Пособие от 02.10.2013
Автор: Черноруцкая Н.

Полномочия нанимателя по самостоятельному установлению факта нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения: проблемные вопросы


 

Материал помещен в архив

 

ПОЛНОМОЧИЯ НАНИМАТЕЛЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ УСТАНОВЛЕНИЮ ФАКТА НАХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Часто нанимателю для принятия решений об отстранении от работы, об установлении причины несчастного случая, наконец, об увольнении работника приходится устанавливать факт нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения.

Правовой механизм установления нанимателем такого состояния отсутствовал, впрочем, как и отсутствовал показатель наличия алкогольного опьянения, которым должен руководствоваться наниматель.

Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон № 61-З), который вступает в силу с 25 января 2014 г.:

а) обязывает нанимателя проводить обязательное освидетельствование некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст.17);

б) наделяет нанимателя полномочием проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин). Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст.18).

Случаи обязательного освидетельствования

Одной из категорий работников, в отношении которой наниматель проводит собственное освидетельствование на наличие алкоголя в крови, являются водители. В данном случае наниматель руководствуется Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса РБ и Минсельхозпрода РБ от 09.07.2013 № 25/28 (далее - Инструкция).

Контроль опьянения с помощью приборов (далее - приборный контроль опьянения) проводится назначенным работником вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, которые носят общее название «алкотестеры».

На основании показаний приборов, подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения, информация о допуске к работе водителя вносится в путевой лист.

При выявлении в результате приборного контроля опьянения у водителя состояния алкогольного опьянения работник, уполномоченный на проведение приборного контроля опьянения, доводит до сведения руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя информацию о полученных результатах.

Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы.

При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения, а также в иных случаях по решению руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя приборный контроль опьянения может проводиться на основании гражданско-правового договора, заключенного с организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе.

Таким образом, Инструкция допускает немедицинское освидетельствование водителя работником нанимателя по показаниям сертифицированного алкотестера. Однако в Инструкции отсутствует информация о цифровых показателях алкотестера, свидетельствующих о состоянии алкогольного опьянения.

 

Справочно

Состав административного правонарушения для водителя согласно ст.18.16 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях образуют следующие параметры состояния алкогольного опьянения: наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на 1 литр выдыхаемого воздуха. Эти параметры установлены Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497.

 

Если сотрудник Государственной автомобильной инспекции проводит освидетельствование водителя с помощью алкотестера и по его итогам получен результат, указывающий на наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации, отличающейся в большую или меньшую сторону от значения 0,3 промилле в пределах погрешности прибора, либо в концентрации менее 0,3 промилле, то он обязан доставить физическое лицо на освидетельствование в организацию здравоохранения (п.2 Инструкции о порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения, утвержденной постановлением МВД РБ от 15.07.2011 № 256).

Так, в рамках административного процесса сомнения в показаниях алкотестера требуют обращения в организацию здравоохранения.

Для нанимателя же такого указания в Законе № 61-З, Инструкции нет.

Алкогольное освидетельствование по усмотрению нанимателя

Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Критерий, по которому можно полагать, что работник находится в состоянии алкогольного опьянения, носит оценочный характер и, следовательно, установление такого состояния зависит от субъективного усмотрения должностного лица работодателя, принимающего решение о проведении данного освидетельствования. На практике также возможен отказ работающего от прохождения алкогольного освидетельствования, однако в Законе № 61-З не регламентируется вопрос о действиях работодателя в случае такого отказа (решение Конституционного Суда РБ от 05.07.2013 № Р-839/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»).

Представляется, что проблема правоприменения ст.18 Закона № 61-З будет связана и с неопределенностью минимального показателя алкотестера для констатации работодателем нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения.

 

Обратите внимание!

Во избежание спорных ситуаций нанимателям следует разработать локальный нормативный правовой акт, который будет содержать порядок установления состояния алкогольного опьянения по результатам алкотестера аналогично тем правилам, которые разработаны применительно к административному процессу.

 

02.10.2013

 

Наталия Черноруцкая, юрист