


Материал помещен в архив
ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
По мнению специалистов, основная причина подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) - сознательное нарушение и водителями, и пешеходами Правил дорожного движения. Сегодня общество сталкивается с крайне низкой культурой на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом.
В числе принимаемых мер для повышения безопасности дорожного движения большое значение имеет повышение качества подготовки водителей.
Согласно ст.28 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее - Закон о дорожном движении) услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств (далее - подготовка водителей) оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 сентября 2022 г. следует руководствоваться Законом о дорожном движении с изменениями, внесенными Законом от 14.12.2021 № 134-З. |
В настоящее время подготовку водителей осуществляют 464 учебные организации, что позволяет полностью удовлетворить потребность населения в данных услугах.
В то же время во многих автошколах качество подготовки водителей находится на достаточно низком уровне.
За 2014 год подготовлено 160 143 водителей, при этом процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - ГАИ) составляет около 56 %.
Наименьший процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ регистрируется в г. Минске (около 30 %).
За истекший период были приняты меры по совершенствованию как процесса обучения водителей автомототранспортных средств, так и сдачи экзаменов, осуществляемого соответствующими подразделениями ГАИ.
В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 в подп.2.1 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее - Указ № 551) внесены соответствующие изменения по увеличению срока и часов обучения управлению механическим транспортным средством категории «B».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2015 № 526 «О внесении дополнения и изменений в Положение о порядке выдачи водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, талона к водительскому удостоверению и их обмена» упорядочена деятельность по сдаче экзаменов и выдаче водительского удостоверения на право управления мопедами и мотоциклами.
Правовое регулирование подготовки водителей механических транспортных средств в Республике Беларусь
Правовую основу подготовки водителей транспортных средств составляет ст.28 Закона о дорожном движении.
В соответствии со ст.12 Закона о дорожном движении контроль за соблюдением порядка предоставления услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей возложен на Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Официальные органы по сертификации услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей:
• республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр» (http://www.gto.by);
• республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт метрологии» Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (http://www.belgim.by).
Требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин устанавливает Совет Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь по установлению требований к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных определены ст.10 и 28 Закона о дорожном движении и подп.3.1 п.3 Указа № 551.
Требования к деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2006 № 120 «О некоторых вопросах осуществления деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств» (далее - постановление № 120).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2022 г. постановлением Совмина от 05.10.2022 № 665 изменено название постановления № 120: «О деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин». |
Требования, касающиеся подготовки водителей самоходных машин, определены в постановлении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25.03.2008 № 29 «Об утверждении требований к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению колесными тракторами и самоходными машинами».
Документ, подтверждающий прохождение подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов и самоходных машин, - это свидетельство, выдаваемое по форме, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 20.03.2008 № 25 (далее - постановление № 25).
Типичные нарушения, допускаемые автошколами при подготовке водителей механических транспортных средств
Результаты сертификации услуг по подготовке водителей, а также поступающие обращения граждан свидетельствуют о следующих типичных нарушениях в автошколах:
• отступления от учебных программ, допускаемые на практических занятиях;
• сокращение времени, отведенного на обучение практическому вождению, и, как следствие, приписки при обучении практическому управлению механическими транспортными средствами. Например, вместо предусмотренных 2 ч. практического обучения управлению механическими транспортными средствами фактически обучение проводится 1 ч.;
• формальное проведение экзаменов в учебной организации. Например, прием экзамена производится только одним мастером производственного обучения без участия членов комиссии;
• прием практического экзамена в автошколе проводится только по тем элементам, которые принимаются на квалификационных экзаменах в ГАИ, вместо всех, которые предусмотрены государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 2191.2-2011 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 2. Требования к проведению экзаменов в учебных организациях», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.06.2011 № 30.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 ноября 2020 г. вводится в действие СТБ 2191.2-2020 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. Часть 2. Требования к проведению экзаменов в учебных организациях», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.08.2020 № 46 (далее - постановление № 46). С 1 февраля 2021 г. СТБ 2191.2-2011 отменяется постановлением № 46; |
• обучение производится без оформления договоров с обучающимся или с оформлением договоров, в которых фактически отсутствуют обязанности автошкол и права обучающихся;
• использование устаревших форм и методов подготовки в автошколах. Так, обучение водителей и прием экзаменов в основном осуществляются с учетом требований, принятых в 1970-е годы;
• обучение вождению в автошколах по-прежнему производится только на автомобилях с механической коробкой передач, несмотря на значительное увеличение количества автомобилей, оборудованных автоматической коробкой переключения передач (АКП).
В автошколах распространены и другие факты нарушений при подготовке водителей механических транспортных средств.
Таким образом, действующая в Республике Беларусь система подготовки кандидатов в водители и присвоения квалификации водителя не в полной мере отвечает современным требованиям дорожного движения и требует соответствующей актуализации и корректировки.
Совершенствование законодательства, регулирующего подготовку водителей механических транспортных средств
В целях совершенствования деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, повышения качества подготовки водителей и создания условий для защиты интересов потребителей услуг принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2015 № 503 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 120» (далее - постановление № 503).
Необходимость внесения дополнений и изменений в постановление № 120 обусловлена произошедшими изменениями в законодательстве, практикой проведения процедуры сертификации услуг по подготовке водителей автомобилей, результатами мониторинга общественного мнения о качестве оказываемых услуг автошколами, а также складывающейся ситуацией с подготовкой водителей механических транспортных средств.
Так, в соответствии с Законом о дорожном движении функции по утверждению единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих управлению ими, делегированы в пределах своей компетенции Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Формы свидетельств о подготовке, переподготовке и повышении квалификации водителей механических транспортных на основании ст.26 и 28 Закона о дорожном движении установлены постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.05.2013 № 14 и от 29.09.2014 № 34, постановлением № 25, а форма свидетельства о повышении квалификации установлена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (приложения 42 и 43).
В целях уточнения требований к работе преподавателей в автошколах внесены соответствующие изменения в подп.1.2.1, 1.2.12 п.1 постановления № 120.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2022 г. в подп.1.2.1, 1.2.5, 1.2.11, 1.2.12 п.1 постановления № 120 внесены изменения постановлением № 665. |
Проверки юридических лиц, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств, показали многочисленные нарушения законодательства об охране труда.
Некоторые руководители и члены комиссии организаций по проверке знаний работников по вопросам охраны труда не проходят проверку знаний в установленном законодательством порядке, не обеспечивается периодический контроль за состоянием охраны труда, отдельным работникам не выдаются средства индивидуальной защиты, инструктажи по охране труда с работниками не проводятся или проводятся с нарушением сроков и др.
В связи с этим произведена корректировка подп.1.2.5 п.1 постановления № 120, которым закрепляется обязанность по обеспечению законодательства об охране труда в автошколе.
В целях упорядочения деятельности по подготовке водителей, а также недопущения оформления договоров, в которых фактически отсутствуют обязанности автошкол и права обучающихся, в подп.1.2.11 п.1 постановления № 120 указано, что типовые формы договора определяются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Данная мера позволит определить права, обязанности, ответственность юридических лиц, оказывающих услуги по подготовке водителей, курсантов с одновременным разъяснением порядка действий в случае неудовлетворительного оказания услуг.
При этом действие подп.1.2.11 п.1 постановления № 120 не распространяется на подготовку водителей механических транспортных средств в учебных организациях, входящих в состав (систему) Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, осуществляющих подготовку для собственных нужд. Подготовка водителей для собственных нужд осуществляется на основании внутренних приказов данных ведомств.
Постановлением № 503 внесено дополнение, закрепляющее требование о применении на учебных автомобилях дополнительного оборудования. В частности, предусматривается требование об оснащенности учебных автомобилей дополнительным оборудованием в соответствии с Правилами дорожного движения и техническими нормативными правовыми актами.
Предусматривается также установление требования к автошколам по обеспечению возможности расчетов за оказываемые услуги по подготовке водителей посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.
Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 03.04.2015 № 93 (далее - постановление № 93) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), утвержденную постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.02.2011 № 67 (далее - Инструкция).
В частности, в новой редакции изложен п.6 Инструкции, согласно которому экзамены на право управления механическим транспортным средством, за исключением колесного трактора, проводятся последовательно: вначале теоретический, затем практический.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2022 г. следует руководствоваться п.6 Инструкции в ред. постановления МВД от 16.06.2022 № 149. |
Лицо, сдавшее теоретический экзамен, допускается к сдаче практического экзамена в течение последующих 6 месяцев, по истечении которых теоретический экзамен назначается вновь. Таким образом, если обучаемый не уложился в установленный срок, теория пересдается им заново.
Практический экзамен на учебном автомобиле принимается в два этапа: первый этап - на автодроме (площадка), второй - на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения (город).
Повторно экзамены назначаются не ранее чем через 6 дней со дня, следующего за днем последнего экзамена.
Для лиц, не сдавших теоретический экзамен либо один из этапов практического экзамена с третьей и последующих попыток, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней.
В случае непредставления экзаменационной карточки по теоретическому и практическому экзаменам в межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) для получения водительского удостоверения в течение 3 лет теоретический и практический экзамены назначаются вновь.
Инструкция дополнена нормой, согласно которой при приеме практического экзамена на втором этапе может использоваться радиоэлектронное устройство для навигации (GPS-навигатор). Решение об использовании GPS-навигатора принимается председателем экзаменационной комиссии по согласованию с членами комиссии (экзаменаторами). Член комиссии (экзаменатор) перед началом приема экзамена вносит испытательный маршрут в GPS-навигатор.
Инструкцией и ранее предусматривалась возможность подачи лицом, сдавшим экзамен, апелляции с обоснованием причин несогласия с результатом экзамена и (или) выставленной оценкой. Вместе с тем постановлением № 93 внесено дополнение в Инструкцию в части подачи повторной апелляции: повторная апелляция рассмотрению не подлежит и возвращается экзаменуемому без рассмотрения.
Внесены также изменения в перечень форм приема теоретического экзамена, в частности исключена такая форма приема экзамена, как устный опрос с использованием тестовых заданий.
Кроме того, из Инструкции исключена норма, предусматривающая требование к тестовому заданию для приема теоретического экзамена, согласно которому последнее должно состоять из 10 вопросов на бумажном носителе.
В новой редакции изложен п.13 Инструкции, согласно которому теоретический экзамен, принимаемый по билетам с использованием автоматизированных систем, должен длиться не более 15 минут, а по билетам на бумажном носителе - не более 30 минут. Положительная оценка «сдан» выставляется в том случае, если экзаменуемый допустил не более одного неправильного ответа. Лицам, которые в течение указанного времени ответили не на все вопросы экзаменационного билета, выставляется оценка «не сдан».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2022 г. следует руководствоваться ч.2 и 3 п.13 Инструкции в ред. постановления № 149. Если экзаменуемый допустил не более одного неправильного ответа, в АИС ГАИ вносится результат сдачи экзамена посредством проставления отметки «сдан». Лицам, которые в течение указанного времени ответили не на все вопросы экзаменационного билета, в АИС ГАИ проставляется отметка «не сдан». |
Если курсант экзамены сдал, получил экзаменационную карточку, но не представил ее в ГАИ для получения водительского удостоверения в течение 3 лет, теорию и практику придется сдавать заново.
В целях установления требований об углубленном медицинском освидетельствовании и проведении психофизиологического тестирования кандидатов в водители на основании части второй ст.23 Закона о дорожном движении Министерство здравоохранения Республики Беларусь приняло следующие нормативные правовые акты:
• постановление от 11.12.2014 № 95 «Об установлении отдельных форм медицинских документов и утверждении Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов)»;
• постановление от 23.12.2014 № 103 «Об утверждении Инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители колесных тракторов и самоходных машин и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей колесных тракторов и самоходных машин».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 сентября 2022 г. действует Инструкция о порядке обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин, обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин и медицинского освидетельствования судоводителей моторных маломерных судов, утв. постановлением Минздрава от 05.09.2022 № 95. |
Указанные постановления определяют порядок обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, колесных тракторов и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств и колесных тракторов.
Предложения по оптимизации действующей в Республике Беларусь системы подготовки водителей механических транспортных средств
Несмотря на принятие указанных выше нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки водителей механических транспортных средств, по-прежнему нерешенными остались некоторые вопросы, прямо или косвенно влияющие на качество подготовки кандидатов в водители и, как следствие, на безопасность дорожного движения в целом.
По мнению авторов, для совершенствования данного процесса необходимо:
• дополнение программ практического вождения занятиями по обучению навыкам вождения автомобилей с АКП;
• налаживание статистического учета по следующим параметрам: количество ДТП, совершенных молодыми водителями, прошедшими обучение в конкретной автошколе, процент сдачи экзаменов в ГАИ с первой попытки при осуществлении контроля по сертификации услуг по подготовке водителей;
• организация системного и качественного контроля за соблюдением порядка предоставления услуг по подготовке водителей и лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами в соответствии с требованиями ст.12 Закона о дорожном движении. При этом основной упор необходимо сделать на обязательном контроле проведения занятий, их посещаемости, выполнении всей программы подготовки каждым обучаемым;
• оборудование автотранспорта, используемого для приема практического экзамена, системами видеозвукозаписи (двусторонние видеорегистраторы) с возможностью ее хранения в течение определенного времени после получения права управления транспортным средством в целях исключения коррупционных рисков, объективности приема экзаменов;
• введение нормы, ограничивающей количество попыток сдачи практической части квалификационных экзаменов. Если кандидат в водители не сдает практический экзамен с третьего раза, допуск к следующему экзамену осуществлять только после прохождения дополнительного курса практического вождения в учебных организациях;
• поэтапное предоставление права управления механическими транспортными средствами и выдача лицам, прошедшим обучение по программе подготовки водителей категории «В», временного водительского удостоверения, предусматривающего некоторые ограничения в течение двухлетнего испытательного срока: ограничение скорости движения, запрет перевозки пассажиров, запрет управления в ночное время суток и т. д.;
• определение квалификационных требований к должности инструктора по вождению. Одно из требований, предъявляемых к деятельности по подготовке водителей, установленных постановлением № 120, - укомплектованность юридического лица работниками, обладающими квалификацией, позволяющей осуществлять подготовку водителей в соответствии с едиными программами подготовки водителей.
Вместе с тем квалификационных требований для указанных лиц законодательство не содержит. Это способствует тому, что к работе допускаются преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие свидетельств о прохождении повышения квалификации по подготовке водителей транспортных средств.
Имеются случаи, когда в автошколах занятия проводят преподаватели и мастера производственного обучения, которые систематически привлекаются к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, а в отдельных учреждениях - по вине которых произошли ДТП, в том числе находящиеся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
• введение запрета на обучение на дорогах общего пользования без отработки занятий на автодроме;
• регламентирование оснований ответственности обучающих лиц. Так, за качество обучения и подготовку учащихся к сдаче экзаменов в учебной организации и квалификационных экзаменов в ГАИ преподаватели и мастера могут нести лишь гражданско-правовую ответственность по решению суда, если лицо, не сдавшее экзамен, обратится в суд с иском о возмещении стоимости обучения, представив доказательства вины преподавательского состава автошколы. Административная ответственность за нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению транспортного средства, не установлена.
11.08.2015
Николай Лимож, юрист
Михаил Косович, юрист