


Материал помещен в архив
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Ключевым условием для осуществления на единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России беспрепятственных поставок продукции служит наличие стройной и реально действующей системы технического регулирования. Только в этом случае будут обеспечены безопасность размещаемых товаров и услуг для потребителей и окружающей среды, конкурентоспособность продукции внутри таможенного союза и за его пределами и, что немаловажно, снижение административной и экономической нагрузки на бизнес.
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 (подписано в г.Санкт-Петербурге) направлено на формирование единого технического регулирования без применения дополнительных требований к продукции и процедурам оценки ее соответствия на национальном уровне. Реализация данного Соглашения осуществляется посредством принятия технических регламентов таможенного союза (далее - ТР ТС), устанавливающих единые, обязательные для применения и исполнения требования к продукции, обеспечивающих свободное перемещение продукции, выпускаемой в обращение на территории таможенного союза. Технические регламенты устанавливают минимально необходимый уровень обязательных требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для людей и окружающей среды.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, включает 61 объект технического регулирования - продукцию или связанные с требованиями к ней процессы, представляющие наибольшую опасность для жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, экономической безопасности государств - членов Таможенного союза.
В настоящее время принят 31 технический регламент таможенного союза. Они охватывают такие группы продукции, как пиротехнические изделия, игрушки, продукция, предназначенная для детей и подростков, парфюмерно-косметические изделия, бензин и различные виды топлива, средства индивидуальной защиты, продукция легкой промышленности, автомобильные дороги, колесные транспортные средства, а также регламенты на железнодорожный транспорт, машины и оборудование, пищевую продукцию.
С 1 июля 2012 г. в отношении продукции легкой промышленности в Республике Беларусь действуют технические регламенты Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее - ТР ТС 017/2011) и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее - ТР ТС 007/2011).
Ответственным за выработку позиции Республики Беларусь и участие в международных переговорах по ТР ТС 007/2011 было Министерство здравоохранения РБ (далее - Минздрав РБ), по ТР ТС 017/2011 - концерн «Беллегпром».
Требования ТР ТС 007/2011 распространяются на одежду, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия, обувь и кожгалантерейные изделия.
К продукции, на которую распространяются требования ТР ТС 017/2011, относятся материалы текстильные, одежда и изделия швейные и трикотажные, покрытия и изделия ковровые машинного способа производства, изделия кожгалантерейные, текстильно-галантерейные, войлок, фетр и нетканые материалы, обувь, меха и меховые изделия, кожа и кожаные изделия, кожа искусственная.
Указанные регламенты устанавливают правила обращения продукции легкой промышленности на рынке, общие требования безопасности, требования безопасности к конкретным видам продукции, маркировке, к подтверждению соответствия продукции.
Безопасность продукции легкой промышленности оценивается в общем случае по показателям:
• механическим (разрывная нагрузка, прочность крепления, гибкость, ударная прочность);
• химическим (предельно допустимое выделение вредных химических веществ, перечень которых определяется в зависимости от химического состава материала и назначения продукции);
• биологическим (гигроскопичность, воздухопроницаемость, водонепроницаемость, содержание свободного формальдегида, напряженность электростатического поля, индекс токсичности или местное раздражающее действие, устойчивость окраски);
• другим установленным требованиям в зависимости от вида и назначения продукции (например, требованиям к применяемым материалам в детской одежде и обуви, к конструкции обуви для детей в возрасте до 3 лет, от 3 до 7 лет и др.).
Правилами обращения на рынке продукции легкой промышленности предусмотрено, что она может выпускаться в обращение на единой таможенной территории таможенного союза при условии ее соответствия техническим регламентам и после прохождения процедуры подтверждения соответствия.
Подтверждение соответствия продукции легкой промышленности
Подтверждение соответствия продукции легкой промышленности осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации. Преимущественная форма подтверждения соответствия - декларирование соответствия, направленное на повышение ответственности изготовителей, импортеров, продавцов за безопасность реализуемой продукции. Соответствие продукции установленным требованиям безопасности подтверждается протоколом испытаний образцов продукции.
Техническими регламентами предусмотрена возможность по желанию заявителя замены процедуры декларирования соответствия на сертификацию.
Регистрация деклараций о соответствии осуществляется органом по сертификации по заявительному принципу на основании документов, необходимых для ее проведения. Состав документов, которые служат основанием для принятия декларации о соответствии, определен техническими регламентами. Сложность для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога, по их утверждению, составляет условие о наличии документов, подтверждающих происхождение продукции легкой промышленности, контрактов (договоров на поставку), товаросопроводительной документации. Формирование комплекта документов осуществляют изготовитель, продавец, импортер.
Согласно ТР ТС 017/2011 обязательной сертификации подлежат только изделия бельевые, корсетные, купальные, постельное белье, чулочно-носочные изделия 1-го слоя.
По ТР ТС 007/2011 обязательной сертификации подлежат: изделия 1-го слоя бельевые трикотажные и из текстильных материалов; белье постельное; изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя; летние головные уборы 1-го слоя трикотажные и из текстильных материалов; одежда и изделия 2-го слоя из текстильных материалов и кожи; изделия 2-го слоя трикотажные; головные уборы 2-го слоя трикотажные, из текстильных материалов и кожи для детей до 1 года; одежда и изделия 3-го слоя трикотажные, из текстильных материалов и кожи для детей до 1 года; одежда, изделия и головные уборы из меха для детей 1 года; обувь, кроме валяной грубошерстной.
Остальные виды продукции легкой промышленности, в т.ч. для детей и подростков, подлежат декларированию соответствия. Кроме того, изделия 1-го слоя бельевые трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3 лет, изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя для детей до 3 лет, головные уборы (летние) 1-го слоя трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3 лет до получения декларации о соответствии проходят процедуру государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации.
![]() |
К сведению Если сравнивать с перечнем продукции для детей и взрослых, подлежащей обязательному подтверждению соответствия по законодательству Республики Беларусь, действовавшим до 1 июля 2012 г., то он был значительно меньше, чем требуется по ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011. Так, по ТР ТС 007/2011 подлежат обязательной сертификации 11 наименований продукции легкой промышленности, декларированию - 7, государственной регистрации и декларированию - 3, до вступления в силу ТР ТС 007/2011 - только 7 наименований. Из 14 наименований продукции легкой промышленности по ТР ТС 017/2011 в настоящее время сертификации подлежат 3 наименования продукции, декларированию - 11, в то время как до вступления в силу ТР ТС 017/2011 - 4 наименования. В отношении индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога из продукции легкой промышленности обязательной сертификации подлежала только детская обувь. Практика показывает, что данное законодательное требование индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога не выполнялось. |
Органы сертификации и испытательные лаборатории
Сертификацию продукции, включая испытания для целей сертификации, проводят органы по сертификации и испытательные лаборатории стран таможенного союза, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Испытания для целей декларирования соответствия также проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, за исключением схем декларирования 1Д, 2Д (для кожгалантерейных изделий для детей, подростков и взрослых, материалов обувных, декоративных, мебельных, изделий текстильно-галантерейных, войлока, фетра, нетканых материалов и др.), когда испытания продукции могут проводиться также по выбору заявителя в испытательной лаборатории или в аккредитованной испытательной лаборатории.
Протоколы испытаний образцов продукции, полученные при первой поставке, могут неоднократно признаваться в течение 3 лет. Однако это положение в настоящее время не предусмотрено в ТР ТС 007/2011 на продукцию для детей и подростков.
Испытания продукции в Республике Беларусь проводятся в аккредитованных лабораториях Минздрава РБ, Государственного комитета по стандартизации РБ (далее - Госстандарт), концерна «Беллегпром». Основная часть испытаний (по требованиям химической и биологической безопасности) проводится в лабораториях Минздрава РБ.
Стоимость сертификации, декларирования, испытаний на примере унитарного предприятия (УП) «Центр испытаний и сертификации ТООТ» (http://www.toot.by) без учета стоимости испытаний по требованиям химической и биологической безопасности, проводимых лабораториями Минздрава РБ, составляет на 1 января 2013 г.:
Ассортимент | Стоимость подтверждения соответствия 1 вида продукции, тыс.руб. | Стоимость испытаний 1 вида продукции, тыс.руб. |
Обувь для взрослых |
1 232,0 (сертификация); 600 (регистрация декларации) |
473,5 |
Обувь для детей |
1 232,0 (сертификация) |
684,2 |
Изделия бельевые трикотажные |
1 232,0 (сертификация) |
1 191,9 |
Ткани |
602,0 (регистрация декларации) |
600,0 |
Стоимость работ по подтверждению соответствия продукции нескольких видов увеличивается незначительно, например стоимость сертификации и испытаний 1 вида обуви составляет 1 705,5 тыс.руб., а 2 видов - 1 869,0 тыс.руб.
В настоящее время в лабораториях образовалась очередь на проведение испытаний. Так, в УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ» имеются заявки на испытания, которые могут быть выполнены только в течение 2 месяцев.
Декларирование соответствия и сертификация продукции легкой промышленности проводятся по схемам, установленным ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011 (для изготовителей, продавцов (импортеров)).
Срок действия сертификатов и деклараций в зависимости от схем подтверждения соответствия установлен 3 года и 5 лет, в отношении продукции для детей и подростков - 1 год, 3 года, 5 лет.
Продукция после проведения ее подтверждения соответствия должна быть замаркирована Единым знаком обращения продукции на рынке таможенного союза.
Переходный период на выполнение требований технических регламентов
Следует также принять во внимание предусмотренный в рамках таможенного союза переходный период на выполнение требований указанных технических регламентов.
Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 876 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами таможенного союза или законодательством государства - члена таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ТС, до дня вступления в силу ТР ТС 017/2011, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 г. К таким документам относятся сертификаты соответствия, декларации о соответствии, а также свидетельства о государственной (гигиенической) регистрации продукции, выданные в установленном порядке. Аналогичный порядок был принят решением Комиссии таможенного союза от 23.09.2011 № 797 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» по ТР ТС 007/2011 (но срок применения действующих документов об оценке соответствия ограничен 15 февраля 2014 г.).
Кроме того, согласно решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.06.2012 № 90 и от 22.06.2012 № 92 установлена возможность до 1 января 2013 г. выпускать в обращение продукцию, подпадающую под действие ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011, если эта продукция не подлежала в Республике Беларусь обязательной оценке (подтверждению) соответствия до введения в действие ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011, без документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям ТР ТС. Реализация выпущенной в обращение до 1 января 2013 г. продукции возможна и после 1 января 2013 г. без документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011.
Разъяснения Государственного комитета по стандартизации по вопросам подтверждения соответствия продукции
В целях упрощения процедур подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС в Республике Беларусь Госстандартом были даны разъяснения, что:
• до принятия в рамках таможенного союза общих решений о применении заключенных ранее государствами - членами таможенного союза международных договоров с третьими странами в различных сферах деятельности при выдаче сертификатов соответствия или оформлении изготовителями и импортерами деклараций о соответствии в рамках ТР ТС применяются все действующие международные договоры Республики Беларусь со странами СНГ и другими странами в области признания сертификатов соответствия и протоколов испытаний взаимопоставляемой продукции;
• органы по сертификации вправе принимать решения о выдаче импортерам в обоснованных случаях (если предполагаемые процедуры подтверждения соответствия, включая испытания, превышают нормативные сроки таможенного оформления товаров) временных сертификатов на ввозимые партии товаров по правилам Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для последующего проведения импортером работ по подтверждению соответствия товаров требованиям ТР ТС;
• для обеспечения экспорта продукции в государства СНГ по заявке экспортеров органы по сертификации вправе выдавать в добровольном порядке сертификаты соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на продукцию, на которую распространяются требования ТР ТС, которые могут использоваться в странах назначения товара для проведения процедур их признания и переоформления на национальные сертификаты, а также для повышения конкурентоспособности белорусской продукции;
• при проведении сертификации на соответствие требованиям ТР ТС органы по сертификации вправе использовать протоколы испытаний продукции, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, если они были выданы после включения испытательной лаборатории в Единый реестр и с даты их выдачи не прошло более 2 лет. Это положение также распространяется на протоколы испытаний, выданные заявителям для проведения оценки соответствия продукции требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299;
• в случае ввоза комплектующих и материалов предприятиями для переработки их в готовую продукцию без последующего выпуска в обращение указанных материалов и комплектующих на территории таможенного союза, их подтверждение соответствия требованиям ТР ТС может не проводиться;
• не требуется подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС, изготовленной организацией для внутреннего использования без выпуска ее в обращение на территории таможенного союза;
• организации Республики Беларусь, выполняющие заказы (услуги) для организаций Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих стран по изготовлению продукции, в т.ч. из давальческого сырья, не являющиеся владельцами изготовленной продукции и тем самым не имеющие права выпуска ее в обращение, не обязаны проводить процедуры оценки соответствия продукции требованиям ТР ТС;
• при ввозе для реализации в Республике Беларусь продукции, изготовленной в Российской Федерации или Казахстане, выпускаемой по национальным документам об оценке соответствия, которые позволяют в соответствии с решениями Комиссии таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - решения КТС и Коллегии ЕЭК) в течение определенного времени не применять в отношении ее ТР ТС на территории этих стран, но на которую в Республике Беларусь отсутствуют национальные документы об оценке соответствия, заявителем на оценку соответствия указанной продукции требованиям ТР ТС вправе выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие приобретение указанной продукции для дальнейшей ее реализации на территории Республики Беларусь;
• при наличии у изготовителей Республики Беларусь сертификатов соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на продукцию, полученных в добровольном порядке и подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям по безопасности, изготовители могут применять эти сертификаты на территории Республики Беларусь без проведения процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС в течение сроков, установленных в решениях КТС и Коллегии ЕЭК для применения документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, выданным или принятым до дня вступления в силу ТР ТС;
• в случаях наличия у изготовителей и импортеров таможенного союза национальных сертификатов соответствия государств - членов таможенного союза на продукцию, дающих им право на основании соответствующих решений КТС и Коллегии ЕЭК до определенной даты производить выпуск в обращение этой продукции без учета требований ТР ТС, органы по сертификации продукции Республики Беларусь вправе переоформлять с учетом принятых условий указанные сертификаты на сертификаты соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на каждую ввозимую партию продукции или серийно выпускаемую продукцию. Такая продукция реализуется на территории Республики Беларусь с сертификатами соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь без подтверждения соответствия требованиям ТР ТС.
Учитывая данные разъяснения, с 1 января 2013 г. возникает необходимость проведения подтверждения соответствия и маркировки единым знаком продукции легкой промышленности, на которую распространяются требования ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011, если изготовители, импортеры, продавцы не смогут по каким-либо причинам воспользоваться перечисленными выше возможностями.
![]() |
Справочно По состоянию на 20 ноября 2012 г. в Республике Беларусь на основании обращений субъектов хозяйствования о проведении оценки (подтверждения) соответствия продукции легкой промышленности требованиям ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 017/2011 выдано 437 сертификатов и зарегистрировано 276 деклараций о соответствии. Основной объем работ по подтверждению соответствия (387 сертификатов и 162 декларации) выполнен органами по сертификации, расположенными в г.Минске (республиканское унитарное предприятие (РУП) «Центр научных исследований легкой промышленности» (ЦНИ «Легпром») концерна «Беллегпром» (http://www.cnilegprom.by) и УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ» Госстандарта). По данным органов по сертификации продукции легкой промышленности, индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога по вопросу проведения подтверждения соответствия к ним не обращаются. |
Учитывая сложность выполнения индивидуальными предпринимателями - плательщиками единого налога процедур оценки соответствия приобретенных ими на территории таможенного союза партий продукции требованиям введенных ТР ТС, Госстандартом принято решение, что индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога Республики Беларусь, осуществляющие розничную продажу в Республике Беларусь выпущенной изготовителями и импортерами в обращение на территории таможенного союза продукции легкой промышленности, на которую распространяются требования ТР ТС 017/2011 и ТР ТС 007/2011, вправе до 1 июля 2013 г. осуществлять оценку (подтверждение) соответствия продукции требованиям указанных технических регламентов на добровольной основе (письмо Госстандарта РБ от 26.12.2012 № 04-09/907 «О подтверждении соответствия продукции легкой промышленности требованиям технических регламентов Таможенного союза»).
Одновременно установлены упрощенные процедуры по применению при декларировании соответствия продукции протоколов ее испытаний, проведенных различными субъектами хозяйствования; организациям Госстандарта поручено проводить регистрацию деклараций независимо от области аккредитации органов по сертификации организаций; приняты решения по введению регистрации деклараций о соответствии представляемых индивидуальными предпринимателями в электронном виде.
С учетом пожеланий, высказанных индивидуальными предпринимателями, Председателем Госстандарта 26 декабря 2012 г. утвержден документ «Рекомендации (пошаговая инструкция) по подтверждению соответствия продукции легкой промышленности ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю продукцией». Указанные рекомендации размещены на сайте Госстандарта http://gosstandart.gov.by/.
В настоящее время принимаются меры по расширению количества аккредитованных органов по сертификации продукции и испытательных лабораторий (центров). Так, лабораторные отделы 11 организаций Минздрава РБ в целях полного обеспечения необходимого перечня исследований продукции осуществляют дополнительное освоение методов испытаний и расширение области аккредитации лабораторий.
Проводится также работа по аккредитации и включению в Единый реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза испытательных лабораторий государственного учреждения (ГУ) «Барановичский зональный центр гигиены и эпидемиологии», ГУ «Борисовский зональный центр гигиены и эпидемиологии». Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром» проводит работы по расширению области аккредитации 2 испытательных лабораторий, функционирующих на базе РУП «Центр научных исследований легкой промышленности». Ведется работа по приданию соответствующего статуса аккредитованным испытательным лабораториям 14 предприятий легкой промышленности концерна «Беллегпром», по расширению их области аккредитации с перспективой включения в Единый реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, что позволит бизнесу проводить необходимые испытания импортируемой продукции в этих лабораториях для декларирования или сертификации своей продукции.
Государственным комитетом по стандартизации РБ принято решение, что регистрацию деклараций о соответствии продукции легкой промышленности помимо органов по сертификации будут также осуществлять все территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта, а также Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации и Белорусский государственный институт метрологии, что позволит индивидуальным предпринимателям обращаться за регистрацией деклараций в своем регионе в соответствующий региональный центр или организацию Госстандарта.
Однако главные ожидания для индивидуальных предпринимателей, закупающих товар третьих стран в Российской Федерации, а также произведенный на территории Российской Федерации, связаны с переходом на выполнение ТР ТС оптовыми российскими продавцами и производителями. В этом случае повторные процедуры оценки соответствия приобретенного в Российской Федерации товара белорусскими индивидуальными предпринимателями не потребуются. Такой товар должен быть замаркирован единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов таможенного союза (далее - Единый знак обращения), а декларация о соответствии на него (сертификат соответствия) либо свидетельство о государственной регистрации должны быть зарегистрированы в едином реестре Таможенного союза (какой должен быть документ на товар, указано в ТР ТС применительно к конкретному виду продукции).
Маркировка продукции Единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов таможенного союза
Маркировка продукции Единым знаком обращения - явление новое в Республике Беларусь и на территории таможенного союза.
Необходимость маркировки продукции таким знаком вытекает из Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, которое ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 218-З и вступило в силу на территории Республики Беларусь с 1 января 2012 г.
Изображение Единого знака обращения, а также Положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза утверждены решением Комиссии таможенного союза от 15.07.2011 № 711. Изображение представляет 3 стилизованные буквы «ЕАС», которые расшифровываются как Евразийское соответствие (Eurasian Conformity).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2016 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 № 22 внесены изменения в решение № 711, в том числе название Положения изложено в новой редакции: «Порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза». |
Возможность маркировки товаров таким знаком впервые возникла с 15 февраля 2012 г., когда вступил в силу первый ТР ТС «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), принятый решением Комиссии таможенного союза 16.08.2011 № 770.
Применение данного знака обязательно, им должна маркироваться продукция, на которую введены ТР ТС, но не автоматически, а только после проведения всех предписанных процедур оценки соответствия продукции, в результате которых формируется доказательная база соответствия.
Назначение Единого знака обращения - информировать потребителей и приобретателей выпущенной в обращение продукции о ее соответствии распространяющимся на нее требованиям ТР ТС как в отношении обязательных показателей, и в первую очередь показателей безопасности, так и в отношении выполнения процедур оценки соответствия и контроля продукции, указанных в каждом техническом регламенте. Например, если в ТР ТС предписано, что продукция должна пройти обязательную сертификацию, то такая процедура должна быть выполнена.
Единый знак обращения обязателен к применению, и его отсутствие на продукции является нарушением, кроме случаев, оговоренных в ТР ТС. Например, упаковка, реализуемая в качестве самостоятельной продукции, указанным знаком не маркируется, чтобы не вводить в заблуждение потребителя в отношении помещенной в нее продукции.
С введением новых ТР ТС сфера применения Единого знака обращения будет расширяться. Пока введено в действие 7 ТР ТС, а планируется в последующие годы более 60 ТР ТС.
Надо иметь в виду, что с даты введения в действие конкретных ТР ТС определенное время могут действовать так называемые переходные периоды, в течение которых продукция еще может быть реализована по-старому, и на такую продукцию Единый знак обращения наносить запрещено.
Единый знак обращения может быть выполнен любым способом (например, с применением трафарета, типографской печатью, технологической штамповкой, наклеиванием голографического изображения знака и т.п.), обеспечивающим четкое и ясное его изображение в течение всего срока службы продукции. По размеру он не должен быть меньше 5 мм.
Маркируют продукцию знаком либо изготовители, либо импортеры, осуществляющие ввоз и размещение продукции на территории таможенного союза. Партия продукции также может быть замаркирована продавцом.
Ответственность
За отсутствие маркировки товара Единым знаком обращения к изготовителю (продавцу), выпустившему это товар на рынок, может быть применена ответственность по ст.23.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: за реализацию продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, поскольку требования о маркировки знаком указаны в каждом конкретном регламенте.
В рамках таможенного союза готовится Соглашение об ответственности в области технического регулирования, которым отсутствие Единого знака обращения или неправомерное его применение будут рассматриваться как отдельное правонарушение.
11.01.2013
Василий Королюк, начальник управления оценки соответствия и лицензирования Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь