Пособие от 16.12.2013
Автор: Амельченя Ю.

Подрядные торги и переговоры в строительстве: разбираем ситуацию


 

Материал помещен в архив

 

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ И ПЕРЕГОВОРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ

Ситуация

В Указе Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) установлено, что не является обязательным проведение торгов на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ (часть шестая п.1). В части третьей п.10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов, постановление № 235), указано, что в случае поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ, проводятся переговоры.

Обязательно ли проведение процедуры переговоров по выбору поставщика при закупке товаров, входящих в указанный перечень, если источник финансирования строительства объекта - республиканский бюджет и приравненные к нему источники финансирования, источник финансирования закупки товара - собственные средства субподрядчика?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».
С 12 февраля 2014 г. вместо Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88.

Закупка товаров (работ, услуг), финансируемая за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов

Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) государственную закупку рассматривает как приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1). Это означает, что при использовании средств, полученных из бюджета, не получателями, а иными лицами такое использование уже не подпадает под сферу регулирования Закона.

В соответствии с законодательством в случаях государственных закупок выбор подрядчиков для заключения договоров строительного подряда осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках (часть третья п.1 ст.57 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)).

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом (часть четвертая п.1 Указа № 58).

Если по результатам проведения процедур государственных закупок определены генеральный подрядчик, поставщики, исполнители услуг, которые получают в соответствии с условиями договора оплату (в т.ч. авансы на закупку материалов, изделий и конструкций, на выполнение работ) от заказчика, финансируемого из средств соответствующего бюджета и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то они не являются заказчиками в совершаемых ими закупках в смысле, определенном в ст.1 Закона, так как не являются получателем бюджетных средств (исходя из содержания подп.1.44 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ). Субподрядчик (поставщик, исполнитель), получающий в соответствии с условиями договора оплату от подрядчика, также не является заказчиком в смысле, определенном в ст.1 Закона (письмо Минэкономики РБ от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов»). И при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, генеральный подрядчик (субподрядчик) и иные участники строительства (кроме заказчика, финансируемого из бюджета) проводят (как и ранее) процедуры выбора контрагентов (подрядные торги и др.), предусмотренные Указом № 58, постановлением № 235.

Таким образом, если необходимо осуществить закупку товаров для целей строительства объекта, финансируемую за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, непосредственно получателями указанных средств, то такая закупка квалифицируется как государственная и применяются установленные Законом процедуры государственных закупок. Если закупка товаров для целей строительства осуществляется выбранным по результатам процедур государственных закупок генеральным подрядчиком, а также субподрядчиком, которые не являются получателями бюджетных средств, то указанными субъектами в дальнейшем применяются общие правила осуществления закупок, предусмотренные Указом № 58 и постановлением № 235.

Процедуры, применяемые при закупке товаров для целей строительства объекта

Как указывалось выше, процедуры для закупки товаров для целей строительства объекта будут определяться исходя из источника финансирования закупки и осуществляющего закупку субъекта. Так, если закупку товаров осуществляет заказчик (он же получатель бюджетных средств), то применяются установленные Законом процедуры государственных закупок для целей выбора подрядчика, поставщика. Если закупка товаров осуществляется выбранным по результатам процедур государственных закупок генеральным подрядчиком, а также субподрядчиком, то применяются Указ № 58 и постановление № 235.

 

Справочно

Закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, за исключением технологий и оборудования, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации, осуществляемая на основании проектно-сметной (сметной) документации, определяющей перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта.

 

Порядок закупки товаров при строительстве объектов устанавливается Правительством РБ (а именно постановлением № 235), если строительство объектов осуществляется за счет средств:

• внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства РБ, и кредитов банков Республики Беларусь, выдаваемых под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;

• иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более (части первая, вторая п.1 Указа № 58).

Постановление № 235 в качестве процедур закупок за счет указанных выше средств рассматривает две:

• подрядные торги (проводятся в форме конкурса (п.2 ст.57 Закона № 300-З));

• переговоры.

Указ № 58 устанавливает правило для проведения торгов (за исключением закупок товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов): подрядные торги не являются обязательными при заключении договоров:

1) на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);

2) на строительство жилых домов;

3) на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 000 человек;

4) субподряда, заключаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);

5) на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ.

 

Справочно

Перечень товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, при заключении договоров на поставку которых проведение торгов не является обязательным, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 224 (далее - постановление № 224).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 февраля 2014 г. перечень № 224 утратил силу постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88;

 

6) в случае, если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов (часть шестая п.1 Указа № 58).

 

Справочно

Помимо указанных общих норм предусмотрены также и специальные, например:

1) инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта предоставляется право на определение без проведения подрядных торгов генеральной проектной организации, генеральной подрядной организации, субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства (абзац 6 части первой подп.2.1 п.2 Декрета Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»);

2) коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, а также коммерческие организации Республики Беларусь, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений вправе самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при приобретении товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) (подп.1.3.2 п.1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»);

3) определение организаций для выполнения работ (оказания услуг) по проектированию, строительству объектов Китайско-Белорусского индустриального парка, поставке товаров для их строительства и оснащения осуществляется совместной компанией, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка, его инвесторами, участниками строительства объектов парка на основе переговоров без проведения подрядных торгов (подп.2.8 п.2 Указа Президента РБ от 05.06.2012 № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 июля 2014 г. пп.2-7 Указа № 253 исключены Указом Президента РБ от 30.06.2014 № 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень».

 

Таким образом, для указанных выше случаев проведение подрядных торгов не является обязательным. Вместе с тем необходимо отметить, что Указ № 58 не регламентирует случаи проведения переговоров, указывая лишь на то, что порядок закупки товаров при строительстве объектов, в т.ч. это касается процедур закупок товаров, устанавливается Правительством РБ (постановлением № 235) (часть вторая п.1 Указа № 58).

Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов предусмотрено, что переговоры проводятся в случаях:

• заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);

• поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;

• если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов;

• размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, осуществляемых в военных целях;

• использования подрядчиком - победителем подрядных торгов товаров, являющихся продукцией его дочерних унитарных предприятий, дочерних и зависимых обществ (часть третья п.10).

В законодательстве прямо закрепляется положение о том, когда переговоры не являются обязательными, - при размещении заказов на строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов (часть четвертая п.10 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов).

Таким образом, при необходимости обеспечения поставки товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь по перечню, утвержденному постановлением № 224, для целей приобретения таких товаров необходимо проведение переговоров, если закупку товаров осуществляет генеральный подрядчик, а также субподрядчик, не являющиеся при этом получателями бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов. Данный вывод правомерен и в случае, когда генеральный подрядчик выбран по результатам проведения процедур государственных закупок и его работы оплачиваются за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов.

 

16.12.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь