


Материал помещен в архив
ПОЛУЧЕНИЕ СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПОЛУЧЕНИЯ ТАКОГО СОГЛАСИЯ
Когда необходимо получение согласия антимонопольного органа?
Создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляются после получения согласия антимонопольного органа, если иное не установлено Президентом РБ (п.2 ст.11 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон)) (примечание 1).
Кроме того, согласие антимонопольного органа требуется и в случаях, установленных п.2 ст.12 Закона:
1) приобретения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 % рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
2) совершения хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 % рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
3) приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 % имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
4) совершения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 % акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
5) приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа (примечание 2).
Перечень случаев, когда необходимо получать согласие антимонопольного органа, конкретизирован также в пп.2.3-2.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - Перечень). Так, антимонопольный орган осуществляет выдачу:
• документа о согласии на создание союза, создания ассоциации и другого объединения хозяйствующих субъектов, реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме слияния и присоединения;
• документа о согласии на создание холдинга, включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании (исключение дочерней компании холдинга из состава его участников);
• документа о согласии на реорганизацию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках;
• документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
• документа о согласии на сделку, совершаемую субъектами естественных монополий.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2017 г. следует руководствоваться пп.2.3-2.7 Перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 12.01.2017 № 22. |
![]() |
Обратите внимание! В Законе прямо не установлена необходимость получения согласия антимонопольного органа на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме слияния и присоединения, которое имеется в Перечне. Ввиду такой неочевидности положений законодательства практикующие юристы довольно часто упускают данный момент из вида. |
Юридические последствия неполучения согласия антимонопольного органа
Если говорить о последствиях неполучения согласия антимонопольного органа, то нужно исходить из тех юридических действий, на которые не было получено согласие. Если касаться сделок, обозначенных в ст.12 Закона, то такие сделки, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных (п.6 ст.12 Закона). Иными словами, такие сделки являются оспоримыми и, кроме самого факта нарушения процедуры согласования, для признания их недействительными необходим также факт наличия или возможности негативных последствий в виде возникновения или усиления доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничения конкуренции.
Если же без получения согласия совершаются регистрационные действия, то нужно учитывать, что заявитель в заявлении о государственной регистрации указывает о получении им в случаях, установленных законодательными актами, согласования с антимонопольным органом (абзац 16 части первой п.19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации)).
Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации (часть первая п.26 Положения о регистрации).
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению экономического суда (часть вторая п.26 Положения о регистрации).
При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации:
• созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
• изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, в т.ч. в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации (часть четвертая п.26 Положения о регистрации).
Таким образом, отсутствие согласия антимонопольного органа ведет к возможности признания недействительной регистрации юридического лица или изменений и (или) дополнений в учредительные документы. Если в случае признания недействительной государственной регистрации изменений и (или) дополнений в учредительные документы последствия неполучения согласия еще не столь жестки, то в случае регистрации юридического лица, например, при регистрации в результате слияния, недействительность регистрации влечет за собой взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности (часть третья п.26 Положения о регистрации).
Стоит также отметить, что уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст.11.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Примечание 1. С 1 июля 2014 г. Закон утратит силу в связи со вступлением в силу Закона РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Примечание 2. При применении данной нормы (п.2 ст.12 Закона) антимонопольный орган вправе согласовывать только сделки по приобретению и (или) распоряжению 20 % и более акций (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), если балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин (подп.1.2 п.1 Указа Президента РБ от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. взамен Указа № 499 приняты Указ Президента РБ от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и постановление Совета Министров РБ от 06.09.2016 № 702 «Вопросы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь». |
14.04.2014
Валентин Галич, партнер юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС», директор закрытого акционерного общества «СБ-Глобал»