Вопрос-ответ от 24.10.2016
Автор: Морозевич М.

По результатам конкурса сформирована контрактная неизменная цена. Источник финансирования - бюджетные средства. Объект строительства - капитальный ремонт канализационных сетей детского учреждения (не строительство жилых домов). Заказчик в договор внес условие, по которому экономия подрядчика (на стоимости материалов) передается заказчику, а убытки относятся на подрядчика. Правомерно ли требование заказчика?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС (ОАО «Г»): По результатам конкурса сформирована контрактная неизменная цена. Источник финансирования - бюджетные средства. Объект строительства - капитальный ремонт канализационных сетей детского учреждения (не строительство жилых домов). Заказчик в договор внес условие, по которому экономия подрядчика (на стоимости материалов) передается заказчику, а убытки относятся на подрядчика.

Правомерно ли требование заказчика, если п.11 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, установлено, что снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика (за исключением строительства жилья) и при этом нет ссылки на то, что иное может быть установлено договором?

 

ОТВЕТ: Договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения (часть первая п.1 ст.25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами (п.2 ст.664 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Следовательно, если в конкурсных документах (проекте договора строительного подряда), представленных заказчиком участнику конкурса, было установлено обязательное условие о возврате полученной экономии подрядчика (в части стоимости строительных материалов) без возможности подачи участником конкурса альтернативного предложения в данной части, заказчик вправе настаивать на включении данного условия в заключаемый договор строительного подряда, а участник, признанный победителем, должен заключить договор на этих условиях. Если же участник, признанный победителем, отказывается от заключения договора, то он несет ответственность, предусмотренную нормами законодательства.

В случае наличия возможности подачи участником конкурса альтернативного предложения заказчику в части исключения из проекта договора строительного подряда условия о разделении полученной экономии подрядчика и признании этого участника конкурса его победителем с данным альтернативным условием, заказчик не вправе настаивать на включении в заключаемый договор строительного подряда условия, первоначально установленного в конкурсной документации.

Другими словами, участник процедуры закупки на этапе подготовки конкурсного предложения должен учесть все условия заказчика и предложить свои изменения в проект договора, если у него есть такая возможность.

При этом необходимо отметить, что превышение фактических затрат подрядчика над неизменной ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством (убытки подрядчика), относится на финансовые результаты деятельности подрядчика независимо от условий договора строительного подряда.

 

24.10.2016

 

Михаил Морозевич, заместитель начальника управления аудита республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь»

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Ценообразование в строительстве»