Пособие от 27.06.2014
Автор: Русакова Т.

Получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесение в него изменений


 

Материал помещен в архив

 

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ВНЕСЕНИЕ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, обязаны получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение и соблюдать условия, установленные в таких разрешениях (п.2 ст.21 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»).

 

Справочно

Стационарные источники выбросов - источники выбросов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов.

К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

 

Основной нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664 (далее - Положение № 664).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. следует руководствоваться Положением № 664 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2018 № 151.

 

Получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:

• более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;

• менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Министерством здравоохранения РБ порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,000 1 т в год (п.4 Положения № 664).

 

Обратите внимание!

Данные о количественном и качественном составе выбросов, на основании которых делается вывод о необходимости получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, содержатся в проекте нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываемом природопользователями в соответствии с требованиями законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

Разрешение на выбросы может быть выдано как по месту нахождения природопользователя (далее - заявитель), так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов (далее - объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов).

Разрешения выдаются (п.7 Положения № 664):

1) Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов и (или) находящиеся в г.Минске;

2) областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, выбросы от которых составляют более 10 т загрязняющих веществ в год, а также в случае, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества 1-го класса опасности загрязняющих веществ в количестве более 0,000 1 т в год (за исключением заявителей, указанных в п.1));

3) городскими или районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - иным заявителям, эксплуатирующим или вводящим в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, не указанных в пп.1) и 2), а также для производителей сельскохозяйственной продукции, перешедших на уплату единого налога, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций, финансируемых из бюджета.

 

Пример

Организация зарегистрирована в г.Минске, где расположен офис, и имеет производственную площадку в г.Смолевичи, где и эксплуатирует стационарные источники выбросов. Выброс загрязняющих веществ составляет 7,85 т/год, вещества 1-го класса опасности отсутствуют. Таким образом, организация может получить разрешение на выброс загрязняющих веществ как в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды (по месту своего нахождения), так и в Смолевичской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (по месту нахождения источников выбросов загрязняющих веществ).

 

При аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.

Для получения разрешения для действующего объекта заявитель представляет в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - орган выдачи разрешения) следующие документы:

• заявление по установленной форме;

• проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Форма заявления на получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух приведена в приложении 1 к Положению № 664.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. следует применять приложение 1 к Положению № 664 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 12.09.2019 № 617.

 

Справочно

Пример заполнения заявления на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух смотрите здесь.

 

Проект нормативов и акт инвентаризации представляются в бумажном и электронном виде.

Как правило, для проведения работ по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и разработке нормативов допустимых выбросов природопользователи привлекают сторонние организации. В этом случае в договоре необходимо предусмотреть представление исполнителем разработанных документов как в бумажном виде, так и на электронном носителе.

В случае если организация самостоятельно разрабатывает эти документы, необходимо придерживаться некоторых требований по оформлению электронных документов:

1) документы должны представляться в виде электронной таблицы Excel MS Office;

2) все листы (закладки) должны быть расположены в одной книге (Excel-файле);

3) код вещества необходимо указывать в круглых скобках. Наименования веществ должны соответствовать государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 17.08.02-01-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух. Коды и перечень» (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/223045/320495);

4) название цеха в листах с нормативами необходимо повторять на каждой строке с вводимыми значениями, не делая пропусков (см. таблицу). Наименование источника выделения должно быть одинаковым во всех таблицах.

Таблица

Фрагмент записи данных

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для нормируемых источников выбросов
источник выделения (цех, участок, наименование технологического оборудования) номер источника выброса существующее положение на 2009 г. перспектива на 2010 г. перспектива на 20__ г.
мг/куб.м г/с т/год мг/куб.м г/с



т/год мг/куб.м г/с т/год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
(337) Углерода оксид
Цех № 8. Труба
1
6,250 0
0,014 5
0,073
6,312 5
0,014 65
0,073 73
     
...
     
(2902) Твердые частицы, сумма
Цех № 8. Труба
1
7,200 0
0,017
0,115
7,272
0,017 17
0,116 15
     
Цех № 8. Кабина окрасочная
3
10,400 0
0,042
0,029
10,504
0,042 42
0,029 29
     
Цех № 8. Окр. камера
4
11,200 0
0,038
0,207
11,312
0,038 38
0,209 07
     
...                    

 

5) значения в ячейках должны быть указаны цифрами. При отсутствии информации допускается указание «0» либо оставлять ячейку незаполненной. Значения типа «-» недопустимы;

6) в названии колонки «Перспектива на 20__ г.» (см. таблицу) запись должна производиться без указания диапазонов;

7) в графе «Номер источника выброса» (см. таблицу) необходимо обязательное указание источника. Номера источников допустимы в пределах от 1 до 9 999;

8) надписи «Всего» и «Итого» на листах в таблицах не нужны, так как файл предназначен для автоматической загрузки;

9) суммарные значения внизу таблиц не указываются.

Орган выдачи разрешений рассматривает документы и (или) сведения, представленные заявителем либо его представителем для получения разрешения на выбросы, при необходимости проводит проверку заявителя, эксплуатирующего объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов, или проверку соответствия документов и (или) сведений, представляемых на получение разрешения на выбросы, требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха и принимает решение о выдаче разрешения на выбросы или об отказе в выдаче разрешения на выбросы (п.11 Положения № 664). В отношении действующего объекта данное решение принимается в течение 45 дней.

Орган выдачи разрешений может отказать в приеме заявления в случаях:

• если не соблюдены требования к форме или содержанию заявления;

• если не представлены необходимые документы и (или) сведения (проект нормативов допустимых выбросов, акт инвентаризации).

Разрешение на выбросы выдается:

• руководителю юридического лица - при предъявлении документа, подтверждающего его служебное положение, а также удостоверяющего его личность;

• индивидуальному предпринимателю - при предъявлении свидетельства о государственной регистрации;

• представителю заявителя - при предъявлении акта уполномоченного на то государственного органа или учредительных документов либо доверенности, оформленных в порядке, установленном законодательством.

Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято в случаях:

• если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для выдачи разрешения;

• если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы;

• в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Решение об отказе в выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ принимается в письменной форме.

В случае утраты разрешения на выбросы заявитель обязан обратиться в соответствующий орган выдачи разрешений с заявлением в произвольной форме. Представление других документов не требуется. Орган выдачи выдает разрешение в течение 5 дней со дня обращения.

В случае реорганизации заявителя в форме слияния, преобразования, выделения, разделения, присоединения к нему другого заявителя реорганизованный заявитель либо его представитель обращается в шестимесячный срок со дня своей государственной регистрации либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в соответствующий орган выдачи разрешений за получением нового разрешения на выбросы в порядке, установленном Положением № 664.

В срок со дня реорганизации до дня, указанного в решении о выдаче нового разрешения на выбросы, действуют разрешения на выбросы, выданные заявителям, которые реорганизовались.

Внесение изменений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников

В случае появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения на выбросы в другом органе выдачи разрешений, заявитель либо его представитель в течение 15 дней письменно уведомляет об этом новый и прежний органы выдачи разрешений и обращается в шестимесячный срок за получением нового разрешения на выбросы в порядке, установленном Положением № 664.

Прежний орган выдачи разрешений в срок, не превышающий 15 дней с момента получения указанного в части первой п.16 Положения № 664 уведомления, передает все имеющиеся у него документы и (или) сведения, относящиеся к выдаче разрешений, в новый орган выдачи разрешений.

При этом в прежнем органе выдачи разрешений должны храниться копии переданных в соответствии с частью второй п.16 Положения № 664 материалов.

В срок со дня появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения на выбросы в другом органе выдачи разрешений, до дня, указанного в решении о выдаче нового разрешения на выбросы, действуют разрешения на выбросы, ранее выданные заявителям.

 

Пример

Организация имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученное в городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. После ввода в эксплуатацию новой производственной линии валовой выброс загрязняющих веществ согласно проектной документации увеличится на 4,2 т/год (с 9,65 до 13,85 т/год). У организации возникает необходимость в получении нового разрешения на выброс загрязняющих веществ в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, о чем ей в 15-дневный срок со дня ввода производственной линии в эксплуатацию необходимо уведомить городскую инспекцию и областной комитет и в течение 6 месяцев обратиться в областной комитет за новым разрешением, подготовив необходимые документы.

 

Срок действия разрешения на выбросы для действующего объекта составляет:

• 5 лет для заявителей, сведения о которых составляют государственные секреты, и заявителей, объекты воздействия на атмосферный воздух которых отнесены к 1-3 категории;

• 10 лет - для заявителей, объекты воздействия на атмосферный воздух которых отнесены к 4 или 5 категории.

 

Справочно

Оценка категории объектов воздействия на атмосферный воздух и относительного показателя опасности объектов воздействия на атмосферный воздух проводится в соответствии с требованиями Инструкции о порядке отнесения объектов воздействия на атмосферный воздух к определенным категориям, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.05.2009 № 30. Данные о категории объекта воздействия приводятся в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

Для продления срока действия разрешения на выбросы заявитель либо его представитель обязан не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия подать в соответствующий орган выдачи разрешений заявление на продление срока действия разрешения на выбросы в произвольной форме с приложением следующих документов:

• оригинала разрешения;

• сведений о выполнении условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (на бумажном и электронном носителях).

В случае истечения указанного срока заявитель получает новое разрешение в порядке, установленном в Положении № 664.

Заявитель обязан обратиться в соответствующий орган выдачи разрешений для внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений:

в трехмесячный срок в случаях:

- изменения наименования обособленного подразделения (филиала) заявителя;

- изменения местонахождения обособленных подразделений (филиалов) заявителя либо его объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов;

- сохранения действия разрешения на выбросы в непрекращенной части при вступлении в силу решения суда либо принятия решения органом выдачи разрешений о прекращении действия разрешения на выбросы по одному или нескольким объектам воздействия на атмосферный воздух, имеющим стационарные источники выбросов, либо о прекращении действия разрешения на выбросы по указанным в нем одному или нескольким стационарным источникам выбросов;

- изменения иных сведений, указанных в разрешении на выбросы;

в шестимесячный срок в случаях:

- необходимости изменения количественного и качественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

- необходимости изменения нормативов и (или) временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы.

В случае нарушения сроков обращения за внесением изменений необходимо получение нового разрешения в порядке, установленном Положением № 664.

 

Пример

Организация имеет разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученное в городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Организация увеличила потребление топлива, сжигаемого в котельной, в результате чего увеличился валовой выброс загрязняющих веществ с 7,83 т/год до 9,74 т/год. В этом случае организации необходимо в шестимесячный срок обратиться в городскую инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды за внесением изменений в разрешение. Если бы валовой выброс загрязняющих веществ в результате увеличения составил более 10 т/год, то организации необходимо было бы получать новое разрешение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды в установленном порядке.

 

Для внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений заявитель представляет в соответствующий орган выдачи разрешения следующие документы и (или) сведения:

• заявление по установленной форме;

• оригинал разрешения;

• документы (их копии), подтверждающие необходимость внесения в разрешение на выбросы изменений и (или) дополнений. В зависимости от обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в разрешение, это могут быть приказы о реорганизации, свидетельство о регистрации юридического лица, акты приемки в эксплуатацию оборудования, сведения, подтверждающие использование нового сырья или материалов в производстве (регламенты, технологические карты) и т.д.;

• корректировка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в той части, в которой внесены соответствующие изменения и (или) дополнения (при необходимости увеличения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

При подаче в сроки, указанные выше, заявления на внесение изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы заявитель до получения разрешения на выбросы, в которое внесены изменения и (или) дополнения, осуществляет деятельность на основании ранее выданного разрешения на выбросы.

Срок рассмотрения документов органом выдачи разрешения при внесении изменений и (или) дополнений составляет 15 дней.

В случае принятия органом выдачи разрешений решения о внесении изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы срок его действия не изменяется.

Изменения и (или) дополнения в разрешение на выбросы вносятся путем замены соответствующих листов, о чем делается соответствующая отметка на оборотной стороне первого листа разрешения на выбросы.

 

27.06.2014

 

Татьяна Русакова, эколог