст.26 Закона).
В дальнейшем применению подлежит подп.1.19 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». Так, в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июня 2023 г. подп.1.19 п.1 Указа № 590 исключен Указом от 22.06.2023 № 178. |
• по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен, либо в состав, систему которого входит заказчик, либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) - с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам;
• на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.
![]() |
Обратите внимание! Заказчик отказаться от заключения договора на государственную закупку не вправе. Такое бездействие заказчика рассматривается как нарушение законодательства о государственных закупках, предусматривающее применение мер административной ответственности (части 4, 5 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках предусмотрена в ст.12.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь. |
10.01.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»