Корреспонденция счетов от 05.11.2013
Автор: Деркачева Т.

Подрядные торги. Учет расходов у претендента (подрядные торги, строительство объекта, проектирование)


 

Материал помещен в архив

 

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ. УЧЕТ РАСХОДОВ У ПРЕТЕНДЕНТА (ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ, СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ)

Подрядные торги

Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для строительства, предусматривающая выбор подрядчика, исполнителя, поставщика на основе конкурса (п.2 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235, далее - Положение № 235).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 февраля 2014 г. вместо Положения № 235 следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88.

 

Проведение подрядных торгов, если иное не установлено Президентом РБ, является обязательным при заключении договоров на строительство объектов (п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58)), в т.ч. возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ (далее - строительство объектов), финансируемых за счет:

• внешних государственных займов, внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства РБ, и кредитов банков РБ, выдаваемых под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более;

• иных источников, за исключением объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объекта 50 000 базовых величин и более.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

 

Порядок закупки товаров при строительстве объектов за счет средств, указанных в части первой п.1 Указа № 58, устанавливается Правительством РБ.

Закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, за исключением технологий и оборудования, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации, осуществляемая на основании проектно-сметной (сметной) документации, определяющей перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта.

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Право определять (за исключением случаев, указанных в части четвертой п.1 Указа № 58) без проведения подрядных торгов генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации на строительство объектов, включенных:

• в государственную инвестиционную программу, государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ), а также в перечень объектов Белорусской энергетической системы, строительство которых осуществляется с привлечением кредитных ресурсов банков Китайской Народной Республики, предоставлено Совету Министров РБ;

• в инвестиционные программы областей и г.Минска, предоставлено соответственно областным исполнительным комитетам и Минскому городскому исполнительному комитету.

Проведение торгов (за исключением случаев, указанных в части четвертой п.1 Указа № 58) не является обязательным при заключении договоров:

• на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);

• на строительство жилых домов;

• на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;

• субподряда, заключаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);

• на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями РБ, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;

• в случае если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов.

 

Обратите внимание!

Порядок формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов является обязательным к применению при строительстве объектов, по которым установлено обязательное проведение подрядных торгов в соответствии с Указом № 58, а также может применяться при проведении в установленном порядке процедуры переговоров в случае, если договорная (контрактная) цена по результатам переговоров формируется с применением укрупненных нормативов стоимости строительства объектов (п.1 Положения № 235).

Организационные моменты

Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (ст.417 Гражданского кодекса РБ).

В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

В случаях, указанных в названном кодексе или иных актах законодательства, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги:

• на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену;

• по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия.

Проведение открытых подрядных торгов осуществляется при наличии у организатора торгов разработанной и утвержденной им конкурсной документации (глава 5 Положения № 235).

 

Справочно

Организатор подрядных торгов - инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженерная организация, осуществляющий(ая) размещение соответствующего заказа на этих торгах.

Конкурсная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения подрядных торгов (п.2 Положения № 235).

 

Организатор подрядных торгов обязан оповестить об их проведении путем размещения извещения в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» http://ncmps.by/ не позднее чем за 30 дней до их проведения. При необходимости извещение можно опубликовать дополнительно в других печатных изданиях, в т.ч. имеющих международное распространение.

Извещение о подрядных торгах должно содержать наименование организатора этих торгов, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в т.ч. об оформлении участия в торгах, определении их победителя, условиях приобретения (получения) конкурсной документации, а также сведения о цене заказа и другие необходимые данные, установленные конкурсной документацией.

После публикации извещения претенденты на получение заказа направляют организатору подрядных торгов сообщение о своем согласии участвовать в торгах.

Претенденты разрабатывают конкурсные предложения и не позднее установленного организатором подрядных торгов срока направляют их конкурсной комиссии в 3 экземплярах: оригинал и 2 копии. Конкурсные предложения регистрируются организатором торгов в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию претендента организатор торгов выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения.

 

Справочно

Претендент - лицо, принимающее участие в подрядных торгах или переговорах на строительство объекта, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров и представившее свое предложение по предмету заказа.

Конкурсное предложение - комплект документов по объявленным подрядным торгам, подготовленный претендентом в соответствии с конкурсной документацией (п.2 Положения № 235).

 

Организатор подрядных торгов представляет претенденту конкурсную документацию не позднее 3 рабочих дней после выполнения им условий ее приобретения (получения).

Претенденты при участии в торгах:

• приобретают (получают) у организатора торгов конкурсную документацию;

• разрабатывают конкурсное предложение, соответствующее условиям торгов, и направляют его в письменном виде организатору торгов в срок, указанный в конкурсной документации;

• присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов;

• совершают иные действия, предусмотренные Положением № 235 и конкурсной документацией.

Претендент имеет право до окончания установленного организатором подрядных торгов срока подачи конкурсных предложений отозвать свое предложение. При этом ранее внесенный задаток (если он был установлен условиями подрядных торгов) возвращается ему организатором в 3-дневный срок.

Организатор подрядных торгов извещает претендентов о результатах их проведения письменно.

 

Обратите внимание!

После определения результатов подрядных торгов их организатор не позднее 5 дней возвращает задаток (гарантийное обязательство), если это было предусмотрено конкурсной документацией:

• победителю - после подписания им договора (государственного контракта);

• иным претендентам - со дня принятия решения о результатах торгов.

 

Организатор подрядных торгов после утверждения их результатов размещает сообщение об этих результатах в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и (или) информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» http://ncmps.by/.

Конкурсное предложение претендента должно содержать:

• сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие подписать договор (государственный контракт);

• обоснование и расчет цены предложения претендента;

• график производства работ, оказания услуг, поставки товаров;

• график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты);

• предложения о внесении изменений (если они имеются) в представленный организатором торгов проект договора (государственного контракта);

• сведения о системе контроля качества;

• сведения о претенденте, документально подтверждающие его технические, организационные и финансовые возможности реализации обязательств, предусмотренных в конкурсной документации организатором подрядных торгов;

• иные документы, предусмотренные в конкурсной документации организатором подрядных торгов.

Проведение закрытых подрядных торгов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением № 235 для открытых подрядных торгов, с учетом следующих особенностей:

• извещение о проведении закрытых подрядных торгов и сообщение об их результатах не публикуются;

• организатор закрытых подрядных торгов самостоятельно определяет перечень претендентов, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в подрядных торгах.

 

Справочно

Положением № 235 установлены особенности организации и проведения подрядных торгов:

• на строительство жилья, инженерной инфраструктуры и благоустройства, транспортной инфраструктуры;

• на выполнение проектных и изыскательских работ;

• на поставку товаров для строительства объекта;

• по выбору субподрядных организаций;

• на оказание инженерных услуг.

Заключение договора (государственного контракта)

По результатам подрядных торгов заключается договор (государственный контракт) не позднее 20 дней или иного срока, указанного в извещении, а по переговорам - 10 дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола их проведения.

В заключаемый договор (государственный контракт) включаются существенные условия, сформированные по результатам подрядных торгов или переговоров (пп.71-73 Положения № 235).

 

Обратите внимание!

К существенным условиям договора относятся (п.10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450):

• предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды (этапы) строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);

• указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;

• сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);

• договорная (контрактная) цена или способ ее определения;

• порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;

• порядок расчетов за выполненные строительные работы;

• источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

• обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора.

 

При заключении договора (государственного контракта) в него по взаимному согласию сторон могут быть внесены отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения подрядных торгов или переговоров, но не изменяющие их условий.

Конкурсная документация, предложение победителя подрядных торгов, протокол об их результатах приобщаются в качестве приложений к договору (государственному контракту) и являются неотъемлемой его частью.

Расходы претендентов

Расходы претендентов включают:

• затраты на подготовку конкурсных предложений, в т.ч. выполнение дополнительных (вариантных) проработок проектных решений, составление сметы и др.;

• приобретение конкурсной документации (в случае если она предоставляется на возмездной основе);

• почтовые, канцелярские и транспортные расходы, в т.ч. связанные с ознакомлением со строительной площадкой;

• оплату задатков;

• другие затраты, предусмотренные законодательством.

Эти расходы осуществляются за счет средств претендентов.

Затраты организатора подрядных торгов на их организацию и проведение, в т.ч. расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам документации, необходимой для их проведения, возмещаются претендентом, выигравшим подрядные торги, или единственным претендентом, с которым заключается соответствующий договор (государственный контракт). Размер такого возмещения не должен превышать суммы фактических затрат на организацию и проведение подрядных торгов, изготовление документации, необходимой для их проведения, а также включать затраты по ранее проведенным нерезультативным подрядным торгам в случае проведения их повторно (пп.69, 70 Положения № 235).

Бухгалтерский учет

Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

• расходы по текущей деятельности;

• расходы по инвестиционной деятельности;

• расходы по финансовой деятельности;

• иные расходы (п.5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102, далее - Инструкция № 102).

Текущая деятельность - это основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности (п.2 Инструкции № 102).

Расходы по текущей деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде, и включают в себя в т.ч. затраты, формирующие прочие расходы по текущей деятельности (пп.7, 8 Инструкции № 102).

Затраты представляют собой стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах (п.2 Инструкции № 102).

К управленческим расходам относятся:

• в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»);

• в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»);

• в организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг - расходы на осуществление текущей деятельности (п.10 Инструкции № 102).

Не признается расходами организации выбытие активов в порядке авансов, предварительной оплаты товаров и других активов, работ, услуг (п.4 Инструкции № 102).

Авансы и предварительная оплата в бухгалтерском учете отражаются:

Д-т 60 - К-т 51, 52, 55 и других счетов.

При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно (п.47 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).

Другие расходы по текущей деятельности, поименованные в составе прочих расходов по текущей деятельности, учитываются на счете 90 (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (п.13 Инструкции № 102).

По мнению автора, расходы на участие в подрядных торгах, которые не выиграны, следует отражать по дебету счета 90-10.

Претендент в бухгалтерском учете производит следующие записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Произведена оплата за конкурсную документацию и внесен задаток (гарантийное обязательство)
Списана на общехозяйственные расходы стоимость конкурсной документации и иных затрат, предусмотренных законодательством (в случае если торги выиграны)
60
Отражено поступление претенденту задатка (гарантийного обязательства)
51
60
Отражено списание общехозяйственных расходов (без учета иных операций)
26
Отражены в составе прочих расходов по текущей деятельности расходы на участие в подрядных торгах (в случае если торги не выиграны)
90-10
60

Учет при налогообложении прибыли

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее - затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (абзац 1 п.2 ст.130 НК) .

 

Обратите внимание!

Расходы на участие в подрядных торгах, которые выиграны, учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат.

 

Внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст.129 НК).

В состав внереализационных расходов включаются не возмещаемые иными лицами расходы на участие в торгах (тендерах) в форме конкурса или аукциона, не приведших к заключению договора, а также в случаях, когда торги (тендеры) признаны несостоявшимися или недействительными. Такие расходы отражаются на дату проведения торгов (тендеров), по результатам которых договоры не были заключены, а также на дату признания торгов несостоявшимися или недействительными (подп.3.15 п.3 ст.129 НК).

 

Обратите внимание!

Расходы на участие в подрядных торгах, которые не выиграны, учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов.

 

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п.1 ст.143 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. ст.143 НК изложена в новой редакции Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

 

05.11.2013

 

Татьяна Деркачева, аудитор