


Материал помещен в архив
ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ВНЕСЕНИЕ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, обязаны получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение и соблюдать условия, установленные в таких разрешениях (п.2 ст.21 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»).
![]() |
Справочно Стационарные источники выбросов - источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов. К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ. К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ. |
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664 (далее - Положение № 664).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. следует руководствоваться Положением № 664 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2018 № 151. |
Получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:
• более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;
• менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Министерством здравоохранения РБ порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,000 1 т в год (п.4 Положения № 664).
![]() |
Обратите внимание! Данные о количественном и качественном составе выбросов, на основании которых делается вывод о необходимости получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, содержатся в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываемом природопользователями в соответствии с требованиями законодательства в области охраны атмосферного воздуха. |
Получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников
Разрешение на выбросы может быть выдано как по месту нахождения природопользователя (далее - заявитель), так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов (далее - объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов).
Разрешения выдаются (п.7 Положения № 664):
1) Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов и (или) находящиеся в г.Минске;
2) областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, выбросы от которых составляют более 10 т загрязняющих веществ в год, а также в случае, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества 1-го класса опасности загрязняющих веществ в количестве более 0,000 1 т в год (за исключением заявителей, указанных в п.1));
3) городскими или районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - иным заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, не указанных в пп.1) и 2), а также для производителей сельскохозяйственной продукции, перешедших на уплату единого налога, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций, финансируемых из бюджета.
![]() |
Пример Организация зарегистрирована в г.Минске, где расположен офис, и имеет производственную площадку в г.Смолевичи, где и эксплуатирует стационарные источники выбросов. Выброс загрязняющих веществ составляет 7,85 т/год, вещества 1-го класса опасности отсутствуют. Таким образом, организация может получить разрешение на выброс загрязняющих веществ как в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды (по месту своего нахождения), так и в Смолевичской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (по месту нахождения источников выбросов загрязняющих веществ). |
При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.
Для получения разрешения для действующего объекта заявитель представляет в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - орган выдачи разрешения) следующие документы:
• заявление по установленной форме;
• проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Форма заявления на получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух приведена в приложении 1 к Положению № 664.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. следует применять приложение 1 к Положению № 664 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 12.09.2019 № 617. |
![]() |
Справочно Пример заполнения заявления на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух смотрите здесь. |
Проект нормативов и акт инвентаризации представляются в бумажном и электронном виде.
Как правило, для проведения работ по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и разработке нормативов допустимых выбросов природопользователи привлекают сторонние организации. В этом случае в договоре необходимо предусмотреть представление исполнителем разработанных документов как в бумажном виде, так и на электронном носителе.
В случае если организация самостоятельно разрабатывает эти документы, необходимо придерживаться некоторых требований по оформлению электронных документов:
1) документы должны представляться в виде электронной таблицы Excel MS Office;
2) все листы (закладки) должны быть расположены в одной книге (Excel-файле);
3) код вещества необходимо указывать в круглых скобках. Наименования веществ должны соответствовать государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 17.08.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Коды и перечень» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223045/320495);
4) название цеха в листах с нормативами необходимо повторять на каждой строке с вводимыми значениями, не делая пропусков (см. таблицу). Наименование источника выделения должно быть одинаковым во всех таблицах.
Фрагмент записи данных | ||||||||||
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для нормируемых источников выбросов | ||||||||||
источник выделения (цех, участок, наименование технологического оборудования) | номер источника выброса | существующее положение на 2009 г. | перспектива на 2010 г. | перспектива на 20__ г. | ||||||
мг/куб.м | г/с | т/год | мг/куб.м | г/с |
т/год | мг/куб.м | г/с | т/год | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
(337) Углерода оксид | ||||||||||
Цех № 8. Труба |
1 |
6,250 0 |
0,014 5 |
0,073 |
6,312 5 |
0,014 65 |
0,073 73 |
|||
... | ||||||||||
(2902) Твердые частицы, сумма | ||||||||||
Цех № 8. Труба |
1 |
7,200 0 |
0,017 |
0,115 |
7,272 |
0,017 17 |
0,116 15 |
|||
Цех № 8. Кабина окрасочная |
3 |
10,400 0 |
0,042 |
0,029 |
10,504 |
0,042 42 |
0,029 29 |
|||
Цех № 8. Окр. камера |
4 |
11,200 0 |
0,038 |
0,207 |
11,312 |
0,038 38 |
0,209 07 |
|||
... |
5) значения в ячейках должны быть указаны цифрами. При отсутствии информации допускается указание «0» либо оставлять ячейку незаполненной. Значения типа «-» недопустимы;
6) в названии колонки «Перспектива на 20__ г.» (см. таблицу) запись должна производиться без указания диапазонов;
7) в графе «Номер источника выброса» (см. таблицу) необходимо обязательное указание источника. Номера источников допустимы в пределах от 1 до 9 999;
8) надписи «Всего» и «Итого» на листах в таблицах не нужны, так как файл предназначен для автоматической загрузки;
9) суммарные значения внизу таблиц не указываются.
Орган выдачи разрешений рассматривает документы и (или) сведения, представленные заявителем либо его представителем для получения разрешения на выбросы, при необходимости проводит проверку заявителя, эксплуатирующего объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, или проверку соответствия документов и (или) сведений, представляемых на получение разрешения на выбросы, требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха и принимает решение о выдаче разрешения на выбросы или об отказе в выдаче разрешения на выбросы (п.11 Положения № 664). В отношении действующего объекта данное решение принимается в течение 45 дней.
Орган выдачи разрешений может отказать в приеме заявления в случаях:
• если не соблюдены требования к форме или содержанию заявления;
• если не представлены необходимые документы и (или) сведения (проект нормативов допустимых выбросов, акт инвентаризации).
Разрешение на выбросы выдается:
• руководителю юридического лица - при предъявлении документа, подтверждающего его служебное положение, а также удостоверяющего его личность;
• индивидуальному предпринимателю - при предъявлении свидетельства о государственной регистрации;
• представителю заявителя - при предъявлении акта уполномоченного на то государственного органа или учредительных документов либо доверенности, оформленных в порядке, установленном законодательством.
Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято в случаях:
• если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для выдачи разрешения;
• если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы;
• в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Решение об отказе в выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ принимается в письменной форме.
В случае утраты разрешения на выбросы заявитель обязан обратиться в соответствующий орган выдачи разрешений с заявлением в произвольной форме. Представление других документов не требуется. Орган выдачи выдает разрешение в течение 5 дней со дня обращения.
В случае реорганизации заявителя в форме слияния, преобразования, выделения, разделения, присоединения к нему другого заявителя реорганизованный заявитель либо его представитель обращается в шестимесячный срок со дня своей государственной регистрации либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в соответствующий орган выдачи разрешений за получением нового разрешения на выбросы в порядке, установленном Положением № 664.
В срок со дня реорганизации до дня, указанного в решении о выдаче нового разрешения на выбросы, действуют разрешения на выбросы, выданные заявителям, которые реорганизовались.
Внесение изменений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников
В случае появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения на выбросы в другом органе выдачи разрешений, заявитель либо его представитель в течение 15 дней письменно уведомляет об этом новый и прежний органы выдачи разрешений и обращается в шестимесячный срок за получением нового разрешения на выбросы в порядке, установленном Положением № 664.
Прежний орган выдачи разрешений в срок, не превышающий 15 дней с момента получения указанного в части первой п.16 Положения № 664 уведомления, передает все имеющиеся у него документы и (или) сведения, относящиеся к выдаче разрешений, в новый орган выдачи разрешений.
При этом в прежнем органе выдачи разрешений должны храниться копии переданных в соответствии с частью второй п.16 Положения № 664 материалов.
В срок со дня появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения на выбросы в другом органе выдачи разрешений, до дня, указанного в решении о выдаче нового разрешения на выбросы, действуют разрешения на выбросы, ранее выданные заявителям.
![]() |
Пример Организация имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученное в городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. После ввода в эксплуатацию новой производственной линии валовой выброс загрязняющих веществ согласно проектной документации увеличится на 4,2 т/год (с 9,65 до 13,85 т/год). У организации возникает необходимость в получении нового разрешения на выброс загрязняющих веществ в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, о чем ей в 15-дневный срок со дня ввода производственной линии в эксплуатацию необходимо уведомить городскую инспекцию и областной комитет и в течение 6 месяцев обратиться в областной комитет за новым разрешением, подготовив необходимые документы. |
Срок действия разрешения на выбросы для действующего объекта составляет:
• 5 лет для заявителей, сведения о которых составляют государственные секреты, и заявителей, объекты воздействия на атмосферный воздух которых отнесены к 1-3 категории;
• 10 лет - для заявителей, объекты воздействия на атмосферный воздух которых отнесены к 4 или 5 категории.
![]() |
Справочно Оценка категории объектов воздействия на атмосферный воздух и относительного показателя опасности объектов воздействия на атмосферный воздух проводится в соответствии с требованиями Инструкции о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 30. Данные о категории объекта воздействия приводятся в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. |
Для продления срока действия разрешения на выбросы заявитель либо его представитель обязан не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия подать в соответствующий орган выдачи разрешений заявление на продление срока действия разрешения на выбросы в произвольной форме с приложением следующих документов:
• оригинала разрешения;
• сведений о выполнении условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на бумажном и электронном носителях).
В случае истечения указанного срока заявитель получает новое разрешение в порядке, установленном в Положении № 664.
Заявитель обязан обратиться в соответствующий орган выдачи разрешений для внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений:
• в трехмесячный срок в случаях:
- изменения наименования обособленного подразделения (филиала) заявителя;
- изменения местонахождения обособленных подразделений (филиалов) заявителя либо его объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов;
- сохранения действия разрешения на выбросы в непрекращенной части при вступлении в силу решения суда либо принятия решения органом выдачи разрешений о прекращении действия разрешения на выбросы по одному или нескольким объектам воздействия на атмосферный воздух, имеющим стационарные источники выбросов, либо о прекращении действия разрешения на выбросы по указанным в нем одному или нескольким стационарным источникам выбросов;
- изменения иных сведений, указанных в разрешении на выбросы;
• в шестимесячный срок в случаях:
- необходимости изменения количественного и качественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;
- необходимости изменения нормативов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы.
В случае нарушения сроков обращения за внесением изменений необходимо получение нового разрешения в порядке, установленном Положением № 664.
![]() |
Пример Организация имеет разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученное в городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Организация увеличила потребление топлива, сжигаемого в котельной, в результате чего увеличился валовой выброс загрязняющих веществ с 7,83 т/год до 9,74 т/год. В этом случае организации необходимо в шестимесячный срок обратиться в городскую инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды за внесением изменений в разрешение. Если бы валовой выброс загрязняющих веществ в результате увеличения составил более 10 т/год, то организации необходимо было бы получать новое разрешение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды в установленном порядке. |
Для внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений заявитель представляет в соответствующий орган выдачи разрешения следующие документы и (или) сведения:
• заявление по установленной форме;
• оригинал разрешения;
• документы (их копии), подтверждающие необходимость внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений. В зависимости от обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в разрешение, это могут быть приказы о реорганизации, свидетельство о регистрации юридического лица, акты приемки в эксплуатацию оборудования, сведения, подтверждающие использование нового сырья или материалов в производстве (регламенты, технологические карты) и т.д.;
• корректировка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в той части, в которой внесены соответствующие изменения и (или) дополнения (при необходимости увеличения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
При подаче в сроки, указанные выше, заявления на внесение изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы заявитель до получения разрешения на выбросы, в которое внесены изменения и (или) дополнения, осуществляет деятельность на основании ранее выданного разрешения на выбросы.
Срок рассмотрения документов органом выдачи разрешения при внесении изменений и (или) дополнений составляет 15 дней.
В случае принятия органом выдачи разрешений решения о внесении изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы срок его действия не изменяется.
Изменения и (или) дополнения в разрешение на выбросы вносятся путем замены соответствующих листов, о чем делается соответствующая отметка на оборотной стороне первого листа разрешения на выбросы.
27.06.2014
Татьяна Русакова, эколог