Пособие от 21.09.2018
Автор: Томкович Р.

Получаем разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции по-новому


СОДЕРЖАНИЕ

 

Когда обращаться?

Куда обращаться?

Подача заявления

Рассмотрение обращения и выдача разрешения

О чем надо уведомлять Нацбанк?

 

Материал помещен в архив

 

ПОЛУЧАЕМ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ЗАВЕРШЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ОПЕРАЦИИ ПО-НОВОМУ

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.08.2018 № 348 внесены изменения и дополнения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее - постановление № 52), а также в новой редакции изложена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением № 52 (далее - Инструкция № 52). С учетом этого рассмотрим, что изменилось при получении разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций.

Когда обращаться?

В случае если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан обратиться за получением разрешения в Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк).

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки (подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»):

 

при экспорте, в том числе по договорам комиссии, за исключением случаев, указанных ниже не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг
при выполнении строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказании услуг в строительстве (далее - выполнение (оказание) строительных работ (услуг)) на территории Российской Федерации по внешнеторговым договорам, связанным с реализацией договоров создания объекта долевого строительства не позднее даты завершения нормативного срока строительства объекта
при выполнении (оказании) строительных работ (услуг) на территории иностранных государств в размере зарезервированных заказчиком до 10 % от общей стоимости соответствующего договора не позднее 30 календарных дней с даты завершения гарантийного периода на выполненные (оказанные) строительные работы (услуги)
при импорте не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа

 

Более длительные сроки для отдельных видов внешнеторговых операций установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее - постановление № 1483/22).

Если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока ее завершения, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением.

Куда обращаться?

В вышеуказанных случаях обращаться за разрешением необходимо:

 

в центральный аппарат Нацбанка, если резидент зарегистрирован на территории г. Минска и Минской области при экспорте если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 185 календарных дней (ранее было 90 календарных дней)
при импорте если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 275 календарных дней (ранее было - на 60 календарных дней)
в главное управление Нацбанка по области по месту регистрации резидента при экспорте если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 185 календарных дней (ранее было - на 90 календарных дней)
при импорте если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 275 календарных дней (ранее было - 60 календарных дней)

 

Таким образом, увеличен срок предполагаемого завершения внешнеторговой операции, при котором необходимо обращаться с заявлением в центральный аппарат Нацбанка. Это означает, что по большему числу ситуаций резиденты получают возможность обращаться именно в территориальные подразделения главного банка страны.

Кроме того, в подп.4.2 п.4 Инструкции № 52 теперь указывается не место нахождения, а место регистрации юридического лица в целях решения вопроса о том, в какое именно главное управление Нацбанка следует обращаться.

Подача заявления

Для продления срока завершения внешнеторговой операции (внесения изменений в ранее выданное разрешение) резидент должен направить в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) заявление по форме, прилагаемой к Инструкции № 52. Отметим, что данная форма является примерной, то есть ее цель не установление жестких требований к заявлению, а оказание субъектам хозяйствования помощи в подготовке и придании единообразного вида в целях повышения оперативности рассмотрения.

В силу того, что сроки имеют ключевое значение, в данном документе очень детально изложены нормы о том, с какой даты заявление считается поданным в Нацбанк.

Датой подачи заявления на бумажном носителе, представляемого в виде почтового отправления, считается дата его передачи на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим календарным штемпелем.

Датой подачи заявления на бумажном носителе, представляемого иным способом (нарочным, с использованием ящика для корреспонденции в фойе здания Нацбанка и т. д.), считается дата его регистрации как входящего документа.

Датой подачи заявления, представляемого по электронным каналам связи, считается дата поступления электронного документа в документальную информационную систему Нацбанка.

Новеллой является регламентация подачи заявления по электронным каналам связи в виде электронного документа, иные изменения носят редакционный характер.

Отметим, что абзацем 14 ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» электронный документ определен как документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. При этом в качестве подлинного электронного документа рассматривается электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ.

Электронная цифровая подпись - это последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности. В свою очередь, средство электронной цифровой подписи - техническое, программное или программно-аппаратное средство криптографической защиты информации, с помощью которого реализуются одна или несколько из следующих функций: выработка электронной цифровой подписи, проверка электронной цифровой подписи, выработка личного ключа или открытого ключа.

Таким образом, законодатель не ставит знак равенства между документом в электронном виде и электронным документом. Первое понятие шире по объему и включает не только электронные документы в понимании их законодательством, но и иные формы использования электронных средств, позволяющие идентифицировать лицо, заключающее сделку (например, системы дистанционного банковского обслуживания, используемые банками и их клиентами).

Для получения разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции резидент должен представить в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) документы в соответствии с пп.1-6 перечня документов, представляемых в Нацбанк (главные управления Нацбанка по областям) для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений (внесении изменений в разрешения) на продление сроков завершения внешнеторговых операций, а для внесения изменений - дополнительно документы, указанные в п.7 перечня документов, с обоснованием необходимости внесения изменений в разрешение.

Это следующие документы:

1) заявление резидента.

Ранее в соответствующем пункте указывалось, что заявление должно содержать:

• описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);

• сумму внешнеторговой операции;

• запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;

• обоснование необходимости продления срока внешнеторговой операции;

• информацию об отсутствии фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк.

Теперь в перечне более не приводятся требования к содержанию заявления, поскольку, как указывалось выше, его форма утверждена в качестве отдельного приложения к Инструкции № 52;

2) копия внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего факт заключения внешнеторгового договора, а также копия (копии) документа(ов), посредством которого(ых) оформлена внешнеторговая операция;

3) информация в письменном виде, полученная в том числе от контрагента по внешнеторговому договору (иного участника внешнеторговой сделки), которая может быть использована в обосновании невозможности исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, с учетом сложившихся обстоятельств и (или) объективных причин, содержащая указание на планируемую дату выполнения обязательств, а также иные сведения и (или) документы, подтверждающие завершение внешнеторговой операции в срок, превышающий установленный законодательством, либо невозможность ее завершения в срок, установленный законодательством (при наличии).

Данная норма существенно изменена, и если ранее должны были представляться информация от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств, то новая редакция позволяет представлять иную информацию, подтверждающую невозможности исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством. При этом такая информация должна содержать указание на планируемую дату выполнения обязательств;

4) копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы и др.) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при наличии);

5) ходатайство соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Минского горисполкома), при условии повторного обращения за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк (при наличии).

Формально требование является новым, однако оно и ранее вытекало из положений постановления Следовательно, Нацбанк мог его истребовать в соответствии со следующим ниже пунктом, теперь же представление указанного документа будет обязательным;

6) ходатайство государственного органа (государственной организации), облисполкома или Минского горисполкома (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется Нацбанком (главными управлениями Нацбанка по областям)), за исключением юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, другому государственному органу или государственной организации, подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси;

7) копии документов (при наличии), обосновывающих необходимость внесения изменений в разрешение.

Как и ранее, верность копий документов, представляемых на бумажном носителе, должна быть засвидетельствована подписью руководителя (его заместителя) юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченных им лиц. Скрепление печатью теперь не требуется, но применение факсимильной подписи по-прежнему не допускается.

Рассмотрение обращения и выдача разрешения

Как и прежде, Главное управление центрального аппарата Нацбанка, осуществляющее мониторинг внешнеторговых операций (главное управление Нацбанка по области), вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков. Указанная информация представляется резидентом в срок, установленный в запросе.

В выдаваемом разрешении устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции. При выдаче разрешения срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты начала внешнеторговой операции по дату, указанную резидентом в заявлении, но не позднее даты, указанной в ходатайстве соответствующего государственного органа (государственной организации), облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Минского горисполкома), в случае его представления.

Таким образом, Инструкция № 52 дополнена указанием на предельно возможный срок продления срока завершения внешнеторговой операции в некоторых случаях.

Отметим, что постановлением № 1483/22 определены следующие условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) по заявлению резидента:

• наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;

• завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;

• отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;

• соблюдение резидентом требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;

• отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк.

Обязательность выполнения одного из условий, перечисленных выше, либо совокупности этих условий определяется Нацбанком в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств, а в случае, указанном выше в последнем абзаце, - при наличии ходатайства соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Минского горисполкома).

Выдача разрешения, внесение изменений в ранее выданное разрешение либо направление отказа в выдаче разрешения с указанием причин осуществляются в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в Нацбанк.

В случае если Нацбанком запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения, внесения изменений в разрешение либо направления отказа в выдаче разрешения не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк всей дополнительно запрошенной информации.

Нацбанк не рассматривает поступившие от резидента сведения и документы, а также не возвращается к рассмотрению заявления резидента, по которому уже выдано разрешение либо направлен отказ в выдаче разрешения, за исключением случаев повторного (очередного, то есть третьего и последующего) обращения резидента с заявлением либо представления документов, подтверждающих своевременность обращения резидента за продлением срока завершения внешнеторговой операции.

Нацбанк отказывает резиденту в выдаче разрешения в следующих случаях:

• представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление (несвоевременное представление) заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

• фактическая реализация внешнеторговой операции и прекращение обязательств по ней на дату подачи заявления;

• превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, на дату подачи заявления;

• превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного ранее выданным разрешением (при обращении за повторным (очередным) продлением срока);

• невыполнение заявителем одного либо совокупности условий, установленных Советом Министров Республики Беларусь и Нацбанком. Обязательность выполнения одного либо совокупности условий определяется в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств, а также с учетом ходатайства соответствующего государственного органа (государственной организации), облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей - облисполкома или Минского горисполкома), в случае его представления.

О чем надо уведомлять Нацбанк?

В целом неизменной осталась норма, согласно которой в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения, а также при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица и требующих внесения изменений в разрешение, вновь созданное юридическое лицо обязано обратиться за получением нового разрешения до истечения срока ранее выданного разрешения в порядке, установленном Инструкцией № 52.

Действие ранее выданных разрешений прекращается с даты государственной регистрации вновь созданного юридического лица, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица - с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В выдаваемом разрешении срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты прекращения действия ранее выданного разрешения.

При изменении наименования юридического лица, фамилии, собственного имени или отчества (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, получившего разрешение, резидент обязан до истечения срока ранее полученного разрешения обратиться за внесением соответствующих изменений в разрешение.

Резидент в срок не позднее 30 календарных дней с даты завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую выдано разрешение (за исключением внешнеторговой операции, по которой в период рассмотрения заявления представлены документы, подтверждающие ее завершение), направляет в Нацбанк сведения о завершении внешнеторговой операции по установленной форме.

Помимо редакционных изменений, норма дополнена указанием о том, что не требуется дополнительно представлять уведомление установленной формы о завершении внешнеторговой операции, если по ней в период рассмотрения заявления представлены документы, подтверждающие ее завершение.

 

21.09.2018

 

Роман Томкович, юрист