


Материал помещен в архив
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ: КОГДА НЕОБХОДИМО ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СТАТУСА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, а также лица без гражданства (подданства) являются плательщиками подоходного налога с получаемых ими доходов как в денежной, так и в натуральной форме.
При этом в отдельных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РБ (далее - НК), физическим лицам для освобождения от подоходного налога получаемых ими доходов необходимо подтвердить факт налогового резидентства РБ.
Основания для признания физических лиц налоговыми резидентами РБ определены в ст.17 НК.
Так, налоговыми резидентами РБ являются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. В свою очередь физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь (п.1 ст.17 НК).
Рассмотрим порядок подтверждения физическими лицами своей принадлежности к налоговым резидентам РБ и случаи, когда это необходимо сделать.
Порядок подтверждения физическим лицом статуса налогового резидента
Порядок подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы документов, необходимых для такого подтверждения, а также перечень таких документов установлены в главе 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, гаражными кооперативами, кооперативами, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческими товариществами и (или) дачными кооперативами, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 100 (далее - Инструкция № 100).
День въезда в Республику Беларусь (выезда из Республики Беларусь) определяют на основании отметки о пересечении государственных границ иностранных государств, вносимой компетентным органом иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль, в документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь (п.5 Инструкции № 100).
Что же касается Российской Федерации, с которой отсутствует пограничный контроль, день въезда в Республику Беларусь (выезда из Республики Беларусь) физического лица из этого государства (в него) определяют на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда).
![]() |
Справочно Документами, удостоверяющими личность, являются паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца. При этом в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ, для удостоверения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, а также для подтверждения их специального статуса (прав и обязанностей) кроме указанных документов могут использоваться иные документы. Документами для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь являются паспорт гражданина Республики Беларусь, дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь, служебный паспорт гражданина Республики Беларусь, свидетельство на возвращение в Республику Беларусь, национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь, проездной документ Республики Беларусь (п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»). Необходимо отметить, что действие данного Указа не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, за исключением лиц, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, и лиц, которым выдается проездной документ Республики Беларусь. |
Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время:
• непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь;
• на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку (п.2 ст.17 НК).
![]() |
Пример 1 Гражданин РБ в течение 180 дней в 2013 г. работал по трудовому договору в Латвии. Кроме того, в этом же году он в течение 10 дней отдыхал в Турции. В общей сложности в 2013 г. он находился за пределами Республики Беларусь 190 дней. Время, на которое этот гражданин выезжал за пределы Республики Беларусь на отдых, относится ко времени фактического нахождения на ее территории, поэтому он признается налоговым резидентом РБ. |
![]() |
Пример 2 Гражданину РБ 14 января 2014 г. в Германии сделана операция. После чего он до августа 2014 г. должен пройти реабилитацию в этом государстве. В общей сложности в 2014 г. он будет находиться за пределами Республики Беларусь более 183 дней. В период реабилитации он оказывал консультационные услуги, плата за которые должна поступить в сентябре 2014 г. на его счет, открытый в банке Республики Беларусь С учетом того что время, на которое это лицо выезжало за пределы Республики Беларусь на лечение, относится ко времени фактического нахождения на ее территории, он признается налоговым резидентом РБ. Таким образом, полученные им доходы из-за границы за оказанные там консультационные услуги являются объектом обложения подоходным налогом в Республике Беларусь. |
![]() |
Пример 3 Гражданин РБ в течение всего 2013 г. и 6 месяцев 2014 г. находился в Республике Польша в целях обучения в университете. Университет выплачивал ему стипендию. Время, на которое указанный гражданин выезжал за пределы Республики Беларусь на учебу, не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь. Следовательно, он не признается налоговым резидентом РБ и полученная в Польше стипендия не является доходом, подлежащим обложению подоходным налогом в Республике Беларусь. |
Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:
• в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;
• в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;
• на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;
• исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование) (п.3 ст.17 НК).
При этом до тех пор, пока указанные положения не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом РБ в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.
![]() |
Пример 4 Гражданин РБ с февраля по декабрь 2013 г. работал на территории другого государства в качестве юриста. В апреле 2014 г. он получил из-за границы денежный перевод за оказанные в текущего года юридические услуги. С учетом того что на момент получения дохода нельзя определить, сколько дней в 2014 г. этот гражданин будет находиться на территории Республики Беларусь, он на дату получения дохода (апрель 2014 г.) не признается налоговым резидентом РБ в текущем календарном году, так как в предыдущем году он фактически находился за пределами Республики Беларусь более 183 дней. Если этот гражданин пробудет в 2014 г. на территории Республики Беларусь 183 дня и более, он будет признаваться ее налоговым резидентом и должен будет уплатить подоходный налог с полученного им в апреле дохода. |
Вместе с тем, если положения ст.17 НК и п.5 Инструкции № 100 не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, плательщик согласно п.6 Инструкции № 100 должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года (годов), а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения, по следующему перечню:
• документ, удостоверяющий личность;
• разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, оформленное в установленном порядке;
• копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории Республики Беларусь или иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и др.);
• копии документов, подтверждающих получение на территории Республики Беларусь или иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам;
• копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории Республики Беларусь или иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица в течение календарного года (годов);
• копии иных документов, подтверждающих въезд в Республику Беларусь (выезд из Республики Беларусь) и время пребывания на территории Республики Беларусь или иностранного государства.
![]() |
Обратите внимание! Копии документов необходимо представлять одновременно с оригиналами таких документов. |
Следует отметить, что количество дней фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в календарном году определяют начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивая днем выезда из Республики Беларусь (включительно) или последним днем такого календарного года.
Случаи, требующие подтверждения физическими лицами своего статуса налоговых резидентов Республики Беларусь
В ряде случаев освобождение отдельных доходов от обложения подоходным налогом может быть применимо только при условии, что получателями этих доходов выступают налоговые резиденты РБ. Такими случаями являются:
1) устранение двойного налогообложения для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
Фактически уплаченные (удержанные) плательщиком, являющимся налоговым резидентом РБ, в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога с доходов, полученных в этом иностранном государстве, подлежат зачету при уплате подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, за исключением доходов, полученных из оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, по перечню этих оффшорных зон - государств (территорий), определяемому Президентом РБ для целей применения оффшорного сбора (п.1 ст.182 НК).
В настоящее время перечень оффшорных зон утвержден Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353.
![]() |
Пример 5 Физическое лицо (гражданин Республики Беларусь) в августе 2013 г. уехало из Республики Беларусь работать за границу по контракту, заключенному на 10 месяцев с зарубежной компанией. Физическое лицо в 2013 г. непосредственно находилось на территории Республики Беларусь более 183 календарных дней. Следовательно, оно признается налоговым резидентом РБ и доходы, полученные им от зарубежной компании, подлежат обложению подоходным налогом в Республике Беларусь по ставке 12 % на основании налоговой декларации (расчета). При этом в целях избежания двойного налогообложения доходов на основании ст.182 НК при представлении данным физическим лицом документа, подтверждающего факт получения на территории иностранного государства дохода и уплаты с него налога, заверенного налоговой службой или иным компетентным органом соответствующего иностранного государства, эта сумма налога будет зачтена при уплате подоходного налога в Республике Беларусь. В случае продления контракта с физическим лицом и соответственно нахождения его в 2014 г. на территории иностранного государства более 183 дней он не будет признаваться налоговым резидентом Республики Беларусь. В этом случае доходы, полученные им за границей, не будут подлежать обложению подоходным налогом в Республике Беларусь. |
Для проведения зачета требуется соблюдение двух следующих условий:
а) наличие документов об уплате налогов за пределами Республики Беларусь, подтвержденных налоговой службой или иным компетентным органом соответствующего иностранного государства;
б) доходы получены не из оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, по перечню этих оффшорных зон - государств (территорий), определяемому Президентом РБ для целей исчисления оффшорного сбора.
![]() |
Пример 6 Физическое лицо (гражданин РБ) с мая по сентябрь 2013 г. работало за рубежом по контракту, заключенному с организацией, зарегистрированной в Республике Черногория. С учетом того что в 2013 г. физическое лицо непосредственно находилось на территории Республики Беларусь более 183 календарных дней, оно признается налоговым резидентом РБ и доходы, полученные им от зарубежной компании, подлежат обложению подоходным налогом в Республике Беларусь по ставке 12 % на основании налоговой декларации (расчета). Так как в перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие, представление информации о финансовых операциях, включена Республика Черногория, сумма уплаченного за границей налога не может быть зачтена при уплате подоходного налога в Республике Беларусь. Таким образом, физическому лицу необходимо будет уплатить подоходный налог в Республике Беларусь со всей суммы полученного им по контракту в Республике Черногория дохода без учета удержанного с этого дохода налога. |
Документы об уплаченных за границей суммах подоходного налога должны содержать сведения о суммах и видах начисленных доходов, периоде, в котором произведены такие начисления, сумме удержанного подоходного налога. Документ, составленный на иностранном языке, должен быть переведен на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом). Зачет уплаченных за границей сумм налога производится по мере представления соответствующих документов.
При этом необходимо отметить, что исчисление подлежащих зачету сумм налога, уплаченных (удержанных) в соответствии с законодательством иностранного государства, с доходов, полученных в этом иностранном государстве, производится отдельно по каждому доходу в пределах сумм налога, уплаченных (удержанных) с такого дохода, но не более суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленной с указанного дохода на основании главы 16 НК.
![]() |
Обратите внимание! Если сумма налога, уплаченная за пределами Республики Беларусь, превышает сумму налога, исчисленную по вышеназванным правилам, сумма такого превышения не подлежит возврату из бюджета Республики Беларусь; |
2) возможность применения льготы, предусмотренной подп.1.33 п.1 ст.163 НК и подп.1.5 п.1 Указа Президента РБ от 07.10.2013 № 455 «О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 455).
От подоходного налога с физических лиц на основании подп.1.33 п.1 ст.163 НК освобождаются доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками - налоговыми резидентами РБ от возмездного отчуждения:
• в течение 5 лет (в т.ч. путем продажи, мены, ренты) одного жилого дома с хозяйственными постройками (при их наличии), одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), одного гаража, одного машино-места, одного земельного участка, принадлежащих им на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество);
• в течение календарного года одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, или другого механического транспортного средства;
• иного имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности. К иному имуществу не относятся ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок, объекты недвижимого имущества, не указанные выше, имущественные права, доли, паи (части доли, пая) в организациях, а также имущество, ранее используемое плательщиком в предпринимательской деятельности в качестве основных средств, и имущество, указанное в подп.1.15 п.1 ст.163 НК;
• имущества, полученного плательщиком по наследству.
Следует отметить, что налоговые агенты не должны удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых физическому лицу, при приобретении у него имущества, перечисленного в абзацах 2 и 3 части первой подп.1.33 п.1 ст.163 НК. Данная норма действует независимо от количества приобретаемого у физических лиц имущества одного вида (подп.1.5 п.1 Указа № 455).
То есть при приобретении у физического лица, признаваемого налоговым резидентом Республики Беларусь, двух автомобилей и квартиры организация с дохода, выплачиваемого физическому лицу за это имущество, не должна удерживать подоходный налог.
![]() |
Пример 7 Физическое лицо (гражданин Украины) с января 2013 г. постоянно работает в Республике Беларусь по контракту, заключенному с белорусской организацией. Эта белорусская организация в феврале 2014 г. приобрела у данного иностранного гражданина легковой автомобиль. Указанный иностранный гражданин в 2013 г. непосредственно находился на территории Республики Беларусь более 183 календарных дней, соответственно он признается резидентом РБ. Следовательно, организации как налоговому агенту не требуется удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ему за реализованный автомобиль. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
20.01.2014
Анна Павлова, экономист