Комментарий от 28.07.2016
Автор: Антонов А.

Получаем разрешение на производство строительно-монтажных работ по новым правилам. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151


СОДЕРЖАНИЕ

 

Изменения в процедуре выдачи разрешения на производство СМР

Где и на основании чего получать разрешение на производство СМР

Отказ в выдаче разрешения на производство СМР

Перерегистрация разрешения на производство СМР

Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение на производство СМР

Продление срока действия разрешения на производство СМР

Прекращение и приостановление действия разрешения на производство СМР

 

Материал помещен в архив

 

ПОЛУЧАЕМ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151

С 2 июня 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2016 № 151 «О некоторых вопросах выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия» (далее - постановление № 151).

Постановлением № 151:

• утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия (далее - Положение № 151). Со вступлением в силу Положения № 151 утратила силу Инструкция о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденная постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 (далее - Инструкция № 11);

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 мая 2018 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утратило силу Положение № 151 и утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Новое Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений;

 

• изложен в новой редакции п.3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень административных процедур), которым установлен порядок совершения административной процедуры «выдача (перерегистрация) разрешения на производство строительно-монтажных работ, внесение изменений и (или) дополнений в разрешение на производство строительно-монтажных работ, продление срока действия разрешения на производство строительно-монтажных работ».

Постановление № 151 призвано устранить спорные вопросы правоприменения Инструкции № 11, а также более детально урегулировать вопросы получения разрешений на производство строительно-монтажных работ (далее - разрешение, разрешение на производство СМР), внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока действия.

Постановление № 151 разграничивает порядок и основания:

• выдачи разрешений;

• перерегистрации разрешений;

• внесения изменений и (или) дополнений в разрешения;

• продления срока действия разрешений.

Изменения в процедуре выдачи разрешения на производство СМР

Существенных изменений, непосредственно касающихся процедуры выдачи разрешений на производство СМР, не произошло. Срок выдачи разрешений по-прежнему установлен в 3 рабочих дня.

Вместе с тем Положением № 151 предусмотрено новое основание для отказа в выдаче, перерегистрации, внесении изменений и (или) дополнений, продлении срока действия разрешения на производство СМР: отсутствие аттестатов соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или индивидуального предпринимателя, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным (абзац 3 п.12).

 

Обратите внимание!

Для заказчиков в строительстве, не имеющих аттестатов соответствия, возможны два варианта действий:

1) получение аттестата соответствия на право выполнения функций заказчика, застройщика, оказание отдельных видов инженерных услуг в строительстве (подп.5.1 п.5 перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252));

2) привлечение инженерной организации, которая имеет аттестат соответствия на право выполнения функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью (подп.5.2 п.5 указанного перечня).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. перечень № 252 изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148.

Где и на основании чего получать разрешение на производство СМР

Разрешения на производство СМР выдают инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Для получения разрешения на производство СМР заказчик (застройщик) должен представить в соответствующую инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь следующие документы:

• заявление по форме согласно приложению 1 к Положению № 151;

• копию решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта (за исключением случаев самовольного строительства);

• копию положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (кроме случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной);

• копию приказа (распоряжения) об утверждении проектной документации;

• копию договора строительного подряда в случае заключения такого договора;

• копию платежного поручения, подтверждающего перечисление целевых отчислений от стоимости СМР по объекту строительства;

• копию решения местного исполнительного и распорядительного органа о продолжении строительства самовольной постройки - в случае самовольного строительства;

• копию заключения о техническом состоянии законсервированного объекта - по объектам строительства после консервации (п.3.12 единого перечня административных процедур).

 

Обратите внимание!

При проектировании в две стадии объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и облисполкомов, Минского горисполкома, разрешение может быть выдано только после представления копии положительного заключения государственной экспертизы строительного проекта. При проектировании в две стадии объектов, финансируемых за счет иных источников, разрешение может быть получено после представления копии положительных заключений государственной экспертизы архитектурного проекта, а также разделов и отдельных технических решений строительного проекта в объеме согласно выводам заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту (абзацы 1-3 части второй п.6 Положения № 151).

 

Кроме того, представляются следующие документы:

• подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица (протокол общего собрания учредителей, трудовой договор), а также удостоверяющие его личность (паспорт) и (или) подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица (доверенность), а также удостоверяющие его личность (паспорт);

• подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (свидетельство о государственной регистрации) - по запросу (абзацы 3, 4 п.2 ст.15 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее - Закон № 433-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2017 г. глава 4 (ст.14-18) Закона № 433-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 № 17-З (далее - Закон № 17-З). Указанная норма п.2 ст.15 Закона № 433-З не изменилась.

 

Отказ в выдаче разрешения на производство СМР

Решения об отказе в выдаче разрешений, равно как и решения об отказе в перерегистрации, внесении изменений и (или) дополнений в разрешения, продлении срока действия разрешений принимаются, если:

• в заявлении для получения разрешения (внесения изменений и (или) дополнений в разрешение, продления срока действия разрешения) указаны не в полном объеме либо указаны недостоверные сведения;

• отсутствуют аттестаты соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или ИП, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным (абзацы 2, 3 п.12 Положения № 151);

• отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для выдачи разрешений;

• заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы (абзацы 2, 3 ст.25 Закона № 433-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2017 г. согласно абзацу 2 ст.25 Закона № 433-З (в редакции Закона № 17-З) уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 

Перерегистрация разрешения на производство СМР

Положение № 151 в отличие от Инструкции № 11 предусматривает необходимость перерегистрации разрешений только в случае перехода права собственности на объект строительства. Инструкция № 11 предусматривала необходимость перерегистрации разрешений также в случае изменения организационно-правовой формы заказчика, застройщика. Теперь при изменении организационно-правовой формы заказчика, застройщика достаточно внести изменения в разрешение, что сделать значительно проще.

При перерегистрации разрешения производится выдача разрешения в порядке, установленном для его получения (с представлением всех тех документов, что и при получении разрешения: решение исполкома о разрешении строительства и т. д.). При этом оформляется разрешение с новой датой выдачи, номер которого сохраняется прежним. Срок для перерегистрации разрешения - не позднее месяца с даты государственной регистрации перехода права собственности на объект строительства (п.9 Положения № 151).

Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение на производство СМР

Изменения и (или) дополнения вносятся в случае изменения условий, при которых производилась выдача разрешения. Перечень таких условий расширен и включает в себя:

• передачу функций заказчика, застройщика другому юридическому лицу или ИП без перехода права собственности на объект;

• изменение организационно-правовой формы заказчика, застройщика;

• изменение наименования заказчика, застройщика;

• замену подрядчика;

• замену организаций или ИП, осуществляющих авторский надзор;

• замену организаций или ИП, осуществляющих технический надзор;

• привлечение заказчиком второго и последующего подрядчика;

• принятие решения заказчика, застройщика о продолжении строительства объекта самостоятельно без привлечения подрядчика в случае прекращения действия договора строительного подряда;

• замену ответственного производителя работ;

• замену ответственного представителя технического надзора;

• замену руководителя авторского надзора;

• существенные изменения проектных решений, при которых осуществлены повторная государственная экспертиза и (или) повторное утверждение проектной документации;

• выделение в составе проекта очередей строительства и (или) пусковых комплексов;

• приостановление строительства объекта;

• изменение данных об аттестатах соответствия и (или) квалификационных аттестатах, указанных в заявлении для получения разрешения (п.7 Положения № 151).

 

Обратите внимание!

При привлечении генподрядчиком субподрядчиков п.7 Положения № 151 не требует внесения изменений и (или) дополнений в разрешение на производство СМР.

 

Срок для обращения заказчиков, застройщиков за внесением изменений и (или) дополнений в разрешение - 10 календарных дней со дня наступления соответствующих событий.

Последствие необращения за внесением изменений и (или) дополнений в разрешение на производство СМР - приостановление действия разрешения (подп.15.2 п.15 Положения № 151).

Продление срока действия разрешения на производство СМР

Для продления срока действия разрешения не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока действия выданного разрешения необходимо подать:

1) заявление;

2) копию документа, подтверждающего согласование изменения (продления) сроков строительства объекта (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь);

3) копии документов, представляемых для получения разрешения, - в случаях, когда срок действия документов, ранее представленных для получения разрешения, истек (п.3.12 единого перечня административных процедур).

Прекращение и приостановление действия разрешения на производство СМР

Положение № 151 также разграничивает случаи и основания:

• прекращения действия разрешения:

- признание разрешения недействительным (прекращение действия с даты выдачи разрешения);

- признание разрешения утратившим силу;

• приостановления действия разрешения.

 

Процесс Основание
Признание недействительным Выявление факта представления заказчиком, застройщиком документов и (или) сведений (в том числе указанных в заявлении для получения разрешения), не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов (подп.14.1 п.14 Положения № 151)
Признание утратившим силу Консервация объекта.
Строительство объекта не начато в течение 6 месяцев со дня выдачи разрешения.
Строительство объекта не осуществляется более 1 года (подп.14.2 п.14 Положения № 151)
Приостановление действия Окончание срока действия или прекращение действия соответствующих договоров строительного подряда (при заключении такого договора), на осуществление авторского и (или) технического надзора.
Окончание срока действия или прекращение действия заключения государственной экспертизы по проектной документации (кроме случаев, когда экспертиза не является обязательной).
Заказчиком, застройщиком - юридическим лицом или ИП в течение 10 календарных дней в орган государственного строительного надзора не представлены документы и сведения об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения.
Отсутствие на объекте комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии «Строительный проект» с отметками заказчика, застройщика «К производству работ» по выполненным или выполняемым работам (п.15 Положения № 151)

 

28.07.2016

 

Александр Антонов, юрист практики строительства и недвижимости юридической компании Revera