


Материал помещен в архив
УТВЕРЖДАЮ Директор производственного унитарного предприятия «Альфа-Овощ» ______________ И.И.Иванов 01.01.2014 |
ПОЛОЖЕНИЕ
об экономической политике производственного унитарного предприятия «Альфа-Овощ»
Настоящее Положение об экономической политике производственного унитарного предприятия «Альфа-Овощ», которое является системой базовых положений, разработано в соответствии с законодательством Республики Беларусь и обусловлено интересами производственного унитарного предприятия «Альфа-Овощ» (далее - Предприятие), особенностями его деятельности, влияющими на состав и характеристики его внутренних элементов и на характер взаимодействия с субъектами экономических отношений внутренней и внешней среды.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Экономическая политика Предприятия - это система базовых положений, обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп, определяющих особенности деятельности, поведения Предприятия и влияющих на состав и характеристики его внутренних элементов и на характер его взаимодействия с экономическими агентами внутренней и внешней среды.
Цель экономической политики Предприятия - принципы деятельности, поведения и взаимодействия с внешней средой, связанные с деятельностью Предприятия, и механизмы его взаимодействия с субъектами экономических отношений из внутренней и внешней среды.
Вопросы деятельности Предприятия, не включенные в данное Положение, рассматриваются в контексте действующего законодательства Республики Беларусь и подлежат неукоснительному исполнению.
2. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Базовые положения экономической политики Предприятия можно характеризовать как совокупность элементов и взаимосвязей между ними. В соответствии с направленностью своего влияния экономическая политика Предприятия может быть разделена на две категории: внутреннюю и внешнюю.
2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Внешняя экономическая политика отражает процессы взаимодействия Предприятия с организациями и их структурами, деятельность которых также направлена на взаимодействие со своими партнерами.
Внешняя экономическая политика Предприятия включает в себя следующие элементы:
- политику взаимодействия с социальными группами, в т.ч. с общественными организациями;
- политику взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность Предприятия;
- политику взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения;
- политику взаимоотношений с партнерами, покупателями и поставщиками;
- политику взаимодействия с бизнес-инфраструктурой.
Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами.
2.1.1. ПОЛИТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПРОФСОЮЗНЫМ КОМИТЕТОМ
Коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками Предприятия и работодателем, в основу которых положены взаимное доверие и уважение, исходящие из признания, что люди - самый важный ресурс Предприятия.
Сторонами коллективного договора являются: работодатель - Предприятие в лице его директора и работники Предприятия в лице профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации.
Работодатель признает профсоюзный комитет Предприятия единственным полномочным представителем его работников в рамках переговоров по заключению коллективного договора, а также по другим вопросам, касающимся работников Предприятия, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Коллективный договор заключается полномочными представителями строго на добровольной и равноправной основе в целях:
- создания системы социально-трудовых отношений на Предприятии, максимально способствующих стабильности и эффективности его работы, долгосрочному поступательному развитию, росту его общественного престижа и деловой репутации;
- установления социально-трудовых прав и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством;
- повышения уровня жизни работников и членов их семей;
- создания благоприятного климата в коллективе;
- практической реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
Условия коллективного договора обязательны для его сторон.
2.1.2. ПОЛИТИКА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ, КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И РЕГУЛИРУЮЩИМИ РАБОТУ ПРЕДПРИЯТИЯ
Под политикой взаимодействия с государственными структурами, контролирующими и регулирующими деятельность Предприятия, понимают принципы взаимодействия, приоритеты, механизмы и целевые установки, связанные с взаимодействием с государственными структурами.
Государственные органы по характеру выполняемых ими функций условно подразделяются на контролирующие и регулирующие. При этом используются различные способы и методы воздействия на деятельность Предприятия - выдача лицензий, установление ставок налогов и квот, разрешений, регулирование уровня цен и тарифов, санитарных норм и др.
На деятельность Предприятия оказывает влияние внешнеэкономическая деятельность и связанные с ней изменения в законодательстве Республики Беларусь. Например, необходимо учитывать таможенное, налоговое законодательство страны-экспортера или страны-импортера, требования к качеству, правила сертификации и т.д.
Вся политика Предприятия по взаимодействию с государственными структурами, контролирующими и регулирующими работу Предприятия, основана на действующем законодательстве Республики Беларусь.
2.1.3. ПОЛИТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КОНКУРЕНТАМИ И КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Политика взаимоотношений с конкурентами и конкурентного поведения - это принципы взаимоотношений с конкурентами, приоритеты выстраивания этих взаимоотношений, целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения, и механизм взаимодействия с конкурентами, т.е. формы конкурентной борьбы, нацеленность или наоборот попытка избежать ее и следующее из данного взаимодействия конкурентное поведение.
В области взаимоотношений с производителями овощей закрытого грунта Республики Беларусь Предприятием проводится взвешенная политика, основанная на взаимопонимании и отказе от конкурентной борьбы в связи с тем, что на рынке производства овощей закрытого грунта каждый занимает свой сегмент.
2.1.4. ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ, ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ
Под политикой взаимоотношений с партнерами, покупателями, поставщиками следует понимать принципы, приоритеты взаимоотношений с ними, целевые установки, на достижение которых направлены эти взаимоотношения, и механизм, который определяется вышеперечисленными элементами экономической политики.
Поставщики обеспечивают удовлетворение потребности Предприятия в различных ресурсах: материальных, трудовых, финансовых, информационных.
Обеспечение материальными ресурсами Предприятия включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей в установленные сроки при выполнении определенных условий.
Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры необходимых ресурсов, взаимоотношений с финансовыми и коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами.
Особое место занимает обеспечение Предприятия трудовыми ресурсами, соответствующими ему по количеству, структуре, уровню общей и профессиональной подготовки, возрасту.
Потребители приобретают произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных потребителей.
Учет заявок является необходимым условием успешной деятельности Предприятия. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о различных стратегиях Предприятия по продаже его продукции:
- со скидкой или без нее;
- по предоплате или с отсрочкой платежа и пр.
В результате взаимодействия Предприятия с поставщиками и потребителями формируется система хозяйственных связей.
2.1.5. ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БИЗНЕС-ИНФРАСТРУКТУРОЙ
Политика Предприятия, направленная на взаимодействие с бизнес-инфраструктурой, - это принципы, приоритеты, целевые установки и механизм взаимодействия с субъектами, относимыми к бизнес-инфраструктуре. К субъектам бизнес-инфраструктуры относятся:
- финансовые институты (банки, кредитные организации, инвестиционные фонды);
- страховые организации;
- торгово-промышленные палаты;
- средства массовой информации, профессионально освещающие вопросы и проблемы, касающиеся осуществления Предприятием хозяйственной деятельности.
Политика Предприятия, направленная на взаимодействие с бизнес-инфраструктурой, основана на действующем законодательстве Республики Беларусь.
2.2. ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Внутренняя экономическая политика затрагивает процессы, происходящие внутри Предприятия, которые оказывают влияние на его жизнедеятельность.
Внутренняя экономическая политика подразделяется на следующие категории:
- маркетинговая политика;
- производственная политика;
- кадровая политика;
- финансовая политика.
2.2.1. МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА
Маркетинговая политика, или политика исследования рынка, - система принципов, приоритетов, целевых установок и механизмов взаимодействия с субъектами внутренней и внешней среды, характеризующих и определяющих содержание деятельности по исследованию рынка и формированию позиции Предприятия на рынке.
Исследование рынка овощей закрытого грунта определяет сбытовую, ценовую и товарную политику Предприятия, приоритетные направления в производстве овощей закрытого грунта, поиске более перспективных направлений в области производства и реализации произведенной продукции, а также в области ценовой политики Предприятия.
Источниками информации для исследования рынка овощей закрытого грунта являются:
- корпоративные сайты тепличных хозяйств Республики Беларусь;
- рекламные материалы и объявления тепличных комбинатов;
- печатные и электронные средства массовой информации, отраслевые порталы и форумы Республики Беларусь и России;
- открытые результаты исследований белорусских и российских агентств;
- данные статистики Республики Беларусь и России.
Ценовая политика Предприятия - это деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимую продукцию, направленная на достижение целей и задач Предприятия.
Цели ценовой политики Предприятия:
- краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности. В отношении ценовой политики эта цель является краткосрочной и производной от глобальной цели - максимизации ценности Предприятия, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту цель, Предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания;
- краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприятие исходит из того, что увеличение объема сбыта с одновременным снижением цены на основании Положения о скидках приведет к снижению затрат и не допустит порчи овощной продукции. Цена на выпускаемую продукцию, учитывая, что овощи имеют ограниченный срок хранения, может устанавливаться на минимально допустимом уровне.
Рыночная цена продукции формируется под влиянием многих факторов. Для выбора ценовой стратегии Предприятие систематически анализирует ценообразующие факторы, которые по отношению к Предприятию могут быть как внешними и не контролируемыми им, так и внутренними. Таким образом, для выработки эффективной ценовой политики Предприятие проводит всесторонний анализ и учитывает все ценообразующие факторы, основными из которых являются:
- издержки по производству и реализации продукции;
- спрос на продукцию;
- конкуренция;
- восприятие цен потребителями;
- другие факторы.
Рыночная цена на продукцию изменяется под воздействием спроса и предложения.
2.2.1.2. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА
Сбытовая политика - это система решений, принимаемых на Предприятии, с целью реализации выбранных стратегий и получения наибольшего эффекта от сбыта производимой продукции. Собственная сбытовая сеть Предприятия представляет группу розничной реализации.
Стратегия сбыта включает в себя управление, организацию, мотивацию и контроль за всеми процессами в сфере сбытовой деятельности.
Цель сбытовой политики заключается в привлечении наибольшего количества оптовых покупателей, росте оптовых и розничных продаж по максимально высоким ценам и минимальных потерях от порчи овощной продукции.
К функциям управления сбытом относятся:
- организация заключения договоров;
- контроль отгрузок;
- контроль возврата денежных средств за реализованную продукцию;
- стимулирование сбыта по отношению к потребителям;
- мотивация собственного персонала службы розничной реализации и других подразделений и специалистов.
2.2.1.3. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА
Товарная политика - это комплекс действий, направленных на формирование эффективной производственной программы Предприятия.
Основным понятием товарной политики является товар (продукция Предприятия). Товар - это любое рыночное предложение, направленное на удовлетворение потребности покупателя (материальные блага, услуги и т.д.).
Основными задачами товарной политики являются:
- формирование и своевременная корректировка ассортимента;
- обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- качество упаковки;
- другие задачи.
На Предприятии существует традиционная система сбыта, состоящая из оптовых и розничных продаж (выездная торговля). Кроме этого, Предприятие имеет свою стационарную торговую точку.
Конкурентоспособность выпускаемой овощной продукции на Предприятии основана на малообъемной технологии выращивания овощей на торфах, что существенно повышает их вкусовые качества.
Конечной целью товарной политики является увеличение прибыли Предприятия за счет роста продаж, достижения определенного уровня рентабельности, увеличения доли рынка, создания имиджа продукции, рационализации процессов производства на основе ассортиментной политики Предприятия.
2.2.1.4. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА
Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности Предприятия в целом.
Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Суть ассортиментной политики Предприятия состоит в определении номенклатуры выращиваемых овощей закрытого грунта с учетом собственных возможностей, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса.
Основные задачи при формировании ассортиментной политики:
- определение текущих и перспективных покупателей;
- анализ существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям;
- решение таких вопросов, как:
какую продукцию следует добавить в ассортимент, а какую исключить в связи с изменением уровня конкурентоспособности;
следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства, выходящих за рамки сложившегося профиля Предприятия;
- анализ финансовых результатов Предприятия (ассортимент формируется на основе ожидаемой рентабельности и величины прибыли);
- использование принципа гибкости (включение в деятельность Предприятия нетрадиционных для него видов деятельности).
Ассортиментная политика необходима для определения условий безубыточной работы Предприятия.
Критерии оптимизации ассортимента базируются на результатах анализа:
- затрат на производство продукции;
- безубыточности по каждому виду выпускаемой продукции.
2.2.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Производственная политика Предприятия - это система базовых элементов экономической политики Предприятия, состоящая из технологической и технической политики Предприятия.
2.2.2.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Технологическая политика Предприятия - это набор принципов и действий (способ деятельности), на основании которых выбираются, разрабатываются и внедряются новые технологические процессы.
К основным задачам технологической политики относятся:
- изучение научно-исследовательских достижений и общих технологических тенденций в области выращивания овощей закрытого грунта;
- определение факторов, благоприятствующих инновациям в области выращивания овощей закрытого грунта;
- формирование организационной структуры Предприятия, наиболее благоприятной для осуществления непрерывного процесса производства, и обеспечение мотивации персонала;
- соблюдение технологического процесса на всех этапах производства овощей закрытого грунта.
Приоритетным направлением, определяющим эффективность производства овощей закрытого грунта в современных условиях, является активная энерго- и ресурсосберегающая политика Предприятия на базе использования интенсивных технологий выращивания овощных культур.
Основная цель технологической политики Предприятия - разработка эффективных направлений и экономических механизмов, позволяющих повысить результативность производства овощей закрытого грунта, в первую очередь, за счет использования прогрессивных энергоресурсов.
Тепличное овощеводство определяет пути повышения экономической эффективности. Для повышения эффективности производства овощей закрытого грунта особое внимание в технологическом процессе уделяется двум факторам, которые позволяют значительно повысить экономическую эффективность производства:
- внедрение интенсивных технологий выращивания овощей в закрытом грунте;
- рациональное использование энергоресурсов в овощеводстве закрытого грунта.
На Предприятии ведется работа по сортоиспытанию новых сортов огурцов и помидоров с целью оптимального выбора сортов для производства продукции.
2.2.2.2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Техническая политика - совокупность обязательных для применения технических решений, выбранных на основании утвержденных принципов, критериев, процессов и инструментов, позволяющая обеспечить плановое изменение технической системы Предприятия в соответствии со стратегическими целями.
К этапам разработки и воплощения в жизнь технической политики Предприятия относятся:
- проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка стратегических мер по достижению конкурентоспособности продукции в будущем;
- организационно-технологическая подготовка производства овощей закрытого грунта;
- разработка плана технического развития по направлениям:
внедрение прогрессивных технологических процессов;
автоматизация и механизация производственных процессов;
совершенствование системы управления, планирования и организации производства;
повышение эффективности использования материальных и топливных ресурсов;
обновление и модернизация основных средств;
совершенствование кооперации и разделения труда, организации и обслуживания рабочих мест, внедрение передовых приемов и методов труда.
В технической политике Предприятия важным фактором является ресурсосбережение. Методы ресурсосбережения - это технологические процессы, а также организационные и экономические методы как экономии, так и расхода ресурсов. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия.
Экономическая устойчивость Предприятия зависит от внутренних возможностей эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Техническая политика определяет основные ресурсы Предприятия и его экономическую устойчивость.
2.2.3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой Предприятия. Кадровая политика находит свое отражение в следующих нормативных документах:
- правилах внутреннего распорядка;
- коллективном договоре.
Через кадровую политику реализуются цели и задачи управления персоналом Предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с работниками Предприятия.
Кадровая политика связана со стратегией развития Предприятия.
Кадровая политика, с одной стороны, носит стабильный характер, так как со стабильностью связаны ожидания работников Предприятия, а с другой - имеет динамичный характер, т.е. изменяется в соответствии с изменениями тактики Предприятия, а также изменениями, происходящими в экономической сфере.
Кадровая политика исходит из реальных финансовых возможностей Предприятия, экономически обоснованна и обеспечивает личностный подход к работникам.
Одно из главных условий развития Предприятия - гибкая система справедливой мотивации, которая основана не только на материальных потребностях персонала, но и на формировании и реализации его статусных, личностных потребностей и побуждений, поддерживающих здоровый карьерный рост. В то же время мотивация должна быть справедливой, чтобы не порождать недоверие сотрудников друг к другу, формальное отношение к своим обязанностям.
Кадровая политика реализуется через кадровую работу. Поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором средств, методов, приоритетов и т.д.
Кадровая работа базируется на системе правил, традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.д. Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т.п.), а касается принципиальных позиций Предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на далекую перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними существует взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений. Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.
Цель финансовой политики Предприятия - построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.
Все аспекты деятельности Предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, выработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления финансами.
Основными стратегическими задачами разработки финансовой политики Предприятия являются:
- максимизация прибыли Предприятия;
- оптимизация структуры капитала Предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния Предприятия;
- обеспечение инвестиционной привлекательности Предприятия;
- создание эффективного механизма управления Предприятием;
- использование Предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
К основным направлениям разработки финансовой политики Предприятия относятся:
- анализ его финансово-экономического состояния;
- выработка кредитной политики;
- управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
- управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
- выбор дивидендной политики.
Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности Предприятия являются:
- анализ бухгалтерской отчетности;
- расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных и относительных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности, а также тенденций их изменения.
Финансовая политика Предприятия подразделяется на:
- учетную политику;
- налоговую политику;
- политику управления дебиторской задолженностью;
- политику управления рисками;
- политику управления инвестициями;
- политику управления оборотными активами;
- политику управления внеоборотными активами;
- политику распределения прибыли.
2.2.4.1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Учетная политика Предприятия - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика Предприятия разработана в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в области отчетности и налогообложения.
Учетная политика Предприятия устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения и представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского и налогового учета.
Одной из основных целей учетной политики является улучшение качества финансовой отчетности Предприятия в отношении уместности, надежности и сопоставимости этой отчетности во времени и с финансовой отчетностью других предприятий.
Учетная политика в целях бухгалтерского учета в течение отчетного года изменению не подлежит. В течение года в учетную политику могут вноситься дополнения в связи с осуществлением (возникновением) хозяйственных операций, не имевших место ранее, в случае, если соответствующие способы и методы учета не были уже оговорены в учетной политике. При изменении в течение отчетного года действующего законодательства изменение учетной политики происходит автоматически.
В отношении однозначно определенных нормативными актами способов ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь.
Изменение учетной политики для целей налогообложения допускается в случае изменения налогового законодательства или применимых методов учета. Соответствующие изменения в порядок учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения вносятся приказом руководителя Предприятия.
2.2.4.1.1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ. ОТНЕСЕНИЕ АКТИВОВ К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ
В качестве основных средств (далее - ОС) принимаются к бухгалтерскому учету активы, отвечающие нормам п.4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26.
Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект ОС.
Аналитический учет ОС ведется бухгалтерией по инвентарным объектам в инвентарных карточках учета (форма ОС-6).
Для целей бухгалтерского учета к ОС относятся активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:
- активы предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд;
- активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
- стоимость единицы активов на момент приобретения превышает 30 базовых величин за единицу (без учета НДС);
- если предполагается получение экономических выгод от использования активов;
- если на момент принятия на бухгалтерский учет не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев;
- первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
К ОС не относятся, а учитываются в составе оборотных активов предметы независимо от их стоимости и срока службы:
- специальные инструменты, специальные приспособления и специальная оснастка, сменное оборудование;
- специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности;
- технологическая тара - тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах и (или) непосредственно в технологическом процессе;
- животные на выращивании и откорме (пчелосемьи и шмелиные семьи);
- стоимостью до 30 базовых величин.
2.2.4.1.2. УЧЕТ И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Минфина РБ от 22.04.2011 № 23.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2018 г. следует руководствоваться актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению № 23 в редакции постановления Минфина РБ от 28.04.2018 № 26. |
Нематериальные активы учитываются на счете 04 «Нематериальные активы».
Первоначальная стоимость приобретенных ОС определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
- стоимость приобретения ОС;
- таможенные сборы и пошлины;
- проценты по кредитам и займам;
- затраты по страхованию при доставке;
- затраты на услуги других лиц, связанные с приведением ОС в состояние, пригодное для использования;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом ОС и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Стоимость ОС, полученных безвозмездно, определяется на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны.
Группировку объектов, нормативные сроки службы по объектам ОС, сроки полезного использования, пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования ОС, определение шифров амортизационных отчислений в актах приема-передачи основных средств форм ОС-1 и ОС-1а и так далее в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств» осуществляет комиссия под председательством директора Предприятия с участием главного инженера, главного бухгалтера, ведущего инженера-энергетика.
Комиссия может пересматривать нормативные сроки службы и сроки полезного использования ОС при:
- моральном устаревании объекта;
- завершении модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ;
- проведении переоценки с привлечением оценщика.
Срок полезного использования ОС пересматривается также в случае выявления ошибки в его определении. Индексация амортизационных отчислений не производится.
Определение непригодности объектов ОС и их целесообразности в дальнейшем использовании и оформление документации на списание указанных объектов осуществляется комиссией. Амортизируемая стоимость определяется в обычном порядке без учета амортизационной ликвидационной стоимости как:
- первоначальная (переоцененная) стоимость объектов;
- недоамортизированная (остаточная) стоимость объектов с учетом ее последующих переоценок в соответствии с законодательством.
Амортизируемая стоимость ОС изменяется на сумму соответствующих затрат в случаях модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных актами сдачи-приемки выполненных работ.
Расчет амортизации ОС и нематериальных активов производится исходя из месячной суммы и составляет 1/6 часть суммы с месяца начала начисления амортизации (июль 2013 г.).
Начисление амортизации по ОС, используемым в предпринимательской деятельности, производится линейным способом.
2.2.4.1.3. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о производственных запасах, находящихся на Предприятии, установлены на основании:
- постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
- Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133;
- Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Минфином СССР от 14.01.1967 № 17.
В составе средств в обороте учитываются:
- предметы со сроком менее 12 месяцев независимо от их стоимости;
- предметы стоимостью на дату приобретения не более 30-кратного установленного законодательством Республики Беларусь размера базовой величины за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым установлен в размере не более 10 базовых величин за единицу), без НДС, независимо от срока их службы (за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, рабочего скота, которые считаются ОС независимо от их стоимости).
Учет производственных запасов по счету 10 осуществляется по учетным ценам. В качестве учетной цены используются договорные цены без НДС.
Аналитический и оперативный учет материалов ведется по местам хранения (складам) и материально ответственным лицам.
Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносится на счета учета затрат на производство в следующем порядке:
- по малоценным и быстроизнашивающимся предметам в размере 50 % при передаче в эксплуатацию и 50 % при выбытии из эксплуатации;
- по спецодежде, спецобуви и спецоснастке - ежемесячно, исходя из сроков службы.
Материально ответственные лица представляют сводные учетные документы (материальный отчет) по средствам в обороте, находящимся в эксплуатации, ежемесячно. При отпуске производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится по себестоимости первых по времени приобретения материалов (способ ФИФО).
Учет отдельных видов материалов ведется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эти вопросы:
- постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования»;
- постановлением Минэкономики РБ, Минстройархитектуры РБ, Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных металлов, их лома, и отходов».
2.2.4.1.4. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
В связи с длительным технологическим циклом изготовления продукции в течение года затраты классифицируются на прямые затраты и затраты, подлежащие распределению.
Прямые затраты (заработная плата, семена, удобрения, средства защиты, амортизация ОС) относятся непосредственно на определенный вид продукции и учитываются на счете 20 «Основное производство».
К затратам, подлежащим распределению, относятся общепроизводственные затраты, которые учитываются по статьям затрат и распределяются пропорционально количеству метро-дней вегетационного периода соответствующей культуры.
Общехозяйственные расходы закрываются без распределения и отражаются на счете 90-5 «Управленческие расходы».
Для исчисления фактической себестоимости продукции и измерения объекта калькуляции используются калькуляционные единицы, отражающие потребительскую стоимость продукции, работ, услуг:
- натуральные - единицы измерения выполненной работы, оказанной услуги: кг, кВт·ч, Гкал;
- стоимостные: руб.
Фактическая себестоимость рассчитывается по окончании отчетного периода (год), а в течение года списание себестоимости продукции ведется по плановым ценам.
Возвратные отходы оцениваются по цене возможной реализации (ценам приемки вторичных ресурсов).
Суммы фактической производственной себестоимости готовой продукции (работ, услуг) переносятся с кредита счета затрат на производство в дебет счета 43 «Готовая продукция».
Оценка отгруженной продукции отражается в бухгалтерском учете по плановой себестоимости. Аналитический учет готовой продукции на складе ведется по учетным ценам, по отгрузке - по отпускным ценам.
2.2.4.1.5. УЧЕТ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ
Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), других материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и признание полученной прибыли производится по мере отгрузки товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Учет доходов и расходов по разным видам деятельности ведется раздельно.
Под моментом определения выручки от реализации и признания полученной от реализации прибыли понимается момент (отчетный период), в котором на основании соответствующих документов реализация и прибыль отражены в бухгалтерском учете.
Датой отгрузки товаров является дата их отпуска со склада, проставленная в реквизите «___» _________ 20__ г. товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2.
2.2.4.1.6. РАСЧЕТЫ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
При отражении данных по счетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и другими предприятиями и организациями следует учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством Республики Беларусь. При регулировании сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, и в иных случаях следует руководствоваться действующими нормативными документами.
Учет дебиторской и кредиторской задолженности на счетах учета расчетов включает также и авансы.
К краткосрочной задолженности относится задолженность со сроком погашения согласно заключенному договору до 1 года (начиная с даты принятия обязательств в бухгалтерском учете), а к долгосрочной - со сроком погашения более 1 года.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается в бухгалтерском балансе в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
2.2.4.1.7. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) определяется как сумма финансового результата от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов.
Доходы признаются в бухгалтерском учете:
- при реализации ОС, прочих внеоборотных активов, материалов - по мере отгрузки;
- при реализации валютных ценностей, от процентов, от конверсии валютных ценностей, от прочих доходов - по мере их поступления;
- от выбытия ОС, прочих внеоборотных активов, материалов и операций с тарой - по мере их оприходования;
- от операций получения (погашения) займа - при погашении этого займа;
- от штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров, от поступления в возмещение причиненных убытков, от сумм, поступивших в погашение списанной дебиторской задолженности в прошлые годы, от прочих операций - по мере их поступления (получения), т.е. когда они фактически уплачены;
- от безвозмездно полученных ОС и других амортизируемых активов (при передаче в пределах одного собственника) - по мере начисления амортизации;
- от безвозмездно полученного прочего имущества - по окончании отчетного периода;
- от излишков - по мере выявления в результате инвентаризаций;
- от прибыли прошлых лет, полученной в отчетном году, - по мере получения;
- от списания кредиторской и дебиторской задолженности - в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;
- от курсовых разниц - при переоценке имущества и обязательств, проводимой в соответствии с законодательством;
- от дооценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата проведения переоценки.
2.2.4.2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Налоговая политика Предприятия является эффективным инструментом минимизации налоговых обязательств в рамках действующего законодательства.
Основная цель налоговой политики Предприятия - оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов, как непосредственно сумм налогов, так и косвенных затрат.
Формирование эффективной налоговой политики Предприятия базируется на следующих основных принципах:
- строгое соблюдение действующего налогового законодательства;
- соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивостью Предприятия;
- поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;
- оперативный учет изменений в действующей налоговой системе;
- плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей.
Налоговая политика включает:
- выбор правильного юридического адреса;
- выбор правильной организационно-правовой формы;
- определение тактики работы с налоговой инспекцией;
- выбор видов деятельности, которые сделают налоговую нагрузку минимальной;
- определение оптимальных способов и сроков уплаты налоговых обязательств;
- направление распределения прибыли;
- порядок привлечения инвестиций, которые положительно скажутся на налогообложении;
- быстрое реагирование на законодательные инициативы в сфере налогообложения;
- использование налоговых льгот;
- рациональное управление базой налогообложения;
- выбор форм расчетов с контрагентами;
- выбор форм заключения договоров с контрагентами;
- управление рисками;
- грамотный учет затрат;
- эффективное планирование состава затрат;
- оценка кредиторской задолженности.
Налоговая политика Предприятия:
- предусматривает поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;
- предопределяет целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты НДС, единый налог для производителей сельхозпродукции, налоги и отчисления из заработной платы, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.
Налоговая политика Предприятия формируется на основе действующего законодательства Республики Беларусь.
2.2.4.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Источником образования прибыли Предприятия является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых им от всех видов его деятельности.
Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития Предприятия.
Распределение прибыли - форма реализации разработанной политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, в процессе которой полученная (намеченная к получению) прибыль распределяется по основным направлениям ее предстоящего использования.
Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность работников Предприятия. Объемы и формы участия персонала в распределении прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
Прибыль Предприятия распределяется в соответствии с Налоговым кодексом РБ, инструктивными и методическими документами Министерства финансов РБ, уставом Предприятия.
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности Предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
Распределение прибыли в деятельности Предприятия:
- непосредственно реализует главную цель политики управления ею - повышение уровня благосостояния собственника Предприятия, формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме процентов учредителю) и ростом этих доходов в предстоящем периоде за счет обеспечения возрастания вложенного капитала. Собственник Предприятия самостоятельно формирует направления удовлетворения своих потребностей во времени;
- является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости Предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения;
- определяет темпы реализации стратегии развития Предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности Предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников, а реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников;
- оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности Предприятия.
Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственником и персоналом Предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления уровень платежеспособности Предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
Процесс такого распределения базируется на следующих принципах:
- связь политики распределения с общей политикой управления прибылью Предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли полностью соответствуют целям и задачам общей политики управления ею, так как распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода;
- приоритетность учета интересов собственника Предприятия. Прибыль, формируемая Предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Принципы распределения прибыли, положенные в основу распределения прибыли, носят долговременный характер;
- оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли проводится с использованием следующих основных показателей:
коэффициента капитализации прибыли;
коэффициента выплат прибыли собственнику;
коэффициента участия персонала в прибыли.
08.07.2014
Ирина Пашко, экономист