Материал помещен в архив
ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
По мнению специалистов, основная причина подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) - сознательное нарушение и водителями, и пешеходами Правил дорожного движения. Сегодня общество сталкивается с крайне низкой культурой на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом.
В числе принимаемых мер для повышения безопасности дорожного движения большое значение имеет повышение качества подготовки водителей.
Согласно ст.28 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее - Закон о дорожном движении) услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств (далее - подготовка водителей) оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 сентября 2022 г. следует руководствоваться Законом о дорожном движении с изменениями, внесенными Законом от 14.12.2021 № 134-З. |
В настоящее время подготовку водителей осуществляют 464 учебные организации, что позволяет полностью удовлетворить потребность населения в данных услугах.
В то же время во многих автошколах качество подготовки водителей находится на достаточно низком уровне.
За 2014 год подготовлено 160 143 водителей, при этом процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - ГАИ) составляет около 56 %.
Наименьший процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ регистрируется в г. Минске (около 30 %).
За истекший период были приняты меры по совершенствованию как процесса обучения водителей автомототранспортных средств, так и сдачи экзаменов, осуществляемого соответствующими подразделениями ГАИ.
В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 в подп.2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее - Указ № 551) внесены соответствующие изменения по увеличению срока и часов обучения управлению механическим транспортным средством категории «B».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2015 № 526 «О внесении дополнения и изменений в Положение о порядке выдачи водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, талона к водительскому удостоверению и их обмена» упорядочена деятельность по сдаче экзаменов и выдаче водительского удостоверения на право управления мопедами и мотоциклами.
Правовое регулирование подготовки водителей механических транспортных средств в Республике Беларусь
Правовую основу подготовки водителей транспортных средств составляет ст.28 Закона о дорожном движении.
В соответствии со ст.12 Закона о дорожном движении контроль за соблюдением порядка предоставления услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей возложен на Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Официальные органы по сертификации услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей:
• республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр» (http://www.gto.by);
• республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт метрологии» Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (http://www.belgim.by).
Требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин устанавливает Совет Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь по установлению требований к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных определены ст.10 и 28 Закона о дорожном движении и подп.3.1 п.3 Указа № 551.
Требования к деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2006 № 120 «О некоторых вопросах осуществления деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств» (далее - постановление № 120).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2022 г. постановлением Совмина от 05.10.2022 № 665 изменено название постановления № 120: «О деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин». |
Требования, касающиеся подготовки водителей самоходных машин, определены в постановлении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25.03.2008 № 29 «Об утверждении требований к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению колесными тракторами и самоходными машинами».
Документ, подтверждающий прохождение подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов и самоходных машин, - это свидетельство, выдаваемое по форме, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 20.03.2008 № 25 (далее - постановление № 25).
Типичные нарушения, допускаемые автошколами при подготовке водителей механических транспортных средств
Результаты сертификации услуг по подготовке водителей, а также поступающие обращения граждан свидетельствуют о следующих типичных нарушениях в автошколах:
• отступления от учебных программ, допускаемые на практических занятиях;
• сокращение времени, отведенного на обучение практическому вождению, и, как следствие, приписки при обучении практическому управлению механическими транспортными средствами. Например, вместо предусмотренных 2 ч. практического обучения управлению механическими транспортными средствами фактически обучение проводится 1 ч.;
• формальное проведение экзаменов в учебной организации. Например, прием экзамена производится только одним мастером производственного обучения без участия членов комиссии;
• прием практического экзамена в автошколе проводится только по тем элементам, которые принимаются на квалификационных экзаменах в ГАИ, вместо всех, которые предусмотрены государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 2191.2-2011 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 2. Требования к проведению экзаменов в учебных организациях», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.06.2011 № 30.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 ноября 2020 г. вводится в действие СТБ 2191.2-2020 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 2. Требования к проведению экзаменов в учебных организациях», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2020 № 46 (далее - постановление № 46). С 1 февраля 2021 г. СТБ 2191.2-2011 отменяется постановлением № 46; |
• обучение производится без оформления договоров с обучающимся или с оформлением договоров, в которых фактически отсутствуют обязанности автошкол и права обучающихся;
• использование устаревших форм и методов подготовки в автошколах. Так, обучение водителей и прием экзаменов в основном осуществляются с учетом требований, принятых в 1970-е годы;
• обучение вождению в автошколах по-прежнему производится только на автомобилях с механической коробкой передач, несмотря на значительное увеличение количества автомобилей, оборудованных автоматической коробкой переключения передач (АКП).
В автошколах распространены и другие факты нарушений при подготовке водителей механических транспортных средств.
Таким образом, действующая в Республике Беларусь система подготовки кандидатов в водители и присвоения квалификации водителя не в полной мере отвечает современным требованиям дорожного движения и требует соответствующей актуализации и корректировки.
Совершенствование законодательства, регулирующего подготовку водителей механических транспортных средств
В целях совершенствования деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, повышения качества подготовки водителей и создания условий для защиты интересов потребителей услуг принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2015 № 503 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 120» (далее - постановление № 503).
Необходимость внесения дополнений и изменений в постановление № 120 обусловлена произошедшими изменениями в законодательстве, практикой проведения процедуры сертификации услуг по подготовке водителей автомобилей, результатами мониторинга общественного мнения о качестве оказываемых услуг автошколами, а также складывающейся ситуацией с подготовкой водителей механических транспортных средств.
Так, в соответствии с Законом о дорожном движении функции по утверждению единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих управлению ими, делегированы в пределах своей компетенции Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Формы свидетельств о подготовке, переподготовке и повышении квалификации водителей механических транспортных на основании ст.26 и 28 Закона о дорожном движении установлены постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.05.2013 № 14 и от 29.09.2014 № 34, постановлением № 25, а форма свидетельства о повышении квалификации установлена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (приложения 42 и 43).
В целях уточнения требований к работе преподавателей в автошколах внесены соответствующие изменения в подп.1.2.1, 1.2.12 п.1 постановления № 120.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2022 г. в подп.1.2.1, 1.2.5, 1.2.11, 1.2.12 п.1 постановления № 120 внесены изменения постановлением № 665. |
Проверки юридических лиц, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств, показали многочисленные нарушения законодательства об охране труда.
Некоторые руководители и члены комиссии организаций по проверке знаний работников по вопросам охраны труда не проходят проверку знаний в установленном законодательством порядке, не обеспечивается периодический контроль за состоянием охраны труда, отдельным работникам не выдаются средства индивидуальной защиты, инструктажи по охране труда с работниками не проводятся или проводятся с нарушением сроков и др.
В связи с этим произведена корректировка подп.1.2.5 п.1 постановления № 120, которым закрепляется обязанность по обеспечению законодательства об охране труда в автошколе.
В целях упорядочения деятельности по подготовке водителей, а также недопущения оформления договоров, в которых фактически отсутствуют обязанности автошкол и права обучающихся, в подп.1.2.11 п.1 постановления № 120 указано, что типовые формы договора определяются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Данная мера позволит определить права, обязанности, ответственность юридических лиц, оказывающих услуги по подготовке водителей, курсантов с одновременным разъяснением порядка действий в случае неудовлетворительного оказания услуг.
При этом действие подп.1.2.11 п.1 постановления № 120 не распространяется на подготовку водителей механических транспортных средств в учебных организациях, входящих в состав (систему) Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, осуществляющих подготовку для собственных нужд. Подготовка водителей для собственных нужд осуществляется на основании внутренних приказов данных ведомств.
Постановлением № 503 внесено дополнение, закрепляющее требование о применении на учебных автомобилях дополнительного оборудования. В частности, предусматривается требование об оснащенности учебных автомобилей дополнительным оборудованием в соответствии с Правилами дорожного движения и техническими нормативными правовыми актами.
Предусматривается также установление требования к автошколам по обеспечению возможности расчетов за оказываемые услуги по подготовке водителей посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.
Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 03.04.2015 № 93 (далее - постановление № 93) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), утвержденную постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.02.2011 № 67 (далее - Инструкция).
В частности, в новой редакции изложен п.6 Инструкции, согласно которому экзамены на право управления механическим транспортным средством, за исключением колесного трактора, проводятся последовательно: вначале теоретический, затем практический.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2022 г. следует руководствоваться п.6 Инструкции в ред. постановления МВД от 16.06.2022 № 149. |
Лицо, сдавшее теоретический экзамен, допускается к сдаче практического экзамена в течение последующих 6 месяцев, по истечении которых теоретический экзамен назначается вновь. Таким образом, если обучаемый не уложился в установленный срок, теория пересдается им заново.
Практический экзамен на учебном автомобиле принимается в два этапа: первый этап - на автодроме (площадка), второй - на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения (город).
Повторно экзамены назначаются не ранее чем через 6 дней со дня, следующего за днем последнего экзамена.
Для лиц, не сдавших теоретический экзамен либо один из этапов практического экзамена с третьей и последующих попыток, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.
В случае непредставления экзаменационной карточки по теоретическому и практическому экзаменам в межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) для получения водительского удостоверения в течение 3 лет теоретический и практический экзамены назначаются вновь.
Инструкция дополнена нормой, согласно которой при приеме практического экзамена на втором этапе может использоваться радиоэлектронное устройство для навигации (GPS-навигатор). Решение об использовании GPS-навигатора принимается председателем экзаменационной комиссии по согласованию с членами комиссии (экзаменаторами). Член комиссии (экзаменатор) перед началом приема экзамена вносит испытательный маршрут в GPS-навигатор.
Инструкцией и ранее предусматривалась возможность подачи лицом, сдавшим экзамен, апелляции с обоснованием причин несогласия с результатом экзамена и (или) выставленной оценкой. Вместе с тем постановлением № 93 внесено дополнение в Инструкцию в части подачи повторной апелляции: повторная апелляция рассмотрению не подлежит и возвращается экзаменуемому без рассмотрения.
Внесены также изменения в перечень форм приема теоретического экзамена, в частности исключена такая форма приема экзамена, как устный опрос с использованием тестовых заданий.
Кроме того, из Инструкции исключена норма, предусматривающая требование к тестовому заданию для приема теоретического экзамена, согласно которому последнее должно состоять из 10 вопросов на бумажном носителе.
В новой редакции изложен п.13 Инструкции, согласно которому теоретический экзамен, принимаемый по билетам с использованием автоматизированных систем, должен длиться не более 15 минут, а по билетам на бумажном носителе - не более 30 минут. Положительная оценка «сдан» выставляется в том случае, если экзаменуемый допустил не более одного неправильного ответа. Лицам, которые в течение указанного времени ответили не на все вопросы экзаменационного билета, выставляется оценка «не сдан».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2022 г. следует руководствоваться ч.2 и 3 п.13 Инструкции в ред. постановления № 149. Если экзаменуемый допустил не более одного неправильного ответа, в АИС ГАИ вносится результат сдачи экзамена посредством проставления отметки «сдан». Лицам, которые в течение указанного времени ответили не на все вопросы экзаменационного билета, в АИС ГАИ проставляется отметка «не сдан». |
Если курсант экзамены сдал, получил экзаменационную карточку, но не представил ее в ГАИ для получения водительского удостоверения в течение 3 лет, теорию и практику придется сдавать заново.
В целях установления требований об углубленном медицинском освидетельствовании и проведении психофизиологического тестирования кандидатов в водители на основании части второй ст.23 Закона о дорожном движении Министерство здравоохранения Республики Беларусь приняло следующие нормативные правовые акты:
• постановление от 11.12.2014 № 95 «Об установлении отдельных форм медицинских документов и утверждении Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов)»;
• постановление от 23.12.2014 № 103 «Об утверждении Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители колесных тракторов и самоходных машин и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей колесных тракторов и самоходных машин».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 сентября 2022 г. действует Инструкция о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин, обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин и медицинского освидетельствования судоводителей моторных маломерных судов, утв. постановлением Минздрава от 05.09.2022 № 95. |
Указанные постановления определяют порядок обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, колесных тракторов и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств и колесных тракторов.
Предложения по оптимизации действующей в Республике Беларусь системы подготовки водителей механических транспортных средств
Несмотря на принятие указанных выше нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки водителей механических транспортных средств, по-прежнему нерешенными остались некоторые вопросы, прямо или косвенно влияющие на качество подготовки кандидатов в водители и, как следствие, на безопасность дорожного движения в целом.
По мнению авторов, для совершенствования данного процесса необходимо:
• дополнение программ практического вождения занятиями по обучению навыкам вождения автомобилей с АКП;
• налаживание статистического учета по следующим параметрам: количество ДТП, совершенных молодыми водителями, прошедшими обучение в конкретной автошколе, процент сдачи экзаменов в ГАИ с первой попытки при осуществлении контроля по сертификации услуг по подготовке водителей;
• организация системного и качественного контроля за соблюдением порядка предоставления услуг по подготовке водителей и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами в соответствии с требованиями ст.12 Закона о дорожном движении. При этом основной упор необходимо сделать на обязательном контроле проведения занятий, их посещаемости, выполнении всей программы подготовки каждым обучаемым;
• оборудование автотранспорта, используемого для приема практического экзамена, системами видеозвукозаписи (двусторонние видеорегистраторы) с возможностью ее хранения в течение определенного времени после получения права управления транспортным средством в целях исключения коррупционных рисков, объективности приема экзаменов;
• введение нормы, ограничивающей количество попыток сдачи практической части квалификационных экзаменов. Если кандидат в водители не сдает практический экзамен с третьего раза, допуск к следующему экзамену осуществлять только после прохождения дополнительного курса практического вождения в учебных организациях;
• поэтапное предоставление права управления механическими транспортными средствами и выдача лицам, прошедшим обучение по программе подготовки водителей категории «В», временного водительского удостоверения, предусматривающего некоторые ограничения в течение двухлетнего испытательного срока: ограничение скорости движения, запрет перевозки пассажиров, запрет управления в ночное время суток и т. д.;
• определение квалификационных требований к должности инструктора по вождению. Одно из требований, предъявляемых к деятельности по подготовке водителей, установленных постановлением № 120, - укомплектованность юридического лица работниками, обладающими квалификацией, позволяющей осуществлять подготовку водителей в соответствии с едиными программами подготовки водителей.
Вместе с тем квалификационных требований для указанных лиц законодательство не содержит. Это способствует тому, что к работе допускаются преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие свидетельств о прохождении повышения квалификации по подготовке водителей транспортных средств.
Имеются случаи, когда в автошколах занятия проводят преподаватели и мастера производственного обучения, которые систематически привлекаются к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, а в отдельных учреждениях - по вине которых произошли ДТП, в том числе находящиеся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
• введение запрета на обучение на дорогах общего пользования без отработки занятий на автодроме;
• регламентирование оснований ответственности обучающих лиц. Так, за качество обучения и подготовку учащихся к сдаче экзаменов в учебной организации и квалификационных экзаменов в ГАИ преподаватели и мастера могут нести лишь гражданско-правовую ответственность по решению суда, если лицо, не сдавшее экзамен, обратится в суд с иском о возмещении стоимости обучения, представив доказательства вины преподавательского состава автошколы. Административная ответственность за нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению транспортного средства, не установлена.
11.08.2015
Николай Лимож, юрист
Михаил Косович, юрист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль
