Корреспонденция счетов от 19.08.2015
Автор: Прохожая В.

Погашаем платежи в бюджет за ликвидируемое унитарное предприятие: налоговый и бухгалтерский учет


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОГАШАЕМ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ ЗА ЛИКВИДИРУЕМОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ: НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Ситуация

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) является учредителем (собственником имущества) унитарного предприятия (далее - УП). На стадии ликвидации УП проведена налоговая проверка, и по акту проверки были доначислены налоги и пени.

В связи с тем, что на расчетном счете УП отсутствовали денежные средства, доначисленные налоги и пени за УП были уплачены ООО.

Как отразить в учете ООО вышеуказанные перечисления за УП?

Возможно ли учесть указанные расходы при налогообложении у ООО?

Правомерно ли будет отразить в ликвидационном балансе УП доперечисленные налоги и пени или это должно быть отражено в балансе у ООО?

В ряде случаев задолженность ликвидируемой организации по налоговым обязательствам погашается собственником имущества такой организации

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о ликвидации).

Перечень документов, которые представляются в регистрирующий орган при принятии решения о ликвидации организации, приведен в п.7 Положения о ликвидации. Представления ликвидационного баланса на данном этапе ликвидации не требуется.

На основании документов, указанных в п.7 Положения о ликвидации, регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд), Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах»(далее - Белгосстрах) (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах)уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (п.8 Положения о ликвидации).

В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления от регистрирующего органа ему представляются:

• налоговыми органами - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам;

• органами Фонда - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед Фондом;

• таможенными органами - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

• Белгосстрахом (его обособленным подразделением) - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.9 Положения о ликвидации).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться пп.7, 8 и 9 Положения о ликвидации в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2.

 

Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п.10 Положения о ликвидации).

Организация, обратившаяся в регистрирующий орган с заявлением о ее ликвидации, обязана в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления представить в налоговый орган в соответствии с требованиями части первой п.2 ст.63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) налоговые декларации за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности) включительно. При этом по налогу на прибыль налоговая декларация (расчет) представляется независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения в указанный период.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

С 16 февраля 2019 г. действует форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2.

 

При возникновении (наличии) объектов налогообложения в процессе ликвидации организации налоговая декларация (расчет) по деятельности ликвидируемой организации представляется не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления ею в регистрирующий орган ликвидационного баланса (п.21 ст.63 НК).

Как правило, налоговыми органами проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности ликвидируемой организации за непроверенный период.

Налоговая проверка организации может закончиться доначислением налогов, сборов, пеней, а также наложением на организацию и ее должностных лиц административных штрафов.

В определенных случаях налоговый орган по результатам проверки может предъявить претензии и к собственникам имущества, учредителям (участникам) организации, а иногда - даже к ее руководителю и другим должностным лицам.

Налоговым органам дано право направлять в суды иски (заявления) о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества унитарных предприятий организации, в том числе руководителя организации, имеющих право давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия (подп.1.4 п.1 ст.81 НК).

Так, п.3 ст.38 НК установлено, что, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты причитающихся пеней, остающаяся задолженность погашается собственником имущества такой организации.

Таким образом, если у ликвидируемого УП недостаточно средств для погашения задолженности перед бюджетом, то погасить такую задолженность за него обязана организация - собственник УП.

 

Справочно

При ликвидации юридического лица очередность удовлетворения требований кредиторов установлена п.11 Положения о ликвидации. Так, задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды погашается в третью очередь.

Обязательства по доначисленным налогам и расчеты по ним отражаются в балансе ликвидируемой организации

После погашения задолженности перед кредиторами, в том числе бюджетом, и выполнения всех остальных необходимых действий согласно п.13 Положения о ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

• печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

• оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

В настоящее время в Республике Беларусь не установлено единого методологического подхода, закрепленного в нормативных правовых актах, к порядку составления ликвидационного баланса, в том числе и в части показателей, которые он должен содержать.

Некоторые специалисты считают, что конечные показатели в ликвидационном балансе должны отсутствовать, то есть ликвидационный баланс должен быть «нулевым».

Другие рекомендуют при составлении ликвидационного баланса указывать в активе ликвидационного баланса по соответствующим строкам данные о фактическом имуществе (основных средствах, материалах, товарах, готовой продукции и т.п.), а также денежных средствах, подлежащих распределению между собственниками (учредителями, участниками) ликвидируемой организации после завершения всех расчетов с дебиторами и кредиторами и совершения всех иных необходимых действий в рамках проведения процедуры ликвидации.

Эти рекомендации основываются на том, что ликвидационный баланс предназначен для собственников (участников, учредителей) и должен содержать данные об имуществе и денежных средствах, на которые собственники или учредители смогут претендовать после завершения расчетов с дебиторами и кредиторами.

Таким образом, ликвидационный баланс необходимо формировать до начала расчетов с собственниками (участниками, учредителями) ликвидируемого предприятия.

Кроме того, нет единой позиции по ликвидационному балансу и у регистрирующих органов Республики Беларусь. В различных регионах принимают от ликвидируемых организаций и «нулевые» ликвидационные балансы, и ликвидационные балансы, содержащие определенные показатели по ряду строк актива и пассива баланса.

Поэтому при составлении окончательного ликвидационного баланса целесообразно уточнять по данному вопросу точку зрения регистрирующего органа, в который он будет представляться.

Поскольку нет нормативного документа по составлению ликвидационного баланса, то до его принятия может иметь место как «нулевой» ликвидационный баланс, так и с данными об имуществе, подлежащем передаче собственнику или распределению между учредителями.

Ликвидируемой организации следует составить промежуточный и окончательный ликвидационные балансы.

Промежуточный ликвидационный баланс должен составляться на дату истечения срока для предъявления требований кредиторами и содержать сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечне предъявленных требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами(п.2 ст.59 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

 

Справочно

Срок заявления требований кредиторов не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации (п.1 ст.59 ГК).

 

После составления промежуточного ликвидационного баланса организация не должна вести коммерческую деятельность. Деятельность, осуществляемая во время ликвидации организации, может быть направлена только на продажу имеющихся у нее активов, погашение и взыскание задолженностей и иные цели, связанные исключительно с ликвидацией организации.

Окончательный ликвидационный баланс составляется после осуществления ликвидируемой организацией всех расчетов и исполнения обязательств, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Следовательно, все доначисленные и уплаченные по результатам налоговой проверки, проводимой в период ликвидации организации, платежи в бюджет и внебюджетные фонды должны быть учтены в ликвидационном балансе.

Погашенные налоговые обязательства ликвидируемой организации ее собственник учитывать при налогообложении прибыли не имеет права

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются, в частности, организации, на которые в соответствии с НК, таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее - Закон № 129-З)и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п.1 ст.13 НК).

Под организациями согласно п.2 ст.13 НК понимаются:

• юридические лица Республики Беларусь;

• иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

• простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь (п.3 ст.13 НК).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п.1 ст.113 ГК).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК (п.8 ст.113 ГК).

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п.3 ст.52 ГК (п.4 ст.114 ГК).

 

Справочно

Согласно п.3 ст.52 ГК учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2018 г. следует руководствоваться частью второй п.3 ст.52 ГК в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З.

 

Следовательно, УП и ООО- собственник этого УП являются самостоятельными плательщиками налогов, сборов и пошлин.

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь, Законом № 129-З либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину) (п.1 ст.36 НК).

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины) (п.3 ст.36 НК).

То есть налоговые обязательства возникают у плательщиков только по своей деятельности.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 НК).

Вместе с тем при налогообложении прибыли не учитываются затраты на выполнение организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.1.1 п.1 ст.131 НК).

Также не учитываются при налогообложении прибыли пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды (подп.1.11 п.1 ст.131 НК).

Погашение налоговых обязательств и пеней ликвидируемого УП не связано с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав ООО - собственника УП. Следовательно, произведенные за ликвидируемое УП платежи в бюджет при налогообложении прибыли у ООО не могут быть учтены.

Указанные платежи могут быть произведены только за счет чистой прибыли ООО, остающейся после налогообложения.

Бухгалтерский учет уплаченных за унитарное предприятие платежей в бюджет

Согласно п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102:

• инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации;

• текущая деятельность - основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности;

• финансовая деятельность - деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Доходы и расходы отражаются:

• по текущей деятельности - на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;

• по инвестиционной и финансовой деятельности - на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Перечень прочих доходов и расходов по названным видам деятельности приведен в пп.13, 14 и 15 вышеназванной Инструкции.

Погашение обязательств УП перед бюджетом его учредителем нельзя отнести ни к одному из перечисленных видов деятельности.

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50), не предусматривает порядка отражения в учете уплаченных за унитарное предприятие налоговых платежей.

Вместе с тем п.4 Инструкции № 50 позволяет в случае возникновения в процессе деятельности организации хозяйственных операций, корреспонденция счетов по которым не установлена, составлять соответствующую корреспонденцию счетов исходя из содержания хозяйственной операции.

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период (п.78 Инструкции № 50).

Поскольку погашение налоговых обязательств за ликвидируемое УП не относится к деятельности ООО, то отражать произведенные за УП платежи с использованием счета 99 необоснованно.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п.67 Инструкции № 50).

Таким образом, правильным будет отразить перечисление в бюджет платежей за УП с использованием счета 84.

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Хозяйственная операция - действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов (абзац 24 ст.1 названного Закона).

Перечисление средств в бюджет за дочернее предприятие влечет изменение величины собственного капитала и, следовательно, является хозяйственной операцией.

Первичным документом для отражения данной операции может быть:

• решение суда о погашении задолженности собственником унитарного предприятия;

• постановление налогового органа о взыскании задолженности дочернего предприятия с его собственника;

• решение самого собственника о погашении задолженности унитарного предприятия.

Исходя из приведенных норм законодательства, представляется, что правильным будет отразить в бухгалтерском учете ООО перечисление платежей в бюджет за дочернее предприятие записью:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена уплата в бюджет пеней и доначисленных платежей по результатам проверки ликвидируемого УП

 

У УП данная операция отражается записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено доначисление налогов
20, 90, 99
Отражено начисление пени
99
68
Отражена уплата налогов и пени учредителем
68

 

19.08.2015

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»