Пособие от 25.09.2015
Автор: Яснюк М.

Подрядные торги (торги) при строительстве


СОДЕРЖАНИЕ

 

Проведение подрядных торгов является обязательным

Форма проведения подрядных торгов (торгов): открытый или закрытый конкурс

Функции организатора подрядных торгов (торгов)

Требования к предквалификационным документам и конкурсным предложениям

Заседание конкурсной комиссии: требования к порядку проведения

Признание подрядных торгов (торгов) несостоявшимися

 

Материал помещен в архив

 

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ (ТОРГИ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Основные требования к закупкам в строительстве установлены такими нормативными правовыми актами, как:

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591);

Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.

 

В п.1 Указа № 591 названы применяемые процедуры закупки в зависимости от ее вида:

• для закупок работ, услуг при строительстве это подрядные торги либо переговоры;

• для закупок товаров при строительстве - торги на закупку товаров при строительстве либо переговоры.

Проанализируем основные требования, установленные указанными нормативными правовыми актами к порядку проведения подрядных торгов (торгов).

Проведение подрядных торгов является обязательным

Проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, финансирование строительства которых осуществляется за счет:

• средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более;

• иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1 Указа № 591).

Исключение из этого общего правила содержится в подп.1.6 п.1 Указа № 591.

 

Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда:
       
    1. С генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь).
При этом под генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией понимаются проектная организация, подрядная организация, заключившие соответственно договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор строительного подряда, привлекающие к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)
   
       
    2. Подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора
   
       
    3. Генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов
   
       
    4. Заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту
   
       
    5. Специализированными организациями, подчиненными республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проводятся работы по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, по которым принимались решения об отселении
   

 

В последних трех случаях закупки товаров (работ, услуг) осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов или переговоров.

При строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов (подп.1.5 п.1 Указа № 591).

 

Подрядные торги, торги, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, проводятся в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
       
    1) разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами
   
       
    2) выполнение проектных и изыскательских работ
   
       
    3) оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более;
закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более
   
       
    4) выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более
   

 

Справочно

С 1 апреля 2014 г. при двухстадийном проектировании объектов строительства основанием для проведения закупок товаров, работ, услуг при строительстве такого объекта по решению заказчика, застройщика может являться архитектурный проект (подп.1.10 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).

 

Порядок проведения подрядных торгов (торгов) регламентирован Положением № 88.

Положение № 88 дает определение подрядных торгов, под которыми понимается форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса (абзац 16 п.2 Положения № 88).

Под торгами соответственно понимается форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 24 п.2 Положения № 88).

Форма проведения подрядных торгов (торгов): открытый или закрытый конкурс

Подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого или закрытого конкурса (п.6 Положения № 88).

Исчерпывающий перечень случаев, при которых подрядные торги (торги) проводятся в форме закрытого конкурса, содержит п.7 Положения № 88.

В остальных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса.

Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимает их организатор в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

В организации и проведении подрядных торгов (торгов) принимают участие организатор подрядных торгов (торгов), конкурсная комиссия, участники, а также приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии.

Процедура подрядных торгов (торгов) начинается с момента принятия решения об их проведении и завершается приемкой объекта, товаров (работ, услуг) (п.5 Положения № 88).

Функции организатора подрядных торгов (торгов)

Организатор подрядных торгов (торгов)
           
   
1. Принимает решение о размещении заказа на основе подрядных торгов (торгов)
  Организатором подрядных торгов (торгов) размещается извещение о проведении таких торгов в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by) в глобальной компьютерной сети Интернет (далее - информационная система «Тендеры») не позднее чем за 30 календарных дней до их проведения.
При необходимости извещение может быть дополнительно опубликовано в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение.
Извещение о проведении подрядных торгов (торгов) должно содержать информацию, указанную в части третьей п.36 Положения № 88.
С 16 августа 2015 г. организатор подрядных торгов (торгов) вправе дополнительно информировать предполагаемых участников о размещении извещения о проведении подрядных торгов (торгов) в письменной и (или) электронной форме
     
           
   
2. Назначает лицо, ответственное за их проведение, создает конкурсную комиссию и определяет полномочия ее членов
  Для организации и проведения подрядных торгов (торгов) их организатором создается конкурсная комиссия в количестве не менее 5 человек. Руководство конкурсной комиссией осуществляется ее председателем.
При этом Положение № 88 содержит требование по обязательному включению в состав конкурсной комиссии юриста и специалистов по предмету заказа, а также при необходимости - работников соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор подрядных торгов (торгов) (при наличии согласия такого государственного органа (организации) (часть седьмая п.13 Положения № 88))
     
           
    3. Обеспечивает разработку документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждает и предоставляет данную документацию участникам в установленном им порядке   Процедура предварительного квалификационного отбора участников является обязательной при размещении заказов на подрядных торгах (торгах) (п.17 Положения № 88) и включает в себя этапы, предусмотренные в п.18 Положения № 88.
Основные показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников, установлены в п.19 Положения № 88
     
           
    4. Размещает (публикует) извещение о проведении подрядных торгов (торгов) и (или) направляет приглашения участникам   В силу п.15 Положения № 88 участниками в зависимости от предмета заказа могут выступать проектные, изыскательские, строительные организации, инженеры (инженерные организации), поставщики (при торгах на закупку товаров)
     
           
    5. Размещает информацию о результатах проведения подрядных торгов (торгов) в форме открытого конкурса   Организатор подрядных торгов (торгов) в течение трех рабочих дней после утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) размещает его в информационной системе «Тендеры» (часть девятнадцатая п.36 Положения № 88)
     
           
    6. Принимает другие меры по организации и проведению подрядных торгов (торгов) в соответствии с законодательством (п.11 Положения № 88)    
     

Требования к предквалификационным документам и конкурсным предложениям

После размещения (публикации) извещения участники разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения и не позднее установленного организатором подрядных торгов (торгов) срока направляют их конкурсной комиссии:

• в письменной форме на бумажном носителе в отдельных конвертах;

• и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации).

В каждом отдельном конверте должен быть представлен один оригинальный экземпляр конкурсного предложения и предквалификационных документов с двумя копиями.

Все страницы предквалификационных документов и конкурсных предложений при представлении их в письменной форме на бумажном носителе должны быть пронумерованы и прошиты.

Каждый документ (оригинал или копия), кроме нотариально заверенного, должен быть подписан руководителем участника или уполномоченным им лицом и скреплен печатью.

Предквалификационные документы и конкурсные предложения регистрируются организатором подрядных торгов (торгов) в порядке их поступления с указанием даты и времени.

По требованию участника организатор подрядных торгов (торгов) выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов (часть шестая п.36 Положения № 88).

Заседание конкурсной комиссии: требования к порядку проведения

После проведения предварительного квалификационного отбора участников в установленный организатором подрядных торгов (торгов) день проводится заседание конкурсной комиссии.

При проведении подрядных торгов (торгов) участники, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором подрядных торгов (торгов), вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями (открытии конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) в порядке, установленном конкурсной документацией.

Конкурсной комиссией проверяется наличие всех установленных в соответствии с условиями проведения подрядных торгов (торгов) документов и оглашается содержание основных пунктов предложений.

Указанные данные по каждому участнику вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями.

 

Справочно

Примерная форма протокола заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями приведена в приложении 3 к Положению № 88.

 

Обратите внимание!

Согласно комментарию Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (http://www.mas.by/ru/vopros_postanovlenie_ru/), если на процедуру закупки участник подал предложение, указав цену, превышающую стартовую цену организатора, данное предложение участника может рассматриваться при условии обоснования участником увеличения цены. При этом Положением № 88 не установлено ограничения в отношении изменения стартовой цены в сторону ее увеличения участником.

 

Конкурсная комиссия вправе изучать конкурсные предложения не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, а по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней.

В отдельных случаях при соответствующем обосновании с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен. Данное обоснование представляется председателем конкурсной комиссии организатору подрядных торгов (торгов) (часть восьмая п.36 Положения № 88).

При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 % (п.9 Положения № 88).

 

Обратите внимание!

В проектных решениях по объектам, финансируемым полностью или частично за счет бюджетных средств, необходимо предусматривать строительные материалы и изделия, включенные в Каталог оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выпускаемых организациями Республики Беларусь, формирование которого осуществляет РУП «Белстройцентр» (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики от 04.08.2014 № 02-1-09/6028 «О применении материалов и изделий в строительстве»).

 

Результаты проведения подрядных торгов (торгов) подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов).

 

Справочно

Примерная форма протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) приведена в приложении 4 к Положению № 88.

 

Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, оно излагается в этом протоколе.

Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору подрядных торгов (торгов) для утверждения.

Решение об утверждении (неутверждении) данного протокола принимается организатором подрядных торгов (торгов) в течение трех рабочих дней с даты его представления (часть четырнадцатая п.36 Положения № 88).

Признание подрядных торгов (торгов) несостоявшимися

Подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися в случаях, указанных в части двадцатой п.36 Положения № 88.

 

Подрядные торги (торги) признаются несостоявшимися, если:
       
    руководителем организатора подрядных торгов (торгов) при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов)
   
       
    конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в протоколе заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов (торгов) ни один из участников не признан победителем подрядных торгов (торгов)
   
       
    победитель подрядных торгов (торгов) отказался от заключения договора и организатором подрядных торгов (торгов) не предложено заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов (торгов) участнику
   
       
    победитель подрядных торгов (торгов), а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора
   
       
    не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами
   
       
    в подрядных торгах (торгах) принимал участие только один участник
   

 

Организатор подрядных торгов (торгов) в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о признании подрядных торгов (торгов) несостоявшимися извещает всех участников о признании подрядных торгов (торгов) несостоявшимися, а также обеспечивает размещение извещения в информационной системе «Тендеры» и печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении подрядных торгов (торгов).

 

Обратите внимание!

Если в подрядных торгах (торгах) по отдельному лоту принимал участие один участник, то они признаются несостоявшимися только в отношении этого лота. Подрядные торги (торги) на объект строительства считаются проведенными в случае, если выбран победитель по каждому из лотов.

 

25.09.2015

 

Марина Яснюк, магистр юридических наук