


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Покупатель вернул организации розничной торговли товар, не выдержавший установленный на него гарантийный срок. Продавец выплатил покупателю стоимость возвращенного товара по цене, действующей в организации на момент его возврата, которая превышает цену, действовавшую на момент приобретения.
Вправе ли организация учесть при налогообложении прибыли разницу между ценой приобретения товара и ценой, возмещенной покупателю?
ОТВЕТ: Вправе.
Взаимоотношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, регулируются Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З).
Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости - провести проверку качества товара (п.9 ст.20 Закона № 90-З).
При расторжении договора потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения (п.4 ст.27 Закона № 90-З).
Расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, признаются внереализационными расходами (п.1 ст.129 Налогового кодекса РБ; далее - НК).
В состав внереализационных расходов, в частности, включаются:
• суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, уплаченные в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств (подп.3.1 п.3 ст.129 НК);
• другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.3.27 п.3 ст.129 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. подп.3.27 п.3 ст.129 НК на основании Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З изложен в новой редакции. С 1 января 2016 г. подп.3.1 п.3 ст.129 НК на основании Закона РБ от 30.12.2015 № 343-З изложен в новой редакции. |
Поэтому разницу в стоимости товара на момент приобретения и на момент его возврата, превышающую цену приобретения, организация розничной торговли вправе включить во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.
В бухгалтерском учете данную разницу следует отразить на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») на основании п.13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102.
При возврате товара в бухгалтерском учете следует сделать записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражение стоимости товара, не выдержавшего установленного на него гарантийного срока и возвращенного покупателем продавцу, (методом «красное сторно») по розничным ценам |
||
Списание стоимости такого товара (методом «красное сторно») по розничным ценам |
90-4 |
|
Возмещение покупателю разницы в цене товара |
62 |
|
На разницу в цене товара |
90-10 |
62 |
29.05.2013
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»