


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ОАО «ФК»): По внешнеэкономическому договору резидент перечислил нерезиденту (резидент Латвии) предоплату за товар в долларах США. Нерезидент не имеет возможности поставить в адрес резидента товар и намеревается вернуть перечисленную предоплату.
Возможно ли изменить валюту обязательства в данном случае и вернуть предоплату в белорусских рублях? Если возможно, то каким образом это оформить?
ОТВЕТ: При импорте внешнеторговая операция может быть завершена в том числе путем возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги (подп.1.9 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
Полагаем, что изменение валюты обязательств в подобном случае допустимо. Это следует из п.7 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, согласно которому, если иное не определено актами валютного законодательства Республики Беларусь, при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом по экспорту либо импорту изменение валюты обязательств допускается:
• при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;
• при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;
• при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;
• при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Таким образом, поскольку иными актами валютного законодательства не предусмотрено в этой части дополнительных ограничений, то изменение валюты обязательств и возврат предоплаты в белорусских рублях не запрещен.
С учетом вышеизложенного полагаем, что в рассматриваемом случае для прекращения обязательств по внешнеторговой операции необходимо заключить дополнительное соглашение к договору и определить в нем, что в силу невозможности перечисления иностранной валюты, нерезидент обязуется перечислить белорусские рубли по определенному курсу.
Однако, на наш взгляд, вышеизложенное справедливо только в том случае, если у резидента имеются документальные доказательства «чистоты сделки», а именно того, что контрагент-нерезидент вообще поставлял подобную продукцию и в конкретном случае не смог это сделать. В противном случае имеется риск рассмотрения данной сделки в качестве притворной, то есть прикрывающей другую сделку, а именно договор купли-продажи иностранной валюты за белорусские рубли.
При этом необходимо учитывать, что согласно п.6 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112, субъектами валютных операций - резидентами валютно-обменные операции должны проводиться на внутреннем валютном рынке, за исключением операций, совершаемых на внешнем валютном рынке на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 апреля 2018 г. согласно п.5 Инструкции № 112 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2017 № 538) валютно-обменные операции на внешнем валютном рынке субъектами валютных операций - резидентами осуществляются на основании разрешения, выданного Национальным банком Республики Беларусь. |
Соответственно, если при проверке контролирующими органами из обстоятельств дела будет вытекать, что соответствующий нерезидент вообще никогда не поставлял тот товар, который белорусский субъект якобы намеревался приобрести, и сделки, связанные с получением предоплаты в одной валюте и ее возвратом в другой, носили системный характер, данные сделки могут быть признаны недействительными с соответствующими последствиями.
29.06.2015
Роман Томкович, директор юридического департамента открытого акционерного общества «Белинвестбанк»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Правовое регулирование расчетов по внешнеэкономическим договорам»