


Материал помещен в архив
ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ И СТРОИТЕЛЬСТВО АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
![]() |
Ситуация Белорусская организация за счет своих собственных средств осуществляет строительство административного здания (многофункциональный административно-деловой центр с торговыми помещениями) в рамках инвестиционного договора, заключенного с Минским городским исполнительным комитетом в 2013 г. Иностранные инвестиции, бюджетные либо приравненные к ним источники финансирования при строительстве административного здания не используются, разработка проектной документации по данному объекту была начата в марте 2014 г. Рассчитанная сметная стоимость строительства составляет 350 тыс. базовых величин (БВ). Является ли обязательным для белорусской организации проведение подрядных торгов в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591), так как сметная стоимость строительства превышает 100 тыс. БВ?
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
В данной ситуации проведение подрядных торгов не является обязательным.
Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 тыс. БВ и более;
• иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тыс. БВ и более (подп.1.4 п.1 Указа № 591).
Исходя из вышеизложенного, с 1 января 2014 г. проведение подрядных торгов по выбору подрядной организации при превышении стоимости строительства объектов более 100 тыс. БВ является обязательным независимо от источников финансирования.
Случаи, когда проведение подрядных торгов не является обязательным (в случае, если сметная стоимость строительства превышает 100 тыс. БВ), определены в подп.1.6 п.1 Указа № 591.
В частности, проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда:
1) с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь);
2) подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
3) генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
4) заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.
Вместе с тем следует обратить внимание, что норма подп.1.4 п.1 Указа № 591 определяет, что отсутствие необходимости проведения подрядных торгов допускается и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Один из таких «иных случаев» установлен нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10). Согласно подп.2.1 п.2 Декрета № 10 инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта имеют право на определение без проведения подрядных торгов:
• генеральной проектной организации;
• генеральной подрядной организации;
• субподрядных проектных, строительных и иных организаций для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, а также их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8. |
Для целей применения требований Декрета № 10 под инвестором понимается в т.ч. и белорусская организация, не имеющая иностранных участников и осуществляющая строительство объекта без привлечения средств иностранных инвесторов (юридических либо физических лиц) (подп.1.1 п.1 Декрета № 10).
Данный вывод основан на нормах Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», согласно ст.1 которого под инвесторами понимаются:
• граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в т.ч. индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;
• иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.
На основании вышеизложенного необходимость проведения подрядных торгов по выбору генерального подрядчика (подрядчиков), которые будут осуществлять строительство административного здания в ситуации, указанной в вопросе, у белорусской организации-заказчика будет отсутствовать.
Также следует отметить, что анализ требований Указа № 591 и Декрета № 10 показывает, что Декретом № 10 предоставлено право непроведения подрядных торгов лишь в отдельных ситуациях, в частности, для выбора проектных и подрядных организаций.
При этом при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. БВ и более;
• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более;
• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более (подп.1.5 п.1 Указа № 591).
Однако поскольку необходимость проведения подрядных торгов, торгов в отношении выбора организации для оказания инженерных услуг, для закупки товаров для строительства и тому подобного установлена только тогда, когда обязательным является само по себе проведение подрядных торгов, а у организации, реализующей инвестиционный проект в рамках требований Декрета № 10, такая обязанность отсутствует, то для белорусской организации-инвестора, осуществляющей строительство административного здания за счет своих собственных средств при стоимости строительства более 100 тыс. БВ, проведение процедур закупки, предусмотренных Указом № 591 (подрядных торгов, торгов либо переговоров) не является обязательным в т.ч. в случае необходимости поиска исполнителей (поставщиков) для заключения договоров на:
• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. БВ и более;
• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более;
• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. БВ и более.
02.02.2015
Виктор Статкевич, аудитор